Программа государственного экзамена


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В.ЛОМОНОСОВА

ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ТЕЛЕВИДЕНИЯ

УТВЕРЖДАЮ:

Декан Высшей школы

(факультета) телевидения

________________ В.Т.Третьяков

«_____»________________ 2015г.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ДЛЯ МАГИСТРАТУРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ МГУ

по направлению подготовки "Телевидение"

(магистерская программа «Телепроизводство и телевещание»)

ВЫПУСК 2015 г.

Москва, 2014 г.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ДЛЯ МАГИСТРАТУРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ МГУ

по направлению подготовки "Телевидение"

(магистерская программа «Телепроизводство и телевещание»)

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ (теория журналистики и функционирования СМИ, методология исследований в сфере СМИ, история и теория телевидения)

При ответе на экзаменационные вопросы первого цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:

теории журналистики, функционирования СМИ и иных средств массовых коммуникаций в России и в мире; особенности функционирования телевидения в условиях развития интернета, сетевых СМИ и социальных сетей;

методов научных исследований в сфере любых средств массовой коммуникации;

теории телевидения (в разных его ипостасях - технологической, общественной, политической, коммерческой, культурологической, собственно творческой, в первую очередь - журналистской);

основных проблем и коллизий, связанных с функционированием современных СМИ (свобода и ответственность СМИ, конфликты интересов, правовые аспекты функционирования СМИ, сущность и конкретные нормы профессиональной этики и пр.);

основных этапов и тенденций развития мирового и отечественного телепроизводства и телевещания;

теории кино- и телепроизводства во всех его составляющих – продюсирование, теледраматургия, телережиссура, режиссура монтажа, тележурналистика и ведение телевизионных программ.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Трансформация определений телевидения (от Владимира Саппака до наших дней)

Элементы искусства и новой журналистики на телевидении

Телевидение и массовая культура

Телевидение и фольклор: сходство и различия

Главные свойства телевидения

Объективные признаки тотальности телевидения

Субъективные признаки тотальности телевидения

Телевидение как религия или медиавера

Телевидение как карнавал

Телеобразы

Жанры телевизионных передач, телеформаты

Игра на телевидении

Функции и качества телеведущего

Классические жанры журналистики печатных СМИ и телевидения

Инфотеймент: причины появления и бытование на телевидении

Фантомообразующее свойство телевидения

Эффект воронки пошлости и невежества на телевидении

Позитивные качества телевидения

Негативные качества телевидения

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ

МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Основные теории журналистики и СМИ. Функции СМИ. Концепция медиократии.

Институт свободы печати (свободы СМИ) и его современное состояние.

Концепция СМИ как «четвертой власти».

Тележурналистика как объект и субъект политического процесса.

СМИ, журналистика и массовая культура.

Телевидение как социальный и политический феномен.

Национальные интересы и СМИ (совпадения и конфликты интересов).

Феномен времени и СМИ.

СМИ и общество: реальное и виртуальное.

Правовые и моральные проблемы функционирования СМИ и телевидения.

Телевидение и рациональное знание.

Технологические инновации и телевидение.

Основные виды теорий в области массовой коммуникации.

Нормативные теории и их значение в науке о массовой коммуникации.

Теории пропаганды: их происхождение, рост значения и упадок.

Теория массового общества: причины популярности.

Возникновение парадигмы ограниченных эффектов.

Теория двухступенчатого потока информации Пола Лазерсфельда.

Теория изменения установок.

Феноменологическая теория Джозефа Клаппера.

Теория подкрепления.

Теория когнитивной согласованности и связанные с ней селективные процессы.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

Теории селективного влияния.

Теория диффузии Эвереста Роджерса.

Функциональный анализ Роберта Мертона.

Теории социального научения.

Теории активной аудитории.

Теория обретения пользы и удовлетворения.

Теория «спирали молчания» Элизабет Ноэль-Нойман.

Две школы в изучении массовой коммуникации.

Культурологический анализ.

Критическое направление: медиа и общество.

Идеи Маршалла Маклюэна.

Концепция «интерактивного общества».

Идея информационного общества.

Теории компьютерной коммуникации.

Особенности виртуальных коммуникаций.

Культура и этика виртуальных коммуникаций.

Аудитория многоканальной среды.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Становление советского (российского) телевидения и тележурналистики в первое десятилетие после Великой Отечественной войны.

Советское телевидение времен "оттепели" и 60-х годов.

Политика государства в области телевизионного вещания в 70-е – в первой половине 80-х годов.

Игровой и документальный телевизионный кинематограф.

Телевидение «перестройки и гласности». Телевидение в условиях политизации общества, его роль в развитии общественных процессов в конце 80-х - начала 90-х годов.

Возникновение негосударственного телевидения. Телепроизводство и телевещание в условиях рынка и демократии.

Телевидение в системе западной модели демократии.

