О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск

 
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова

УТВЕРЖДАЮ:

Декан Высшей школы

(факультета) телевидения

В.Т.Третьяков

10 ноября 2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

для бакалавриата Высшей школы телевидения МГУ

по направлению подготовки "Телевидение"

(Выпуск 2017 г.)

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Методические рекомендации по теоретико-историческому циклу

(теория информационных технологий, теория и история телевидения и телевещания, телевизионной журналистики)

При ответе на экзаменационные вопросы первого цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:

теории и истории отечественного телевидения и функционирования электронных СМИ в России на всех исторических этапах их развития с момента возникновения в период основных этапов его технологического и творческого развития; истории и практики функционирования главных (федеральных) российских телеканалов;

основных проблем и коллизий, связанных с функционированием современных СМИ (свобода и ответственность СМИ, конфликты интересов, правовые аспекты функционирования СМИ, сущность и конкретные нормы профессиональной этики и пр.);

теории телевидения (в разных его ипостасях - технологической, общественной, политической, коммерческой, культурологической, собственно творческой).

ТЕОРИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Феномен телевидения Телевидение как вещь в себе. Телевидение и традиционные общественные институты (семья, традиции, религия, система образования). Телевидение и когнитивный диссонанс. Телевидение и этический и эстетический диссонансы.

Критерии и характеристики теория телевидения Телевидение как общественное явление и институт. Как телевидение взаимодействует с обществом. Характеристики телевидения как вещи в себе. Составляющие теории телевидения. Телевидение и иные средствами массовой информации: общие качества и различия.

Определения телевидения. Какие свойства телевидения (реальные или желаемые) составляют основу своего определения телевидения Владимир Саппак, Энвер Багиров, Александр Юровский, Михаил Луков, Пьер Бурдье, Маршалл Маклюэн, Виталий Третьяков. Телевидение это «новый род журналистики»: отличия тележурналистики от её дотелевизионных форм. «Первая, вторая и третья реальности» и телевидение. Телевидения как «новым искусством» (в сравнении с театром или кинематографом). Доказательства творческого характера телевидения. Эффектов достоверности, присутствия, диалогичности и доверительности на телевидении.

Определение телевидения Главное (основное) определение телевидения. Дополнительные определения телевидения. 14 главных качеств телевидения. Телеобразы. Телефантом. Телесимулякр. Телехимера. Телемиф. Телемифология. Различия традиционного мифотворчества и телевизионного. Фантомообразующее качество (свойство) телевидения. Особенности восприятие телевизионной продукции (телеконтента в целом) массовой аудиторией. Телеиллюзии и телемиражи. Программность телевидения. Составляющие программности. Телеконтент.

Телевидение как благо и как зло. Положительные качества телевидения. Отрицательные качества телевидения. Амбивалентность телевидения. Категории телезрителей, для которых телевидение оборачивается в основном положительными качествами. Национальное телевидение. Чем гарантируется сохранение телевидения как национального СМИ. Инфантильность телевидения. Язык телевидения. Уровень и показатели свободы современного телевидения. Свобода/несвобода современной телеаудитории. Иллюзорность свободы телезрителя. Условия реальной свободы телезрителей. Использования телевидения (телеизображения) в классических и новых визуальных искусствах.

Телевидение как аудиовизуальное средство массовой информации. Главные свойства (качества) телевидения. Отличие телевидения от кинематографа, театра, радио. Отличия телеизображения от восприятия того же самого человеческим глазом. Эффект соучастия (сопричастности), эффект сопереживания и эффект наблюдения. Сходства и различия. Телевуайеризм. Интерактивность телевидения. Соотношение текста и изображения на телевидении. Массовидность (массовость) телевидения. Мультимедийность телевидения. Гиперуниверсальность телевидения. Двойная парадоксальность телевидения. Принцип оглашённости на телевидении. Зрелищность и созерцательность. Телевидение и высокая культура и искусство.

Тотальность телевидения. Соотношение между тотальным и тоталитарным. Уровень тотальности классических СМИ, сетевых СМИ и телевидения. Объективные и субъективные показатели тотальности телевидения. Телевидение как национальный стратегический ресурс. Телевидение как общенациональная трибуна. Информационная картина дня. Информационная повестка дня. Взаимодействие телевидения и политики. Медиакратия. Тотальность телевидения в сфере культуры. Современный человек выйти в условиях тотального телевидения. Причины и механизмы перерастания тотальности в тоталитарность. Механизмы, блокирующие переход от тотальности к тоталитарности тотальных общественных институтов. Телевидение и гражданского общество. Фантомообразующее свойство телевидения.

Телевидение как религия. Пантеон современной медиаверы. Медиодогматы (догматы медиаверы). Телевизионная теокразия. Религиозная практика и медиапрактика: совпадения и различия. Сравнительная характеристика христианства и медиарелигии. Отличие медийных текстов от религиозных. Пределы плюрализма современных СМИ. Телевидеология. Возможность предотвращения тотального воцарения медиаверы.

Типология передач «Пусть говорят». Качества телеведущего в контексте понимания медиа как религии. Телеведущие как телебожества.

Телевидение как фольклор. Основные качества фольклора. Совпадающие качества фольклорного и медийного Гипертекстов. Различия между фольклором и медийным Гипертекстом. Отличия фольклора от произведений профессионального искусства. Фольклоризация современной культуры. Анекдотизация современной культуры. Фольклорные формы и жанры в современном искусстве и на телевидение. Смеховая культура. Смех и комическое в современном искусстве. Фольклоризация сетевых СМИ. Соотношение сущностного (смыслового) и формального на современном телевидении. Противоборство религиозного и фольклорного начал в современных СМИ. Смеховая культура на отечественном телевидении на разных этапах его существования.

Телевидение как карнавал. Религия как фольклор. Отличие религии как фольклора от обычного фольклора. Пересечения религии и фольклора в жизни. Феномен карнавала: исторические корни. Три основные вида форм смеховой культуры по М. Бахтину. Основные составляющие карнавала. «Честный обман» (игра) и обман как таковой. Труд и отдых: их соотношение в жизни и на телеэкране. Круги обмана в современных СМИ. Механизмы и институты, существующие в обществе и предохраняющие его от распада, анархии, хаоса. Ирония и самоирония. Их роль в сохранении психологического здоровья общества. Качественная журналистика как один из предохранителей общественного здоровья и сохранения порядка в обществе. Карнавализация современной журналистики. Позитивный смысл присутствия фольклорного начала на телевидении вообще и в журналистике в частности.

