Участие ВШТ в студенческом жюри молодёжного фестиваля ВГИКа


Ежегодно факультет МГУ «Высшая Школа Телевидения» представляет на молодежном фестивале ВГИКа кого-то из нас для участия в студенческом жюри. В этом году мне посчастливилось принять участие в 43 Международном Студенческом Фестивале ВГИКа «Глобальные ценности» в качестве члена студенческого жюри. Ведь, на подобных фестивалях также необходимо студенческое жюри, как и профессиональное. Оно дает возможность посмотреть на работы не только с точки зрения профессионалах своего дела, но и с точки зрения нового, молодого и где-то наивного, не насмотренного, но уже претенциозного взгляда.

 

Студенческое жюри приглашают на второй и международный этап фестиваля. Первая моя встреча со ВГИКом произошла в Октябре. Были представлены работы со всех студенческих мастерских как дипломные, так и учебные.

 

Удивительно то, как молодые режиссеры чувствуют мир. Наверное, это самое сложное в кинематографе, - заставить человека распробовать твои эмоции. Эти разноцветные пиксели на экране вызывают у тебя чувство грусти, страха, радости…

 

Мне хочется выделить две работы, которые заставляют рассмеяться над жизнью со всеми её недостатками и испытаниями («Я - Толя Носов» режиссер Олег Ершов, «Зам» режиссер Александра Озерецкая). В этих работах герои представляют два разных типа «наивного героя»: юное дитя - Толя Носов, простодушный дядя - зам. Оба героя сталкиваются с ситуациями, когда они вынуждены пойти на обман или хитрость ради достижения собственных желаний. Авторы отлично владеют жанром комедии, используют всевозможные приемы монтажа, чтобы еще смешнее рассказать историю.

 

Но не каждая история столь радостна, сладка и аппетитна, иногда она может оказаться сложной, тяжелой, червивой и гнилой, но от этого не менее зрелищной. Документальные работы студентов оказались самыми сильными во время второго этапа. Они поражают своей искренностью и необычностью изложения истории. Были работы, по котором зритель не сразу понимает, что смотрит не отточенный до мелочей выстроенный игровой кадр, а живую съемку обычных людей. Таким был фильм «Клятва» режиссера Нану Тлисов. Это поистине новое документальное кино, которое показывает высокий уровень среди студенческих работ. Фильм удивительно цепляет своими героями и правильно выстроенными акцентами. Камера дополняет живые образы героев, воссоздавая связь между двумя главными персонажами.

 

Но иногда даже камера не всегда нужна для передачи сложных и раздирающих сердце до крови историй. Фильм Ильи Ворошилова «Голоса» как раз об этом. Эта картина состоит из фотографий и звуков. Звуков войны. Стонов отчаяния и надежды, которые могут тронуть сильнее самых натуралистичных съёмок. Никто из присутствующих на показе никогда не забудет гробовую тишину в зале, а только расчетливый и ужасный звук уходящего поезда…

 

Вишенкой на торте второго этапа и сердец жюри стал фильм режиссера Ивана Родина «Глэм!». Этот фильм поражает своей проработанностью деталей и образов. Режиссер, оператор, сценарист и актеры провели мастерскую работу, сумев удивить зрителя. Каждый звук, каждый пиксель, каждое слово было съедено зрителем, не почувствовав горечи. К сожалению, я не могу рассказать главный поворот этого фильма. Его и не нужно говорить. Каждый должен увидеть эту картину своими глазами, чтобы понять эту горечь.

 

Однако, показы были проведены и настало время для награждения. У студенческого жюри было сложное и ответственное задание. Суметь прийти к какому-то общему выводу, не перебив друг друга. Здесь я описала подробно своих фаворитов, большинство из которых получили от нас поощрение: Специальный диплом студенческого жюри «За силу духа» – режиссер Нану Тлисов «Клятва», а главную статуэтку унес режиссер Иван Родин «Глэм!».

 

Международный же этап тепло встретил меня в середине ноября. Были более суровые и сложные для студенческого жюри условия: всего неделя, чтобы отсмотреть все фильмы, привезенные со всевозможных уголков планеты. Выбрать из них только двух счастливчиков.

Каждый блок фильмов разделен определенным названием, которое отображает общую идею работ. В первом блоке «Превратности жизни» - представлены герои, на чью участь выпадают неожиданные проблемы, которые необходимо разрешить. В этот блок включен уже известный нам «Зам», а также новая работа от иранского режиссера Arian Navabi «Энтропия». Сюжет строится на проведении профессором очередной пары для студентов. В этой истории не было ничего необычного, если бы не главный переходный момент, который наступает также внезапно в фильме, как жизнь его преподнесла в реальности. Фильм веселый и заставляет с улыбкой вспомнить не о самых простых, а для кого-то тяжелых временах нашего последнего десятилетия.

