Отзывы студентов на мастер-класс Сергея Бирюкова


Мария Максимова, 2-й курс бакалавриата

Это был настоящий творческий взрыв! Мастер-класс Сергея Евгеньевича Бирюкова оставил неизгладимое впечатление, соединив глубину академического знания с живой энергией поэтического слова. С первых минут стало ясно: перед нами не просто лектор, а человек, чья жизнь пронизана искусством во всех его проявлениях. 

Сергей Евгеньевич мастерски раскрыл тему звукового и визуального в русской поэзии, погрузив аудиторию в мир, где буквы танцуют, а слова обретают цвет и форму. Его анализ классических и современных произведений, подкрепленный примерами из собственного творчества, показал, как поэзия выходит за рамки текста, становясь многомерным искусством. Особенно запомнилось то, как были прочитаны стихи, я бы даже сказала пропеты. Это было не просто лекцией, а путешествием в лабораторию гения. 

Его рассказы о журналистике добавили практичности: Сергей Евгеньевич щедро делился лайфхаками, как сохранить творческую свободу в медиасреде и вдохновлять студентов. А взгляд на современную поэзию стал откровением: он не просто анализировал тренды, а показал, как традиция и новаторство сплетаются в единый живой организм. 

Финальная часть с ответами на вопросы студентов раскрыла его ещё и как мудрого наставника. Каждая реплика Бирюкова — звучала искренне и весомо, что неудивительно для лауреата премий Тютчева и «Писатель XXI века», чьи работы переведены на 35 языков. 

Сергей Бирюков — редкий пример универсального творца: поэт, учёный, журналист, член четырёх профессиональных союзов, человек, для которого поэзия не профессия, а способ жизни. После этой встречи хочется перечитать его стихи, заняться экспериментами со словом и, конечно, снова попасть на его выступление. Это не просто мастер-класс — это вдохновение на годы вперёд! 

Тем, кто ещё не знаком с творчеством Сергея Евгеньевича, настоятельно рекомендую: его лекции и книги — это билет в мир, где поэзия оживает, звучит и вибрирует. Не упускайте шанс!

 

Ксения Анисимова, 1-й курс бакалавриата

Мастер-класс Сергея Евгеньевича Бирюкова стал для меня увлекательным погружением в мир поэзии, расширившим представление о возможностях взаимодействия слова и образа. Лекция позволила по-новому взглянуть на поэзию не только как на литературный жанр, но и как на форму искусства, активно взаимодействующую с визуальными и звуковыми медиа.

Сергей Бирюков начал мастер-класс с теории. Он рассказал о значении «поэзии» в переводе с греческого языка, объяснил разницу между акростихом и телестихом, мы узнали о различных формах стихотворений. Оказывается, поэзия — это не только рифмующиеся между собой строки с определенным размером и рифмовкой. Благодаря визуальным и аудиальным приемам, она может принимать совершенно другой вид.

Более всего запомнилось уникальное прочтение Бирюковым некоторых стихотворений. Его видение звучания «Константинополя» (В.В. Каменский) не оставило равнодушным никого в аудитории.

Сложно объяснить словами, что происходило сегодня на лекции, это нужно увидеть, услышать, почувствовать. Очень интересно было посмотреть на поэзию под другим углом и узнать о ней что-то новое.

 

Мария Белова, 2-й курс бакалавриата

Сегодняшняя встреча с Сергеем Евгеньевичем Бирюковым произвела на меня большое впечатление. На мой взгляд, это - один из самых интересных и запоминающихся мастер-классов, проходивших на нашем факультете. 

Многим может показаться, что поэзия и телевидение практически не связаны между собой. Как массовая культура, движущей силой которой стало телевидение, может относиться к элитарной культуре, воплощение которой - стихотворения великих поэтов? 

Однако Сергей Евгеньевич объяснил, как такие разные с виду вещи могут быть взаимосвязаны. Благодаря изображению. С помощью одного из свойств телевидения - экранности. Стихотворения могут визуально представляться по-разному, идти не линейно, а, например, как фигурные стихи - складываться фантазией автора в различные изображения. Они представляют интерес для читателей не столько содержанием, сколько формой и звучанием. Такие стихи можно очень интересно обыграть в телепередаче, заинтересовав зрителя отходом от классических правил литературного искусства. Именно таким образом, эмоционально затронув зрителя, можно популяризировать поэзию через телевидение. 