Массовая культура и телевидение. Соотношение (пересечение) массовой культуры, СМИ и журналистики. Качественная журналистика как ретранслятор массовой культуры. Эффект воронки пошлости и невежества. Характерные черты массовой культуры по Х. Ортеге-и-Гассету. Симбиоз телевидения и массовой культуры.

Время на телевидении. Относительность времени на телевидении и вообще в СМИ. Большое сегодня в СМИ. Журналистика как функция будущего. Внутриэфирное время. Три главных сегмента (периода) внутриэфирного времени. Программная политика телевещателей. Время и принципы формирования программной политики Внутрипрограммное время.

Трансформация журналистских жанров на телевидении. Классические жанры журналистики и их телевизионные аналоги. Особенности телевизионных вариантов классических жанров. Как и почему трансформировалась информация на телевидении. Жанр информации присутствует на телевидении. Скрытый комментарий. Репортаж как жанр тележурналистики. Интервью на телевидении. Совпадение и расхождение интересов интервью и интервьюируемого. Способы и методы искажения текста и смысла ответов человека, которые даёт интервью для телевидения. Комментарий на телевидении. Его отличия от статьи в печатном СМИ. Тенденции трансформации классических журналистских жанров на телевидении. Инфотейнмент. Классические жанры журналистики, их аналоги в литературе и в науке. Тенденции трансформации журналистских жанров на телевидении.

Телеформаты (виды и жанры телепередач) Классификация телеформатов (видов телепередач).

Журналистские телеформаты. Новостные (информационные) выпуски. Информационно-аналитические программы. Авторские информационно-аналитические программы. Общественно-политические ток-шоу. Аналитические ток-шоу (круглые столы). Классические документальные фильмы. Портретно-мемуарные интервью.

Опорные ток-шоу. Синтетические (звезда-ведущий) – главные (наиболее рейтинговые) ток-шоу каналов. Медицинские. Кулинарные. Любовные, эротические. Семейные. Потребительские. Астрологические. Ностальгические. Женские. Социальные. Социально-терапевтические, включая благотворительные.

Криминальные форматы. Выпуски криминальных новостей. Документальные фильмы. Судебные шоу. Криминальные телесериалы.

Телевизионные конкурсы и викторины. Профанные. Звёздные. Поиск талантов (раскрутка новых звёзд).

Развлекательные программы. Концертные шоу. Музыкальные шоу. Юмористические шоу. Реалити-шоу. Ролевые игры и переодевания. Ситкомы.

Квазидокументалистика. Мокьюментари. Докудрама. Реконструкции.

Телевизионное кино. Телесериалы классические. Телесериалы-боевики. Мыльные оперы. Мелодрамы. Производственные (профессиональные) сериалы.

Телепутешествия и передачи о животных.

Трансляции. Спортивные трансляции. Трансляция церемоний награждений в сфере шоу-бизнеса. Трансляции официальных мероприятий (включая концерты).

Показ кинофильмов. Советские фильмы. Западные (главным образом американские) фильмы. Современные отечественные фильмы.

Детские передачи.

Молодёжные передачи.

Интеллектуальные передачи (включая познавательные и образовательные).

Life style как телевизионный формат.

Клипы и клипообразные. Реклама. Музыкальные клипы. Телеанекдоты (скетчкомы и стендап-комедии). Видеотрэш. Хоум-видео (домашнее видео).

Оригинальные форматы российского телевидения с советских времён (форматы-реликты).

Способы и методы искажения сути происходящего во время прямой телетрансляции. Доминирующие форматы современного телевидения.

Развлекательное телевидение. Игра как основной телевизионный жанр и формат. Игра. Соотношение труда, творчества и игры в жизни отдельных людей и общества в целом. Журналистские фантазии. Собственно игра и ток-шоу. Чем отличается телеигра от телевизионного ток-шоу. Характеристики (составляющие) игры. Публика в студии во время многих телевизионных игр и ток-шоу. Отличие четырёх классических жанров журналистики от жанра игры. Интересность (занимательность) телеигры. Агон. Телеведущий. Характеристики профессии и аналоги в прошлом и настоящем. Обязанности ведущего телеигры. Функции телеведущего в интересах телеканала. Ведение телевизионных программ и журналистика. Опасность для общества (аудитории) массового увлечения телеиграми. Тенденции современного развития телеигр. Современные тенденции развития игр в Интернете. Проявление этих тенденций на телевидении. Телекарнавализация жизни.

Телевидение (телепроизводство) как творчество. Определение творчества. Составляющие процесса творчества. Телепроизводство как творчество. Что и как из ранее созданных творческих произведений использует телевидение. Отличия процесса создания произведения в искусстве и на телевидении. Клипизация как противоположность творчеству. Соотношение телевидения и цирка. Авторская фантазия: цели и пределы. Соотношение Истины, Идеала, искусства и телевидения. Телевидение как третья с половиной или четвёртая реальность. Ремесло, мастерство и творчество.

Теория телевидения и телекритика Происхождение современной телекритики. Зачем работникам телевидения нужно знакомиться со статьями телекритиков. Зачем студентам факультетов телевидения нужно читать работы телекритиков. Объективность и субъективность телекритики. Главные проблемы современной телекритики и её генетические пороки. Телекритика в печатных СМИ. Аудитория печатных СМИ и телекритика. Задачи профессиональной и объективной (беспристрастной) телекритики. Оптимальная структура телекритической статьи. О чём непременно должен предупреждать телекритик своих читателей.

Телевидение как постклассическое и предсетевое СМИ. Телевидение в эпоху Интернета, сетевых СМИ и социальных сетей Общее у сетевой журналистики и фольклора. Телевидение как постклассическое и предсетевое СМИ. Возможности возникновения сетевого тоталитаризма. Конкуренция телевидения и сетевых СМИ. Блогосфера и журналистика. Центры управления потоками информации. Мультимедийность и конвергентная журналистика. Банальное и оригинальное в Сети. Сетевые СМИ и концепция СМИ как четвёртой власти. Сетевые СМИ и политика. Сетевые СМИ и массовая культура.

