Ирина Лобацкая, 1-й курс бакалавриата
Что мы знаем о современной отечественной мультипликации? Увы, не так много, как следовало бы. Именно поэтому некоторым людям кажется, что российское анимационное кино стоит на месте и ничего интересного с момента распада СССР в этой сфере не происходит. Александр Петрович Герасимов пришел на мастер-класс в Высшую школу телевидения, чтобы развеять этот миф.
Герасимов — продюсер и генеральный директор компании «Мастер-фильм», известной по анимационным фильмам «Тайна Сухаревой башни», «День рождения Алисы» и другим. Этот человек в продюсировании уже далеко не первый год, и кажется, что он знает об отечественной анимации все. Герасимов рассказал нам о существующих сейчас студиях анимационного кино, коммерческих и авторских. Удивительно, что вовсе не все были нам известны несмотря на то, что почти каждый студент в аудитории смотрел мультфильмы этих студий.
Не мог остаться не упомянутым и фестиваль анимационного кино «Суздальфест», завершившийся всего несколько дней назад. Александр Герасимов является одним из его организаторов. В этом году прошел юбилейный, тридцатый фестиваль. Я неоднократно слышала о «Суздальфесте» раньше, но было интересно узнать, как он работает изнутри, как его организовывают и сколько потрясающих возможностей он дарит начинающим мультипликаторам.
Встреча закончилась рассуждением о современном анимационном кино и анимационном кино прошлых лет. Не считает ли Герасимов, что "раньше было лучше", спросила одна из студенток. Примечателен ответ гостя: из тысяч советских мультфильмов сейчас помнят сотню-две — не больше. Они ввиду своего качества и импонирования аудитории и дошли до наших лет, считаясь эталонными. Множество советских мультфильмов осталось в прошлом. Так и с современным анимационным кино: очень много, возможно, по-настоящему хороших произведений остается сейчас «за кулисами».
Герасимов убедил меня, что в России все еще есть талантливые люди, все еще есть их подающее надежды анимационное кино. Главное — хотеть его найти и увидеть. А кино уже ждет своих зрителей.
Мария Максимова, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс Александра Петровича Герасимова — это уникальная возможность заглянуть за кулисы российского анимационного кино и узнать, как создаются мультфильмы, которые покоряют сердца зрителей. Александр Петрович, будучи не только успешным кинопродюсером и главой «Мастер-Фильм», но и председателем Комиссии анимационного кино, а также директором легендарного «Суздальфеста», поделился бесценными знаниями и вдохновляющими историями.
С первых минут его рассказ захватил внимание: он говорил о работе киностудий, о том, как рождаются мультфильмы, и о том, какие вызовы стоят перед современной анимацией. Особенно интересно было услышать про «Суздальфест» — главный фестиваль анимации в России. Александр Петрович так живо и увлекательно описал атмосферу фестиваля, что сразу захотелось бросить все и поехать в Суздаль, чтобы окунуться в этот творческий мир, где встречаются мастера и новички, где показывают лучшее из отечественной и мировой анимации.
Отдельно впечатлила его искренняя любовь к анимации: он не просто говорил о ней как о бизнесе или искусстве, а как о чём-то живом, развивающемся, способном удивлять. Его рассказ о современных тенденциях, о том, куда движется индустрия, был не только информативным, но и мотивирующим.
А в конце, во время ответов на вопросы, Александр Петрович показал себя не только как профессионал, но и как открытый, харизматичный спикер, готовый поддержать молодых авторов. Его советы были конкретными и полезными, а истории из личного опыта — по-настоящему вдохновляющими.
Этот мастер-класс — must-have для всех, кто любит анимацию, мечтает работать в кино или просто хочет понять, как создаются мультфильмы. После встречи остаётся ощущение, что российская анимация — это не просто индустрия, а большая семья, в которой есть место каждому, кто готов творить.
Теперь в планах — обязательно посетить «Суздальфест» и следить за проектами «Мастер-Фильм»!
