О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск

 
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ МГУ

по направлению "Телевидение"

I.​ ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

(теория информационных технологий, теория и история телевидения и телевещания, телевизионной журналистики, телекритика)

При ответе на экзаменационные вопросы первого цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:

теории и истории отечественного телевидения и функционирования электронных СМИ в России на всех исторических этапах их развития с момента возникновения в период основных этапов его технологического и творческого развития; истории и практики функционирования главных (федеральных) российских телеканалов;

основных проблем и коллизий, связанных с функционированием современных СМИ (свобода и ответственность СМИ, конфликты интересов, правовые аспекты функционирования СМИ, сущность и конкретные нормы профессиональной этики и пр.);

истории зарубежного телевидения с момента возникновения и практики функционирования основных зарубежных телеканалов;

телекритики, истории ее развития, а также предмета, объекта и субъекта телекритики;

теории телевидения (в разных его ипостасях - технологической, общественной, политической, коммерческой, культурологической, собственно творческой).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТВ И В СМИ

Виды информации, ее свойства. Создание аудиовизуальной информации, передача, прием, комбинирование, хранение. Понятие сигнала — как формы носителя информации. Разница между аналоговым и цифровым сигналом.

Основные определения информации в соответствии с законом о СМИ. Ответственность за качество информации. Порядок создания средств массовой информации.

Этапы развития телевидения как технического средства для передачи информации.

Научные разработки мировых ученых в области радиосвязи и телевидения.

Принципы организации и формы телевизионных систем. Структурная схема телевизионной системы. Формирование и передача телевизионного сигнала. Принцип организации телевизионного производства. Роль телецентра и ретрансляторов в телевизионной системе.

Определение информационных технологий. Способы передачи информации в телевизионных системах. Каналы связи и каналы передачи аудиовизуальной информации потребителю.

Стандартизация телевизионных систем и ее значение для организации телевизионного вещания. История возникновения системы международной стандартизации телевизионного вещания и аудиовизуальной информации. Где, когда и зачем были приняты стандарты телевизионного вещания. Первые вещательные системы цветного телевидения. Роль российских ученых в международной стандартизации телевидения и радиовещания.

Преимущества цифрового телевидения, новые возможности.

Использование компьютерных технологий в современных телевизионных системах, при организации телевизионного производства и хранении медиаданных. Понятие медиаданных.

Применение сетевых систем при телевизионном производстве. Организация телепроизводства при использовании единой информационной шины телекомпании.

Распределение и передача телевизионных программ потребителю. Интерактивные системы телевидения. Понятие мультиплексирования программных потоков информации.

Управление медиактивами. Создание метаданных: их структура, архивирование, хранение и использование. Использование файловых форматов для телепроизводства.

Организация интернет-телевидения. Организация сетевой системы интернет вещания. Преимущества и недостатки, особенности телевизионного вещания в интернете, интерактивность, возможности интеграции с другими системами вещания (эфирного, спутникового, кабельного).

Принципы организации спутникового вещания. Общий принцип формы организации спутникового вещания. Использование, преимущества и недостатки. Зона покрытия. Фиксированные системы спутниковой службы и радиовещательные. Цифровой метод передачи спутниковых телевизионных сигналов.

ТЕОРИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Феномен телевидения Телевидение как вещь в себе. Телевидение и традиционные общественные институты (семья, традиции, религия, система образования). Телевидение и когнитивный диссонанс. Телевидение и этический и эстетический диссонансы.

Критерии и характеристики теория телевидения Телевидение как общественное явление и институт. Как телевидение взаимодействует с обществом. Характеристики телевидения как вещи в себе. Составляющие теории телевидения. Телевидение и иные средствами массовой информации: общие качества и различия.

Определения телевидения Какие свойства телевидения (реальные или желаемые) кладут в основу своего определения телевидения Владимир Саппак, Энвер Багиров, Александр Юровский, авторы Большой советской энциклопедии, Михаил Луков, Пьер Бурдье, Маршалл Маклюэн. Телевидение это «новый род журналистики»: отличия тележурналистики от её дотелевизионных форм. «Первая, вторая и третья реальности» и телевидение. Телевидения как «новым искусством» (в сравнении с театром или кинематографом). Доказательства творческого характера телевидения. Эффектов достоверности, присутствия, диалогичности и доверительности на телевидении.

Определение телевидения Главное (основное) определение телевидения. Дополнительные определения телевидения. 14 главных качеств телевидения. Телеобразы. Телефантом. Телесимулякр. Телехимера. Телемиф. Телемифология. Различия традиционного мифотворчества и телевизионного. Фантомообразующее качество (свойство) телевидения. Особенности восприятие телевизионной продукции (телеконтента в целом) массовой аудиторией. Телеиллюзии и телемиражи. Программность телевидения. Составляющие программности. Телеконтент.

Телевидение как благо и как зло Положительные качества телевидения. Отрицательные качества телевидения. Амбивалентность телевидения. Категории телезрителей, для которых телевидение оборачивается в основном положительными качествами. Национальное телевидение. Чем гарантируется сохранение телевидения как национального СМИ. Инфантильность телевидения. Язык телевидения. Уровень и показатели свободы современного телевидения. Свобода/несвобода современной телеаудитории. Иллюзорность свободы телезрителя. Условия реальной свободы телезрителей. Использования телевидения (телеизображения) в классических и новых визуальных искусствах.

Телевидение как аудиовизуального средства массовой информации Главные свойства (качества) телевидения. Актуальная достоверность. Отличие телевидения от кинематографа, театра, радио. Отличия телеизображения от восприятия того же самого человеческим глазом. Эффект соучастия (сопричастности), эффект сопереживания и эффект наблюдения. Сходства и различия. Телевуайеризм. Интерактивность телевидения. Соотношение текста и изображения на телевидении. Массовидность (массовость) телевидения. Мультимедийность телевидения. Гиперуниверсальность телевидения. Двойная парадоксальность телевидения. Принцип оглашённости на телевидении. Зрелищность и созерцательность. Телевидение и высокая культура и искусство.

Тотальность телевидения Соотношение между тотальным и тоталитарным. Уровень тотальности классических СМИ, сетевых СМИ и телевидения. Объективные и субъективные показатели тотальности телевидения. Телевидение как национальный стратегический ресурс. Телевидение как общенациональная трибуна. Информационная картина дня. Информационная повестка дня. Взаимодействие телевидения и политики. Медиакратия. Тотальность телевидения в сфере культуры. Современный человек выйти в условиях тотального телевидения. Причины и механизмы перерастания тотальности в тоталитарность. Механизмы, блокирующие переход от тотальности к тоталитарности тотальных общественных институтов. Телевидение и гражданского общество. Фантомообразующее свойство телевидения.