Телезвёзды: лица, роли, ярлыки Две основные категории телеролей. Телероли и телемаски. Иерархия телезвёзд (на примере Первого канала). Роли, исполняемые телеведущими. Иерархия ролей. Принципы функционирования телекарнавала. Телеярлыки.

Массовая культура, массовое телевидение, массовая политика, массовое образование, массовая наука. Виртуальный коммунизм Парадигма массового общества. Массовая политика: содержание и характеристики. Карнавализация современной политики. Истоки и состояние в настоящем. Телевизионная демократия. Какой может быть сетевая демократия. Массовое образование. Массовая наука. Социомедиаполис. Виртуальный (информационный) коммунизм. Личный моральный выбор стоит сотрудников телевидения. Отличие профессиональной морали от общечеловеческой. Системным выбором современного телевидения.

ИСТОРИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

История отечественного телевидения.

Великие научные открытия и изобретения XIX начала ХХ века, приведшие к созданию телевидения. П. Нипков, Б. Розинг, В. Зворыкин.

Начало телевизионного вещания в России и его становление в предвоенные годы. Механическое и электронное телевидение. Первые передачи механического и, позднее, электронного телевидения. Особенности распространения сигнала этими способами вещания. Создание Шаболовской студии телевидения и её новые возможности. Рождение ленинградского телевидения и его первые передачи. Создание Всесоюзного Комитета по радиовещанию и радиоинформации при Совнаркоме СССР и отдела телевидения.

Восстановление телевещания в СССР после Великой Отечественной войны. Создание Центральной студии телевидения. Постановление Совета Министров СССР 1951 года по вопросам дальнейшего развития телевещания в стране и его значение для обеспечения телевещания кинофильмами, телеспектаклями, концертными программами. Расширение структуры Центрального телевидения, формирование вещательных редакций.

Телевидение становится массовым. Открытие второй телевизионной программы.

Появление тележурналистики. Становление журналистских жанров на телевидении.

Расширение возможностей телевещания с появлением новых технических средств в конце 40-х – начале 50-х годов. ПТС.

Телевидение в эпоху «оттепели» середины 50-х - 60-х годов. Формирование информационного телевещания и телепублицистики. Формирование основных тематических направлений и игрового телевидения. В. Сапак о природе и возможностях телевидения. Форматы «прямого» эфира. Редакционная структура телевидения. Информационное вещание. Популярные передачи и люди телевидения.

Развитие телевидения и тележурналистики в конце 60-х – начале 70-х годов. Создание системы центрального, республиканского и местного ТВ. Останкинский телевизионный комплекс. Видеозапись и видеомонтаж, творческие возможности и влияние на программную политику и телевизионную журналистику.

Политика государства в области идеологии телевизионного вещание в 70-х – середины 80-х годов. Реформа структуры государственного телевидения. Реформа программной политики. Основные программы информационно-политического вещания. Познавательные программы. Игровые, художественные и детские программы этих лет. Художественный и документальный телевизионный кинематограф. Основные произведения. Рождение сериала на отечественном телевидении.

Отечественное телевидение и тележурналистика периода «перестройки» середины 80-х – начала 90-х годов. Реформы в сфере идеологии и их отражение в программной политике. Борьба политических сил за влияние на телевидение. Основные программы и тележурналисты, оказавшие существенное влияние на процессы демократизации в обществе. Первый съезд народных депутатов СССР (май 1989 года) и его телетрансляции. Преобразование Гостелерадио СССР во Всесоюзную, позднее во Всероссийскую, государственную телерадиовещательную компанию «Останкино».

Создание Российского телевидения и его место в отстаивании демократических свобод. Тележурналистика нового политического поколения.

Создание Общественного российского телевидения на первом вещательном канале и ликвидация Всероссийской государственной телерадиовещательной компании «Останкино».

Разделение централизованной телерадиоимперии советского государства на вещательные организации республик бывшего СССР.

Возникновение негосударственного телевидения. Особенности тележурналистики в негосударственных компаниях.

Российское телевидение в условиях рыночной экономики. Формирования рынка телевизионных вещателей и телевизионного контента. Процесс проникновения рекламы на телевидение. Тележурналистика в современных условиях.

Телевизионный рынок сегодня и его основные игроки.

Методические рекомендации по теоретико-профессиональному циклу

(телевизионное производство, телевизионная журналистика, теория сценарного дела, телережиссура, мастерство телеведущего, теория и практика телевизионной съемки, видеомонтаж, менеджмент СМИ, правовые основы деятельности СМИ, продюсирование, телекритика)

При ответе на экзаменационные вопросы второго цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:

теоретических основ практической, творческой и организационной деятельности в области телевидения; создания литературных и режиссерских сценариев, монтажных листов, телевизионной режиссуры (включая режиссуру документального кино); приемов и методов корреспондентской, сценарной и редакторской работы в различных телевизионных жанрах и форматах; режиссуры монтажа, понимание основных принципов и методов съемки при реализации телепроектов разной жанровой и тематической направленности; редактирования, телекритики, истории ее развития, а также предмета, объекта и субъекта телекритики, мастерства телеведущего, включая основы риторики и дикторского мастерства, менеджмента и продюсирования как отдельных телевизионных проектов так и СМИ в целом, правовых основ СМИ.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Средства массовой информации и журналистика: соотношение, пересечение, различия. Журналистика как специфическая сфера публичной и политической деятельности, общественный статус журналиста.

Как добиться профессиональной независимости, журналист и власть. Проблема объективности, беспристрастности и ангажированности.

Журналистика как наука. Концепция СМИ как «четвертой власти». Концепция медиократии.

Проблема доверия к СМИ и журналистам. Специфика политической журналистики. Конфликт интересов в журналистике. СМИ и журналистика в системе управления обществом. Национальные интересы, СМИ и журналистика. Два парадокса журналистики

Журналистские жанры: краткая характеристика, аналоги в литературе и науке. Информация. Репортаж. Интервью. Статья, комментарий. Аналитическая статья. Публицистическая статья. Служебные жанры журналистики.

Журналистика как профессия. Главные функции журналистики. Дополнительные функции журналистики. Первородная (генетическая) функция журналистики.

Свобода печати (свобода СМИ) и смежные свободы. Законные и незаконные способы ограничения свободы печати (свободы СМИ), институт цензуры. Свобода печати (свобода слова) в системе других человеческих ценностей. Позитивные составляющие института свободы СМИ. Негативные составляющие института свободы СМИ. Современное состояние свободы СМИ в России (и в сравнении с другими странами).

