О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
Курсы радиоведущих
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Методические рекомендации

по подготовке материалов для защиты

выпускной квалификационной работы студентов бакалавриата

 

                                     УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий кафедрой

журналистики и телевидения

 

                                                                                ________________  В.Т.Третьяков

                                                                   «_____»________________ 20___г.

 

К окончанию преддипломной практики студенты должны завершить подготовку выпускной квалификационной работы, далее ВКР. Одной из форм отчетности практики будет письменный конспект, который по сути, в сжатом виде (кратко) представляет всю выпускную квалификационную работу.  Ниже приведены рекомендации по написанию собственно ВКР и конспекта.

Так же, как и ВКР, конспект  должен быть распечатан на страницах формата А4 и сброшюрован.

Конспект должен содержать Введение, основное содержание глав, Заключение, Список литературы и Приложения (если таковые необходимы).

Во Введении ВКР должны быть представлены методологические элементы квалифицированной научной работы:

1.     Тема исследования

2.     Актуальность исследования

3.     Степень разработанности темы (только для исследовательских ВКР)

4.     Проблема исследования (только для исследовательских ВКР)

5.     Объект исследования

6.     Предмет исследования

7.     Цель исследования

8.     Задачи исследования

9.     Методы исследования

10.                        Теоретико-методологическая база исследования

11.                        Эмпирическая база исследования

12.                        Научная новизна исследования  (для исследовательских ВКР)

13.                        Теоретическая значимость исследования

14.                        Практическая значимость исследования

15.                        Структура исследования

 

На усмотрение студента и его научного руководителя во  Введении могут быть сформулированы положения, выносимые на защиту и ключевые понятия исследования.

Обоснование актуальности исследования занимает 1-3 страницы текста.

Степень разработанности темы исследования (для исследовательских ВКР)

Необходимо сделать краткий обзор предпосылок для исследования (3-4 абзаца):

          что сделано предшественниками (указание авторов, которые занимались данной проблемой)

          что осталось нераскрытым

          что предстоит сделать

         Проблема исследования (только для исследовательских ВКР)

         Чтобы дать формулировку проблемы исследования, необходимо сформулировать противоречие, т.е. несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями рассматриваемого явления.

         На основании показанного противоречия формулируется проблема исследования.

         Исследование должно быть направлено на разрешение выявленного противоречия.

Объект исследования - это процесс или явление, в контексте которого исследуется рассматриваемая тема.

Предмет исследования - это часть объекта исследования, которую необходимо рассмотреть во всей возможной полноте.

Предмет исследования иногда обозначают как аспект рассмотрения объекта исследования.

Формулировка предмета исследования близка к формулировке темы.

Цель исследования – это «то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге» исследования.

Цель исследования должна логически соответствовать теме, объекту и предмету исследования.

Цели и задачи исследования формулируются в виде некого действия: выявить, рассмотреть, описать и т.п.

Задачи исследования – это логические шаги для достижения цели.

Иногда задачи исследования рассматривают как микроцели.

При формулировке задач исследования

важно, чтобы:

- была выстроена строгая логическая  последовательность планируемых действий – предыдущий шаг предопределяет последующий

- задачи однозначно вели бы к достижению цели, а не останавливали  процесс исследования на полпути и не уводили в сторону

- среди задач были бы как теоретические, так и прикладные

- все задачи были бы реализуемы

 Чётко прописанные задачи предопределяют структуру текста квалификационной работы.

Методы исследования

В научном исследовании метод выступает в роли средства для достижения цели.

Достичь цели исследования без метода невозможно

Это утверждение касается как общей, главной цели исследования, так и микроцелей-задач. Для каждой задачи исследования существуют свои методы.

Типология методов научного исследования

Общенаучные методы:

Анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и др.

Конкретно-научные методы, широко используемые в медиаисследованиях:

методы измерения аудитории, контент-анализ и др.

Эмпирические методы, широко используемые в медиаисследованиях:

наблюдение,  интервью, экспертный опрос и др.

Методы как теоретического, так и эмпирического характера, широко используемые в медиаисследованиях: статистический анализ и др.