Телевидение как религия Пантеон современной медиаверы. Медиодогматы (догматы медиаверы). Телевизионная теокразия. Религиозная практика и медиапрактика: совпадения и различия. Сравнительная характеристика христианства и медиарелигии. Отличие медийных текстов от религиозных. Пределы плюрализма современных СМИ. Телевидеология. Возможность предотвращения тотального воцарения медиаверы.

Типология передач «Пусть говорят». Качества телеведущего в контексте понимания медиа как религии. Телеведущие как телебожества.

Телевидение как фольклор Основные качества фольклора. Совпадающие качества фольклорного и медийного Гипертекстов. Различия между фольклором и медийным Гипертекстом. Отличия фольклора от произведений профессионального искусства. Фольклоризация современной культуры. Анекдотизация современной культуры. Фольклорные формы и жанры в современном искусстве и на телевидение. Смеховая культура. Смех и комическое в современном искусстве. Фольклоризация сетевых СМИ. Соотношение сущностного (смыслового) и формального на современном телевидении. Противоборство религиозного и фольклорного начал в современных СМИ. Смеховая культура на отечественном телевидении на разных этапах его существования.

Телевидение как карнавал Религию как фольклор. Отличие религии как фольклора от обычного фольклора. Пересечения религии и фольклора в жизни. Феномен карнавала: исторические корни. Три основные вида форм смеховой культуры по М. Бахтину. Основные составляющие карнавала. «Честный обман» (игра) и обман как таковой. Труд и отдых: их соотношение в жизни и на телеэкране. Круги обмана в современных СМИ. Механизмы и институты, существующие в обществе и предохраняющие его от распада, анархии, хаоса. Ирония и самоирония. Их роль в сохранении психологического здоровья общества. Качественная журналистика как один из предохранителей общественного здоровья и сохранения порядка в обществе. Карнавализация современной журналистики. Позитивный смысл присутствия фольклорного начала на телевидении вообще и в журналистике в частности.

Массовая культура и телевидение Соотношение (пересечение) массовой культуры, СМИ и журналистики. Качественная журналистика как ретранслятор массовой культуры. Эффект воронки пошлости и невежества. Характерные черты массовой культуры по Х. Ортеге-и-Гассету. Симбиоз телевидения и массовой культуры.

Время на телевидении Относительность времени на телевидении и вообще в СМИ. Большое сегодня в СМИ. Журналистика как функция будущего. Внутриэфирное время. Три главных сегмента (периода) внутриэфирного времени. Программная политика телевещателей. Время и принципы формирования программной политики Внутрипрограммное время.

Трансформация журналистских жанров на телевидении Классические жанры журналистики и их телевизионные аналоги. Особенности телевизионных вариантов классических жанров. Как и почему трансформировалась информация на телевидении. Жанр информации присутствует на телевидении. Скрытый комментарий. Репортаж как жанр тележурналистики. Интервью на телевидении. Совпадение и расхождение интересов интервью и интервьюируемого. Способы и методы искажения текста и смысла ответов человека, которые даёт интервью для телевидения. Комментарий на телевидении. Его отличия от статьи в печатном СМИ. Тенденции трансформации классических журналистских жанров на телевидении. Инфотеймент. Классические жанры журналистики, их аналоги в литературе и в науке. Тенденции трансформации журналистских жанров на телевидении.

Телеформаты (виды и жанры телепередач) Классификация телеформатов (видов телепередач).

Журналистские телеформаты. Новостные (информационные) выпуски. Информационно-аналитические программы. Авторские информационно-аналитические программы. Общественно-политические ток-шоу. Аналитические ток-шоу (круглые столы). Классические документальные фильмы. Портретно-мемуарные интервью.

Опорные ток-шоу. Синтетические (звезда-ведущий) -- главные (наиболее рейтинговые) ток-шоу каналов. Медицинские. Кулинарные. Любовные, эротические. Семейные. Потребительские. Астрологические. Ностальгические. Женские. Социальные. Социально-терапевтические, включая благотворительные.

Криминальные форматы. Выпуски криминальных новостей. Документальные фильмы. Судебные шоу. Криминальные телесериалы.

Телевизионные конкурсы и викторины. Профанные. Звёздные. Поиск талантов (раскрутка новых звёзд).

Чисто развлекательные программы. Концертные шоу. Развлекательные шоу вообще. Музыкальные шоу. Юмористические шоу. Реалити-шоу. Ролевые игры и переодевания. Ситкомы.

Квазидокументалистика. Мокьюментари. Докудрама. Реконструкции.

Телевизионное кино. Телесериалы классические. Телесериалы-боевики. Мыльные оперы. Мелодрамы. Производственные (профессиональные) сериалы.

Телепутешествия и передачи о животных

Трансляции. Спортивные трансляции. Трансляция церемоний награждений в сфере шоу-бизнеса. Трансляции официальных мероприятий (включая концерты).

Показ кинофильмов. Советские фильмы. Западные (главным образом американские) фильмы. Современные отечественные фильмы.

Детские передачи.

Молодёжные передачи.

Интеллектуальные передачи (включая познавательные и образовательные).

Лайф стайл-формат.

Клипы и клипообразные. Реклама. Музыкальные клипы. Телеанекдоты (скетчкомы и стендап-комедии). Видеотрэш. Хоум-видео (домашнее видео).

Оригинальные форматы российского телевидения с советских времён (форматы-реликты).

Способы и методы искажение сути происходящего во время прямой телетрансляции. Доминирующие форматы современного телевидения.

Развлекательное телевидение. Игра как основной телевизионный жанр и формат Игра. Соотношение труда, творчества и игры в жизни отдельных людей и общества в целом. Журналистские фантазии. Собственно игра и ток-шоу. Чем отличается телеигра от телевизионного ток-шоу. Характеристики (составляющие) игры. Публика в студии во время многих телевизионных игр и ток-шоу. Отличие четырёх классических жанров журналистики от жанра игры. Интересность (занимательность) телеигры. Агон. Телеведущий. Характеристики профессии и аналоги в прошлом и настоящем. Обязанности ведущего телеигры. Функции телеведущего в интересах телеканала. Ведение телевизионных программ и журналистика. Педагогические задачи может решать телеигры. Опасность для общества (аудитории) массового увлечения телеиграми. Тенденции современного развития телеигр. Современные тенденции развития игр в Интернете. Проявление этих тенденций на телевидении. Телекарнавализация жизни.

Телевидение (телепроизводство) как творчество Определение творчества. Составляющие процесса творчества. Телепроизводство как творчество. Что и как из ранее созданных творческих произведений использует телевидение. Отличия процесса создания произведения в искусстве и на телевидении. Клипизация как противоположность творчеству. Соотношение телевидения и цирка. Авторская фантазия: цели и пределы. Соотношение Истины, Идеала, искусства и телевидения. Телевидение как третья с половиной или четвёртая реальность. Ремесло, мастерство и творчество.

