Петр I и петровская эпоха в экранных искусствах и литературе


msu270_logo_web.png   Посвящается 270-летию Московского университета


Сборник «ПЕТР I И ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА В ЭКРАННЫХ ИСКУССТВАХ И ЛИТЕРАТУРЕ» составлен по материалам научной конференции, проведенной Высшей школой (факультетом) телевидения МГУ имени М. В. Ломоносова в 12 мая 2022 года и приуроченной к 350-летию со дня рождения императора Петра I. В сборнике опубликованы работы 11 авторов, а также представлена избранная фильмография кино-, теле- и анимационных произведений, посвященных образу Петра I и его эпохе.

Открывает сборник статья В. Т. Третьякова «Пётр I как историческая фигура, как политический миф и как сказка», в которой обосновывается актуальность обращения к образу Петра I не только в свете празднования его юбилея, но с позиций чрезвычайной важности его фигуры для всей истории отечественной культуры, начиная с XVIII века и до сегодняшнего дня, а равно и для её будущего.

Н.Г. Кривуля в статье «Герой потешных листов: репрезентации образа Петра I в анимации», анализируя отечественные анимационные ленты, одним из героев которых является образ Петра Великого, приходит к выводу, что они, продолжая традиции лубочности, демонстрируют расхожие представления об исторических личностях, которые превращаются в плоские фигуры, созданные из традиционного набора стереотипов.  

А. М. Шестерена в своем исследовании предпринимает попытку изучить репрезентацию образа Петра Первого в русскоязычном секторе видеохостинга YouTube. В качестве ключевого недостатка сетевого видеоконтента, связанного с личностью Петра Первого, называется смешение достоверных фактов и эпатажных версий, способных дезинформировать аудиторию.

В статье «Образ Петра Первого на советском и российском документальном экране» А. В. Екимова проводит художественно-эстетический, исторический и сравнительный анализ советского документально-публицистического фильма «Пётр Великий» (1989) и фильма «Пётр Первый» из историко-биографического цикла «Романовы» (2014).

С.Л. Малафеева анализирует средства работы сценариста с художественным образом и пространством петровского времени на материале отечественного кинематографа, посвященном образу Петра Великого.

В статье П. В. Илышева анализируются художественные аспекты изобразительного моделирования исторического кинопространства с помощью кинодекорационных средств на примере фильма «Петр Первый».

В исследовании А. В. Оборовской на примере фильмов и сериалов, созданных в разные исторические периоды, выявляются топосы города и основные пространственные объекты, характерные для экранного образа Петербурга Петровской эпохи.

Г. Н. Боева в своей работе обращается к прозе С. Довлатова, в которой показывается разрушение автором традиции восприятия Ленинграда в контекст «петербургского текста», происходит развенчивание мифа о Петербурге как территории экзистенциальных и гуманистических смыслов.

Л.Л. Сандлер в статье «Речевое воплощение образа Петра I в русской литературе ХIХ — ХХ веков» рассматривает репрезентацию личности Петра I в литературных текстах XIX — XX веков.

В статье Е.В. Суровцевой рассматривается образ Петра Первого на материале современных агиографических текстов о святителе Митрофане Воронежском.

Е.А. Пастернак в своем исследование обращается к лирике Г.Р. Державина и анализирует воплощение в ней образа Пертра I.

Статьи сборника представляют интерес для исследователей, занимающихся проблемами экранного искусства, истории и литературы, преподавателей и студентов гуманитарных вузов.

Сборник подготовлен в рамках Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия» (направление «Историко-политическая конфликтология современности»).


Возврат к списку