Естественное (нормальное) и аномальное в журналистике. Оригинальное (новое) и банальное (известное) в журналистике. Сюжетные узлы в журналистике. Индивидуальное и коллективное в журналистских текстах. Способы формирования собственного стиля.

Типы и виды СМИ, градация СМИ по их объективным и субъективным характеристикам. Характеристика печатных СМИ и журналистика в них. Специфические особенности журналистики на телевидении

Конкуренция в журналистике. Журналистика и феномен времени. Прогноз в журналистике.

Как брать интервью (правила интервьюера). Правила и методы верификации информации.

Свой стиль в журналистике. Журналистские специальности. Журналистика и литература: общее и специфическое.

Правда, ложь, обман и умолчание в журналистике. Незлонамеренная дезинформация (непреднамеренная ложь). Злонамеренная дезинформация, клевета. Пропаганда. Общечеловеческая и профессиональная мораль в журналистике

Журналистика и реальность. Журналистика и развлечение. PR и журналистика.

Недобросовестная конкуренция в СМИ.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ТЕЛЕВЕЩАНИЕ

Понятие информации. Виды информации и её общие свойства.

Массовая информация в структуре социальной информации. Свойства массовой информации. Понятие журналистской информации и её функции.

Понятие «новости» в журналистике. Признаки новостной информации.

Каналы распространения новостной информации. Возможности телевидения.

Источники информации. Методы сбора информации, проблемы телевизионной специфики. Особенности сбора телевизионной информации и подготовки информационных сообщений в условиях экстремальных и военных ситуаций.

Жанры информационной журналистики и специфика телевидения.

Выразительные средства и язык информационных жанров на телевидении. Принцип построения информационного сообщения. Особенности редакторской обработки информационных сообщений.

Типология телевизионных информационных выпусков. Приёмы вёрстки информационных сообщений.

Общие принципы организационной структуры производства теленовостей в телевещании.

«Новости» как товар и проблемы конкуренции в новостном информационном вещании.

ПРАКТИКУМ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Знание особенностей работы тележурналиста в телевизионных программах разных жанровых форм, работа репортёра в телепрограммах разной направленности, создания репортажей, тематических сюжетов, аналитических материалов, прямых и псевдопрямых включений, сюжетов в стиле «живая камера». Требования к тексту телевизионного материала – закадровому и в кадре. Понимания существующих теорий имиджа и образа журналиста, их составляющих.

Поведение корреспондента в кадре, определение стендапа, знание его видов, понимание назначения. Вербальные и невербальные коммуникативные навыки в работе телевизионного журналиста. Работа с синхронами, понимание задач синхронных вставок. Требования к видеоизображению в сюжетах, репортажах информационных, информационно-аналитических и авторских программ, смысловая и эмоциональная нагрузка видеоряда, постановка задач оператору, взаимодействие телевизионного журналиста с оператором, работа с микрофонами. Понятие интершума, лайфов в сюжетах, репортажах и «бз». Запись интервью, для информационной, аналитической и прочих программ: подготовка, съёмка и монтаж. Верстка информационных программ, монтажные листы. Психологические аспекты записи интервью. Выбор синхронов и правила размещения их внутри репортажа и «бз». Работа телевизионного корреспондента и редактора с информационными источниками. Использование компьютерной графики на телевидении. Драматургия телевизионного сюжета. Законы архитектоники телевизионного произведения, основные составляющие. Требования к телевизионному монологу, критерии оценки аудиовизуального произведения. Способы производства телевизионных сюжетов, алгоритм производства. Взаимодействие тележурналиста с другими участниками телевизионного производственного процесса. Владение терминологией и понимание телевизионного сленга. Теоретические концепции имиджа и образа телеведущего и корреспондента, коммуникативные навыки.

Основные приемы телевизионной съемки. Современная съемочная техника. Технологические функции оператора при подготовке программ различных жанров. Схемы расстановки камер при съемках программ различных жанров и форматов. Основа методов монтажной съемки.

Основы сценарного дела. Виды сценарной записи. Литературный сценарий. Режиссерский сценарий. Фабула, сюжет. Трансформация фабулы в сюжете. «Горизонтальная» и «вертикальная» драматургия.

Основы телережиссуры. Основные творческие и производственные функции режиссера телевидения при работе в студии в режиме многокамерной съемки, телевизионный процесс съемки студийной программы с позиции режиссера-постановщика. Многокамерная съемка как первая программа, вторая программа, пост, оперативная графика. Особенности работы в прямом эфире. Понятие ПТС, виды ПТС. План, мизансцена, мизанкадр, внутрикадровый монтаж, крупность планов, технические и художественные особенности. Правило оси при телевизионной съемке. Мастер-план, связующий план, перебивочный план. Понятие телевизионного контента, виды контента. Роль режиссера телевидения в создании контента. Межпрограммное пространство и его организация. Цикловая программа, понятие съемочного пула. Типология профессии режиссера на современном телевидении.

Продюсирование. Понятие «продюсер» и продюсерская деятельность. История возникновения и становления профессии. Типология профессии продюсера на современном телевидении. Роль и место продюсера в организации творческо-производственного процесса. Оценка постановочной сложности проекта. Определение времени понятий параметров работы над телепроектом. Основные принципы и методы планирования себестоимости производства аудиовизуальной продукции. Типовая группировка затрат на производство и реализацию аудиовизуальной продукции. Оценка коммерческого потенциала телепроекта. Практические подходы продюсера при продвижении телепроекта. Этапы формирования плановых затрат на производство телепродукта и определение временных параметров их создания. Сметы на производство аудиовизуального продукта. Функциональные обязанности продюсеров, роль в процессе создания аудиовизуальных произведений. Знания и навыки, необходимые продюсерам. Роль генерального продюсера в телевизионном производстве. Исключительные, неисключительные и смежные права – отличия, основные пункты.

ОСНОВЫ ТЕЛЕКРИТИКИ

Сущность и особенности современной российской телекритики. Социальная востребованность телекритики. Место телекритики в ряду других искусствоведческих дисциплин. Телекритика как вид журналистики. Особенности критического анализа виртуальных телевизионных образов. Звездная природа телевидения и отражение «звездности» в телекритике. Телекритика как непрерывное и повседневное отражение телевизионного процесса. Телекритика в современной России: издания и авторы.