Теория телевидения и телекритика Происхождение современной телекритики. Зачем работникам телевидения нужно знакомиться со статьями телекритиков. Зачем студентам факультетов телевидения нужно читать работы телекритиков. Объективность и субъективность телекритики. Главные проблемы современной телекритики и её генетические пороки. Телекритика в печатных СМИ. Аудитория печатных СМИ и телекритика. Задачи профессиональной и объективной (беспристрастной) телекритики. Оптимальная структура телекритической статьи. О чём непременно должен предупреждать телекритик своих читателей.

Телевидение как постклассическое и предсетевое СМИ. Телевидение в эпоху Интернета, сетевых СМИ и социальных сетей Общее у сетевой журналистики и фольклора. Телевидение как постклассическое и предсетевое СМИ. Возможности возникновения сетевого тоталитаризма. Конкуренция телевидения и сетевых СМИ. Блогосфера и журналистика. Центры управления потоками информации. Мультимедийность и конвергентная журналистика. Банальное и оригинальное в Сети. Сетевые СМИ и концепция СМИ как четвёртой власти. Сетевые СМИ и политика. Сетевые СМИ и массовая культура.

Телезвёзды: лица, роли, ярлыки Две основные категории телеролей. Телероли и телемаски. Иерархия телезвёзд (на примере Первого канала). Роли, исполняемые телеведущими. Иерархия ролей. Принципы функционирования телекарнавала. Телеярлыки.

Массовая культура, массовое телевидение, массовая политика, массовое образование, массовая наука. Виртуальный коммунизм Парадигма массового общества. Массовая политика: содержание и характеристики. Карнавализация современной политики. Истоки и состояние в настоящем. Телевизионная демократия. Какой может быть сетевая демократия. Массовое образование. Массовая наука. Социомедиаполис. Виртуальный (информационный) коммунизм. Личный моральный выбор стоит сотрудников телевидения. Отличие профессиональной морали от общечеловеческой. Системным выбором современного телевидения.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

История отечественного телевидения

Великие научные открытия и изобретения XIX начала ХХ века, приведшие к созданию телевидения. П.Нипков, Б.Розинг, В.Зворыкин.

Начало телевизионного вещания в России и его становление в предвоенные годы. Механическое и электронное телевидение. Первые передачи механического и, позднее, электронного телевидения. Особенности распространения сигнала этими способами вещания. Создание Шаболовской студии телевидения и её новые возможности. Рождение ленинградского телевидения и его первые передачи. Создание Всесоюзного Комитета по радиовещанию и радиоинформации при Совнаркоме СССР и отдела телевидения.

Восстановление телевещания в СССР после Великой Отечественной войны. Создание Центральной студии телевидения. Постановление Совета Министров СССР 1951 года по вопросам дальнейшего развития телевещания в стране и его значение для обеспечения телевещания кинофильмами, телеспектаклями, концертными программами. Расширение структуры Центрального телевидения, формирование вещательных редакций.

Телевидение становится массовым. Открытие второй телевизионной программы.

Появление тележурналистики. Становление журналистских жанров на телевидении.

Расширение возможностей телевещания с появлением новых технических средств в конце 40-х – начале 50-х годов. ПТС.

Телевидение в эпоху «оттепели» середины 50-х - 60-х годов. Формирование информационного телевещания и телепублицистики. Формирование основных тематических направлений и игрового телевидения. В.Сапак о природе и возможностях телевидения. Форматы «прямого» эфира. Редакционная структура телевидения. Информационное вещание. Популярные передачи и люди телевидения.

Развитие телевидения и тележурналистики в конце 60-х – начале 70-х годов. Создание системы центрального, республи​канского и местного ТВ. Останкинский телевизионный комплекс. Видеозапись и видеомонтаж, творческие возможности и влияние на программную политику и телевизионную журналистику.

Политика государства в области идеологии телевизионного вещание в 70-х – середины 80-х годов. Реформа структуры государственного телевидения. Реформа программной политики. Основные программы информационно-политического вещания. Познавательные программы. Игровые, художественные и детские программы этих лет. Художественный и документальный телевизионный кинематограф. Основные произведения. Рождение сериала на отечественном телевидении.

Отечественное телевидение и тележурналистика периода «перестройки» середины 80-х – начала 90-х годов. Реформы в сфере идеологии и их отражение в программной политике. Борьба политических сил за влияние на телевидение. Основные программы и тележурналисты, оказавшие существенное влияние на процессы демократизации в обществе. Первый съезд народных депутатов СССР (май 1989 года) и его телетрансляции. Преобразование Гостелерадио СССР во Всесоюзную, позднее во Всероссийскую, государственную телерадиовещательную компанию «Останкино».

Создание Российского телевидения и его место в отстаивании демократических свобод. Тележурналистика нового политического поколения.

Создание Общественного российского телевидения на первом вещательном канале и ликвидация Всероссийской государственной телерадиовещательной компании «Останкино».

Разделение централизованной телерадиоимперии советского государства на вещательные организации республик бывшего СССР.

Возникновение негосударственного телевидения. Особенности тележурналистики в негосударственных компаниях.

Российское телевидение в условиях рыночной экономики. Формирования рынка телевизионных вещателей и телевизионного контента. Процесс проникновения рекламы на телевидение. Тележурналистика в современных условиях.

Телевизионный рынок сегодня и его основные игроки.

История зарубежного телевидения

Современные тенденции развития мирового телевидения /глобализация, демассовизация, конгломерация, конвергенция/.

Би-би-си как пример общественного телевидения.

Общественно-правовое телевидение ФРГ/АРД, ЦДФ.

Цифровизация телевидения в США и Европе.

Международные спутниковые каналы новостей /Си-эн-эн, «Би-би-си уорлд ньюс», «Евроньюс», «Аль-Джазира»/.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ТЕЛЕВЕЩАНИЕ

Понятие информации. Виды информации и её общие свойства.

Массовая информация в структуре социальной информации. Свойства массовой информации. Понятие журналистской информации и её функции.

Понятие «новости» в журналистике. Признаки новостной информации.

Каналы распространения новостной информации. Возможности телевидения.

Источники информации. Методы сбора информации, проблемы телевизионной специфики. Особенности сбора телевизионной информации и подготовки информационных сообщений в условиях экстремальных и военных ситуаций.

Жанры информационной журналистики и специфика телевидения.

Выразительные средства и язык информационных жанров на телевидении. Принцип построения информационного сообщения. Особенности редакторской обработки информационных сообщений.

Типология телевизионных информационных выпусков. Приёмы вёрстки информационных сообщений.

Общие принципы организационной структуры производства теленовостей в телевещании.

«Новости» как товар и проблемы конкуренции в новостном информационном вещании.

