МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В.ЛОМОНОСОВА
ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ТЕЛЕВИДЕНИЯ
УТВЕРЖДАЮ:
Декан Высшей школы
(факультета) телевидения
________________ В.Т.Третьяков
«_____»_________
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ДЛЯ МАГИСТРАТУРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ МГУ
по направлению подготовки "Телевидение"
(магистерская программа «Телепроизводств
ВЫПУСК 2015 г.
Москва, 2014 г.
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ДЛЯ МАГИСТРАТУРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ МГУ
по направлению подготовки "Телевидение"
(магистерская программа «Телепроизводств
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДО
При ответе на экзаменационные вопросы первого цикла испытуемый должен продемонстрирова
теории журналистики, функционирования СМИ и иных средств массовых коммуникаций в России и в мире; особенности функционирования телевидения в условиях развития интернета, сетевых СМИ и социальных сетей;
методов научных исследований в сфере любых средств массовой коммуникации;
теории телевидения (в разных его ипостасях - технологической, общественной, политической, коммерческой, культурологическ
основных проблем и коллизий, связанных с функционирование
основных этапов и тенденций развития мирового и отечественного телепроизводства и телевещания;
теории кино- и телепроизводства во всех его составляющих – продюсирование, теледраматургия, телережиссура, режиссура монтажа, тележурналистика и ведение телевизионных программ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Трансформация определений телевидения (от Владимира Саппака до наших дней)
Элементы искусства и новой журналистики на телевидении
Телевидение и массовая культура
Телевидение и фольклор: сходство и различия
Главные свойства телевидения
Объективные признаки тотальности телевидения
Субъективные признаки тотальности телевидения
Телевидение как религия или медиавера
Телевидение как карнавал
Телеобразы
Жанры телевизионных передач, телеформаты
Игра на телевидении
Функции и качества телеведущего
Классические жанры журналистики печатных СМИ и телевидения
Инфотеймент: причины появления и бытование на телевидении
Фантомообразующе
Эффект воронки пошлости и невежества на телевидении
Позитивные качества телевидения
Негативные качества телевидения
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ
МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Основные теории журналистики и СМИ. Функции СМИ. Концепция медиократии.
Институт свободы печати (свободы СМИ) и его современное состояние.
Концепция СМИ как «четвертой власти».
Тележурналистика как объект и субъект политического процесса.
СМИ, журналистика и массовая культура.
Телевидение как социальный и политический феномен.
Национальные интересы и СМИ (совпадения и конфликты интересов).
Феномен времени и СМИ.
СМИ и общество: реальное и виртуальное.
Правовые и моральные проблемы функционирования СМИ и телевидения.
Телевидение и рациональное знание.
Технологические инновации и телевидение.
Основные виды теорий в области массовой коммуникации.
Нормативные теории и их значение в науке о массовой коммуникации.
Теории пропаганды: их происхождение, рост значения и упадок.
Теория массового общества: причины популярности.
Возникновение парадигмы ограниченных эффектов.
Теория двухступенчатого потока информации Пола Лазерсфельда.
Теория изменения установок.
Феноменологическ
Теория подкрепления.
Теория когнитивной согласованности и связанные с ней селективные процессы.
Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера.
Теории селективного влияния.
Теория диффузии Эвереста Роджерса.
Функциональный анализ Роберта Мертона.
Теории социального научения.
Теории активной аудитории.
Теория обретения пользы и удовлетворения.
Теория «спирали молчания» Элизабет Ноэль-Нойман.
Две школы в изучении массовой коммуникации.
Культурологическ
Критическое направление: медиа и общество.
Идеи Маршалла Маклюэна.
Концепция «интерактивного общества».
Идея информационного общества.
Теории компьютерной коммуникации.
Особенности виртуальных коммуникаций.
Культура и этика виртуальных коммуникаций.
Аудитория многоканальной среды.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Становление советского (российского) телевидения и тележурналистики в первое десятилетие после Великой Отечественной войны.
Советское телевидение времен "оттепели" и 60-х годов.