Коммерциализация телевидения и роль телекритики в сохранении «качественного» телевидения. Жанры телекритики: обзор недели, рецензия, интервью, портрет телепередачи, портрет ведущего, обзор телевизионного сезона, обзор с использованием телевизионной социологии, реплика, мини-опрос, авторская колонка. Рецензия на телесериал. Телевизионные премии в России. Зрительская (рейтинговая) и телекритическая оценки – разность системы координат и методологии оценки. Наиболее яркие телеведущие сегодняшнего развлекательного телевидения: отличительные черты, манера ведения. Андрей Малахов. Иван Ургант. Ведущие аналитических программ: манера ведения, отличительные особенности. Дмитрий Киселев, Сергей Брилев, Алексей Пушков, Владимир Соловьев. Жанр аналитических итоговых общественно-политических программ на сегодняшнем отечественном телевидении: разница подходов, общие черты. "Вести недели", "Воскресное Время", "Постскриптум". Требования к экспресс-рецензиям телепрограмм. Требования к экспресс-портрету телеведущего. Объективизм и субъективизм в телекритике. Отношения критика и зрителя – сходства и различия в оценках телевизионного продукта.

История отечественной телекритики как отражение истории отечественного телевидения и отечественной журналистики. Формы анализа и оценки телевизионного продукта. Телекритика как средство формирования общественного мнения и поле битвы за хороший вкус. Базовые умения телекритика. Карнавальность телевидения.

ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ МОНТАЖА

Монтаж как художественно-выразительное средство экрана. Монтаж как средство управления зрительским вниманием. Монтаж как средство воздействия на восприятие информации с экрана. Организация телевизионного пространства и телевизионного времени при помощи монтажных соединений. Аудиовизуальный телевизионный монтаж: особенности и отличие от киномонтажа.

Особенности применения монтажных соединений при работе многокамерным методом съемки (в ток-шоу, в передачах, снятых по принципу «прямых передач»). Особенность построения прямого репортажа и его интерпретации в новостийных программах.

Типы монтажа и виды монтажа.

Особенности использования монтажных соединений в информационных программах и публицистических программах.

Особенности использования монтажных соединениях в развлекательных и музыкальных программах. Клиповый монтаж и его использование в разных телевизионных жанрах.

Особенности использования монтажных соединений в художественно-документальных телефильмах, в игровых телефильмах, в сериалах

Темпо-ритмическое построение телевизионных передач и его зависимость от монтажа. Творческое применение нескольких фонограмм для создания телевизионного образа. Особенности построения телевизионных мизансцен и использования внутрикадрового монтажа

Творческие возможности построения фотофильмов, включенных в телефильмы, телепрограммы. Особенности включения дополнительных материалов (кино-видеофрагментов, фотографий, фонограмм, графического иллюстративного материала и т.д.) в монтажное построение программ. Стоп-кадр и его включение в монтажный строй телеконтента (способы «обработки» стоп-кадров)

Использование различных технических приемов, заложенных в цифровых программах, при создании телевизионной образности.

Мультимедийные приемы и их включение в монтажный строй телеконтента.

Использование различных монтажных приемов при создании различных видов клипов.

Методические рекомендации по практико-профессиональному циклу

(методы и приёмы создания телевизионных программ и фильмов)

Вопросы данного цикла представляют собой практические задания, при выполнении которых испытуемый должен продемонстрировать знание и навыки поиска оптимальных или правильных решений конкретных проблем, возникающих в процессе создания телевизионных материалов.

(Для экзаменационных билетов составляется до 50 конкретных заданий на основе изученных курсов).

Литература, для подготовки к государственному экзамену

Основная:

1. Алферова Л. Ораторское искусство. СПб.,  Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2009. 116 с.

2. Ахвледиани-Магронт М. В. Новости как профессия. М., Аспект Пресс, 2015. 120 с.

3. Багиров Э. Г., Борецкий Р. А., Юровский А. Ю. Основы телевизионной журналистики. М.: Изд-во МГУ, 2007

4. Бадялик В. П. Основы телевизионного вещания со спутников. М., Горячая линия - Телеком, 2004. 367с.

5. Больц Н. Азбука медиа. М., Европа, 2011. 136 с.

6. Борецкий Р. А. Беседы об истории телевидения. М.: Икар, 2011. 212 с.

7. Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. М., 1977.

8. Волынец М. М. Основы композиции кадра. М., ИПК работников ТВ И РВ, 2002. 100 с.

9. Волынец М. М. Принципы работы оператора со светом. М., ИПК работников ТВ И РВ, 2002

10. Волынец М. М. Профессия оператор. М., Аспект Пресс, 2007. 160 с.

11. Гаврилов К. Как делать сюжет новостей. СПб., Амфора, 2007. 299 с.

12. Гаймакова Б. Д. и др. Мастерство эфирного выступления. М., Аспект Пресс, 2007. 288 с.

13. Голдовская М. Е. Десять операторских биографий, М., Искусство, 1978. 207 с.

14. Голядкин Н. Анализ аудитории. М., ИПК работников ТВ И РВ, 2000.

15. Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Аспект Пресс, 2011. 190 с.

16. Дюбуа Ж., Мэнге Ф., Пир Ф., Тринон А. и др. Общая риторика /Пер. с фр.- М: URSS, 2006. 360 с.

17. Зарецкая И. И., Бруссер А. М., Оссовская М. П.Устная речь в деловом общении. М., ДРОФА, 2009. 224 с.

18. Иванов Г. П., Огурчиков П. К., Сидоренко В. И. (ред.) Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера. Учебник дня вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 719 с.

19. История русской журналистики 18-19 вв. Уч. пособие по ред. Л.П. Громовой, СПб, изд. Петербургского университета, 2003. 640 с.

20. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика — М.: ЮНИТИДАНА, 2005. 383 с.

21. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. Учебное пособие для студентов вузов. М.,  Аспект Пресс, 2007. 192 с.

22. Ким М. Н. Репортаж: технология жанра. СПб, Изд-во Михайлов В.А. 2005. 222 с.

23. Кодола Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы. Учебн. пособие для студентов вузов. М.,  Аспект Пресс, 2011. 174 с.

24. Кривошеев М. И. «Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания». М.: НИИР, 2006 г. 928 с.

25. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. М., Издательство МГУ, 2004. 143 с.

26. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики 1917-2000гг. Учебн. пособие, М., Флинта, Наука, 2008. 640 с.

