Екатерина Чекутова, 1-й курс бакалавриата *
Екатерина Дмитриевна Головня дала возможность каждому слушателю погрузиться в увлекательный мир документального кино и захватывающего съемочного процесса от задумки на листе сценария до показа фильма на престижных показах и фестивалях. Екатерина Дмитриевна снимает кино, которое рассказывает историю о конкретных людях, в конкретное время, в конкретных обстоятельствах: она не любит обобщать, ведь искренне считает, что ее личная миссия на культурном поприще - это дарить людям эмоцию и ощущение жизни. Сегодня мы узнали, что заповедь любого документалиста: «не навреди» - и именно это коренным образом отличает игровой фильм от хорошего документального кино. «Неэтично заставлять человека делать то, что ему несвойственно», - утверждает режиссер и объясняет успех своих проектов умением тонко прочувствовать и оценить потребность зрителя в той или иной теме, а затем, методом подробнейшего и глубочайшего анализа, изучить проблему и найти героя со своей историей, которую можно будет передать на экране.
Для примера гостья продемонстрировала нам отрывки из своего последнего проекта. Эта история о жителях Донбасса, даже при отсутствии профессиональной съемки и достаточных финансовых средств, невероятно откликнулась в сердцах всех присутствующих и заставила задуматься каждого зрителя. Эффект такого отклика у аудитории и был вызван умением Екатерины отражать реальность происходящего во всех проявлениях путем запечатления на кинопленке деталей жизни отдельного человека. Особенно усиливали драматический эффект тщательно подобранные аудиодорожки: музыка, фоновые звуки, шумы - все это создавало ощущение присутствия в сюжете.
Екатерина Дмитриевна верит, что документальное кино - дело всей ее жизни, я же за сегодня множество раз убедилась в правдивости ее слов и загорелась искренним желанием посмотреть ее предыдущие и будущие работы.
Елизавета Чичина, 2-й курс бакалавриата
Для меня документальные фильмы открылись по-новому благодаря мастер-классу с Екатериной Головня. Раньше я не была заинтересована в этом жанре, но после того, как посмотрела фильмы Екатерины Дмитриевны, послушала ее выступление, я поменяла свое мнение.
Екатерина Дмитриевна подробно рассказала про этот вид неигрового кино, про его разновидности, о которых лично я не знала. Гость сегодняшнего мастер-класса — это человек, который горит своим делом, это видно в ее взгляде, рассказе.
Было интересно узнать не только про профессию режиссера, но и про другие: про оператора, сценариста, чем они занимаются на площадке, нюансы их работы, ведь кинопроизводство, как и телевидение — это коллективный труд, где работа каждого имеет вес.
После мастер-класса мне самой захотелось снять свое документальное кино, ведь про этапы создания, драматургию и качество съёмки Екатерина Головня уже рассказала, осталось только обзавестись идеей, которую, как сказала Екатерина Дмитриевна, нужно выискивать в диалогах и окружающей среде.
Я хотела бы снова увидеть Екатерину Дмитриевну Головня в стенах нашего вуза, чтобы еще больше узнать про ее жизненный и съемочный опыт.
Валерия Перцхелия, 2-й курс бакалавриата
Насыщенный новой информацией, полезными советами, интересными фактами о документальном кино — так я могу охарактеризовать сегодняшний мастер-класс.
Екатерина Димитриевна с большой любовью и горящими глазами рассказывала нам о своей профессии.
Для меня люди с такой любовью к своему делу — большое достояние на сегодняшний день, а Екатерина Дмитриевна — профессионал и знаток в своем направлении.
Екатерина Дмитриевна показала нам свой снятый на телефон 13-ти минутный документальный фильм про Донбасс, который вызвал разнообразные эмоции и произвел впечатление на нас, студентов. Удивительно, как за всего 13 минут можно передать все чувства ужаса и горечи от происходящего.
Нелли Шишова, 2-й курс бакалавриата
«Документальное кино — это любовь на всю жизнь», - говорит Екатерина Головня. И нельзя не поверить этой фразе, когда слышишь её от человека, который с горящими глазами рассказывает о том, как проходит процесс подбора хроники для фильма. Именно эта часть мастер-класса мне запомнилась больше всего. Сначала необходимо прописать, какая конкретно хроника нужна для будущего фильма (существуют бумажные и электронные каталоги, в которых можно найти доступные кадры). Затем можно получить в архиве оцифрованную или пленочную версию нужных фрагментов. На последнем этапе выкупаются фрагменты хроники, вошедшие в мастер.
Мастер-класс Екатерины Дмитриевны помог мне лучше разобраться в этапах создания документального фильма и понять, где документалисты находят идеи для будущих творений.
