Прививка высокой культуры

Прививка высокой культуры


19 марта в учебной телестудии факультета Высшая школа телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось ток-шоу «Опера и балет: навстречу молодёжи».

Дискуссия была посвящена животрепещущей теме – почему молодые люди всё меньше интересуются высокой культурой и как пробудить в них желание пойти на балет или в оперный театр?

Гостями ток-шоу стали деятели культуры, искусства и телевидения:

  • тележурналист, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков;
  • заместитель генерального директора-художественного руководителя, режиссер театра «Геликон-опера», директор труппы, лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства Илья Ильин;
  • балерина и генеральный директор «Moscow State Ballet» Людмила Титова;
  • актер музыкального театра и кино, солист камерной сцены в составе Большого театра, режиссер-постановщик Андрей Цветков-Толбин;
  • солистка балета Большого театра России, актриса театра и кино, педагог Ирина Семиреченская;
  • заместитель Председателя Общественного совета при Министерстве культуры РФ, Президент Евразийской Палаты национальных культурных ценностей Александр Швейдель.

 IMG-9344_3.jpg

Людмила Титова отметила, что одна из главных причин снижения интереса к опере и балету заключается в том, что любовь к этим видам искусства не прививается с детства. Она рассказала, что на гастролях ее театра в Европе она видит большое количество детских лиц в зрительном зале, а в России балетом в основном интересуется старшее поколение и люди среднего возраста. «В деле воспитания любви к высокому искусству у подрастающего поколения должен быть системный подход», – уверен Александр Швейдель. Он отметил, что начинать знакомство с оперой и балетов нужно с малых лет и напомнил произведения, которые особенно ценятся детьми – «Садко», «Золушка», «Пряничный домик». Главное – привести маленького ребенка на правильный спектакль в правильное время и заложить в его систему ценностей высокое искусство.

Гости были единодушны в том, что в последние годы наблюдается снижение престижа профессии оперного певца и артиста балета. «Балет – это служение и тяжелый труд с детства», подчеркнула Ирина Семиреченская и провела параллель между станком балетным и заводским. Также Ирина рассказала, что поток абитуриентов хореографических училищ падает год от года.

 

Культура должна прививаться

 

Но как же популяризировать высокое искусство? Илья Ильин полагается на продвижение на современных сетевых площадках, Ирина Семиреченская выразила надежду на великую силу игровых и документальных фильмов о людях искусства и предложила снимать их, в том числе и выпускникам факультета телевидения МГУ. Александр Швейдель рассказал о льготных программах, которые работают в Филармонии специально для студентов, а также предложил сделать несколько образовательных программ для студентов МГУ и в популярной форме рассказать об удивительном явлении оперы.

Безымянный.png

В европейских странах есть положительный опыт создания национальных опер, где, как рассказал Андрей Цветков-Толбин, когда арии исполняются на доступном для всего населения родном языке, приближая оперу к массовому зрителю. Также он обратил внимание на вынужденный самопиар современных артистов и отсутствие пиара со стороны театров. 

Виталий Третьяков винит в непопулярности балета и оперы не малые усилия PR-служб, а неверную государственную политику. Он напомнил, что в советское время существовала практика государственных заказов детских и подростковых спектаклей, балетные и оперные звезды выступали по радио, на телевидении и были «медийными лицами». Сам Виталий Товиевич водил первый набор студентов и магистрантов ВШТ в Большой театр, ведь у всех молодых людей есть стремление к прекрасному, главное – правильно развить его. И именно опера и балет, по мнению Виталия Третьякова, должны быть образцами прекрасного.

В обсуждении участвовали не только эксперты, но и студенты ВШТ. Во время ток-шоу им была предоставлена возможность задать вопрос из зала, и студент 2 курса высказал свое мнение: «Я не люблю оперу и балет, не понимаю их, но мне нравятся мюзиклы». Илья Ильин не удивился такой позиции молодого человека и отметил черты этого относительно молодого и самого современного театрального жанра, привлекающие внимание молодежи: известный сюжет, присутствие электронной музыки, искусственно «подправленные» голоса, и бóльшее продвижение постановок.

 

Музыка – этот тот язык, который дан нам, чтобы понимать друг друга.

 

Кто не понимает этого языка, тому нужно учиться, убежден Илья Ильин, потому что знание этого языка дает ключ к величайшему из искусств, включающему в себя балет, вокал, актерскую игру, магию света и костюма – ключи к пониманию оперы. Именно поэтому Илья Ильин уверен – опера никогда не умрет, все трудности временны и преходящи.

Ирина Семиреченская продолжила мысль о вечности и незыблемости высокого искусства и процитировала Стравинского: «Балет – это торжество порядка над хаосом», такое поистине божественное искусство будет жить, несмотря ни на что.

Все эксперты сошлись во мнении, что не всегда возможно полюбить то, что навязывается, но, если не прививать любовь к высокому искусству – этой любви не будет вовсе.

Подытожил дискуссию Виталий Товиевич, предложив всем гостям и зрителям умственный эксперимент: представить, как будто не было никогда русской оперы и балета – тут же начнут обрушаться не только русская литература, кино, но даже политика и история.

Ведущими ток-шоу стали студенты 4 курса ВШТ Екатерина Ефремова и Георгий Кузнецов. Ток-шоу было полностью подготовлено силами студентов выпускного курса под руководством Марии Викторовны Ахвледиани.

 

Автор статьи Катарина Юровская

 

 


Возврат к списку