Благодаря этому мастер-классу я углубила свои познания в области литературы, узнала новые стихотворные жанры и новые журналы, в которых выпускаются современные стихотворения. На мой взгляд, эта встреча была очень интересна и полезна. 

 

Кристина Лебедева, 2-ой курс бакалавриата 

Мастер-класс прошел безусловно полезно, так как много поэтических терминов и даже направлений знают не все. Например, я узнала, что в поэзии важен токмазвон.

Также мы вспомнили всем известные стихотворения футуристов и их различные формы. Но основной диалог строился вокруг звучарной поэзии. Звучарная поэзия — это такой типа поэзии, которая больше похожа на песню, чем на стихотворение. Причем песня не звучит «голой». Она принимает мелодичность за счёт добавленных в стихотворение звуков, которые при чтении надо пропевать, изменяя голос. Чем-то напоминает проповедь в церкви. Аудитория реагировала активно на прочтение гостем звучарной поэзии, и это достаточно интересно, так как может складываться впечатление, что молодежи поэзии уже не близка. 

Во время вопросов мы затронули использование классики в современном телевидении. Вспомнили примеры музыкальных реклам. А также мы рассуждали и попробовали ответить на вопрос: актуальна ли поэзия сейчас?

 

Константин Матвеев, 2-й курс бакалавриата

Поэзия в современном мире телевидения — это новое измерение восприятия слова. Сергей Бирюков не просто рассказал об этом, а погрузил аудиторию в живое звучание стихов. «Звучарная поэзия» — нечто среднее между музыкой и текстом, когда голос становится инструментом, а ритм — смысловым акцентом. Когда он прочитал своё произведение, зал замер. Это был момент чистой энергии слова, которая передавалась не только через смысл, но и через звучание.

Мастер-класс заставил задуматься: если классика пережила века, значит ли это, что она всегда будет актуальна? Или современная проза способна говорить с нами более понятным языком? Сергей Бирюков показал, что искусство слова — живой организм, который адаптируется, трансформируется и всегда находит отклик. Главное — искать новые формы выражения, не забывая о корнях.

 

Анастасия Акчурина, 1-й курс бакалавриата

Сергей Бирюков зародил во мне идею, что поэзия на телевидении возможна!

На мастер-классе обсуждалось влияние поэзии и журналистики друг на друга, для себя я извлекла то, что нужно тщательно следить за этими двумя «науками», ведь одна может легко погубить другую, и наоборот. Однако они также могут и дополнять друг друга, по словам гостя, телевидение может помочь поэзии, если вернуть культуру художественного чтения и транслировать ее людям. Современные подходы тоже не должны оставаться в стороне, например, через рэп, написанный по стихотворениям знаменитых писателей, можно вызвать у молодого поколения желание ознакомиться с литературными текстами, открыть и прочесть классику. 

Что самое главное - Сергей Бирюков вселил в меня детскую надежду на то, что новые «Войны и миры», «Бесы» и «Идиоты» возможно пишутся уже сейчас, пока я пытаюсь подобрать слова для описания невероятно интересной прошедшей встречи и нахожусь под глубочайшим впечатлением от нее. Как говорил Блок «...и невозможное возможно»! Поэтому я верю, что учусь с будущими русскими научными деятелями и великими классиками!

 

Ирина Лобацкая, 1-й курс бакалавриата

Будучи человеком творческого склада ума, всегда отрадно встретить в своей жизни творца. И вот судьба свела меня с Сергеем Бирюковым — поэтом-авангардистом.

Я уже давно не слышала, чтобы поэзию читали так: звучно, из глубины души, чтобы брало за живое. Бирюков декламировал нам стихи футуриста Каменского, из его «Железобетонных поэм», — и творения XX века оживали в XXI. «Поэзия — звучащая материя», — сказал позже Бирюков, и «Железобетонные поэмы» подтверждают его слова. Это надо именно слушать.

Очень много, с интересом говорили о форме в поэзии. Коснулись и акро-, и мезо-, и теле-, и фигурного стиха. Я смотрела на стихотворения самых разных видов и форм, от фигурных до нечитаемо перечеркнутых, и думала: а ведь это тоже поэзия. Поэзия есть синоним творения, синоним прекрасного вообще.