Анастасия Курмаева, 1-й курс магистратуры
Мастер-класс Екатерины Дмитриевны был просто великолепен! Ее страсть к документальному кино и профессионализм были заразительны. Она начала свое выступление с определения, что такое документальное кино, подчеркнув, что оно обладает многими жанрами, и все они связаны с телевизионным форматом. Удивительным фактом был тот момент, что производство документального кино может составлять несколько лет. А темы для документального кино могут возникнуть очень просто, например, в ходе беседы с другом, вдохновившись подслушанной историей в метро, увидев интересную новость и т.д.
Позже Екатерина Дмитриевна продемонстрировала студентам свою работу, снятую на телефон. Увиденный нами сюжет о ситуации на Донбассе был просто потрясающим. Всего несколько минут фильма передали всю тяжесть и атмосферу этого региона. Это было настоящее искусство, способное заставить задуматься и почувствовать.
Слушая Екатерину, мы понимали, что создание документального фильма – это настоящее искусство, требующее не только таланта, но и терпения, труда и профессионализма. Она детально рассказала о каждом этапе создания фильма, начиная с литературного сценария и заканчивая монтажом и звуковыми эффектами. Помимо этого, очертила временную актуальность фильма, сколько она составляет и какие существуют виды продвижения документальных работ.
Особенно запомнилась заповедь Екатерины: «Не навреди». Это важное напоминание о том, что каждый герой документального фильма – это реальный человек, и его нужно показывать в правильном свете, уважая его личность и историю.
Благодаря мастер-классу Екатерины Дмитриевны мы узнали много нового о мире документального кино и почувствовали вдохновение создавать собственные произведения.
Ксения Яшина, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс с Екатериной Дмитриевной Головней, режиссером, сценаристом документального кино и директором Дома кино оказался очень интересным и познавательным. Екатерина Дмитриевна прекрасно владела искусством рассказа и умело поделилась своим профессиональным опытом с нами.
В ее мастер-классе была представлена глубокая база знаний о документальном кино, его развитии и о том, как сделать сильные и релевантные фильмы. Екатерина Дмитриевна поделилась важными советами при создании таких фильмов, а также показала пилотный фильм про Донбасс, от которого навернулись слезы. Он был снят на телефон, но очень профессионально.
Ее энергия передавалась нам, студентам, и мотивировала нас развивать свои навыки и творческий потенциал. Она рассказывала о своих собственных проектах с такой страстью и проработкой деталей, что это вдохновило меня на большие творческие свершения.
Было также заметно ее умение преподавать и передавать информацию всем участникам. Она четко и понятно объясняла сложные концепции и давала ценные советы.
В результате, я готова применить полученные знания и навыки в наших будущих проектах. Мастер-класс оставил у меня яркие впечатления и послужил надежным стартом в путешествии в мир документального кино.
Виктория Онищенко, 1-й курс бакалавриата
Екатерина Дмитриевна - настоящий мастер своего дела. Не только многочисленные призы и награды на кинофестивалях доказывают это , но и искренняя любовь к процессу создания документального кино и стремление двигаться именно в этом направлении. Несмотря на признание Екатерины Дмитриевны в том, что документальное кино - не прибыльное дело, забирающее огромное количество времени и денег, она считает это своим призванием.
Ава Абилева, 2 курс бакалавриата:
В первую очередь её волнует человек и его личная история без прикрас. Более того, эту историю она рассказывает не просто с любовью, а с трепетом и глубоким уважением, руководствуясь заповедью «не навреди своему герою!». Как мне кажется, именно благодаря своей чуткости и неравнодушию ей удается создавать проекты, которые трогают каждого.
Когда Екатерина Дмитриевна рассказывала про жанры документального кино, возможности его продвижения, работу с кинохроникой и прочие тонкости работы в индустрии, я поймала себя на мысли, что документалистика - даже более интересный формат, нежели игровое кино.
Спасибо за возможность пообщаться с действительно опытным специалистом!
Мне кажется, после этого мастер-класса многие, в том числе и я, открыли для себя документальное кино с новой стороны.
Полина Веселюк, 1-й курс бакалавриата
Екатерина Головня - режиссер и сценарист документального кино, ищущая сюжеты не в документах, а в разговорах с людьми. Своё мастерство Екатерина Дмитриевна показала в коротком 13-минутном видео, которое ещё в самом начале пробрало до мурашек многих студентов.
На мастер-классе я узнала, что главным в документальных фильмах является не событие, а человек, его эмоции и чувства, и познакомилась с этапами написания сценария. Меня восхитила искренняя любовь Екатерины Головни к своей работе. Она как истинный документалист придерживается заповеди, похожей на врачебную: «не навреди», ведь фильм может безвозвратно изменить жизнь героя не только в положительную, но и в отрицательную сторону.
Мастер-класс был очень интересен для меня. Уверена, что полученные знание пригодятся в будущем.