Теоретико-методологическая (или теоретическая) база исследования

Имеется в виду краткое перечисление ключевых теорий и/или теоретических концепций, моделей, на основе которых строится исследование.

Перечисление ключевых теорий сопровождается указанием основных авторов, разрабатывающих эти теории, и соответствующими ссылками на библиографические источники.

 

Эмпирическая база исследования

Состоит из разного рода документов, используемых в исследовании. В медиаисследованиях в качестве эмпирической базы чаще всего используют:

         материалы СМИ;

         статистические данные;

         официальные документы государственных, общественных и бизнес-структур;

         внутренние документы организаций;

         личные документы людей – письма, дневники, фотографии, видео- и аудиозаписи и т.п.;

         материалы, самостоятельно собранные исследователем, в виде расшифровок интервью, групповых дискуссий, результаты опросов и т.п.;

         аналитические материалы по теме и др.

 

Научная новизна исследования (необязательное требование, если есть, приветствуется)

Это указание, какие новые результаты в сравнении с предыдущими исследованиями по сходной тематике получены автором

Научная новизна может проявляться на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом.

На теоретическом уровне – введение и разработка новых категорий, новая типология явлений и процессов, установление новых связей между известными явлениями, новая интерпретация ранее известных фактов.

На эмпирическом уровне – получение новых важных фактов, доказывающих какие-либо теоретические положения, обнаружение новых явлений и процессов, ранее не описанных в научных публикациях.

Теоретическая значимость исследования (для исследовательских ВКР)

О теоретической значимости на уровне выпускных квалификационных работ говорить сложно. Данный элемент может отсутствовать в выпускной квалификационной работе по журналистике.

Если получается важное теоретическое достижение, то по сути оно совпадает с научной новизной теоретического уровня.

Практическая значимость исследования

Практическая значимость – это те полезные для практики результаты исследования, которые могут быть внедрены или уже внедрены в конкретных организациях. Желательно такого рода достижения подкрепить справкой о внедрении от организации – она служит доказательством того, что работа действительно важна для практики. Также здесь подразумевается выход в эфир дипломной работы, участие в кинотелефестивале, размещение на официальных сайтах организаций, публикация в изданиях полная либо частичная.

Традиционно введение строится следующим образом:
сначала заявляется (1)тема и обосновывается ее выбор, затем обосновывается ее (2 )актуальность, (3) степень разработанности темы, (4) проблема исследования, дается  историографический обзор, после формулируются (5) объект и (6) предмет  исследования, (7) цель и (8) задачи, обозначаются (9) метод и рамки исследования, (10) теоретико-методологическая база исследования, (11) эмпирическая база исследования, (12) научная новизна исследования, (13) теоретическая значимость исследования,  (14) практическая значимость работы, (15) характеризуется структура ВКР.

Во введении так или иначе должно присутствовать движение от тематики к проблематике. Исследователь раскрывает ход своих мыслей и оправдывает свой научный выбор. Введение, по сути – развернутый план научной работы, ее спрессованное содержание, конспект. Приступать к работе над введением следует, собрав и проанализировав имеющийся материал и составив план. Этот этап – ключевой с методологической точки зрения. Решив концептуальные проблемы изначально, автор раскрывает и доказывает то, что им было сказано во введении.

Концептуальное содержание ВКР

В выпускной квалификационной работе в обязательном порядке должны быть отражены и четко обозначены главные компоненты научного исследования. Они являются своего рода опорными точками работы, поэтому их принято называть концептуальными. Без концептуальных компонентов научная работа просто не является таковой.

Тема исследования

 Важно осознавать, что ВКР как научное исследование – это не реферат, который пишут по имеющимся источникам. Это открытие «нового» на основе того, что «уже открыто».

Следовательно, при выборе темы необходимо не только ориентироваться на свой интерес, но и постоянно задавать себе вопрос: что нового здесь можно сказать и зачем (кому) это нужно? При выборе темы необходимо также хотя бы примерно представлять, к какому крылу исследователей данной проблемы относит себя автор. Для этого нужно ориентироваться в научных направлениях в области исследований СМИ[1].