Политика государства в области телевизионного вещания в 70-е – в первой половине 80-х годов.
Игровой и документальный телевизионный кинематограф.
Телевидение «перестройки и гласности». Телевидение в условиях политизации общества, его роль в развитии общественных процессов в конце 80-х - начала 90-х годов.
Возникновение негосударственно
Телевидение в системе западной модели демократии.
Телевидение как политический ресурс. Выборы и телевидение в США.
Информационное телевидение (модель CNN).
Телевидение и глобализация.
Кабельное и спутниковое телевидение (нишевое телевидение).
Развлекательное телевидение. Инфотеймент.
Общественное телевидение.
Концептуальные основы вещательной политики телеканала. Типология вещательных каналов.
Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией.
II. ТЕОРЕТИКО-ПРОФЕС
При ответе на экзаменационные вопросы второго цикла испытуемый должен продемонстрирова
теоретических основ практической творческой и организационной деятельности в области журналистики вообще и телевизионной журналистики в частности, создания литературных и режиссерских сценариев, телевизионной режиссуры (включая режиссуру документального и игрового кино), операторской работы в различных условиях и при реализации телепроектов разной жанровой и тематической направленности, а также всех видов монтажа и озвучивания.
ТЕЛЕПРОГРАММИРОВ
Концептуальные основы вещательной политики телеканала. Типология вещательных каналов. Понятие формата вещания. Вещательная концепция канала и её составляющие. Контент вещания. Типология программного продукта.
Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией. Проц
Методы программирования
Телепрограммиров
Современные способы телевещания. Телевидение в Интернете.
Современные способы потребления телевизионного контента на различных типах устройств (платформ).
Цифровое телевизионное вещание. Провайдеры и принципы пакетирования контента.
ТЕОРИЯ ТЕЛЕРЕЖИССУРЫ
Законы телережиссуры.
Драматургическая основа телепродукта. Работа режиссера с драматургическим
Виды режиссерской деятельности (студия, внестудийные съемки, концертные площадки, спортивные мероприятия, крупноформатные массовые зрелища).
Заявка, синопсис, литературный и режиссерский сценарии на телевидении.
Режиссура научно-популярно
Режиссура телевизионного документального кино.
Режиссура многокамерных съемок.
ТЕОРИЯ ТЕЛЕПРОДЮСИРОВАН
Коммерческие, производственные и творческие составляющие продюсерской деятельности.
Роль и место продюсера в современном телевизионном процессе. Функциональные обязанности, права и ответственность продюсера.
Формирование затрат на производство аудиовизуальной продукции в современных экономических условиях
Современные методы продвижения аудиовизуальных произведений.
Исключительные, неисключительные и смежные права.
Комплекс работ, проводимых продюсером в предсъемочный период и направленных на оптимизацию издержек производства.
ТЕОРИЯ ОПЕРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Телевидение как визуальное медиа.
Операторское дело как основополагающая часть телепроизводства
Виды операторской деятельности. Оператор-постано
Композиции кадра, кадрирование.
Система разных приемов съемки.
Проблема света в операторском деле.
Система видов и методов съемок в различных телевизионных жанрах.
Системное планирование организации съемочного процесса в тех или иных условиях (в зависимости от того или иного предстоящего объекта съемок)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ТЕЛЕПРОГРАММ
Работа телеведущего с текстом. Изучение правила логики речи. Логические звенья, смысловые ударения. Техника расстановки пауз: люфт-паузы, грамматические и смысловые паузы. “Телевизионная” интонация. Понятие “перспективы”.
Работа телеведущего в информационном жанре. Особенности дыхания, голосоведения и интонации при чтении новостного блока. Логический разбор текста. Приемы работы с суфлером и эфирной папкой. Парное ведение новостей. Обзоры. Новостные обзоры. Умение импровизировать на основе готового материала. Тренинг “абсурдная верстка”. Умение логически и интонационно связать разнообразные факты. Тематические новости. Новости культуры. Экономические новости. Работа с произнесением сложных числительных. Новости спорта. Спортивные обзоры, репортажи. Репортажи. Стендапы. Техника “вещания с места событий”.