Ангелина Коршунова, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс Екатерины Дмитриевны Головни оказался одним из самых продуктивных, особенно для тех, кто хочет снять свой документальный фильм. Это была не пустая болтовня о жизни, а напротив, ей удалось четко ответить на вопросы с конкретными примерами кинокартин. Я получила ответы на интересующие меня вопросы.
Процесс создания.
Работа над документальным фильмом происходит в несколько этапов: подготовительный (полгода), съемочный (2 месяца, хотя в некоторых случаях его может и не быть), и постпродакшн ( 3 месяца и более). В общей сложности получается около полугода-год, а бывает и больше. Самое первое — это идея. Она берется из бесед, наблюдений и в целом из внешнего мира. После идеи стоит сразу определится с жанром, ведь от него зависит сценарий. В одних случаях он будет как у игрового кино, в других будет литературный. Затем идет режиссерская экспликация, она проводиться вместе с оператором, который должен участвовать от начала до конца производства кинокартины.
Также в процессе создания должен участвовать редактор, который будет все прописывать: место действия, кто был, что делал, цвет одежды, синхроны, а после составлять четкий план. Благодаря собранной информации пишется режиссёрский сценарий, который поможет при монтаже.
Продвижение, бюджет и успех.
Практически единственным источником финансирования документалистов является Министерство культуры. Места продвижения фильма: интернет, киноклубы, телеканалы, кинофестивали, включая телевизионные фестивали, например, Национальная премия «Страна». Но успех документального фильма заключается не только в премиях, но и в зрительском отклике, даже если он отрицательный. Ведь многие в этой области работают за интерес, так как зарплаты далеко не высокие, режиссером порой переводится подрабатывать.
Секреты успеха документального кино и не только.
Главный секрет — это качественное изображение и звук.
Срок годности фестивального кино — 3 года.
Не обобщать материал, а наоборот находить частные истории.
Не забывать, что документальное кино — это кино о людях.
Для начала брать глобальные темы: человек и его окружающий мир.
Не выставлять людей с неприглядной стороны, если этого не требует контекст.
Всегда приятно, когда на мастер-классы приходят люди, непосредственно связанные с кино и телевидением. Хочется, в будущем увидеть профессионалов из игрового кино, которые могли бы рассказать, как начинающему режиссеру (сценаристу, оператору) пробовать свои силы в работе над игровыми проектами с дальнейшей работой в этой области. Хотя на нашем факультете игровое кино менее приветствуется, нежели документальное.
Полина Орехова, 2-й курс бакалавриата
Для того, чтобы придумать увлекательную, цепляющую зрителя историю, необходимо тщательно продумать свою будущую идею. Как, в таком случае найти вдохновение? Через общение с друзьями, прочтение новостей в Интернете, по слухам в метро. На основе этих вариантов по поиску идеи для документального кино зародился один из документальных фильмов Головни под названием «Затерявшиеся в полях» (2011). Он посвящён выходцам из Таджикистана, в заброшенном тверском селе на несколько лет. Это не единственный пример кино, снятого Екатериной на политическую и социальную темы. Например, на этом мастер-классе нам продемонстрировали черновой набросок, он же короткометражный пилотный фильм, посвящённый культурным деятелям родом из Донбасса. Благодаря этой картине можно понять ценности людей, принимавших участие в съёмках: они торопятся обзаводиться семьями, стремятся дарить остальным частичку своего творчества несмотря на то, в какое непростое время им приходится жить. На мой взгляд, все эти темы важны и особенно актуальны в настоящее время для освещения как в кино, так и на телевидении.
Полина Зорина, 2-й курс бакалавриата
Большое спасибо Екатерине Дмитриевне за подробный и честный рассказ о том, как устроено документальное кино. Было очень интересно узнать о жанрах неигрового кино, получить рекомендации и услышать об интересных находках – такие документальные фильмы я бы точно не нашла самостоятельно.
Мне очень понравилось, как Екатерина Дмитриевна легко и открыто рассказывала о своём опыте: о своём пути, о своей семье кинематографистов и о своих интересах в сфере кино. Было много полезных советов – как работать с хроникой, за какие темы браться и как воспринимать критику.
В конце встречи Екатерина Дмитриевна произнесла такую фразу: «Документальное кино – это не прибыльное дело, а любовь всей жизни». То, с каким вдохновением и интересом она рассказывала о своей работе, мне кажется, и является самым ярким доказательством этой мысли.
Дарья Иванова, 1-й курс бакалавриата
Зачастую многим из нас кажется, что снять документальное кино очень легко, всего-то поехать в центр событий и снимать все, что видишь. Однако, это далеко не так. Екатерина Дмитриевна Головня открыла нам глаза на мир настоящего профессионального кино.
Снять свой документальный фильм — это лучший способ проявить себя, показать свою индивидуальность. Документальное кино — это то, что действительно нам было интересно разбирать.