Частой ошибкой авторов ВКР является желание написать много и обо всем сразу. Поэтому важным этапом работы является конкретизация темы. В начале научного исследования автор также должен, обосновав свой выбор темы, прийти от тематики к проблематике (конкретному аспекту темы). Должно быть ясно, почему была выбрана данная проблема и каким образом автор пришел к своему выбору. Сама по себе проблема является таковой в том случае, если именно этот аспект темы содержит конфликт. Конфликт формируется путем выдвижения гипотез.

 

Актуальность исследования

 Обоснование актуальности – тонкий момент работы над исследованием. Актуальность может быть (и часто бывает) спорной, поэтому автору необходимо сформулировать четкие аргументы в защиту своей позиции. В классическом научном понимании актуальность – это значимость чего-либо для настоящего момента. Отсюда следует, что актуальность данных – это свойство сведений, при котором они верны здесь и сейчас. Для точных наук данное условие является очевидной необходимостью. В гуманитарных исследованиях актуальность меньше привязана к категории времени. Актуальной может считаться такая работа, содержание которой имеет отношение к реальной действительности, как в синхроническом, так и в диахроническом разрезе. Другими словами, актуально то, что имеет место в текущий момент или уже имело место, но по-прежнему значимо для сегодняшнего дня. Главное для студента, защищающего свою выпускную квалификационную работу, внятно объяснить (доказать), почему это так.

Историография исследования

 Под историографией ВКР подразумевается корпус научных источников, на основании которых строится работа. К ним могут относиться монографии, учебные пособия, отчеты, обзоры, статьи, диссертации/авторефераты и пр. Научная работа (в особенности гуманитарная) без объемной историографии просто невозможна. В то же время историография – не просто библиографический список. Простое перечисление всего, что удалось найти, – признак поверхностного подхода к историографии. Нужно уметь проводить селекцию, оставляя в фокусе внимания наиболее значимые материалы и источники, отбрасывая второстепенные. Кроме того, единицы историографического обзора необходимо группировать: например, отделяя теоретические исследования от исторических, книги от статей, работы отечественных авторов от иностранных, классифицировать по датам и по жанрам и т. п. Тем самым автор показывает, что им проделана серьезная подготовительная работа и он владеет теоретической основой своей темы, разбирается в истории вопроса. Главный итог историографического обзора – выявление состояния научной разработанности темы. Оценивается оно не в процентах и не в баллах, а скорее, такими понятиями, как «глубина», «подробность», «объем» и пр.

Объект и предмет исследования

 В практике с формулированием понятий «объект» и «предмет» исследования часто возникают сложности. Между тем их определение и разграничение является обязательным требованием при подготовке научных работ. Философский энциклопедический словарь хотя и утверждает, что в общегносеологическом плане противопоставление объекта и предмета является относительным, тем не менее указывает, что основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (в контексте данного исследования) свойства и признаки объекта исследования. Самая общая формулировка, помогающая понять различие между объектом и предметом, заключается в том, что объект исследования всегда гораздо шире предмета. То есть объект соответствует, скорее, теме, а предмет больше совпадает с проблемой. То, что изучается, – есть предмет. Например, в работах, посвященных экономическим проблемам СМИ, объектом исследования, вероятнее всего, будет медиаиндустрия или один из ее сегментов, а предметом – конкретный экономический процесс, имеющий место в данной индустрии. Обобщая, можно сказать, что предмет зачастую является характеристикой объекта. В тексте работы объект и предмет исследования нужно обязательно разделять.

 

 

Хронологические рамки исследования

Определение рамок исследования, как правило, необходимо еще на этапе работы с источниками. Смысл их существования – отсечение всего лишнего для более подробного погружения в самое нужное. Хронологические рамки – это границы начала и конца изучения материала, содержащего интересующую автора проблему. Рамкой может быть исторический период, объем выборки, характер выборки и пр. Без четких рамок исследование может потерять определенность, а сам исследователь рискует запутаться в огромном объеме информации. При этом важно понимать, что рамки всегда должны быть обоснованы. Искусственные, взятые из ниоткуда границы сильно снижают научную ценность работы.