ОСНОВЫ ТЕЛЕКРИТИКИ

Сущность и особенности современной российской телекритики. Социальная востребованность телекритики. Место телекритики в ряду других искусствоведческих дисциплин. Телекритика как вид журналистики. Особенности критического анализа виртуальных телевизионных образов. Звездная природа телевидения и отражение «звездности» в телекритике. Телекритика как непрерывное и повседневное отражение телевизионного процесса. Телекритика в современной России: издания и авторы.

Коммерциализация телевидения и роль телекритики в сохранении «качественного» телевидения. Жанры телекритики: обзор недели, рецензия, интервью, портрет телепередачи, портрет ведущего, обзор телевизионного сезона, обзор с использованием телевизионной социологии, реплика, мини-опрос, авторская колонка. Рецензия на телесериал. Телевизионные премии в России. Зрительская (рейтинговая) и телекритическая оценки – разность системы координат и методологии оценки. Наиболее яркие телеведущие сегодняшнего развлекательного телевидения: отличительные черты, манера ведения. Андрей Малахов. Иван Ургант. Ведущие аналитических программ: манера ведения, отличительные особенности. Дмитрий Киселев, Сергей Брилев, Марианна Максимовская, Алексей Пушков, Владимир Соловьев. Жанр аналитических итоговых общественно-политических программ на сегодняшнем отечественном телевидении: разница подходов, общие черты. "Вести недели", "Воскресное Время", "Постскриптум". Требования к экспресс-рецензиям телепрограмм. Требования к экспресс-портрету телеведущего. Объективизм и субъективизм в телекритике. Отношения критика и зрителя – сходства и различия в оценках телевизионного продукта.

История отечественной телекритики как отражение истории отечественного телевидения и отечественной журналистики. Формы анализа и оценки телевизионного продукта. Телекритика как средство формирования общественного мнения и поле битвы за хороший вкус. Базовые умения телекритика . Карнавальность телевидения.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.​ Бадялик В.П. Основы телевизионного вещания со спутников. Горячая линия - Телеком,М., 2004.

2.​ Больц Н. Азбука медиа. М., 2011.

3.​ Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М.: изд-во «Икар» 2011

4.​ Голядкин Н. Анализ аудитории. М., 2000.

5.​ Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

6.​ История отечественного кино. М. Прогресс-Традиция; 2009

7.​ История русской журналистики 18-19вв. Уч. пособие по ред. Л.П. Громовой,СПб, изд. Петербургского университета, 2003

8.​ Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика — М.: ЮНИТИДАНА, 2005. — 383 с.

9.​ Кривошеев М. И., Федунин В. Г. «Интерактивное телевидение», М.: Радио и связь, 2000. – 344 с.

10.​ Кузнецов И.В. История отечественной журналистики 1917-2000гг. Уч. Пособие, М., Флинта, Наука, 2008

11.​ Локшин Б.А. Цифровое вещание: от студии к телезрителю. М., Сайрус, 2001.

12.​ М.И. Кривошеев «Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания». М.: НИИР, 2006 г.

13.​ Махонина С.Я. История русской журналистики начала ХХ века, М., Флинта, Наука, 2006

14.​ Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2009.

15.​ Перегудов А.Ф. Сетевые решения в телевизионном производстве // Информационно- технический журнал «625». — No 10. — 2004. — С. 10–15.

16.​ Садуль Ж. Всеобщая история кино. М. Искусство; 1956

17.​ Саппак В. С. Телевидение и мы: четыре беседы М. : Аспект Пресс, 2007 .— (Золотой фонд ТВ-литературы) .— ISBN 978-5-7567-0477-8

18.​ Телевизионная журналистика. Издание 5, исправленное и дополненное. МГУ, Наука, 2005.

19.​ Телевизионная журналистика: учебник / Редкол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский). М., 2005.

20.​ Теплиц Е. История киноискусства. М. Искусство. 1971

21.​ Третьяков В. Т. Современные проблемы российской журналистики. СПб, 2011.

22.​ Третьяков В.Т. Виртуальный коммунизм и гипновидение: о массовом телевидении и массовой политике. Полис. Политические исследования, № 4, 2014.

23.​ Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., Алгоритм 2010

24.​ Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М., 2004.

25.​ Третьяков В.Т. Как стать знаменитым на телевидении. М., 2015.

26.​ Третьяков В.Т. Специфика телевидения как аудивизуального средства массовой информации. Журналист. Социальные коммуникации, № 2, 2014.

27.​ Третьяков В.Т. Теория телевидения. Телевидение как неоязычество и как карнавал. М., 1915.

28.​ Третьяков В.Т. Феномен телевидения, или какую передачу ведет Бернард Шоу? Журналист, № 5, 2014.

29.​ Эйзенштейн С.М. Метод. В 2-х томах. М. Музей кино 2002

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.​ Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.

2.​ Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Ю. Основы телевизионной журналистики. М.: Изд-во МГУ, 2007.

3.​ Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2010.

4.​ Батаева Е.В. Фланёрство и видеомания: модерные и постмодерные визуальные практики. Вопросы философии, № 11, 2012.

5.​ Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2 изд. - М.: Худ. лит., 1990.

6.​ Брайс Р. Справочник по цифровому телевидению. Жуковский, 2001

7.​ Бурдье Пьер. О телевидении и журналистике. М., 2002.

8.​ Вейлер К., Маурер Р. И. Сетевые СМИ – другая журналистика. – Зальцбург, 2000.

9.​ Ворошилов В. В. Техника и технология СМИ. Конспект лекций. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 48 с.;

10.​ Захаров В.П. Информационные системы (документальный поиск): Учебное пособие. – СПб Гос. Университет, 2002. – 188 с.

11.​ Кийт М. Радиостанция. — М.: Мир, 2001.

12.​ Лейтес Л. С. Развитие техники ТВ-вещания в России: Справочник. — М.: ИД Святогор, 2005. с.224.

13.​ Лузин В.И., Никитин Н.П., Шестаков А.А. Основы телевизионной техники. — М.: Сокон- пресс, 2003.

14.​ Луначарский А.В. О народных празднествах. Сборник: Луначарский А. В. Почему нельзя верить в бога? М.,1965.

15.​ Маклюэн Маршалл. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2011.

16.​ Олефиренко П.П. Техника и технология радиовещания. — М.: Эра, 2000.

17.​ Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс. М., 2003.

18.​ Радиожурналистика: Учеб. / Под ред. А.А. Шерля. — М.: Изд-во МГУ, 2000.

19.​ Сергеев М.А. Теория и практика стереофонического радиовещания. — М.: 625, 2002.

20.​ Ситников В. П. «Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание», М.: Филол. о-во «Слово»: Эксмо, 2004;

21.​ Телевизионная журналистика: Учеб. — М.: МГУ, Высшая школа, 2002.

22.​ Тулупов В. В. и др. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет. Изд-во «Михайлов В. А.», 2008.

23.​ Уайт Тэд. Производство эфирных новостей. М., 2007.