27. Локшин Б. А. Цифровое вещание: от студии к телезрителю. М., Сайрус системс, 2001. 316 с.

28. Лукина М. Технология интервью. Учебн. пособие для вузов. 2-е изд., доп. М., Аспект Пресс, 2012. 192 с.

29. Ляшенко Б. П. под ред. Шевелева Г. А. Хочу к микрофону. М., Аспект Пресс, 2007. 127 с.

30. Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов/под ред. П.К. Огурцова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко, М.: ЮНИТИ, 2012. 863 с.

31. Маклюэн Маршалл. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., Жуковский, «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.

32. Махонина С. Я. История русской журналистики начала ХХ века, М., Флинта, Наука, 2006

33. Медынский С. «Компонуем кинокадр», М., Искусство,1992

34. Медынский С. Мастерство оператора-документалиста. Прямая съемка действительности. М., Издательство 625 , 2008

35. Молчанов А. Букварь сценариста. М.,  РИОР, 2009. 92 с.

36. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. Учебное пособие. М., Аспект Пресс, 2003

37. Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. 2-е издание, дополненное. М., Издательство Московского университета, М., 2009

38. Новикова А. А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей. М., Едиториал УРСС, 2010. с.176.

39. Огурчиков П. К. Падейский В. В. Сидоренко В. И.Мастерство продюсера кино и телевидения. ЮНИТИ-ДАНА, 2012

40. Перегудов А. Ф. Сетевые решения в телевизионном производстве // Информационно- технический журнал «625». No 10, 2004. с. 10–15

41. Подготовка телерадиорепортажа (из французского опыта). М., ИПК работников ТВ И РВ, 2000

42. Профессия — продюсер кино и телевидения. Практические подходы. Учебник под ред. В.И. Сидоренко и П.К. Огурчикова, М., ЮНИТИ, 2010

43. Рабигер М. Режиссура документального кино. Учебное пособие, М., ГИТР, 2006

44. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. М., Высшая школа, 2002

45. Саппак В. С. Телевидение и мы: четыре беседы М., Аспект Пресс, 2007

46. Станиславский К. С. Собрание сочинений. М., (любое издание)

47. Станиславский К. С., Мейерхольд В. Э., Дж. Стрелер, Ежи Гротовский, Питер Брук Искусство Режиссуры. XX Век. М., Артист. Режиссер. Театр , 2008. 767 с.

48. Сценическая речь. Уч. для студ. театр. уч.завед. Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промтовой. М., ГИТИС, 2002. 511 с.

49. Телевизионная журналистика. Изд. 5, исправленное и дополненное. М., Изд-во МГУ, Наука, 2005

50. Третьяков В. Т. Современные проблемы российской журналистики. СПб, СПбГУП, 2011.

51. Третьяков В. Т. Виртуальный коммунизм и гипновидение: о массовом телевидении и массовой политике. Полис. Политические исследования, № 4, 2014.

52. Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., Алгоритм, 2010

53. Третьяков В. Т. Специфика телевидения как аудивизуального средства массовой информации. Журналист. Социальные коммуникации, № 2, 2014.

54. Третьяков В. Т. Феномен телевидения, или какую передачу ведет Бернард Шоу? Журналист, № 5, 2014.

55. Третьяков В. Т. Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал. Курс лекций. М., Ладомир, 2015, 664 с;

56. Уолтер Д. Сценарное мастерство: кино и теледраматургия, М., ИПК работников ТВ И РВ, 1997

57. Утилова Н. И. Монтаж как средство художественной выразительности. М., ИПК работников ТВ И РВ, 1997

58. Утилова Н. И. Монтаж. Учебное пособие для студентов вузов. Серия: Телевизионный мастер-класс. М., Аспект-пресс, 2004

59. Фрумкин М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию. М., Академический Проект, 2009

60. Фэнг И. Работа телеоператора службы «Новостей». Реферативные обзоры. М., ИПК работников ТВ и РВ, 2001

61. Цвик Л. В. Телевизионная журналистика. М., Юнити-Дана, 2004. 496 с.

62. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям., М., Народное образование, 2002

63. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М., РИП-холдинг, 2003

Дополнительная:

1. Брайс Р. Справочник по цифровому телевидению. Жуковский: ЭРА, 2001. 230 с.

2. Браун Лилиан Имидж - путь к успеху. С-П., Издательский дом «Питер», 2001

3. Бурдье Пьер. О телевидении и журналистике. М., Институт экспериментальной социологии, 2002. 157 с.

4. Вейлер К., Маурер Р. И. Сетевые СМИ – другая журналистика. Австрия, Зальцбург, 2002. 15 с.

5. Вирен Г. Современные медиа. Приемы информационных войн. М., Аспект Пресс, 2013

6. Вирен Г., Фролова Т. Информационные агентства. Как создаются новости. М., Аспект Пресс, 2015

7. Ворошилов В. В. Техника и технология СМИ. Конспект лекций. М., Издательство Михайлова В. А., 2000. 48 с.

8. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., Канон-пресс-ц,  2000

9. Дыко Л. П., Головня А. Д. Фотокомпозиция. Искусство. М., 1962

10. Захаров В. П. Информационные системы (документальный поиск): Учебное пособие. СПб Гос. Университет, 2002. 188 с.

11. История отечественного кино. М. Прогресс-Традиция; 2009

12. Каминский А. С. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста, Эксмо, 2007

13. Караганова Ж. Б. Экранный образ телевизионного журналиста: закономерности формирования. М., ИПК работников ТВ И РВ, 2005

14. Ким М. Н. Репортаж: технология жанра, М., Издательство Михайлова В. А., 2005

15. Кривошеев М. И., Федунин В. Г. «Интерактивное телевидение», М., Радио и связь, 2000. 344 с.

16. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. Учебное пособие, Издательство МГУ, 2008

17. Колесниченко А. В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. М., Аспект Пресс, 2014

18. Лейтес Л. С. Развитие техники ТВ-вещания в России: Справочник. М., Святогор, 2005. с.224

19. Лонская Алеся Репортаж: От идеи до гонорара. М., Аспект Пресс, 2015

20. Лузин В. И., Никитин Н.П., Шестаков А.А. Основы телевизионной техники. — М.: Сокон-пресс, 2003

21. Олефиренко П. П. Техника и технология радиовещания. М., Эра, 2000

22. Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс. М., 2003

23. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М., Аспект Пресс, 2002

24. Рабигер М. Монтаж. (Перевод английского), М., ИПК работников ТВ И РВ, 1999

25. Радиожурналистика: Учеб. Под ред. А.А. Шерля. М., Изд-во МГУ, 2000.

