В 2013 году в России вступили в силу четыре закона, так или иначе влияющих на работу СМИ. Также в полной мере стали ощущаться последствия от первых регулирующих законов, принятых осенью 2012-го. Об этом рассказывает «ТВ-дайджест».
К числу таких законов относится закон о возрастной маркировке информационной продукции, вступивший в силу в сентябре 2012 года. Это был первый случай, когда редакциям СМИ в один день пришлось под угрозой закрытия подчиниться введенным правилам и лишь потом выяснять, обсуждать, протестовать или соглашаться. И в дальнейшем все регулирующие медиа законы принимались именно по такой процедуре.
Всего в 2013 году было принято четыре новых документа, так или иначе повлиявших на существование и работу медиа. Первым, стал закон об охране здоровья граждан от табачного дыма— он ввел запрет на рекламу в СМИ табачной продукции. Вкупе с уже существовавшим запретом на рекламу алкоголя (принят в 2012 году и вступил в силу в январе 2013-го) этот закон отразился на глянцевых журналах и СМИ, которые принято относить к категории lifestyle — бюджет этих изданий целиком зависит от продаж рекламы, а производители табака и спиртного традиционно были для них основными рекламодателями.
В результате издания, которым так и не удалось привлечь других рекламных денег, закрываются один за другим. Из последних примеров: в начале декабря перестал выходить журнал Rolling Stone, а 25 декабря стало известно о закрытие бумажной версии XXL.
Следующим определяющим законом стал запрет на нецензурную лексику, утверждённый Госдумой и Совфедом в марте. А 31 октября Роскомнадзор через суд добился лишения лицензии агентства «Росбалт» — за размещенные на его сайте ролики из YouTube, содержавшие обсценную лексику. Мировой суд оштрафовал «Росбалт» на 20 тысяч рублей (по 10 тысяч за каждый ролик), а Мосгорсуд лишил агентство статуса СМИ.
24 декабря глава Роскомнадзора Александр Жаров объявил, что процесс над «Росбалтом» создал важный прецедент: судьи постановили, что СМИ должны нести ответственность за весь размещаемый контент, в том числе и за ролики из Интернета.
Следующий документ, затронувший СМИ, — запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетн
В случае с запретом гей-пропаганды определяющим моментом стала возрастная маркировка: вынести предупреждение изданию, помечающему свою продукцию «18+», Роскомнадзор не может. Упомянутый «Молодой дальневосточник»
Последний документ, о котором стоит упомянуть, — запрет на публикацию в СМИ сведений о несовершенноле