24.​ Харитонов М. И. «Цифровая видеозапись». – М.: Изд-во ИПК работников телевидения и радиовещания, 1992.

25.​ Шмаков П.В., Лапин С.Г. Телевидение. Большая советская энциклопедия. 3 издание, т. 25, 1976.

26.​ Эренбург Илья. Материализация фантастик. М.-Л., 1927.

27.​ Эрнст Константин. Переключаясь на завтра. Доклад на ежегодном международном телерынке MIPCOM (Канны). «Коммерсантъ»,26.06.12.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

1.​ Луков М. В. Телевидение: телевизионная картина мира. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2008, № 4 : http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Lukov_TV_World-view/

2.​ Смирнов А.В. Пескин А.Е. «Цифровое телевидение от теории к практике»http://www.all-ebooks.com/2008/09/15/cifrovoe-televidenie.-ot-teorii-k.html

3.​ Третьяков В.Т. Видеокурс. Теория телевидения. Высшая школа телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова. Сайт ВШТ МГУ: http://ftv.msu.ru/; Ютуб: http://www.youtube.com/VTretyakov.

4.​ http://audioproducer.ru

5.​ http://nat.ru/

6.​ http://rus.625-net.ru

7.​ http://www.broadcasting.ru

II. ТЕОРЕТИКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

(телевизионное производство, телевизионная журналистика, теория сценарного дела, телережиссуры, мастерства телеведущего, теория и практика телевизионной съемки, видеомонтажа, менеджмент СМИ, правовые основы деятельности СМИ и продюсирование)

При ответе на экзаменационные вопросы второго цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:

теоретических основ практической, творческой и организационной деятельности в области телевидения; создания литературных и режиссерских сценариев, монтажных листов, телевизионной режиссуры (включая режиссуру документального кино); приемов и методов корреспондентской, сценарной и редакторской работы в различных телевизионных жанрах и форматах; режиссуры монтажа, понимание основных принципов и методов съемки при реализации телепроектов разной жанровой и тематической направленности; редактирования, мастерства телеведущего, включая основы риторики и дикторского мастерства, менеджмента и продюсирования как отдельных телевизионных проектов так и СМИ в целом.

ТЕОРИЯ И ПРАКИКА СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Средства массовой информации и журналистика: соотношение, пересечение, различия. Журналистика как специфическая сфера публичной и политической деятельности, общественный статус журналиста.

Как добиться профессиональной независимости, журналист и власть. Проблема объективности, беспристрастности и ангажированности.

Журналистика как наука. Концепция СМИ как «четвертой власти». Концепция медиократии.

Проблема доверия к СМИ и журналистам. Специфика политической журналистики. Конфликт интересов в журналистике. СМИ и журналистика в системе управления обществом. Национальные интересы, СМИ и журналистика. Два парадокса журналистики

Журналистские жанры: краткая характеристика, аналоги в литературе и науке. Информация. Репортаж. Интервью. Статья, комментарий. Аналитическая статья. Публицистическая статья. Служебные жанры журналистики.

Журналистика как профессия. Главные функции журналистики. Дополнительные функции журналистики. Первородная (генетическая) функция журналистики.

Свобода печати (свобода СМИ) и смежные свободы. Законные и незаконные способы ограничения свободы печати (свободы СМИ), институт цензуры. Свобода печати (свобода слова) в системе других человеческих ценностей. Позитивные составляющие института свободы СМИ. Негативные составляющие института свободы СМИ. Современное состояние свободы СМИ в России (и в сравнении с другими странами).

Естественное (нормальное) и аномальное в журналистике. Оригинальное (новое) и банальное (известное) в журналистике. Сюжетные узлы в журналистике. Индивидуальное и коллективное в журналистских текстах. Способы формирования собственного стиля.

Типы и виды СМИ, градация СМИ по их объективным и субъективным характеристикам. Характеристика печатных СМИ и журналистика в них. Специфические особенности журналистики на телевидении

Конкуренция в журналистике. Журналистика и феномен времени. Прогноз в журналистике.

Как брать интервью (правила интервьюера). Правила и методы верификации информации.

Свой стиль в журналистике. Журналистские специальности. Журналистика и литература: общее и специфическое.

Правда, ложь, обман и умолчание в журналистике. Незлонамеренная дезинформация (непреднамеренная ложь). Злонамеренная дезинформация, клевета. Пропаганда. Общечеловеческая и профессиональная мораль в журналистике

Журналистика и реальность. Журналистика и развлечение. PR и журналистика.

Недобросовестная конкуренция в СМИ.

ЖУРНАЛИСТСКИЙ ПРАКТИКУМ

Знание особенностей работы тележурналиста в телевизионных программах разных жанровых форм, работа репортёра информационных, аналитических и прочих программ, создания репортажей, тематических сюжетов, аналитических материалов, прямых и псевдопрямых включений, сюжетов в стиле «живая камера». Требования к тексту телевизионного материала – закадровому и в кадре. Понимания существующих теорий имиджа и образа журналиста, их составляющих.

Поведение корреспондента в кадре, понятие стендапа и его разновидности, назначение. Вербальные и невербальные коммуникативные навыки в работе телевизионного журналиста. Работа с синхронами, понимание задач синхронных вставок. Требования к видео в сюжете, репортаже информационных, информационно-аналитических и авторских программ, смысловая, эмоциональная и т.д. нагрузка видеоряда, постановка задач оператору, взаимодействие телевизионного журналиста с оператором, работа с микрофонами. Понятие интершума, лайфов в сюжетах, репортажах и бз. Запись интервью, для информационной, аналитической и прочих программ: подготовка, съёмка и монтаж. Верстка информационных программ, монтажные листы. Психологические аспекты записи интервью. Выбор синхронов и правила размещения их внутри репортажа и бз. Работа телевизионного корреспондента и редактора с информационными источниками. Использование компьютерной графики на телевидении. Драматургия телевизионного сюжета, репортажа. Законы архитектоники телевизионного произведения, основные составляющие. Требования к телевизионному монологу, критерии оценки аудиовизуального произведения. Способы производства телевизионных сюжетов, алгоритм производства. Взаимодействие тележурналиста с оператором, звукооператором, шеф-редактором, ведущим, монтажёром, режиссёром, продюсером и т.д. Владение терминологией и понимание телевизионного сленга.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ

Телевидение и принципы организации телевизионных систем. Этапы развития телевизионных систем передачи изображения. Современные телевизионные системы. Техника и технология телевизионного вещания. Структура и квалификация телецентров. Структурная организация и оборудование для технологического производства аудиовизуальной продукции (АСБ и др.). Съемочная группа, телевизионная бригада, функциональные обязанности. Технологический процесс производства телевизионных программ. Студийное производство телевизионных программ. Внестудийное производство телевизионных программ. Видеозапись телевизионных программ. Основные виды устройств записывающих и воспроизводящих изображение и звук. Телевизионные видеоформаты и стандарты, телевидение высокой четкости. Способы доставки телевизионного контента потребителю. Организация эфирного вещания. Организация кабельного вещания. Организация спутникового вещания. Интернет телевидение. Перспективы развития телевизионных систем. Автоматизация телепроизводства. Организация телевизионного вещания в Российской Федерации.