Гостья рассказала о своём отношение к документальному кино, о том, какой у неё подход к теме и к людям. Нам удалось увидеть фрагмент из ее будущего документального фильма о Донбассе. Он тронул аудиторию до глубины души. В этом, пусть и фрагменте, она искусно раскрыла каждого из героев, показала всю их настоящую жизнь, которую часто на сегодняшний день скрывают от нас.
Екатерина Головня по-настоящему искренне и с любовью подходит к своему делу, доказывая этим свой профессионализм. Её любовь к людям чувствуется в каждом герое ее фильма. В ее работах нет грязи, она руководствуется только человечностью.
Екатерина Головня поразила меня своим отношением к профессии и показала нам, как можно работать и при этом любить всё, что ты делаешь. Она тот человек, который заряжает тебя нескончаемой энергией и мотивирует создавать что-то свое, новое и не боятся этого!
Тала Гуцариева, 1-й курс магистратуры
Было интересно узнать, по каким критериям режиссёр отбирает темы для создания документальных фильмов и какими событиями, личностями вдохновляется. Екатерина отметила, что начинающим режиссерам нужно следить за новостной повесткой, чтобы черпать оттуда актуальные темы для фильмов и освещать их с разных сторон. Например, несмотря на страшные военные события в Донбассе, режиссёр обратила внимание в одном из своих фильмов на любовные истории местных жителей, которые сохранили отношения даже в таких трудных обстоятельствах. Из второй части мастер-класса мы узнали, как создаются фильмы в жанре игрового кино докуфикшн. Спикер также упомянула, что на любом этапе производства творческого проекта важно грамотно работать со звуком. Именно музыкальная составляющая является основным драматургическим элементом в кино, а шумы и паузы удерживают внимание зрителей. По признанию Екатерины, документальные фильмы не приносят большой прибыли. Однако будущим режиссерам и любителям кино стоит обратить внимание на деятельность редактора кинохроники, поскольку этот жанр сегодня востребован.
Елизавета Змеевская, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс Екатерины Головни оставил на меня яркое и положительное впечатление. Екатерина проявила себя в качестве высококвалифицированного специалиста и прекрасного спикера.
Во-первых, Екатерина эффективно коммуницировала с нами, четко объясняла и демонстрировала техники и приемы, а также была готова ответить на любые вопросы.
Во-вторых, содержание мастер-класса было информативным и полезным. Екатерина предоставила не только теоретическую базу, но и множество практических примеров и упражнений, которые помогли нам применить полученные знания на практике. Она делилась своим опытом и секретами успеха, что вдохновляло и мотивировало нас стремиться к лучшим результатам.
Поделилась методами написания сценария и тем, как нужно продвигать свой фильм через киноклубы и фестивали.
Также наша гостья подчеркнула важность этики во время общения со спикерами. Это является одним из главных пунктов при создании документального фильма.
Ши Юань, 1-й курс бакалавриата
Машина направлялась в зону боевых действий. За ее окнами, среди обломков жилых домов и остатков битого стекла, царила тишина. Режиссёр Екатерина Дмитриевна и члены ее съемочной группы, надев в качестве основного средства защиты только бронежилеты, вместе с народными артистами отправились вглубь леса на Донбассе, чтобы оказать духовную поддержку военнослужащим.
Они понимали, что если не будут осторожны, то станут жертвами. Это было чрезвычайно смелое и сложное решение.
Екатерина Дмитриевна сказала нам: «Я тут же взяла телефон и начала снимать». Были слышны отголоски взрывов. Она не могла понять, что за запах чувствует. Это был незнакомый раньше запах пороха.
Ее слова раскрывают прямое столкновение с реальными ужасами жизни. Как зрители, мы можем почувствовать и понять жизнь тех, кто пострадал от войны, узнать про испытания народа из ее фильмов и слов.
Фильмы Екатерины Дмитриевны — это не только записи истории, но и глубокие дискуссии о человеческой природе, напоминающие нам о необходимости беречь мир и размышлять о цене войны.
Елизавета Минина, 2-й курс бакалавриата
Екатерина Дмитриевна подробно описала жанры документального кино и их различия. Она рассказала, почему необходимо понимать жанр на стадии пре-продакшена и, что должно быть в сценарии документального фильма. Кроме того, теория проверялась на практике. Екатерина Дмитриевна показала нам часть своего нового документального фильма. Студенты смогли увидеть и понять работу режиссера документального кино. Отдельное, что покорило студентов, это открытость гостьи. Екатерина Дмитриевна честно и заинтересованно отвечала на вопросы студентов. Она не стеснялась взаимодействовать с аудиторией и узнавать юных телевизионщиков. Екатерина Дмитриевна честно и открыто рассказывала о плюсах и минусов работы документалиста, не скрывая подводные камни своей профессии.