 

После этого мастер-класса хочется вновь браться за перо и писать. Это — вдохновение. Это — вера в бессмертие русской поэзии.

 

Ирина Сенчихина, 1-й курс бакалавриата.

Серию весенних мастер-классов открыл Сергей Евгеньевич Бирюков, и встреча с ним не оставила меня равнодушной. Поэт, признанный исследователь авангарда, педагог с международным именем заполнил аудиторию своим мелодичным, бархатным голосом.

Поэзия — это не только стихи, но и любая форма деятельности. Сергей Евгеньевич открыл мне много нового. Есть разные формы, часть из которых осознаётся при взгляде на них. В качестве примеров педагог приводил произведения разных столетий, однако больше всего мне запомнилась поэма «Константинополь» из цикла Каменского «Железобетонные поэмы», точнее, уникальная манера ее прочтения. Когда Сергей Евгеньевич начал читать, вернее, петь, я мысленно перенеслась в Турцию, на многолюдный базар, будто весь турецкий колорит передался мне с этими строчками. Ничто не могло меня отвлечь, настолько красивы и музыкальны были строчки.

Сергей Евгеньевич помог взглянуть на поэзию с другой стороны. Ее причудливые, нестандартные визуальные формы удивили меня. Смесь рисунка и стихотворения, визуального и аудиального создают интересный нестандартный эффект. Это нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Поэзия - что-то вечное, собирающее прошлое, настоящее и будущее; что-то помогающее образами постигать этот мир. После мастер-класса у меня появилось желание познакомиться с футуризмом поближе, может, попробовать себя в нём. Главное - не пренебрегать поэзией, она на века.

 

Александра Старикова, 2-й курс бакалавриата

«Потратив почти полвека на погружения, каждый раз оказываешься в самом начале» - сказано в предисловии от автора в книге Бирюкова Сергея Евгеньевича «Авангард и трансформпоэтика».

Именно это загадочное направление в искусстве и культуре обсуждалось на сегодняшнем мастер - классе.

Плюрализм идей, полет фантазии вдохновляет людей на поиск нового, на открытие неизведанного мира творчества.

Сергей Евгеньевич даже прочитал в своем особом исполнении стихотворение в стиле авангард. Это звучало удивительно, но интересно.

Еще никогда я не была так близка к современной поэзии, как в этот день!

Спасибо, это легло в мою память и закрепилось там надолго отдельным, очень приятным воспоминанием!

 

Анастасия Лисёная, 1-й курс магистратуры

Поэзия на телевидении возможна! - лозунг мастер-класса Сергея Евгеньевича Бирюкова, который стал настоящим открытием для всех участников. Его глубокое понимание поэзии и литературного процесса создало уникальную атмосферу, в которой каждый смог почувствовать себя частью творческого мира.

Сергей Евгеньевич не только делился своими знаниями о русском и зарубежном авангарде, но и активно вовлекал участников в обсуждение. Его подход к литературе основан на уважении к каждому мнению, что создало пространство для открытого диалога. Особое внимание было уделено анализу стихотворений, что позволило всем присутствующим лучше понять нюансы поэтического языка и технику создания образов.

Также стоит отметить его рассказы о литературных течениях и известных поэтах, что сделало занятие многофункциональным и образовательным. Участники ушли с новыми идеями и мотивацией продолжать писать и исследовать поэзию. А меня Сергей Евгеньевич замотивировал начать писать стихи! За что я ему безмерно благодарна.

 

 

 

В целом, мастер-класс Сергея Евгеньевича Бирюкова оставил яркие впечатления и вдохновение. Это было великолепное сочетание теории и практики, которое помогло многим открыть в себе новые грани творческого самовыражения. Безусловно, рекомендую всем, кто интересуется поэзией и литературой, посетить его лекции!

 

Дарья Дукарт, 2-й курс бакалавриата

«Учитель с большой буквы» 

Мастер-класс Сергея Евгеньевича Бирюкова стал для меня настоящим открытием. Его подход к поэзии, как к отражению многообразия мира через образное мышление, открывает новые горизонты восприятия литературы. 