Основные приемы телевизионной съемки. Типы телевизионных камер. Особенности работы оператора в различных телевизионных жанрах. Работа оператора со светом. Телевизионная оптика. Фильтры. Вспомогательная операторская техника и способы ее использования для решения творческих задач. Современная съемочная техника. Технологические функции оператора при подготовке программ различных жанров. Схемы расстановки камер при съемках различных жанров. Роль теле- и киноосвещения в телепроизводстве. Основа методов монтажной съемки.

Основные термины и понятия. Типы и виды монтажа. Режиссерская экспликация и составление монтажных листов. Особенности монтажного построения телевизионных программ разных жанров. Монтаж как средство художественной выразительности. Визуальные переходы. Темпоритмическое построение телевизионных программ. Основные термины и понятия телевизионного монтажа. Основные монтажные приемы. Особенности линейного и нелинейного монтажа. Этапы подготовки к монтажу (анализ материала, монтажные листы).

ОСНОВЫ ОПЕРАТОРСКОГО ДЕЛА

Место и роль теле и кино оператора в съемочном процессе. Личные и профессиональные качества оператора. Знаковые имена кино- и телеоператоров советской эпохи, современной России и зарубежных стран. Корреспондент и оператор: способы взаимодействия и методы работы. Понятия о композиции кадра, кадрирование. Использование приемов съемки панорамы, наезд, переброска. Организация движения камеры. Раскадровка и кадрирование. Съемка с движения – использование движущейся техники.

Виды осветительного оборудования, применение различных средств при студийных и внестудийных съемках. Роль освещения в создании образа. Виды и методы съемок в различных телевизионных жанрах. Монтажные съемки – специфика и приемы. Системное планирование организации съемочного процесса в тех или иных условиях (в зависимости от того или иного предстоящего объекта съемок).

Выполнение технических заданий по съемке портретов и интервью в учебной студии. Выполнение технических заданий по многокамерной съемке круглого стола в студии. Выполнение технических заданий по съемке формата выступлений в поточной аудитории. Выполнение технических заданий по многокамерной съемке формата ток-шоу в учебной телестудии. Выполнение технических заданий по многокамерной съемке дискуссии с телемостом в учебных студиях. Выполнение технических заданий по репортажной внестудийной съемке.

Композиция кадра в стендапах. Композиция кадра в синхронах. Метод реконструкции событий. Масштаб изображения. Понятие крупности плана. Монтажное построение диалога в студии и на натуре. Современная съёмочная техника. Создание светлой и тёмной тональности кадра. Понятие "ключевой свет". Виды мизансцен. Различные функции света. Композиционные требования к различным форматам кадра (4:3, 16:9). Основные характеристики объективов. Центральная и боковые точки съёмки. Фронтальная и диагональная композиция кадра. Динамическая камера. Телевизионная оптика современной съемочной техники (трансфокаторы, вариообъективы, дискретная оптика). Краткий обзор. Цвет в кадре, понятие колорита. Техническая и творческая функция диафрагмы. Монтажное объединение планов различной крупности в многокадровых разработках. Фокусное расстояние объектива. Перспектива изображения. Схемы света при портретной съёмке. Передний план и глубинная композиция кадра. Внутрикадровый монтаж. Основные источники света на натуре. Понятие перспективы. Виды перспектив. Основные виды света и методика освещения объектов съёмки. Применение оптических насадок, широкоугольных линз и конверторов, фильтров.

ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО

Специфика работы телеведущего в информационном, аналитическом и художественном жанрах. Подробная характеристика телепрограмм информационного жанра телевидения с точки зрения исполнения их телеведущим. Главные задачи ведения телевизионных программ информационного жанра. Техника работы телеведущего с новостным выпуском.

Подробная характеристика телепрограмм аналитического жанра телевидения с точки зрения исполнения их телеведущим. Главные задачи ведения телевизионных программ аналитического жанра. Особенности ведения беседы, дискуссии, ток-шоу.

Подробная характеристика телепрограмм художественного жанра телевидения с точки зрения исполнения их телеведущим. Главные задачи ведения телевизионных программ художественного жанра. Особенности ведения зарисовки, очерка, телевизионного эссе.

Техника работы телеведущего с текстовым материалом. Применение правил логики речи. Логические ударения, паузы, ведение интонации.

Пирамида публичности – как комплекс профессионально важных качеств телеведущего. Основные этапы, их взаимосвязь.

Правила работы телеведущего в кадре. Базовые технические составляющие работы телеведущего. Особенности организации тела в положениях стоя и сидя. Жестикуляция, мимика. Прическа, одежда, внешний вид ведущего.

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО ДЕЛА

Виды сценарной записи. Литературный сценарий. Американская запись и «железный сценарий» Томаса Инса. Прозаическая запись. Опыты Александра Ржешевского и форма «эмоционального сценария».

Фабула, сюжет. Трансформация фабулы в сюжете: использование нелинейной сюжетной композиции, вариативность фабулы, совмещение разных временных пластов в одном кадре, введение исторического или документального материала, включение внефабульных сцен.

Архисюжет, антисюжет и мини- сюжет.

Драматургическое построение многосерийного фильма. «Горизонтальная» и «вертикальная» драматургия. Использование четырех актов в структуре серии. Ситком (особенности написания диалогов).

Элементы сюжетной композиции. Классификация. Виды экспозиции. Определение завязки. Развитие: перипетии, коллизии, удары-контрудары. Кульминация и способы подготовки к кульминации. Развязка. Финал. Виды и типология финалов.

Драматургические функции деталей. Деталь как часть целого (pars pro toto), фабульная деталь, деталь-символ, деталь- характеристика персонажа, деталь как примета времени.

Триллер и детектив. Приемы использования саспенса. Определение макгаффина. Отличие детектива от триллера. Драматургическая осведомленность зрителя (по А. Хичкоку).

Драматургия неигрового фильма. Телевизионный фильм для prime-time (использование нелинейной сюжетной композиции, включение флешбэков и флешфорвардов). Новеллистическая структура неигрового фильма. Прием «наблюдения» в документальном кино (на примере фильма Герц Франка «На десять минут старше»). Трансформация факта в образ. «Поперечное сечение» в драматургии неигрового фильма (терминология Бела Балаш).