Цель и задачи исследования

 Цель ВКР заключается в доказательстве студентом своих предположений, которые он формулирует для себя в начале исследования ( в магистерских диссертациях это – гипотеза). При выборе студентом ВКР творческого типа целью становится создание аудиовизуального продукта конкретно выбранного телевизионного жанра либо  формата. В ходе исследования, как правило, также приходится решать комплекс различных задач. Образно говоря, задачи – это ступени, ведущие к вершине лестницы (или средства достижения цели). Задачи всегда имеют более тактический характер. Это своего рода «подцели» работы, из которых складывается общая стратегическая цель.

Метод исследования

 Понятие «метод» определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний. Проще говоря, метод – это тот прием, используя который исследователь познает новое. Выбор метода – один из ключевых моментов в работе над исследованием. Метод определяет, что делать с имеющимся материалом и как именно преподносить его в работе. Это алгоритм действий автора ВКР. К самым распространенным методам в гуманитарных исследованиях относятся: дедукция, индукция, анализ, синтез, аналогия, наблюдение, сравнение, измерение, сопоставление, систематизация, классификация, моделирование, абстрагирование, формализация, конкретизация, реже – экспериментирование. В случае исследования телевизионного контента либо структурно-содержательного анализа аудиовизуального продукта, а также, исследуя информационные потребности телевизионной аудитории, либо степень их удовлетворения аудиторией, автор исследования вправе применять методы социологических исследований – контент-анализ, анкетирование, социологические опросы фокус-групп и т.п.

В случае работы автора над документальным, либо научно-популярным фильмом, либо репортажем-расследованием методом может быть наблюдение.

Автор ВКР вправе избрать какой-то один из известных методов, но может и комбинировать несколько из них. Очевидно, что в работе, посвященной типологии СМИ, главными методами будут систематизация и классификация, а в работе о журналистских жанрах могут использоваться дедукция, анализ и сравнение. Недостаточно просто указать метод – необходимо пояснить, как именно он применяется в данной работе.

Эмпирическая база исследования

В отличие от историографии эмпирическая основа включает в себя корпус источников, непосредственно исследуемых самим автором. Это «рабочий материал» исследования, требующий изучения с применением научной методологии. Эмпирической основой могут быть публикации СМИ, разнообразные медиаресурсы, архивные материалы, нормативные и хозяйственные документы, законодательные акты, собственные интервью и пр.

Научная новизна исследования (для исследовательских ВКР)

 Под новизной бакалаврской итоговой работы подразумевается авторский анализ имеющихся материалов и источников (допустима вторичная обработка данных). По сути, автору необходимо изучить всю имеющуюся историографию на предмет выявления работ на совпадающую тему. Неверно полагать, что самостоятельно выбранная и сформулированная тема является ноу-хау по определению. При разработке ее возможна идентичность с трудами других исследователей, тем более что в гуманитарной сфере исключительная уникальность – вообще редкое явление. В случае, если обнаружено стопроцентное совпадение с уже существующей работой, тему, конечно, придется менять; в случае частичного совпадения – акцентировать внимание на каком-то новом аспекте. Само обоснование новизны заключается в том, что автор, обязательно указывая на уже существующие достижения других исследователей, прямо констатирует, что именно таким образом (в таком контексте, в таком аспекте) его тема еще никем не рассматривалась. Допускать ошибку здесь нельзя, иначе работа со всей очевидностью теряет смысл.

Теоретическая значимость исследования (для исследовательских ВКР)

О теоретической значимости на уровне студенческих квалификационных работ говорить сложно. Данный элемент может отсутствовать в студенческой квалификационной работе.

Если получается важное теоретическое достижение, то по сути оно совпадает с научной новизной теоретического уровня.