Екатерина Чекутова, 2-й курс бакалавриата
Сегодняшний гость подробно рассказал о нише мультипликации в нашей стране: от советских истоков до современных популярных ситкомов. Очень приятно осознавать, что сегодняшняя российская анимация имеет большой потенциал и пользуется популярностью, не только на российском рынке, но и успешно конкурирует с американскими проектами.
Ярким тому примером служит «Суздальфест», директором которого является Александр Герасимов. Этот ежегодный фестиваль собирает на своей виртуальной площадке миллионы зрителей, которые не смогли лично приехать и принять участие в мероприятии. Особенно ценно, что «Суздальфест» дарит возможности юным и независимым мультипликаторам наравне с профессиональными студиями демонстрировать свои творения и участвовать в конкурсе за лучшую анимационную картину. На фестивале можно встретить работы, полностью созданные руками детей, мультфильмы различных жанров, тематик и формата.
Дарить людям смыслы, закладывать в детей и взрослых правильные и нужные ценности — вот главная задача, которая стоит перед работниками современных анимационный студий. Остается только желать, чтобы новое поколение мультипликаторов было таким же искренним, открытым и позитивным, как сегодняшний гость.
Ксения Анисимова, 1-й курс бакалавриата
Знаете, какой анимационный проект появился первым в России? А какой самый популярный проект студии «Пилот»? Об этом и многом другом мы узнали на мастер-классе Александра Петровича Герасимова.
Рассказ об истории анимации, безусловно, помог увидеть развитие этого искусства в динамике. Упоминание альманаха "Гора самоцветов" как одного из самых известных проектов студии "Пилот" вызвало желание пересмотреть эти мультфильмы, вдохновленные фольклором разных народов России.
Особенно интересно было узнать о «Смешариках» как о пионерском анимационном проекте, совершившем прорыв в российской анимации.
Важным моментом мастер-класса стало упоминание «Суздальфеста», который, несомненно, является ключевым событием для российской анимационной индустрии. Мне кажется — это ценная возможность для начинающих аниматоров и всех, кто интересуется этой сферой.
Главным посылом мастер-класса, на мой взгляд, стал призыв Александра Петровича: «Не будьте ленивыми, будьте любопытными». Я думаю, эту фразу важно услышать многим, тем более тем, кто связывает свою жизнь с творчеством, так как таким людям в особенности необходимо постоянно куда-то двигаться, расширять кругозор и быть открытым миру.
Мастер-класс Александра Петровича Герасимова оставил после себя желание углубиться в изучение анимационного искусства. Этот мастер-класс – отличный импульс для тех, кто мечтает связать свою жизнь с анимацией, и возможность по-новому взглянуть на этот удивительный мир. Для меня было интересно узнать историю и нюансы создания любимых с детства мультфильмов.
Юлия Казарина, 1-й курс магистратуры
Мастер-класс Александра Герасимова стал настоящим откровением. Его взгляд на феномен советской и российской анимации, лишенный ностальгического флёра и наполненный глубоким анализом, заставил по-новому взглянуть на этот пласт культуры. Особенно запомнился тезис о вечно актуальной анимации периода СССР, поскольку отсутствие рыночной экономики давало художникам-мультипликаторам свободу творчества. Не было необходимости гнаться за трендами и угождать массовому зрителю. Мультипликаторы создавали уникальные, авторские произведения, пропитанные особым «культурным кодом». В современном мире именно соответствие этому коду, передаваемого от мастера к ученику, как мне кажется, является секретным ингредиентом, делающим многие современные российские анимационные проекты такими свежими и яркими.
Думаю, что в анимации важно сохранить самобытность и возможность привнести национальный колорит в коммерческие проекты. Будь то полнометражный фильм или сериал, ключ к успеху лежит в гармоничном сочетании канонов коммерческого кино с талантом, оригинальностью и духом российской ментальности.
Отдельно хочется отметить слова Александра Герасимова о короткометражной и авторской анимации, где, по его словам, традиции советской мультипликации сохраняются особенно ярко. И действительно, постоянное присутствие российских авторов на крупнейших фестивалях и высокие награды — лучшее тому подтверждение. Мастер-класс Александра Герасимова — глубокий и вдохновляющий разговор о пути российской анимации, ее прошлом, настоящем и будущем!