ОСНОВЫ ТЕЛЕРЕЖИССУРЫ

Основные творческие и производственные функции режиссера телевидения при работе в студии в режиме многокамерной съемки, телевизионный процесс съемки студийной программы с позиции режиссера-постановщика. Многокамерная съемка как первая программа, вторая программа, пост, оперативная графика. Особенности работы в прямом эфире. Понятие ПТС, виды ПТС. План, мизансцена, мизанкадр, внутрикадровый монтаж, крупность планов, технические и художественные особенности. Съемочная техника: функции каждого вида техники. HD и SD, запись на кассету, запись на хард-диск, запись на сервер. Знать отличия, плюсы и минусы указанных процессов.

Правило оси: сформулируйте правило оси («восьмерка»). Уметь схематично показать съемку двух собеседников (интервьюер и интервьюируемый) двумя, тремя и одной камерой. Мастер-план, связующий план, перебивочный план. Монтаж. Поясните задачи монтажа в телевидении. Функции режиссера монтажа на телевидении. Линейный и нелинейный монтаж. Монтаж первой программы режиссером прямого эфира. "Титрование", "плашка", "транзишн", "фейд", "таймкод", базовые платформы монтажа .

Понятие телевизионного контента, виды контента. Роль режиссера телевидения в создании контента. Приведите пример. Межпрограммное пространство и его организация. Приведите пример. Цикловая программа, понятие съемочного пула. Типология профессии режиссера на современном телевидении.

ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ МОНТАЖА

Монтаж как художественно-выразительное средство экрана. Монтаж как средство управления зрительским вниманием. Монтаж как средство воздействия на восприятие информации с экрана. Организация телевизионного пространства и телевизионного времени при помощи монтажных соединений. Аудиовизуальный телевизионный монтаж: особенности и отличие от киномонтажа.

Особенности применения монтажных соединений при работе многокамерным методом съемки (в ток-шоу, в передачах, снятых по принципу «прямых передач»). Особенность построения прямого репортажа и его интерпретации в новостийных программах.

Типы монтажа и виды монтажа.

Особенности использования монтажных соединений в информационных программах и публицистических программах.

Особенности использования монтажных соединениях в развлекательных и музыкальных программах. Клиповый монтаж и его использование в разных телевизионных жанрах.

Особенности использования монтажных соединений в художественно-документальных телефильмах, в игровых телефильмах, в сериалах

Темпо-ритмическое построение телевизионных передач и его зависимость от монтажа. Творческое применение нескольких фонограмм для создания телевизионного образа. Особенности построения телевизионных мизансцен и использования внутрикадрового монтажа

Творческие возможности построения фотофильмов, включенных в телефильмы, телепрограммы. Особенности включения дополнительных материалов (кино-видеофрагментов, фотографий, фонограмм, графического иллюстративного материала и т.д.) в монтажное построение программ. Стоп-кадр и его включение в монтажный строй телеконтента (способы «обработки» стоп-кадров)

Использование различных технических приемов, заложенных в цифровых программах, при создании телевизионной образности.

Мультимедийные приемы и их включение в монтажный строй телеконтента.

Использование различных монтажных приемов при создании различных видов клипов.

МЕНЕДЖМЕНЕТ В СФЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Определение менеджмента в сфере СМИ. Уровни менеджмента крупных медиа предприятий: высший уровень, средний уровень, менеджеры первого (низшего) уровня, неуправленческие служащие. Ключевые характеристики менеджмента. Эффективность менеджмента. Краткосрочные и долгосрочные временные перспективы. Задачи, цели, функции руководителя СМИ. Ответственность и обязанности руководителя СМИ. Планирование стратегии. Виды планирования: долгосрочное и оперативное. Прогнозирование. Осуществление стратегии. Книга стратегии компании (устав). Административная структура предприятия СМИ: условия эффективной организации, основные принципы, величина и физическое размещение отделов. Особенности административной структуры СМИ. Концепции маркетинга: совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификация коммерческих целей, концепция маркетинга, концепция социально-этичного маркетинга. Потребности аудитории. Исследование рынка, моделирование, позиционирование, планирование стратегии. Средства маркетинговой коммуникации в СМИ: реклама, коммерческая пропаганда, стимулирование сбыта, личная продажа. Конкурентный аспект. История телевизионного рекламного рынка. Рекламные агентства. Специализация рекламных агентств: креативные агентства, медиасервисные агентства, медиабаинг. Медиабаинг на телевидении в России. Формы организации продаж рекламных возможностей телеканалов: собственная служба продаж, собственный сейл-хауз, группа торговых представителей, telerep, независимый сейл-хауз. Системы финансовых расчетов телеканалов и сейл-хаузов: гарантированная и комиссионная. Ценообразование: стоимость пункта рейтинга, стоимость за тысячу контактов. Производители телевизионного контента: аффилированные компании, продюсерские компании. История появления опросов аудитории: опросы «Литературного дайджеста» (The Literary Digest), исследования Джорджа Гэллапа. Измерение аудитории радиовещательных компаний: метод А. Кросли, метод синхронного телефонного опроса К. Хупера, аудиометр и радио-индекс А. Нильсена. Измерение телевизионных аудиторий: методы А. Нильсена, ТВ-метр, пиплметр, ПМ-панель (PM-панель). Рынок исследований аудитории СМИ в России: современное состояние, достоверность измерения телевизионных аудиторий. Методы исследования аудитории СМИ (личное интервью, телефонное интервью, дневниковый метод, пиплметровые измерения). Достоинства и недостатки каждого из методов.

ПРОДЮСИРОВАНИЕ

Понятие «продюсер» и продюсерская деятельность. История возникновения и становления профессии. Типология профессии продюсера на современном телевидении. Роль и место продюсера в организации творческо-производственного процесса. Оценка постановочной сложности проекта. Определение времени понятий параметров работы над телепроектом. Основные принципы и методы планирования себестоимости производства аудиовизуальной продукции. Типовая группировка затрат на производство и реализацию аудиовизуальной продукции. Оценка коммерческого потенциала телепроекта. Практические подходы продюсера при продвижении телепроекта. Управление рисками в продюсерской деятельности. Особенности формирования затрат на постановку фильмов и другой аудиовизуальной продукции в современных экономических условиях.

Этапы формирования плановых затрат на производство фильмов и определения временных параметров их создания.

Функциональные обязанности всех типов продюсеров, роль в процессе создания аудиовизуальных произведений. Знания и навыки, необходимые продюсерам. Роль генерального продюсера в телевизионном производстве. Различия между креативным и исполнительным продюсером, знания и навыки каждого. Сметы на производство аудиовизуального продукта. Принцип составления сметы, необходимые позиции. Какие функции несет смета. Кем преимущественно она утверждается. Знаменитые российские и зарубежные продюсеры. Исключительные, не исключительные и смежные права – отличия, основные пункты. Современные методы производства аудиовизуальных произведений.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ

Информационно-правовые нормы как источник и регулятор СМИ. Информация как объект правового регулирования. Основные нормативные источники, регулирующие информационную сферу. Формы и виды информации по российскому законодательству. Классификация информации по доступу к ней (открытая информация и информация ограниченного доступа).