Практическая значимость исследования

Под практической значимостью подразумевается полезность данной работы для представителей масс-медиа, а также научного и преподавательского сообщества. Здесь как бы зашифрован ответ на вопрос, кому нужна такая работа, кроме самого автора, который стремится получить за нее оценку. Практическая значимость может заключаться в рекомендациях (методических указаниях), которые автор дает практикам телевидения или исследователям, а также в том, что собранный в ВКР материал и сделанные выводы могут использоваться при разработке, например, отраслевого законодательства, профессиональных кодексов, правил, бизнес-планов и пр. или же при создании учебных курсов, тренингов, монографий, учебных пособий и т. д. По большому счету, состоятельным с точки зрения научно-практической значимости можно считать такую ВКР, которую впоследствии можно переработать в научную (научно-популярную) книгу или положить в основу магистерской диссертации.

Литература по подготовке конспекта ВКР и собственно ВКР:

1.     Ф. А. Кузин. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов- магистрантов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Ось-89", 1999. - 304 с.) /

2.     Кирия И. В. Методика научных исследований СМИ. Методическая разработка по курсу для студентов V курса. – М. : Ф-т журн. МГУ, 2004.

Любая другая литература на усмотрение научного руководителя.

 

Требования к  творческой части ВКР к защите преддипломной практики для творческих работ

К защите преддипломной практики студент должен подготовить аудиовизуальное произведение (репортаж, фильм, музыкальный клип, видеоролик, тематический сюжет, пилот телевизионной передачи и др.), смонтированный в любой программе по усмотрению студента и его научного руководителя (AVID, FC pro 7 либо 10 версии, Adobe Premer), с музыкальным оформлением, с шумами, если того требует работа, с графическим оформлением (шапка, отбивки, плашки, титры, финальный барабан), с законченным литературным и/или режиссерским сценарием, с музыкальной справкой с указанием  хронометража всех треков музыкальных композиций, а также указанием авторов музыки и слов, исполнителей, и количеством использования этих треков в работе; архивная справка и письменные разрешения от героев/участников аудиовизуального продукта на публичный просмотр.

Также студент обязан приложить распечатанный на страницах формата А4 и сброшюрованный конспект по теоретическому сопровождению ВКР, в котором автор диплома представляет введение, краткое содержание всех глав дипломной работы (до 1,5 стр. на каждую главу) и заключение, содержащее выводы, и приложения, если таковые имеются.

В устном выступлении студента, который выбрал творческий тип ВКР, должны быть отражены: тема, актуальность и достоверность работы, цель, задачи, методы, примененные в работе, обоснование выбора героев своего произведения, эмпирическая база исследования, описан жанр или формат,  в котором выполнена работа, исторический анализ развития этого жанра/формата, обозначена новизна, которую студент ввел в свою работу, и выводы. Также должны быть обозначены этапы работы над ВКР, апробация: где аудиовизуальный продукт прошел в эфире либо где планируется эфир; где  аудиовизуальный продукт нашел практическое применение и чем студент это может подтвердить, например, если работа выполнена в качестве аудиовизуального пособия для школьных или вызовских дисциплин, то как она удовлетворила информационные потребности аудитории, и насколько преподаватель считает ее необходимым приложением к учебному процессу.



[1]  См.: Кирия И. В. Методика научных исследований СМИ. Методическая разработка по курсу для студентов V курса. – М. : Ф-т журн. МГУ, 2004.

 

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте   
hstv@bk.ru


Слово декана

18.09.2017
Творческий конкурс «10 лет ВШТ»
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

В связи с приближающимся 10-летием (1 октября 2018 г.) нашего факультета объявляю о проведении конкурса на создание
1) линейки видеороликов и
2) фоторепортажа или фотоочерка

Наш факультет 

Наши дорогие студенты… 08.12.2016
Наши дорогие студенты…
Мария Ахвледиани, заместитель заведующего кафедрой журналистики и телевидения ВШТ

Нашему факультету всего восемь лет. Но за эти годы из его стен вышли выпускники, которыми мы гордимся, и очень многие стали нам друзьями

Слово студента

Телевидением я грезила с детства… 11.09.2017
Телевидением я грезила с детства…
Арина Бабыкина,
студентка 2-го курса бакалавриата

Наступила моя вторая студенческая осень. До сих пор мне сложно поверить, что первый курс в лучшем вузе страны на самом лучшем факультете – позади...