Регина Мугтабарова, 1-й курс бакалавриата
Мастер-класс с Александром Петровичем Герасимовым, генеральным директором кинокомпании «Мастер-фильм», стал настоящим кладом для всех, кто интересуется анимацией.
Несмотря на журналистское образование (журфак МГУ), гость честно признался, что «журналистика — это хорошо, но это дело надо любить». Именно любовь к своему делу привела его в анимацию. «Мне удалось найти дело, которое мне нравится», – с улыбкой отметил Герасимов Александр, и эта искренность лично меня зацепила.
В начале мастер-класса гость ввел всех нас в увлекательный экскурс об истории развития анимации, подчеркнув важность преемственности поколений. Он сказал, что убежден, что в этой сфере соотношение «мастер и ученик» играет ключевую роль: передача опыта и знаний от старшего к младшему – залог развития индустрии. При этом важно постоянно учиться и впитывать новое, чтобы оставаться востребованным профессионалом.
Особое внимание Герасимов Александр уделил «Суздальфесту»: поделился своими эмоциями, впечатлениями, возможностями для развития.
Герасимов Александр Петрович вдохновил меня своим примером и дал понять, что успех – это результат труда, таланта и безграничной любви к своему делу. Мастер-класс оставил яркие впечатления и заставил меня задуматься о будущем российской анимации.
Мария Шишова, 2-й курс бакалавриата
Меня очень радует, что российская анимация не стоит на месте и развивается, «проникает в другие отрасли». Это действительно перспективное направление, за которым большое будущее.
А как она развивалась в России, рассказал нам Александр Герасимов. Мастер-класс он начал с истории. Анимация с распадом ссср претерпела изменения. Низкий уровень финансирования и разрозненнность очагов производства никак не способствовали её развитию. Хорошо, что не прервалась цепочка «мастер-ученик» и накопленные знания всё же передавались. С приходом нулевых началось зарождение анимационной индустрии, создаются первые полные метры. В 2010-е годы появились новые студии, специализированные телеканалы и растет финансирование. Отечественная анимация выходит на зарубежный рынок.
Фестивали кино - должны быть! И развиваться. Ведь именно на них рождаются новые «звезды». Они прекрасный способ привлечь зрителя. По словам гостя, на это они и направлены. По сути - открытая премьера.
Интересным для меня оказался факт, что Новосибирск - столица детской мультипликации. Спасибо за мастер-класс!
Дарья Иванова, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс Александра Герасимова стал для меня увлекательным погружением в мир анимации, расширившим представление о возможностях взаимодействия искусства и эмоций. Лекция позволила по-новому взглянуть на анимацию не только как на развлечение, но и как на сложную индустрию, активно взаимодействующую с культурными и социальными медиа.
Александр Петрович начал мастер-класс с теории, рассказав о своих родных стенах журфака МГУ и о том, как дорога и любовь к анимации ведут человека в пространство детства. Мы узнали о развитии анимационной отрасли в России: начиная с 90-х, когда анимации практически не существовало, и заканчивая нулевыми, когда зарождалась анимационная индустрия — с негласной точки отсчета «Смешарики» и последующими проектами, такими как «Лунтик», «Маша и Медведь» и «Фиксики». Вот они мультфильмы, на которых мы выросли!
Но для меня самым важным этапом стал его рассказ о продюсировании анимационных продакшнов. Это, то что всегда находится в тайне от всех, ну а мне как начинающему продюсеру, хочется знать все! Александр Петрович подробно рассказал о взаимодействии продакшн-студий с государством и о том, как они развиваются на рынке анимации. Примеры таких студий, как Мельница с проектами «Лунтик», «Три богатыря» и «Урфин Джюс», ярко иллюстрировали процесс создания анимации. Александр Герасимов также упомянул о стадиях «смешанного» производства, таких как «Мастер-фильм» и «Союзмультфильм», которые сотрудничают с вузами и предоставляют гранты. Я даже задумалась над тем, чтобы не писать дипломную работу на 4 курсе, а создать ее, сделать творческой работой с использованием анимации. Это не просто мастер-класс — это вдохновение на годы вперёд!