26. Сергеев М. А. Теория и практика стереофонического радиовещания. М., , 2002. с.625.

27. Ситников В. П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание, М., Филол. о-во «Слово» Эксмо, 2004

28. Телевизионная журналистика: Учеб., М., МГУ, Высшая школа, 2002

29. Теплиц Е. История киноискусства. М. Искусство. 1971

30. Тулупов В. В. и др. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет. Изд-во «Михайлов В. А.», 2008

31. Уайт Тэд. Производство эфирных новостей. М., ГИТР, 2007, с. 480

32. Харитонов М. И. «Цифровая видеозапись». М., ИПК работников ТВ И РВ, 1992

33. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Издательство Феникс, 2005

34. Шмаков П. В., Лапин С.Г. Телевидение. Большая советская энциклопедия. 3 издание, т. 25, М., 1976

35. Эйзенштейн С. М. Метод. В 2-х томах. М., Музей кино, 2002. с. 688

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

1.  Вейценфельд А. Микрофоны // Звукорежиссер. – 2000. – № 1. //http://www.625-net.ru/archive/z0100/r1.htm

2. Луков М. В. Телевидение: телевизионная картина мира. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2008, № 4 : http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Lukov_TV_World-view/

3.  Смирнов А. В. Пескин А. Е. Цифровое телевидение от теории к практике, all-ebooks. Com http://www.broadcasting.ru

4. Смирнов А. В. Пескин А. Е. «Цифровое телевидение от теории к практике»http://www.all-ebooks.com/2008/09/15/cifrovoe-televidenie.-ot-teorii-k.html

5. Третьяков В. Т. Видеокурс. Теория телевидения. Высшая школа телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова. Сайт ВШТ МГУ: http://ftv.msu.ru/; Ютуб: http://www.youtube.com/VTretyakov.

6.  http://audioproducer.ru

7.  http://nat.ru/

8.  http://rus.625-net.ru

9.  http://www.broadcasting.ru

Вопросы к государственному экзамену

1. Свобода СМИ и смежные свободы

2. Негативные составляющие института свободы СМИ

3. Позитивные составляющие института свободы СМИ

4. Конкуренция в журналистике

5. Журналистика и литература: общее и специфическое

6. Как брать интервью (правила интервьюера по В. Т. Третьякову)

7. Правда в журналистике

8. Ложь, обман и умолчание в журналистике

9. Специфические особенности журналистики на телевидении

10. Общечеловеческая и профессиональная мораль в журналистике

11. СМИ и журналистика: соотношение, пересечения, различия

12. Конфликты интересов в журналистике

13. Классические журналистские жанры: краткая характеристика, аналоги в литературе и науке

14. Информация как классический жанр журналистики

15. Главные функции журналистики

16. Специфика телеинтервью

17. Первородная (генетическая) функция журналистики

18. Статья, комментарий как классические жанры журналистики

19. Аналитическая статья и телевизионный комментарий: схожее и отличия

20. Законные и незаконные способы ограничения свободы СМИ. Институт цензуры

21. Публицистическая статья и телевизионный комментарий: схожее и отличия

22. Концепция СМИ как «четвертой власти»

23. Телевидение: определение и основные качества феномена

24. Телевидение в системе медиакратии

25. Телевидение как политический и национальный стратегический ресурс

26. Национальные интересы и СМИ (совпадения и конфликт интересов)

27. Телевидение: уровни и границы свободы

28. Телекарнавализация

29. Понятие «новости» в журналистике. Признаки новостной информации

30. Источники информации. Методы сбора информации, проблемы телевизионной специфики

31. Особенности сбора информации и подготовки телевизионных информационных сообщений в условиях экстремальных и военных ситуаций

32. Жанры информационной журналистики и специфика телевидения

33. Выразительные средства и язык информационных жанров на телевидении. Принцип построения информационного сообщения

34. Типология телевизионных информационных выпусков. Приёмы вёрстки информационных сообщений

35. Общие принципы организационной структуры производства теленовостей в телевещании

36. «Новости» как товар и проблемы конкуренции в новостном информационном телевещании

37. Телевидение как источник новостной информации и его специфические возможности

38. Место и роль модератора (ведущего) в телевизионных информационных выпусках

39. Методы и приёмы работы журналиста и телеоператора в процессе подготовки информационного материала (сюжета, репортажа)

40. Телевизионный рынок России: принципы функционирования и его основные игроки

41. Отечественное телевидение периода перестройки (середина 80-х – начало 90-х годов ХХ в.): новые форматы и характеристика контента

42. Отечественное телевидение середины 80-х – начала 90-х годов ХХ в.: трансформация Гостелерадио СССР, негосударственное телевидение

43. Научные открытия и изобретения XIX - начала ХХ века, приведшие к созданию телевидения

44. Начало телевизионного вещания в России. Механический и электронный способы вещания. Опытный Ленинградский телецентр и московский телецентр на Шаболовке. Новые творческие возможности электронного телевидения

45. Становление журналистских жанров на отечественном телевидении

46. Телевидение в эпоху «оттепели» (вторая половина 50- 60-е годы ХХ в.). Формирование основных тематических направлений

47. Восстановление телевещания в СССР после Великой Отечественной войны. Постановление Совета Министров СССР 1951 года по вопросам дальнейшего развития телевещания в стране и его значение

48. Расширение возможностей телевещания с появлением новых технических средств в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ в. 

49. Передача «Эстафета новостей» и её значение для становления публицистики на отечественном телевидении

50. Создание системы центрального, республиканского и местного телевидения в СССР в 70 - 80-х годах ХХ в.