Матвей Слепов, 2-й курс бакалавриата
«Документалист не должен вредить своему герою», - сказала Екатерина Дмитриевна Головня – новый гость нашего мастер-класса.
Екатерина Дмитриевна рассказала о том, как мать привила ей любовь к кино, как она пришла к своему нынешнему положению, а также показала рабочие материалы будущего документального фильма о Донбассе. Виды изрешечённых стен жилых домов, пустых квартир и сама атмосфера тех мест произвели гнетущее впечатление несмотря на то, что снято всё было на телефон без какой-либо подготовки. Головня сама это снимала и, соответственно, на себе прочувствовала военную обстановку, чтобы потом передать это чувство зрителю. После показа, отвечая на вопросы из зала, дала полезные советы по воздействию на аудиторию, написанию сценариев, поиску кинохроники и др.
Ещё одна тема мастер-класса этики документалиста. Екатерина Дмитриевна привела пример, когда в 2010-х некая съёмочная группа приехала в деревню и напоила её жителей, чтобы потом изобразить их в неприглядном виде. Данный фильм был снят с проката и стёрт с физических носителей. Создатели не имели права «вредить своим героям», за что и были осуждены обществом. Головня, напротив, соблюдает правила этики и даже снимая родную мать, больную раком отвела её к стилисту, чтобы не показывать зрителю её реальное физическое состояние. Виталий Товиевич, присутствовавший на мастер-классе, спросил не является ли это лакировкой реальности, на что Екатерина Дмитриевна дала отрицательный ответ. Это вопрос для отдельной дискуссии, но в данном аспекте моральные качества нашего гостя сомнению не поддаются.
Анастасия Кретинина, 2-й курс бакалавриата
Екатерина Дмитриевна поделилась с нами тем, где стоит искать идеи. Ответ прост: везде. Интересная беседа с другом, зацепила новость или подслушали разговор в метро? Подходит! Кроме того, Екатерина Дмитриевна рассказала о том, чем занимается продюсер, какие виды продвижения документального кино существуют, как правильно работать с хроникой. Все это было интересно и, самое главное, полезно послушать!
Лично мне, больше всего понравилось, что Екатерина Дмитриевна давала практические советы: например, драматургию фильма нужно расписывать четко по синхронам, а также обязательно обращать внимание на звуки и шумы.
Не могу не отметить документальный фильм про Донбасс. Больше всего удивило, что он снят на телефон. Эти слова ещё больше укрепили мою веру в то, что если человек хочет что-то сделать, то он будет искать возможности, а не ждать профессионального оператора!
Александра Старикова, 2-й курс бакалавриата
Мы посмотрели фильм Екатерины Дмитриевны, снятый в Донбассе во время боевых действий. Съемка производилась с помощью телефона, что меня даже удивило, поскольку я этого просто не заметила. Я была увлечена происходящим и думаю, это довольно хороший комплимент фильму. Во время просмотра на глазах у меня выступили слезы. Эмоции заполонили разум, картинка впечатлила своей динамичностью. Я прожила каждую секунду вместе с участниками фильма.
Екатерина Дмитриевна дала нам советы для создания документального кино и поделилась различными жанрами. После вопроса «Что есть успех?» мы услышали: «Отклик зрителей». Эта фраза прекрасно показывает, что в основном документальное кино создается для людей и освещения важных тем в обществе.
Особенно важными словами гостьи мне показались слова о том, что тема фильма должна брать режиссера «за живое». Нельзя приступать к созданию чего-то, не зная темы. Но прозвучала и мысль о том, что даже если автора ругают, то это тоже успех.
Из аудитории после мастер-класса я вышла с невероятными эмоциями и воодушевлением. Так чувствовать людей, их жизнь, их проблемы и успехи надо уметь, и это глубокий процесс познания чьей-то личности, необходимый для создания фильма. В документальном кино важны искренность, чуткость и внимание к деталям. Спасибо огромное Екатерине Дмитриевне за введение в это непростое дело: поиск идей, первые шаги, взаимодействие со зрителями и героями документального кино и прочие интересные факты, необходимые для успешного создания фильмов.
Елена Богачева, 1-й курс бакалавриата
Мастер-класс Екатерины Дмитриевны слушался на одном дыхании. Гостья рассказала нам об истинной любви к документальному кино. Я поняла, что только, когда человек по-настоящему болеет своим делом, он может обладать высшей степенью профессионализма и выдавать качественный продукт, который в последствии станет классикой неигрового кинематографа.
Короткометражный фильм, который показала нам режиссёр, был снят на камеру iPhone. Но он зацепил наши взгляды и души именно тем, что в него была вложена искренность и неподдельность. Сюжет ничего не утаивал, не нёс в себе пропаганду. Он отражал реальные события того, как живут сейчас люди и что им приходится испытывать, пока наша страна проходит нелёгкий период в истории.