Телевидение как политический ресурс. Выборы и телевидение в США.

Информационное телевидение (модель CNN).

Телевидение и глобализация.

Кабельное и спутниковое телевидение (нишевое телевидение).

Развлекательное телевидение. Инфотеймент.

Общественное телевидение.

Концептуальные основы вещательной политики телеканала. Типология вещательных каналов.

Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией.

II. ТЕОРЕТИКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (информационное телевидение, журналистика, телевизионная журналистика, теория сценарного дела, телережиссуры, видеосъемки)

При ответе на экзаменационные вопросы второго цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:

теоретических основ практической творческой и организационной деятельности в области журналистики вообще и телевизионной журналистики в частности, создания литературных и режиссерских сценариев, телевизионной режиссуры (включая режиссуру документального и игрового кино), операторской работы в различных условиях и при реализации телепроектов разной жанровой и тематической направленности, а также всех видов монтажа и озвучивания.

ТЕЛЕПРОГРАММИРОВАНИЕ

Концептуальные основы вещательной политики телеканала. Типология вещательных каналов. Понятие формата вещания. Вещательная концепция канала и её составляющие. Контент вещания. Типология программного продукта.

Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией. Процесс создания телевизионной программы и этапы программирования: прогнозирование, перспективное и календарное планирование.

Методы программирования. Сетка вещания. Особенности программирования в сетевом телевизионном вещании. Специфика программирования регионального и местного телевидения.

Телепрограммирование и методы изучения аудитории. Рейтинг. Рейтинг и доля единицы контента, рейтинг и доля канала. Значение рейтинга и доли в условиях межканальной конкуренции. Бренд телеканала. Экономика и программная политика.

Современные способы телевещания. Телевидение в Интернете.

Современные способы потребления телевизионного контента на различных типах устройств (платформ).

Цифровое телевизионное вещание. Провайдеры и принципы пакетирования контента.

ТЕОРИЯ ТЕЛЕРЕЖИССУРЫ

Законы телережиссуры.

Драматургическая основа телепродукта. Работа режиссера с драматургическими конструкциями.

Виды режиссерской деятельности (студия, внестудийные съемки, концертные площадки, спортивные мероприятия, крупноформатные массовые зрелища).

Заявка, синопсис, литературный и режиссерский сценарии на телевидении.

Режиссура научно-популярного телевидения.

Режиссура телевизионного документального кино.

Режиссура многокамерных съемок.

ТЕОРИЯ ТЕЛЕПРОДЮСИРОВАНИЯ И ТЕЛЕМЕНЕДЖМЕНТА

Коммерческие, производственные и творческие составляющие продюсерской деятельности.

Роль и место продюсера в современном телевизионном процессе. Функциональные обязанности, права и ответственность продюсера.

Формирование затрат на производство аудиовизуальной продукции в современных экономических условиях

Современные методы продвижения аудиовизуальных произведений.

Исключительные, неисключительные и смежные права.

Комплекс работ, проводимых продюсером в предсъемочный период и направленных на оптимизацию издержек производства.

ТЕОРИЯ ОПЕРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Телевидение как визуальное медиа.

Операторское дело как основополагающая часть телепроизводства.

Виды операторской деятельности. Оператор-постановщик.

Композиции кадра, кадрирование.

Система разных приемов съемки.

Проблема света в операторском деле.

Система видов и методов съемок в различных телевизионных жанрах.

Системное планирование организации съемочного процесса в тех или иных условиях (в зависимости от того или иного предстоящего объекта съемок)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ТЕЛЕПРОГРАММ

Работа телеведущего с текстом. Изучение правила логики речи. Логические звенья, смысловые ударения. Техника расстановки пауз: люфт-паузы, грамматические и смысловые паузы. “Телевизионная” интонация. Понятие “перспективы”.

Работа телеведущего в информационном жанре. Особенности дыхания, голосоведения и интонации при чтении новостного блока. Логический разбор текста. Приемы работы с суфлером и эфирной папкой. Парное ведение новостей. Обзоры. Новостные обзоры. Умение импровизировать на основе готового материала. Тренинг “абсурдная верстка”. Умение логически и интонационно связать разнообразные факты. Тематические новости. Новости культуры. Экономические новости. Работа с произнесением сложных числительных. Новости спорта. Спортивные обзоры, репортажи. Репортажи. Стендапы. Техника “вещания с места событий”.

Работа телеведущего в аналитическом жанре. Аналитическая программа. Ключевое отличие программ аналитического и информационного жанра. Инструменты ведущего аналитической программы. Проблемное (аналитическое) интервью. Программы – беседы. Программы – дискуссии. Ток-шоу (политическая, социальная тематика). Ток-шоу (юмористическая, развлекательная тематика). Особенности ведения.