Работа телеведущего в аналитическом жанре. Аналитическая программа. Ключевое отличие программ аналитического и информационного жанра. Инструменты ведущего аналитической программы. Проблемное (аналитическое) интервью. Программы – беседы. Программы – дискуссии. Ток-шоу (политическая, социальная тематика). Ток-шоу (юмористическая, развлекательная тематика). Особенности ведения.
Работа телеведущего в художественном жанре. Отличие художественного жанра от аналитического. Способы выражения субъективного мнения автора и ведущего в художественном жанре. Отличие позиции автора от позиции ведущего. Авторские программы. Виды телепрограмм художественного жанра. Телевизионный очерк. Программа-эссе как составная форма телепрограмм художественного жанра. Способы подачи материала.
Ведение специальных телепрограмм. Детские, юмористические телепередачи и телеигры. Адаптация к ребенку-герою-ст
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д., 2006.
2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2010
3. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2004
4. Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М.: изд-во «Икар» 2011.
5. Волынец М.М. Профессия оператор. М., Аспект Пресс, 2004
6. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.
7. История русской журналистики 18-19 вв. Уч. пособие по ред. Л.П. Громовой, С-Пб, изд. Петербургского университета, 2003.
8. Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. С-Пб, 2005.
9. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики 1917-2000 гг. Уч. пособие, М., 2008.
10. Магронт М. Новости как профессия. Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2014
11. Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов. /Под ред. П.К. Огурцова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко, М., 2009.
12. Махонина С.Я. История русской журналистики нач. ХХ в., М., 2006.
13. Нагибина Н.Л., Огаркова Ю.Л. (2014) Психологические типы: влияние на коммуникативный стиль телеведущих // Знание. Понимание. Умение. №3, с. 235-244.
14. Нагибина, Н. Л., Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2013) Речевые навыки как основа специальных способностей телеведущих // Голос и речь. №2 (10). С. 59-69.
15. Научные и учебные тетради Высшей школы телевидения МГУ. №1, № 2 / Сост.В.Т.Третьяк
16. Новикова В.И. Имена числительные в телерадиопрограм
17. Новикова В.И. Практическая стилистика современного русского языка. М., ИПК ТВ и РВ, 2002.
18. Огаркова (Дубинская) Ю.Л., Кокорева А.А. (2014) Психологический портрет ведущего телевизионного эфира: типологический подход // Материалы I Международной научно-практичес
19. Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2012a) Пирамида публичности в контексте использования «психофизических
20. Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2013b) Профессионально важные качества ведущих телевизионного эфира различных жанров // Научные труды Московского Гуманитарного университета, № 12. C. 44-55.
21. Огаркова (Дубинская), Ю. Л. Психология эфира через призму актерских “психофизических
22. Огаркова, Ю. Л. (2013a) Использование инновационных технологий в процессе публичного и эфирного выступления: практические рекомендации // Гуманитарные, социально-эконом
23. Профессия — продюсер кино и телевидения. Практические подходы. Учебник под ред. В.И. Сидоренко и П.К. Огурчикова, М., 2010.
24. Рабигер М. Монтаж. М., ИПК ТВ и РВ., 1999.
25. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.
26. Станиславский К. Собр. соч. в 8-ми тт. Т.2, 3. М., 1954.
27. Сценическая речь. Учебник для студентов театральных учебных заведений / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промтовой. М., 2002.
28. Телевизионная журналистика. Издание 5, исправленное и дополненное. МГУ, Наука, 2005.
29. Третьяков В.Т Основы теории и практики современной телевизионной журналистики. Лекции. Видеокурс. 2011-2012г.г.// http://ftv.msu.r
30. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., Алгоритм, 2010.
31. Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности. М., ИПК ТВ и РВ, 1997.
32. Фрумкин Г.М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию., М., 2009.
33. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие – М., 2008.
34. Эфир отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения о себе и о своей работе. Сборник интервью. Книга первая. / Сост.В.Т.Третьяк