Мастер-класс Герасимова оставил неизгладимое впечатление и открыл новые горизонты в понимании анимационного искусства. Сложно объяснить словами, что происходило сегодня на лекции, это нужно увидеть, услышать, почувствовать. То ощущение, когда ты видишь того, кто посодействовал созданию мультфильмов, на которых ты вырос!
Анастасия Акчурина, 1-й курс бакалавриата
После встречи с Александром Герасимовым я всерьёз задумалась над тем, чтобы попробовать себя в такой телевизионной сфере, как анимация. Именно поэтому я внимательно слушала гостя и извлекла для себя несколько важных аспектов, которые нужно знать каждому начинающему человеку в этом деле.
Во-первых, анимационный фильм без персонажа как рыба без воды, ведь именно образы остаются в памяти людей, они делают мультфильм популярным. Во-вторых, важно всегда помнить об авторских правах, защищать свои и не нарушать чужие, составлять лицензии. В-третьих, стоит внимательно подходить к выбору продюсера и инвесторов, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне и надежном партнерстве. И, наконец, последнее, немаловажное, что я поняла за мастер-класс, для анимационного кино всегда нужен индивидуальный подход и максимум старания. Сейчас создается в разы больше контента, чем во времена советского союза, когда анимация только начинала развиваться, однако нужно уметь правильно конкурировать. Как сказал Александр Герасимов: «Не ленитесь!». И я поняла, что настоящее искусство всегда найдёт свою аудиторию и выход в эфир!
Ирина Сенчихина, 1-й курс бакалавриата
Мастер-класс, проведенный Герасимовым Александром Петровичем, на время окунул меня в детство. Генеральный директор кинокомпании «Мастер-фильм» и директор Открытого российского фестиваля анимационного кино «Суздальфест» рассказал нам историю возрождения российской анимации. Встреча была динамичной и познавательной. У лектора горели глаза, было заметно его искреннее желание рассказать нам много нового и полезного для нашей профессии. Студенты с упоением внимали каждому слову Александра Петровича.
Когда же речь зашла о продукции компании «Мастер-фильм», я с теплотой вспомнила, как смотрела эти замечательные фантастические, яркие и добрые мультфильмы, развивающие воображение, понятие о цвете и образе.
Я узнала о существовании фестиваля анимационного кино «Суздальфест». Александр Петрович подробно рассказал об этом мероприятии. Я удивлена, что существует собственный сайт «Суздальфеса», на котором возможно смотреть авторские фильмы бесплатно, даже не попадая в Суздаль. Я, как ценитель анимационного кино в целом, даже не догадывалась о таких возможностях, о масштабе мероприятия. Мастер-класс был вдохновляющим. У меня появился неподдельный интерес изучать анимацию, поехать на «Суздальфест» и, может, когда-нибудь представить свою работу.
Времени на вопросы оставалась мало, однако прозвучал волнующий меня тезис о деградации современной мультипликации. Однако Александр Петрович успокоил и заверил нас в том, что качественная анимация никуда не исчезла, она просто вне телевизора. Будучи старшей сестрой и будущим работником телевидения, я отчётливо вижу потребность в качественном анимационном кино на телеканалы. Ведь оно предназначено для самой доверчивой, незащищённой аудитории - для детей. На мой взгляд, мультфильмы должны создаваться с душой. Благодаря нашему гостю у таких мультфильмов есть шанс завоевать любовь зрителей и найти отклик в сердцах.
Олеся Овчинцева, 2-й курс бакалавриата
Трудно представить людей, которые не знают такие мультфильмы, как «Смешарики», «Маша и Медведь», «Чебурашка» и другие. Создавать анимационные фильмы - дело, которым занимаются не ради заработка, а по зову души.
Сегодняшний гость мастер-класса - Александр Герасимов смог по-настоящему заинтересовать анимацией. Я даже не могла представить, что существует столько различных студий, где каждая создает уникальные мультфильмы.