Прочитанные им «Стихи теней» на русском, немецком и японском языках создали удивительную атмосферу, которая позволила ощутить уникальность и мощь каждого слова. 

В книге Сергея Бирюкова «Року Укор. Поэтические начала» проявляется его образное мышление, которое помогает глубже понять суть поэтического творчества и проникнуться им. 

Этот мастер-класс наполнил меня не только определенными знаниями, но и оставил яркое впечатление, вдохновив на более глубокое изучение поэзии и её возможностей. 

Спасибо факультету за возможность пообщаться с человеком, который поистине «горит» своим делом!

 

Наталия Куличенко, 1-й курс бакалавриата

Поэзия – это звучащая материя.

С.Е. Бирюков

Тема мастер-класса звучала как «Поэзия в аудиовизуальных СМИ», и, на мой взгляд, эту встречу с Сергеем Евгеньевичем Бирюковым можно признать одной из самых удавшихся «бесед» по «Телелаборатории»!

Студенты ВШТ буквально сразу вступили в диалог с гостем ещё до перехода к блоку «вопросов»: «Какие литературные журналы вы читаете?» – обратился он к нам. Это был прекрасный приём, чтобы вовлечь аудиторию сразу же непосредственно в тему рассуждения на паре.

«Року укор» – книга поэта Сергея Бирюкова про классификацию авангардной поэзии, содержание которой он не просто презентовал, но и далее на протяжении долгого времени на художественных примерах объяснял, что из себя представляют те или иные различные «формы» стихотворений. Это было весьма интересно и порой не на шутку захватывающе! Сам же Сергей Евгеньевич вскользь зацепил такой предмет обсуждения, как «не все поэты являются блистательными чтецами». С этим суждением я полностью согласна и хочу подчеркнуть тот факт, что наш «лирический» гость, будучи «лириком», восхитительно и очень проникновенно декламирует разношерстные работы русских футуристов. Подобный перфоманс произвел, я думаю, на каждого сидящего в аудитории особое впечатление – творческое открытие!

Честно, не могла и представить, что подобного поэтического слога тексты можно оформлять в виде коллажей, картин, геометрических фигур – (да и чего угодно) – таким образом, чтобы потом настолько неординарно и виртуозно пропевать строки, как это нам и продемонстрировал Сергей Евгеньевич!

Также мне очень понравилась мысль нашего гостя, что: «Поэзия – в переводе с греческого «деланье», «творение» – а значит, поэзий является и живопись, и танцы, и спорт и само телевидение!» Это подтверждает тот факт, что такие разноформатные предметы «слова» –ТВ-индустрия и поэзия совместимы, «они могут помогать друг другу и, наоборот, уничтожать».

«Поэзией не надо пренебрегать»! Ведь она может служить нам как не только полезный инструмент в работе, но и как ключ к душевному «благозвучию»!

 

Анна Каширина, 2-й курс бакалавриата

«Поэтическому всегда есть место в жизни» - эта мысль стала для меня одной из главных за прошедший мастер-класс. Сергей Бирюков погрузил нас в бунтующий и яркий мир авангардной поэзии, с которым в настоящее время человек встречается не так часто. Мы узнали о видах стихов, о которых я прежде не слышала. Например, мезостих - когда буквы в середине каждой строки составляются в слово (если читать сверху вниз). Это позволяет воспринимать и осознавать не только вербально стихотворные произведения, но и визуально. Интересно, что подобными приемами поэты пользовались ещё далеко задолго до века авангарда. 

Конечно, больше всего впечатлило художественное чтение звучарной поэзии Сергеем Бирюковым. Игрой голоса, интонацией, жестикуляцией гость создавал образы, поражающие воображение. Мне кажется, такого чтения стихотворений я ещё не встречала в жизни. 

Для меня было необычно сравнение поэзии и телевидения, которое предложил Сергей Бирюков: «телевидение и поэзия пытаются запечатлеть мир в разных его формах». В прозе жизни мы об этом и не задумываемся. 

К сожалению, сейчас на телевидении редко звучат стихи. Но думаю, после прошедшего мастер-класса у многих появились мысли о необходимости вернуть культуру художественного слова в медиа пространство.

 

 


Возврат к списку