Права граждан и СМИ свободно искать, получать и передавать информацию. Права граждан и СМИ на поиск и получение информации из государственных информационных ресурсов Юридические гарантии прав граждан и СМИ на получение и использование информации. Случаи ограничения прав граждан и СМИ на получение и использование информации. Юридическая защита информационных прав граждан и СМИ. Нормативно-правовое регулирование СМИ. Понятие, регистрация и лицензирование СМИ, основные субъекты права массовой информации, организация деятельности и распространение СМИ. Юридические гарантии свободы массовой информации. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ. Понятие рекламы и правовая природа рекламы. Субъекты рекламной деятельности. Реклама в телепрограммах и телепередачах. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

Правовое регулирование личной тайны (персональных данных). Правовой режим государственной тайны. Правовой режим служебной тайны. Правовой режим профессиональной тайны. Правовой режим коммерческой тайны.

Понятие личных неимущественных прав (нематериальных благ). Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие «моральный вред» и возмещение морального вреда по законодательству РФ о СМИ. Порядок опровержения фактов, позорящих честь, достоинство и деловую репутацию, размещенных в СМИ.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.​ Алферова Л. Ораторское искусство. СПб., 2009

2.​ Ахвледиани-Магронт М. В. Новости как профессия. М., Аспект Пресс, 2014

3.​ Ахвледиани М. В. Новости - наша профессия. Изд. ИПК работников ТВ и РВ, М., 2004

4.​ Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. М., 1977.

5.​ Волынец М.М. Профессия оператор. М., 2004

6.​ Волынец М.М. Основы композиции кадра. М., 2002

7.​ Волынец М.М. Принципы работы оператора со светом. М., 2002

8.​ Гаврилов К. Как делать сюжет новостей. СПб., 2007.

9.​ Гаймакова Б.Д. и др. Мастерство эфирного выступления. М., 2007.

10.​ Дюбуа Ж., Мэнге Ф., Пир, Ф., Тринон А. и др. Общая риторика /Пер. с фр.- М: URSS, 2006

11.​ Зарецкая И. И., Бруссер А. М., Оссовская М. П.Устная речь в деловом общении. М., 2009.

12.​ Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2004

13.​ Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб, 2005

14.​ Кодола Н.В. Интервью. Методика обучения. Практические советы. М., 2008.

15.​ Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2001

16.​ Лукина М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов. М., 2003.

17.​ Ляшенко Б. П. Хочу к микрофону. М., 2007.

18.​ «Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов/под ред. П.К. Огурцова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

19.​ Медынский С. Мастерство оператора-документалиста. Прямая съемка действительности. М., 2009

20.​ Молчанов А. Букварь сценариста. М., 2009

21.​ Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. Учебное пособие. М., 2003

22.​ Новикова А.А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей. М., 2004.

23.​ Огаркова (Дубинская) Ю.Л. Психология эфира через призму актерских “психофизических” тренингов//Эволюция психотерапии. Взгляд из XXI века. Международная научно-практическая конференция. Сборник трудов. М.,2012, стр.72-82

24.​ Подготовка телерадиорепортажа (из французского опыта). М., 2000

25.​ Профессия — продюсер кино и телевидения. Практические подходы. Учебник под ред. В.И. Сидоренко и П.К. Огурчикова, М., ЮНИТИ, 2010

26.​ Рабигер М. Режиссура документального кино. Учебное пособие, М., 1999

27.​ Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. М., 2002

28.​ Саппак В. Телевидение и мы. М., 1988.

29.​ Станиславский К.С. Собрание сочинений. М., (любое издание)

30.​ Станиславский К.С., Мейерхольд В. Э., Дж. Стрелер, Ежи Гротовский, Питер Брук / «Искусство Режиссуры. XX Век. М., 2008

31.​ Сценическая речь. Уч. для студ. театр. уч.завед. /Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю.Промтовой.- М., 2000

32.​ Телевизионная журналистика. Изд. 5, исправленное и дополненное. М., МГУ, Наука, 2005

33.​ Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом? М., 2009, 2010.

34.​ Уолтер Д. Сценарное мастерство: кино и теледраматургия, М., 1997

35.​ Фрумкин М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию. М., 2009

36.​ Фэнг И. Работа телеоператора службы «Новостей». Реферативные обзоры. М., ИПК ТВ и РВ, 2001

37.​ Цвик Л.В. Телевизионная журналистика. М., 2004

38.​ Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., РИП-холдинг, 2003

39.​ Медынский С. «Компонуем кинокадр», М., Искусство,1992

40.​ Голдовская М.Е. «Десять операторских биографий», М., "Искусство", 1978

41.​ Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности. М., ИПК ТВ и РВ, 1997

42.​ Утилова Н.И. Монтаж. Учебное пособие для студентов вузов. Серия: Телевизионный мастер-класс. М., Аспект-пресс, 2004

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.​ Дыко Л.П. и Головня А.Д. Фотокомпозиция. Искусство. М. 1962

2.​ Рабигер М. Монтаж. (Перевод английского), М., ИПК ТВ и РВ, 1999

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

1.​ Вейценфельд А. Микрофоны // Звукорежиссер. – 2000. – № 1. //http://www.625-net.ru/archive/z0100/r1.htm

2.​ Смирнов А.В. Пескин А.Е. Цифровое телевидение от теории к практике, all-ebooks. Com

3.​ http://www.broadcasting.ru

III.​ ПРАКТИКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

(методы и приёмы создания телевизионных программ и фильмов)

При выполнении заданий третьего цикла испытуемый должен продемонстрировать знание и навыки поиска оптимальных или правильных решений конкретных проблем, возникающих в процессе создания телевизионных материалов.

(Для экзаменационных билетов составляется до 30 конкретных заданий на основе изученных курсов).

Примеры возможных заданий

1.​ Составьте 10 вопросов для интервью одного из ведущих политиков России.

2.​ Изобразите схематично монтажную съемку объекта (крупность планов и последовательность их монтажа)

3.​ Изобразите расстановку камер при съемке интервью 2-мя камерами

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте   
hstv@bk.ru


Слово декана

02.10.2018
10-летие ВШТ: жаль, что вас не было с нами!
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Помимо студентов и сотрудников ВШТ, помимо наших выпускников, мы пригласили не менее ста гостей. И значительная часть из них нашла возможность хотя бы на полчаса заскочить...

Наш факультет 

Десять лет как один день 17.10.2018
Десять лет как один день
Надежда Дмитриевна Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Десять лет работы на факультете пролетели как один день... На факультет меня пригласил Виталий Товиевич Третьяков, помню, это было в октябре.

Слово студента

Время воплощать мечты 17.09.2019
Время воплощать мечты
Дарья Терентьева
Студентка 4 курса
бакалавриата

Пять лет назад,
в десятом классе, я распечатала
фотографию Главного здания МГУ...