 

Как ни как, нет лучшего лекарства, чем смех. С таким девизом была создана комедия бельгийского режиссера Gillie Cinnnerie «Веселье», входящая в раздел «На грани». Такой оптимистичный старт пессимистичного блока по-своему забавен. Игровой фильм заставляет задуматься о том, над чем можно и, самое главное, как нужно смеяться и относится к жизни и смерти. Работы этого раздела включают в себя также тяжелые картины, в которых не редко нужно принимать рискованные решения. Фильм испанского режиссера Ignacio Gil-Toresano Fernández «Гангрена» показывает силу разрушительной болезни, которая заставляет человека проявлять все самое животное внутри. Беда не предупредит тебя о приходе. Она заставит жить в муках каждый день, в своей недосказанности - когда болезнь придет за мной? Главному герою предстоят сложные решения, от выбора которых зависит его и чужое существование. «Гангрену» нельзя назвать фильмом со счастливым концом. Это острие бритвы, на котором герои существую всю свою жизнь.

 

Отдельный раздел, который решили окрестить без изысков - «Анимация». Как и на втором этапе, все мультики на высоком уровне. Отдельно отмечу мультфильмы «От греха подальше» и «Узы любви». Режиссер Екатерина Паршина «От греха подальше» вместила в свой кубический стиль всю силу линий и плоскостей. Герои плавно переплетаются друг в друге словно в танце, выгибая в линиях свои эмоции. А отсылки на работы легенд кинематограф, как Тарковского, заставляют еще сильнее зрителя понять взаимопереплетения героев.

 

Но не просто переплетение чувств смогла показать анимация Xu Yuan в «Узах любви». Техника рисовки, её цвета и сама анимация раскрывают все потаенные, но так понятные каждому, человеческие чувства. Которые могут в одну секунду стать сущей противоположностью плавным линиям и «солнечным» цветам. Характер холста художника меняется вместе с накопившейся болью автора. В таком наивном и детском жанре, как анимация, показывают любовь, как очень теплое, но и в то же время обжигающее до боли чувство. Ни один фильм не способен так красочно передать любовь и жестокость человеческих эмоций, как анимация.

 

Однако, режиссер Zhenxu WU попробовал показать любовь через её естественную среду. Его документальный фильм «Как найти товарища, когда ты в трансе» повествует историю об обычной современной китайской пары. Фильм привлекает внимание зрителя. Своим легким повествованием и простым сюжетом эта работа смогла покорить не только зрителей, но и профессиональное жюри, став лучшим документальным фильмом. Сейчас в мире не хватает простых и человечных работ, которые могут понять такую маленькую трагедию для большого мира, но важную для каждого маленького человека, как любовь.

 

Те работы, о которых я писала, были особенно важны мне при просмотре и оценивании. Если у моего читателя появится возможность их посмотреть, то ни в коем случаи не упускайте её. А съемочным командам данных работ я могу пожелать только одно - не останавливаться на достигнутом. Не делайте паузу, она может быть слишком губительной.

 

Отдельно отмечу обсуждение на международном этапе фильмов с режиссерами. Обсуждение помогает более детально понять автора, его виденье, а где-то удивиться издержками съемочного процесса. Личный контакт со съемочной командой помогает еще лучше понять смысл картины и её важность для автора. Особенно интересно было обсуждение с режиссерами, которые прибыли из других стран. Не смотря на трудности перевода, все получили удовольствие от обсуждения фильмов, ведь, гостей из Таджикистана, Узбекистана, Сербии, Китая, Индии и Сенегала объединяет со зрителями одна вещь - любовь к кино. Кроме как просмотра фильмов, гости фестиваля могли посетить мастер-классы в утренние часы или «улизнуть» на 19ый Международный Театральный Конкурс Киношкол и Театральных вузов, где зритель может окунуться в детские оперы «Секрет би-дуби-бу» от Школы-студии МХАТ, Братьев Карамазовых от Шанхайской театральной академии, а на самом открытии и закрытии кинофестиваля были представлены полнометражные фильмы выпускников ВГИКа: Станислав Светлов «Ада» и Стася Толстая ( Венкова) «Тайное влечение».

 

Само награждение было для меня очень волнительным. Было тяжело выбрать только два фильма. Я и мои коллеги долго выбирали финальных победителей. Под конец мучительного вечера мы приняли решение вручить диплом сербскому фильму «5 / 3 / 0» режиссера Danilo Stanimirović. Этот фильм не был моим любимом, но он по своему уникален. Я понимаю, почему его выбрали мои коллеги. Особенно, учитывая малое количество призов. Однако, моя задача, как члена жюри, была в освещении достойных работ, которые я верю еще не раз будут получать свои заслуженные награды. Спасибо, ВГИК и Высшая Школа Телевиденья, за возможность принять участие в "43 Международном Студенческом Фестивале ВГИК».

 

Минина Елизавета Денисовна, 2 курс бак, ВШТ.


Возврат к списку