Работа телеведущего в художественном жанре. Отличие художественного жанра от аналитического. Способы выражения субъективного мнения автора и ведущего в художественном жанре. Отличие позиции автора от позиции ведущего. Авторские программы. Виды телепрограмм художественного жанра. Телевизионный очерк. Программа-эссе как составная форма телепрограмм художественного жанра. Способы подачи материала.

Ведение специальных телепрограмм. Детские, юмористические телепередачи и телеигры. Адаптация к ребенку-герою-студии или соведущему. Специфический способ подачи информации для узкой целевой аудитории. Использование навыков актерской пристройки, работы с “непохожим на тебя” партнером. Использование актерской пристройки для ведения юмористических телепрограмм. Феномен телеигры. Множественная актерская пристройка и многоплоскостное внимание, как основной инструмент ведущего телеигры.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.​ Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д., 2006.

2.​ Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2010

3.​ Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2004

4.​ Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М.: изд-во «Икар» 2011.

5.​ Волынец М.М. Профессия оператор. М., Аспект Пресс, 2004

6.​ Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

7.​ История русской журналистики 18-19 вв. Уч. пособие по ред. Л.П. Громовой, С-Пб, изд. Петербургского университета, 2003.

8.​ Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. С-Пб, 2005.

9.​ Кузнецов И.В. История отечественной журналистики 1917-2000 гг. Уч. пособие, М., 2008.

10.​ Магронт М. Новости как профессия. Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2014 

11.​ Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов. /Под ред. П.К. Огурцова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко, М., 2009.

12.​ Махонина С.Я. История русской журналистики нач. ХХ в., М., 2006.

13.​ Нагибина Н.Л., Огаркова Ю.Л. (2014) Психологические типы: влияние на коммуникативный стиль телеведущих // Знание. Понимание. Умение. №3, с. 235-244.

14.​ Нагибина, Н. Л., Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2013) Речевые навыки как основа специальных способностей телеведущих // Голос и речь. №2 (10). С. 59-69.

15.​ Научные и учебные тетради Высшей школы телевидения МГУ. №1, № 2 / Сост.В.Т.Третьяков., М., 2010.

16.​ Новикова В.И. Имена числительные в телерадиопрограммах. М., ИПК ТВ и РВ, 2002.

17.​ Новикова В.И. Практическая стилистика современного русского языка. М., ИПК ТВ и РВ, 2002.

18.​ Огаркова (Дубинская) Ю.Л., Кокорева А.А. (2014) Психологический портрет ведущего телевизионного эфира: типологический подход // Материалы I  Международной научно-практической конференции “Человек. Искусство. Вселенная.”(20-21 сент. 2014 года, Сочи). С .55-65.

19.​ Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2012a) Пирамида публичности в контексте использования «психофизических» тренингов русской психологической театральной школы для повышения успешности профессиональной самореализации личности // Современная психология: теория и практика. Материалы VI международной научно-практической конференции. 9-10 октября 2012 г. Науч.-инф.издат.центр «Институт стратегических исследований». М.: Спецкнига. С. 98-102.

20.​ Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2013b) Профессионально важные качества ведущих телевизионного эфира различных жанров // Научные труды Московского Гуманитарного университета, № 12. C. 44-55.

21.​ Огаркова (Дубинская), Ю. Л. Психология эфира через призму актерских “психофизических” тренингов. (2012c) // Международная научно-практическая конференция “Эволюция психотерапии. Взгляд из ХХШ века”. 22-23 декабря 2012 года. Москва. Сборник докладов. – М.: Московский институт психоанализа, Издатель Воробьев А.В. С. 72-81.

22.​ Огаркова, Ю. Л. (2013a) Использование инновационных технологий в процессе публичного и эфирного выступления: практические рекомендации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, №6.

23.​ Профессия — продюсер кино и телевидения. Практические подходы. Учебник под ред. В.И. Сидоренко и П.К. Огурчикова, М., 2010.

24.​ Рабигер М. Монтаж. М., ИПК ТВ и РВ., 1999.

25.​  Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.

26.​ Станиславский К. Собр. соч. в 8-ми тт. Т.2, 3. М., 1954.

27.​ Сценическая речь. Учебник для студентов театральных учебных заведений / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промтовой. М., 2002.

28.​  Телевизионная журналистика. Издание 5, исправленное и дополненное. МГУ, Наука, 2005.

29.​  Третьяков В.Т Основы теории и практики современной телевизионной журналистики. Лекции. Видеокурс. 2011-2012г.г.// http://ftv.msu.ru/ about/video/ections.php

30.​ Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., Алгоритм, 2010.

31.​  Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности. М., ИПК ТВ и РВ, 1997.

32.​  Фрумкин Г.М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию., М., 2009.

33.​  Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие – М., 2008.

34.​ Эфир отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения о себе и о своей работе. Сборник интервью. Книга первая. / Сост.В.Т.Третьяков., М., 2010.


Возврат к списку