51. Владимир Саппак о природе и возможностях телевидения

52. Информационное телевидение: история становления и современное состояние

53. Политика государства в области идеологии телевизионного вещания в 70-х – середине 80-х годов ХХ века в СССР. Основные телепроекты

54. Создание Российского телевидения. Всероссийская государственная телерадиокомпания сегодня

55. Телевизионный игровой кинематограф СССР 60-х – 80-х годов ХХ века

56. Телевизионный документальный кинематограф 70-х – 80-х годов ХХ века в СССР. С. Зеликин, Д. Луньков, И. Беляев, А. Габрилович, В. Виноградов, другие режиссеры и их творчество

57. Передачи «Голубой огонёк» и КВН – первые отечественные проекты развлекательного телевидения

58. Театр на телевидении: история возникновения, формы существования. Телевизионный театр как особый жанр сценического искусства

59. Современные приемы телевизионного монтажа

60. Функции и виды монтажа

61. План, мизансцена, мизанкадр, внутрикадровый монтаж. Крупность планов, их технические и художественные особенности

62. Характеристика межкадрового и внутрикадрового монтажа. Способы применения

63. Основные правила телевизионного монтажа

64. Аудиовизуальный монтаж

65. Монтаж как средство художественной выразительности

66. Клиповый монтаж и его применение

67. Мастер-план, связующий план, перебивочный план

68. Способы графического оформления телепродукта

69. Параллельный монтаж и его применение

70. Плавные монтажные переходы

71. Смешанные виды телевизионного монтажа

72. Фабула, сюжет. Трансформация фабулы в сюжете

73. Заявка, синопсис, поэпизодный план. Правила оформления сценария

74. Основные тенденции и развитие современной телекритики

75. Цели и задачи телекритики в работе на телеаудиторию

76. Объективное и субъективное в телекритике

77. Основные составляющие рецензии на телевизионную программу

78. Телекритика как средство формирования общественного мнения

79. Жанры телекритики

80. Этапы формирования плановых затрат на производство телепродукта и определение временных параметров их создания

81. Разработка эффективной рекламной кампании. Некоммерческие формы работы над фильмом. Менеджмент фестивального бизнеса

82. Система реализации аудиовизуальной продукции в России, ее характеристика, состояние и перспективы развития. Рынки реализации аудиовизуальной продукции, субъекты и механизмы их функционирования

83. Принципы авторского права в аудиовизуальной сфере. Исключительное и неисключительное право. Смежные права

84. Типология профессии продюсера на современном телевидении

85. Формирование плановых затрат на производство телепродукта

86. Видо-родовая структура публичного выступления

87. Требования к текстам сюжетов/репортажей информационных и аналитических программ

88. Архитектоника телевизионного произведения

89. Требования к телевизионному монологу

90. Критерии оценки качества телевизионных программ

91. Синхрон, Определение, цели и задачи

92. Место репортажа в телевизионных форматах. Типы телевизионного репортажа

93. Стендап. Виды и основные приёмы стендапа

94. Виды информационных телевизионных материалов. Названия, определение, назначение

95. Задача ведущего в работе над новостным выпуском

96. Правила работы с числительными в телевизионных материалах

97. Работа журналиста с источниками информации. Цитирование, фактография

98. Логика изложения телевизионного материала в передачах различных жанровых форм

99. Три теоретические концепции имиджа и образа телеведущего

100. Основные коммуникативные навыки тележурналиста

101. Драматургический конфликт

Практические задания

1. Составьте 5 вопросов для интервью с одним из ведущих политиков России

2. Составьте 5 вопросов для интервью с одним из ведущих политиков мира

3. Составьте 5 вопросов для интервью c известным артистом

4. Cоставьте 5 вопросов ребенку младшего школьного возраста о его родителях, если они публичные или знаменитые люди

5. Составьте план работы журналиста во время любой кризисной ситуации

6. Перечислите правила верификации информации

7. Составьте план репортажа о чрезвычайном происшествии и перечень героев, чьи синхроны вы планируете записать.

8.  Составьте план репортажа об общественном или политическом событии и перечень героев для синхрона

9.  Составьте план сюжета о бытовом, хозяйственном конфликте и перечень героев для синхронов

10. Опишите основные этапы электорального цикла и укажите точки максимальной и минимальной объективности СМИ

11.  Составьте таблицу главных ролевых установок журналиста

12, 13. Напишите название телесюжета по предложенной теме

14, 15, 16. Из предложенных расшифровок репортажа выберите текст начального стендапа

17, 18, 19. Из предложенных расшифровок репортажа выберите текст серединного стендапа

20, 21, 22. Из предложенных расшифровок репортажа выберите текст конечного стендапа

23, 24. Составьте обзор событий за неделю в Москве для 5 минутного информационного выпуска

25, 26. Составьте обзор событий за неделю в России для 5 минутного информационного выпуска

27, 28.Составьте обзор событий за неделю в мире для 5 минутного информационного выпуска

29, 30. Из предложенных информационных сообщений выберите те, которые подходят в качестве новостей для информационных выпусков. Обоснуйте выбор

31, 32. Из предложенных информационных сообщений выберите те, которые соответствуют тематическим сюжетам для информационных выпусков. Обоснуйте выбор

33. Начертите схематично монтажную съемку объекта (крупность планов и последовательность их монтажа)

34. Начертите расстановку камер при съемке интервью 3-мя камерами

35. Начертите расстановку камер при съемке интервью 2-мя камерами

36. Опишите работу корреспондента во время записи синхрона для информационной передачи с обоснованием задач оператору

37.  Опишите процесс съемки интервью с 1-й камерой для тематической передачи, портретного интервью

38. Изобразите схематично несколько вариантов рассадки героев, ведущего(их) и аудитории для ток-шоу, расставьте камеры для многокамерной съемки

39. Перечислите типы микрофонов и особенности работы с ними

40. Приведите примеры внестудийной работы многокамерной съемки с использованием ПТС

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте   
hstv@bk.ru


Слово декана

18.09.2017
Творческий конкурс «10 лет ВШТ»
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

В связи с приближающимся 10-летием (1 октября 2018 г.) нашего факультета объявляю о проведении конкурса на создание
1) линейки видеороликов и
2) фоторепортажа или фотоочерка

Наш факультет 

Наши дорогие студенты… 08.12.2016
Наши дорогие студенты…
Мария Ахвледиани, заместитель заведующего кафедрой журналистики и телевидения ВШТ

Нашему факультету всего восемь лет. Но за эти годы из его стен вышли выпускники, которыми мы гордимся, и очень многие стали нам друзьями

Слово студента

Дорога в Alma mater 30.10.2017
Дорога в Alma mater
Ирина Заплетнюк,
студентка 1-го курса бакалавриата

Вдох… Я – студентка. Это осознание пришло не на первой лекции