Очень ценно то, что в наше время существуют фестивали анимационного кино. Александр Герасимов рассказал про особенности фестиваля «Суздальфест», где абсолютно каждый желающий может продемонстрировать свой проект. Особенно меня впечатлило отношение к трудам участников. На фестивале можно выиграть приз «Фортуна» вне зависимости от полученных голосов. Согласно регламенту, он вручается по абсолютно случайному выбору.
Суть конкурса в том, что поощряется каждая попытка выразить себя на анимационном языке, где любой мультфильм по-своему уникален и каждый труд достоин приза.
Встреча с Александром Герасимовым вдохновила меня на создание своего проекта. Буду с нетерпением ждать следующий анимационный фестиваль и реализовывать все творческие идеи!
Дарья Дукарт, 2-й курс бакалавриата
Как часто мы задумываемся о том, что анимация — это не просто развлечение, а целый мир возможностей и идей?
Путь Александра Петровича со студенческой скамьи МГУ имени М.В. Ломоносова до руководителя кинокомпании «Мастер-фильм» и председателя Комиссии анимационного кино Союза кинематографистов России вдохновляет наше поколение стремиться к своим целям и верить в себя.
Александром Герасимовым создано множество анимационных фильмов и сериалов, но судя по его рассказу особое место в его жизни занимают созданные им и известные всем не понаслышке «Смешарики». С особым воодушевлением он рассказал о том, что это был первый сериал в российском анимационном кино, а уже позже появились такие анимационные сериалы, как «Лунтик», «Маша и Медведь» и «Фиксики».
Александр Петрович отметил, что мир анимации велик и разнообразен, и многие работы остаются незамеченными зрителями. «Мы ленивые, не любопытные», — сказал он, призывая всех нас обретать новые впечатления, знания и опыт.
Мария Белова, 2-й курс бакалавриата
Благодаря этой встрече я узнала о российских студиях, производящих авторские мультфильмы, о больших индустриальных студиях и «смешанном» производстве (где создаются и авторские, и коммерческие проекты). До этого я знала о российской анимации с точки зрения потребителя—обожала «Машу и Медведь» и «Смешариков», наслаждалась картинами студии Союзмультфильм, однако никогда не задумывалась о том, кто стоит по ту сторону экрана и создает этих удивительных персонажей.
Очень часто мы недооцениваем наших отечественных производителей, авторов.«Да что у нас может быть хорошего снято?» — не раз я слышала эту фразу по отношению к совершенно разным российским фильмам. И в то же время мы превозносим зарубежные картины. Однако эта встреча показала мне, насколько же мы ошибаемся. Ведь всемирно известные мультфильмы были сделаны именно у нас.
Однако, этот мастер-класс открыл мне глаза на одну из главных проблем нашей анимации — неспособность сохранить своего персонажа, оформить патент на придуманного героя. Так, права на Чебурашку были проданы японцам, а «Маша и медведь» (1 и 2 сезон) ушли в Китай- телекомпании CCTV. Очень грустно наблюдать за тем, как родные, знакомые с детства герои переделываются под культурные нормы других стран. Образ героя меняется, и создается впечатление, что это уже не он, а его неточная копия.
Также у меня появилось горячее желание посетить анимационный фестиваль «Суздальфест», интересные факты о котором нам рассказал Александр Петрович. На мой взгляд, этот фестиваль уникален. Он доказывает, что нет ничего невозможного — творческие люди с богатой фантазией смогут проявить себя, и именно их работы станут любимыми у следующих поколений детей.
Алиса Большакова, 2-й курс бакалавриата
Гость представил достаточно интересную презентацию, в которой была своеобразная викторина: Александр Герасимов предложил нам вспомнить, какие проекты современных анимационных студий мы помним. Я увидела в этом напоминание присутствующим о том, что за яркой картинкой и лёгеньким сюжетов мультсериалов стоит громадный бизнес.
