Софья Финатьева, 1-й курс магистратуры
«Надо уметь отвлекаться. За десять минут до эфира – идите пить кофе и расскажите коллегам какой-нибудь анекдот», - этот совет Дмитрия Щугорева отложился в моей памяти как очень важный и полезный. В любой профессии, в том числе и на телевидении важно уметь оставаться человеком, не забывать про свои чувства и желания - ведь мы не машины! Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что как раз наша живость, личная заинтересованность в том, что делаешь, и открытость миру - это то, чего ждёт зритель. Умение совмещать профессиональные качества и свои личные чувства - то, чему предстоит учиться всю жизнь, но те, кто решил связать свою жизнь с телевидением имеет огромные возможности упражняться в этом каждый день. Дмитрий Щугорев - как раз тот человек, сумевший соединить в себе две эти вещи. «Работа не может быть деперсонифицированной. Должно быть личное отношение всегда», - подчеркнул он.
Для меня данный мастер-класс был не только познавательным, но и воодушевляющим.
Лидия Худова, 1-й курс магистратуры
Crangonyx
Если вы хотите узнать, кто такой Crangonyx или услышать про «плиоценовый возраст» — вам точно на мастер-класс Дмитрия Щугарева!
И это не просто скромный «посредник», синхронист-переводчик, с красным дипломом окончивший МГЛУ и отобранный на пятом курсе на работу тогда ещё на ОРТ.
И не просто корреспондент, отлично владевший английским в далекие 2000-ые, когда была острая нехватка подобных специалистов.
И речь идёт даже не о том, как Дмитрий подготовился к нашей встрече, заготовив «советы и предостережения» и разобрав «дихотомии Муми Папы».
Речь идёт о начитанном и умном мастере своего дела, который делится опытом адекватно реагировать на ошибки, «а не посыпать голову пеплом, заливать смолой и украшать перьями — хотя и нужно было бы», по меткому шутливому замечанию героя.
И о том, что «хороший экспромт — всегда подготовленный», а «эфир — это взаимодействие».
И о симбиотических связях, где люди — «частичка крупного механизма ТВ», где важна «синергия — сработанность», и где «мозг — это большое оружие», а «на лице», не вмешиваясь словами, «можно изображать всё» (ну или почти всё!).
А если вы всё еще раздумываете, при чём тут Crangonyx и «плиоценовый возраст», то отошлю вас к Кунгурской ледяной пещере и рачку-планктону, жившему в эпоху неогенового периода, начавшегося 5 333 миллиона лет назад и закончившегося 2 588 миллионов лет назад, согласно источникам в интернете и учёному-биологу, у которого Дмитрий в своё время взял искромётное интервью.
И так, с чувством вовлечённости и «перевыполненного долга» можно действительно «пойти домой», как оно и полагается мастеру своего дела.
Ван Цей, 1-й курс магистратуры
Весь урок был очень запоминающимся и интересным. Дмитрий был очень искренним и дал нам много советов. Когда я спросила его, чтобы вы больше всего хотели изучать или делать, если бы стали студентом университета сейчас, он, не задумываясь, ответил - историю. «Это потому, что чем больше ты занимаешься журналистикой, тем больше понимаешь, что тебе не хватает исторических знаний». Это заявление просветило меня.
Анастасия Горбатова, 1-й курс магистратуры
Мастер-класс Дмитрий Анатольевич начал с такой фразы: «Случилось то, что никто не ожидал - интернет и телевидение подружились». Такой синтез, действительно, кажется самым логичным и целесообразным. Если бы телевидение отражало только реальность интернета, на экране мы бы видели «фото котов и контент 18+». В тоже время, если бы телевидение не использовало некоторые формы подачи информации, которые популярны в интернете, оно было бы очень «пресным» и застарелым.
В конце мастер-класса меня зацепил ответ Дмитрия Анатольевича, что важно изучать в университете больше всего - историю. Это то, что настоящим нам помогает осознать прошлое и адаптироваться к будущему, формирует нашу личность и профессионализм.
Анна Караулова, 1-й курс магистратуры
На мастер-классе по-настоящему начался «телик». Всю встречу не покидало ощущение, что Дмитрий ведёт репортаж. Складная речь, живость мыслей и немного англосаксонской фразеологии.
За полтора часа общения подтвердилась формула успеха от Дмитрия: если вам интересно то, что вы делаете, то ваш продукт понравится большинству зрителей. На личном примере Дмитрий Щугорев показал, что собственная вовлеченность в тему дает плоды. Наш гость делился опытом, давал советы, предостерегал от ошибок молодых специалистов, учил отдыхать и отключаться.
Дмитрий не раз подчеркивал, как важно уметь работать в команде. И я уверена, что у гостя и наших студентов получилась гармоничная синергия.
Софья Филимонова, 2-й курс бакалавриата
Дмитрий отметил, что «лучшая импровизация - это подготовленная импровизация» (вечная истина, про которую почему-то все постоянно забывают), а успех эфира зависит от грамотно выстроенных взаимоотношений с коллегами (редакторами, корреспондентами, режиссёром).
Гость рассказал, что «умение и знание того, как обращаться с языком» - это главное, чему должен научится телевизионщик.
Больше всего меня удивила позиция ведущего в отношении того, как нужно «оживлять историю» в эфире: «Ты живой человек и эфир твой тоже живой». «Нет прощения ведущему, который не отреагирует на провокацию или внештатную ситуацию», - считает наш гость, поэтому мы попытались разобрать ситуацию, возникшую у Екатерины Андреевой в эфире.
Мастер-класс получился невероятно информативным и, благодаря тому, что рассказал Дмитрий, я могу сделать вывод, что телевизионщик - это уникальная профессия, от которой никогда не выгоришь, потому что всегда можешь менять вид деятельности.
Варвара Полякова, 1-й курс магистратуры
Как понять функционал телеведущего, проанализировать основные ошибки и избежать их - об этом и многом другом рассказал на своем мастер-классе тележурналист Дмитрий Щугорев. Так, например, одной из наиболее интересных мне показалась мысль о том, что телевидение и интернет - уже давно не конкуренты, они существуют в симбиозе, который позволяет использовать форматы друг друга на своих площадках.
Однако ключевым элементом этой встречи все же стала профессия ведущего информационного эфира. Именно он выступает посредником между огромным информационным пространством и зрителем, помогая последнему получать информацию в адекватной и понятной форме. В связи с этим важным становится обратить внимание на базовые установки профессиональной деятельности ведущего: умение обращаться с языком и строить свою речь «по-телевизионному», качественная подготовка к эфиру и создание некого информационного бэкграунда (в том числе для импровизации), навык командной работы и эффективного взаимодействия ведущего с редакторами, режиссером, корреспондентами, знание, как держаться в кадре и бороться с неуверенностью.
*сохранена авторская орфография и пунктуация