Екатерина Дмитриевна отразила всю трагичность ситуации через маленькие детали, которые она подмечала и снимала на камеру. Качающиеся занавески в разгромленном доме, гуляющие сквозняки на безлюдных улицах, пасмурное небо – всё это отразило реальную картину без розовых очков и Голливудских фейерверков, к которым так привык глаз современного зрителя.
Анна Аносова, 1-й курс бакалавриата
«Есть сюжет - нет фильма!»
Документальное кино показывает жизнь глазами режиссера. Именно с него началось зарождение кинематографа. Многие студенты Высшей Школы Телевидения, как и я, хотят освоить этот вид киноискусства. Поэтому мы были рады встрече с Екатериной Головней.
Мы посмотрели «пилот» ее фильма о Донбассе, который был снят на телефон. В дальнейшем выйдет полный метр. Будет интересно посмотреть какая тема будет главной в фильме.
И конечно, Екатерина Дмитриевна ответила на вопросы студентов: как выбрать тему фильма? Где взять деньги на съемку? Как не навредить герою фильма? Какие бывают жанры и поджанры документального кино?
Мы с нетерпением ждем новых встреч с документалистами!
Виолетта Шестакова, 2 курс бакалавриата
Мастер-класс Екатерины Дмитриевны Головни был информативным и вдохновляющим. В ходе мастер-класса мы обсудили различные аспекты создания документального фильма, включая работу над фильмом о Донбассе.
Особый интерес вызвал фильм, который демонстрировал, что, несмотря на обстрелы, жители Донбасса не забывают о простых радостях жизни. Например, в Донбассе был открыт ЗАГС, что свидетельствует о том, что даже в условиях конфликта люди ищут возможности для проявления радости и надежды на будущее.
Мне понравилось, как Екатерина Дмитриевна подчеркнула значимость сотрудничества режиссера и оператора во время создания фильма для достижения высокого качества продукта.
Отдельно стоит отметить важность работы с архивными материалами, о чем также было сказано на мастер-классе. Режиссер не только уделяет внимание изучению этих материалов, но и умело использует их для раскрытия исторической сути происходящего. Это придает фильму глубину и значимость.
Большое внимание было уделено и вопросу этики документалиста. Режиссер напомнила о важности учета простых человеческих радостей и соблюдения уважения к героям истории, особенно в фильмах, рассказывающих о сложных и опасных событиях. Это помогает создать гармонию и достойно отразить реальность.
Елена Евдокимова, 1-й курс бакалавриата
Документалистика, как мне кажется, это царица видео-журналистики. Так как я и сама люблю иной раз глянуть документальный фильм о знаменитом человеке или интересующем меня событии, со временем стали появляться мысли, что было бы славно глубже погрузиться в эту сферу.
Екатерина Дмитриевна Головня — уникальный автор. Человек, который создаёт своё творение от задатка и до конечного результата. Было полезно узнать, как обнаруживаются идеи для фильмов. Это учит вниманию к деталям, таящимся в беседах с близкими или незнакомыми людьми.
Документалист отражает реальность, не пытаясь исказить её, не переступая черту дозволенного, но стараясь донести до зрителя важные мысли, используя драматургические средства.
Пожалуй, это самая главная мысль, которую я вынесла из этой встречи.
Вероника Гербст, 1-й курс бакалавриата
Всегда интересно слушать человека, который горит своим делом и способен передать этот огонь другим людям, именно поэтому мастер-класс был таким захватывающим. За столь короткий промежуток времени нам удалось обсудить множество вопросов, касающихся документального кино.
Екатерина Дмитриевна поделилась с нами своим опытом работы, озвучила важные мысли об этике в документальном кино: «Заповедь документалиста - не навреди». То есть к героям своего фильма и их желаниям нужно уважительно относиться, также никогда нельзя обобщать, ведь документальный фильм — это изображение «конкретных людей, в конкретных обстоятельствах, проживающих в конкретной местности».
Интересно было узнать и об этапах работы над фильмом, начиная с выбора темы, заканчивая его продвижением. Екатерина Дмитриевна отметила, что нужно всегда браться «за сложные, большие темы, которые вас волнуют». Действительно, творить то, что тебе нравится и волнует, гораздо легче и приятнее.
Мастер-класс получился очень насыщенным, потому что мы успели поговорить про работу с кинохроникой, обсудили сценарные особенности различных жанров документального кино, узнали, что внимание зрителей можно удержать благодаря музыке, ведь она является драматургическим составляющим документального фильма.
Екатерина Дмитриевна действительно смогла пробудить интерес к документалистике. После мастер-класса захотелось углубиться в этот сложный, но увлекательный мир.