Поэтому я задала вопрос о том, кто и как контролирует это бизнес, случаются ли поводы для запрета на определенный контент? Я привела в пример замечательный проект студии «Пилот» «Гора самоцветов», некоторые серии которого критиковали в интернете за «жестокость» или мелочи вроде речи персонажей (девочка картавит, мачеха говорит мужским голосом).
Оказалось, что законодательство, защищающее хрупкую психику детей, ужесточилось по всему миру, и отечественные аниматоры тоже думают дважды над деталями изображения, «чтобы не прилетали жалобы от разгневанных мамочек».
Но гость упомянул о том, что не смотря на жёсткую самоцензуру, многие студии ежегодно включают в свой план и пару авторских проектов, похожие на те, которыми прославились советские студии. Что это, как не память о корнях? Смешение новизны и преемственности внушило мне уверенность в том, что благодаря фестивалю «Суздальфест», мир увидят не только коммерчески выгодные сериалы для дошкольников, но и проекты с более сложным содержанием, к которым захочется возвращаться уже во взрослом возрасте.
Наталия Куличенко, 1-й курс бакалавриата
Пожалуй, мультфильмы у большинства людей ассоциируется с тёплыми беззаботными воспоминаниями из детства: это всегда трогает с нахлынувшей на тебя ностальгией.
Вчера стены МГУ посетил директор и кинопродюсер анимационной студии «Мастер-фильм», Александр Петрович Герасимов, известный многими сюжетами для российской ТВ-аудитории: как и полнометражными мультфильмами («День рождения Алисы»), так и сериалами («Три котёнка», «Овечки Холли и Долли»)!
История анимации впервые мне показалась настолько занимательной и глубинно сложной, когда Александр Петрович начал говорить об её отечественной составляющей: интересно было послушать кинопродюсера касаемо истории развития анимационного производства после эпохи «перестройки» – действительно, как по-другому начал дышать мир мультфильмов в нашей стране! Новые формы виденья, способы создания, абсолютно разные рисовки историй – все эти аспекты гость освещал наглядно на конкретных примерах из работ киностудий, с которыми он сотрудничал.
Слушала речь гостя и чувствовала себя ребёнком, смотрящим любимый детский ТВ-канал и ласкающим приятные мне на ухо названия: «Это студия «Пилот» – всеми любимый проект «Гора самоцветов», а вот и «Мельница» – да, визитка-работа «Три богатыря»…Мой любимый мультик…»
Работа над техникой, визуал оформления анимации, смысловое содержание мультфильма, музыкальное сопровождение, родные тебе глаза персонажей – это всё, безусловно, для нас является некой наивно детской «семьёй». Но какой же тяжёлый труд стоит за этой лёгкой прелестью, чарующей и детей, и подростков, и даже взрослых! «1600 картин сделал «Союзмультфильм» и всего лишь 150 из них мы знаем!»
Алина Олешева, 2-й курс бакалавриата
Анимация — это не только искусство, это способ жизни. Это способ рассказывать истории и передавать эмоции. И Александр Герасимов тот, кто дает ей возможность жить и развиваться!
Благодаря ему молодые таланты в мире анимационного кино могут показать свои работы, а мы, зрители, увидеть их и насладиться просмотром! Однажды мне довелось побывать на фестивале анимационного кино «Суздальфест», директором которого является Александр Петрович, и я могу смело заявить, что это потрясающее мероприятие! Оно поражает не только картинами, которые показывают на фестивале, но и самой организацией. И на мастер-классе именно про организацию фестиваля рассказывал Александр Петрович. Мне было очень интересно узнать, как выглядит «изнанка» этого мероприятия.
Также Александр Петрович рассказывал про устройство мира анимационного кино, про компании, которые создают его. Мне, как простому зрителю, было очень любопытно узнать такие нюансы, а также это будет полезно для меня в будущем, ведь многие телеканалы занимаются созданием и прокатом анимационного кино, сотрудничают с его создателями.
Мастер-класс мне понравился! Анимация — это не просто картинки, это душа, которая оживает на экране, а Александр Герасимов - Человек с большой буквы, который дает нам возможность увидеть это!