«Документальное кино - любовь всей жизни», - на такой позитивной и теплой ноте Екатерина Дмитриевна закончила мастер-класс.
Елизавета Рощина, 1-й курс магистратуры
В этот день мы узнали о тонкостях создания таких фильмов, получили много практических советов по созданию документального кино и посмотрели две ее небольшие работы. В зависимости от жанра подготовительный период составляет полтора года. Как найти идеи для документального кино? В разговоре с людьми, в метро, на различных сайтах в Интернете, а также при помощи наблюдения за происходящими событиями. Так, Екатерина Дмитриевна сняла свой фильм о памирских таджиках – «Затерявшийся в полях». Меня восхитила ее работа о бойцах в Донбассе. Использование панорам, правильных ракурсов и различных мелодий дополняет визуальную картинку, усиливая напряженность происходящих событий. В Донецк приезжают талантливые артисты и музыканты, чтобы поддержать боевой дух наших солдат. На мой взгляд, очень мужественный поступок с их стороны. Ведь от этого, в конечном счете, будет зависеть наша победа. И во втором небольшом фрагменте видео мы увидели музыкантов, которые играют красивую мелодию в небольшой подпольной комнате.
Как продвигать документальное кино? Через площадки в Интернете, телевидение (знать требования телеканала), через кинофестивали (премьерные показы), а также киноклубное продвижение. Правильный выбор жанра, героев, подбор музыки и шумов, съемка на профессиональную камеру, ну и конечно же команда специалистов – гарантирует каждому режиссеру документального кино успех. «Не навреди герою - главная заповедь документалиста» – говорит Екатерина Дмитриевна. Действительно, снять человека в непристойном виде не этично, так как это порочит честь и достоинство личности. Головня рекомендует нам прописывать необходимый план сьемок в сценарии, а также заказывать в архивах электронный каталог, в котором есть все необходимые фрагменты с историческими событиями. Сценарист должен вести реализацию фильма на протяжении всех этапов его создания, вносить необходимые правки, смотреть в каком все состоянии до цветокоррекции, контролировать монтаж.
Я узнала о документальном кино все, всего лишь за полтора часа! Этот мастер-класс прошел очень быстро и удивительно интересно!
София Глебова, 1-й курс бакалавриата
Как сказал Виталий Товиевич, мы должны снимать репортажи, так, как будто это документальный фильм. Поэтому встреча с Екатериной Головней была очень важна для нас. Из лекции мы узнали о жанрах документального кино, чем они отличаются друг от друга. Большой список фильмов для обязательного просмотра. О том, как строится съемочный процесс, в какие периоды создания фильма должны учувствовать сценарист, оператор, режиссер. Больше всего меня удивило то, что музыка и шумы являются драматургической составляющей любого фильма.
«Основа и заповедь любого документалиста – не навреди», поэтому нам также было очень важно услышать, где проходит этическая грань и как ее не переступить.
Александра Сурова, 1-й курс бакалавриата
Любовь к своему делу играет ключевую роль в достижении успеха и удовлетворению от своей деятельности. Когда вы любите то, чем занимаетесь, вы обретаете вдохновение, мотивацию и энтузиазм, чтобы продолжать двигаться вперед, преодолевая трудности и препятствия. И с таким человеком мы познакомились на мастер-класс.
Екатерина Дмитриевна Головня — прекрасный режиссер и сценарист документальных фильмов.
Екатерина Дмитриевна создала потрясающее короткометражный фильм о Северодонецке, которое заставляет зрителей взглянуть на события совершенно по-новому. Он представляет собой важный и трогательный взгляд на жизнь бойцов на Донбассе. Фильм проникает в самую глубину наших душ, раскрывая зрителям их страхи, надежды в условиях военного конфликта.
Данила Воронов, 1-й курс бакалавриата
Лекция началась с демонстрации короткометражного фильма, посвященному тяжелой жизни людей в Северодонецке. Стоит отметить, что все кадры были сняты Екатериной Дмитриевной на камеру телефона. Однако благодаря её профессионализму и таланту получился очень эмоциональный материал. Просмотр ролика по-настоящему тронул ребят, у некоторых даже были слёзы на глазах.
После просмотра фильма про Донбасс студенты смогли узнать от гостьи секреты съемки и производства документального кино. Екатерина Дмитриевна рассказала про то, где можно брать идеи для творчества, как правильно писать сценарии для документальных фильмов, как получить финансирование для своих проектов. Для меня же самой ценной и интересной информацией стало то, как нужно правильно работать с кинохроникой для документального кино.
Валерия Сергеева, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс Екатерины Дмитриевны помог мне по-новому взглянуть на работу режиссера документального кино. Впервые я поняла суть «этического кодекса» документалиста. Каждый кадр, каждая деталь и съемка героя должны быть оправданы и иметь конкретную цель. Я согласна с этой мыслью Екатерины, потому что при создании документальных фильмов зритель полностью погружается в жизнь своего персонажа, заглядывает словно в щелку, а герой, открывая себя режиссеру и объективу камеры, становится уязвимым. Именно поэтому создатель кино должен помнить, что важно не только вкладывать душу в то, что ты создаешь, но и просто оставаться человеком.
Не менее увлекательно было послушать и про работу с хроникой, съемочный процесс и командное взаимодействие. Благодарю за лекцию Екатерину!
Станислава Можавина, 1-й курс баклавриата
Документальное кино, на мой взгляд, является одним из самых сложных и интересных жанров в кинематографе. Поэтому каждый раз я с особым вниманием прислушиваюсь к мастер-классам, где гость – создатель этого жанра.
На мастер-классе Екатерина Дмитриевна рассказывала о всем, что непосредственно связано с производством документальных фильмов. Меня поразило то, что существует бесчисленное множество разновидностей документальных фильмов, каждый со своими особенностями.
Мы также обсудили процесс создания: с чего начинается работа над документальным фильмом, какой сценарий лучше использовать, сколько времени каждый участник съемочной группы должен уделить на создание фильма.
Для меня этот мастер-класс был особенно полезным. После встречи с Екатериной Дмитриевной, я всерьез задумалась о том, чтобы попробовать свои силы в этой области.
Валерия Москович, 1-й курс бакалавриата
«Заповедь любого документалиста - не навредить» - именно эта фраза Екатерины Дмитриевны показалась мне такой простой, но и одновременно такой важной. Документальное кино — это один из самых сложных видов киноискусства. Именно в нём важно соблюсти тонкую грань между отражением реальных событий и их грамотной подачей в фильме. Нужно говорить и показывать правду такой, какая она есть.
Екатерина Дмитриевна поделилась с нами своим опытом в создании документальных фильмов и рассказала и разных видах документального кино. Было очень интересно узнать о таком жанре, как докуфикшн. Это гибридный жанр, в котором участвуют реальные люди в реальных обстоятельствах, но само действие - постановка.
Мастер-класс с Екатериной Дмитриевной Головня был очень интересным и полезным. Спасибо за эту встречу!
Константин Матвеев, 1-й курс бакалавриата
Является ли специальный репортаж документальным фильмом?
Давно интересуясь сферой кинопроизводства, я был рад встрече с Екатериной Головня, режиссёром и сценаристом документальных кино.
Она раскрыла нам немало деталей съёмки и создания документальных проектов. Например, оператор должен быть практически на всех стадиях производства фильма, а сам сценарий может меняться на ходу. Все знания, которые передавала Екатерина Головня, можно применять не только в кино, но и в съёмке специальных репортажей. Ведь мы тоже показываем реальные события, конкретных людей и место, создаём драматургию!
Однако, как сказала Екатерина Головня, специальный репортаж — это сиюминутная история, а документальные фильмы, живя годами, затрагивают глобальные темы.
Интересными рассказами и подробными ответами на вопросы она увлекла даже тех студентов, кто не занимается кинопроизводством.
(И поделилась, где и как достать хронику для своих проектов!)
Да, документальное кино — это неприбыльное дело, однако, когда человек горит этим, любит свою работу, для него важно донести свою мысль, осветить глобальную проблему. И это восхищает!
Артём Долгобородов, 1-й курс бакалавриата
Процессом съемки документального кино я интересовался очень давно. Перед мастер-классом нам рекомендовали ознакомится с фильмами Екатерины Дмитриевны… Я, наверное, ознакомился со всей её фильмографией.
Была очень интересно узнать про жанры документального кино; про то, как завоевать внимание зрителя; как оценить успех картины. Я записал каждый ответ на вопрос… Захотелось найти какую-то историю, историю о людях и снять свой фильм о них…
Спасибо большое организаторам за проведение этого мастер-класса, спасибо огромное нашему гостю за вдохновение…
Анастасия Духовникова, 2-й курс бакалавриата
Екатерина Дмитриевна поделилась с нами знаниями о документальном кино, методами написания сценария и рассказала, как можно продвинуть свой фильм в массы.
На мастер-классе наша гостья подчеркнула важность этики во время общения со спикерами. Это является одним из главных пунктов при создании любого видеоматериала, в особенности документального фильма. Надо уметь грамотно представить образ спикера, чтобы кинокартина смогла произвести сильное впечатление на зрителя.
Фильмы Екатерины Дмитриевны о Донбассе, показанные нам на мастер-классе, тронули своей драматичностью. После просмотра я по-новому взглянула на документальное кино.
Благодарю за такой чудесный мастер-класс и возможность насладиться работами такого талантливого кинорежиссера!
*Сохранены авторская орфография и пунктуация