Мастер-класс Алексея Винокурова в отзывах студентов


На нашем факультете провёл мастер-класс  писатель и сценарист  Алексей Винокуров. Он  - автор знаменитой телепрограммы «Куклы» (НТВ), а также телепрограмм «Бесконечное путешествие» (НТВ), «Вот так денек» (ТВЦ) и сценариев к сериалам «Громовы» (РТР), «Редакция» (РЕН-ТВ), «Трое сверху» (первые 50 серий) (РЕН-ТВ).и др.   Перу его принадлежат романы «О карлике бедном», «Люди черного дракона»,  повести «Туда, где нас нет», «Друг степей» и много рассказов.

 

Александра Тихонова, 1-й курс бакалавриата

«Надо оставаться человеком»... Фраза распространенная,  она не была для меня чем-то новым. Но именно её, произнесённую Алексеем Винокуровым,  я запомнила, и именно за эту мысль больше всего ему  благодарна.

 

Начало беседы я помню расплывчато:  мы начали  говорить о программе «Куклы» и на позитивной ноте плавно перешли к чиновникам, политике, государственному строю. Безусловно, эти темы напрямую связаны с «Куклами», но я пыталась понять, какую мысль (с профессиональной точки зрения)  нашему гостю хотелось донести до аудитории. Мы просто вспоминали забавные истории (про алкоголика, про Михаила Горбачева…),  но  о том, как это влияло на «Куклы»,  было сказано мимолетно.

 

Интересные  выражения и умозаключения я выискивала, когда начали задавать вопросы. Теперь беседа была посвящена телевидению, сценарию на телевидении. И  я слушала гостя, буквально раскрыв рот, - потому что в будущем я тоже хотела бы быть сценаристом. К сожалению, времени оставалось  уже  немного, но я постаралась вынести из встречи с Алексеем Юрьевичем Винокуровым все важные мысли. Но не только на будущее - советы сценариста, писателя актуальны для меня сейчас, потому что я пишу свою книгу. И теперь знаю, что тексты всегда нужно совершенствовать.  И нужно не ждать вдохновения, а работать!

 

Алексей Юрьевич - интеллигентный, открытый и обаятельный человек, разговаривать с ним было одно удовольствие. Он и посмеялся с нами, задал свои вопросы и кратко, дельно отвечал на вопросы студентов, без лишней воды, экономя время. Отчего, несмотря на короткое время для диалога, вопросов получилось много.

 

Вера Самохина, 2-й курс бакалавриата

Мастер-класс Алексея Юрьевича Винокурова прошёл в некой ностальгически-поучительной атмосфере. Мы увидели отрывки из популярного когда-то  телепроекта «Куклы».  Узнали много нового о создании этой программы, о том, что писать диалоги нужно учиться, исходя из собственного жизненного опыта. Без забавных историй тоже не обошлось.

 

Мне запомнилась следующая фраза Алексея Винокурова: «Человечное должно поддерживать профессиональное и наоборот». Думаю, эта мысль очень важна для нас, будущих телевизионщиков.

«Старайтесь сделать шаг дальше всех остальных, всегда делайте больше, чем это возможно», - ещё одна реплика нашего гостя.

Эта фраза  тоже важна, потому что конкуренция на телевидении с каждым днём всё возрастает, и  чтобы добиться чего-то, необходимо делать больше, чем можешь.

 

Спасибо факультету за организацию этого мероприятия!

 

Анна Арутюнян, 1-й курс бакалавриата

Мне не хотелось, чтобы мастер-класс закончился,  а хотелось больше и больше слушать всё, что рассказывает наш многоуважаемый Алексей Юрьевич. Те чувства и те эмоции, которые я получала, были просто великолепными!

 

Было много рассказано про программу «Куклы», про фильмы… На вопросы Алексей Юрьевич отвечал очень честно. Это тот человек, с кем всегда приятно общаться, всегда хочется делиться идеями, шутить и смеяться. В нём нет неестественности, на нём  нет маски, всё открыто , и много доброты , искренности , много энергии.

 

Думаю, что гостю понравился наш факультет, наша аура, и нам выпадет шанс ещё раз встретиться с ним!

 

Камила Геляева, 2-й курс бакалавриата

Гостем нашего сегодняшнего мастер-класса стал писатель и сценарист  Алексей Юрьевич Винокуров. Зритель наверняка знает его по таким популярным ТВ-сериалам, как "Ефросинья", "Громовы", "Виола Тараканова" и т.д.

 

Стоит сказать, что этот мастер-класс для меня, как для человека, увлекающегося сценарным делом, стал особенно интересным и информативным. Я  обязательно запомню все советы гостя, постараюсь прислушаться к ним.

 

Особенно мне понравилась и запомнилась такая фраза Алексея Юрьевича: «Постарайтесь все делать максимально хорошо». Возможно, кому-то подобный совет покажется излишне простым и незатейливым, однако, на мой взгляд, именно в этом выражении и кроется весь смысл работы на телевидении и в журналистике в целом.

 

Ксения Римбалюк, 2-й курс бакалавриата

27 сентября к нам на мастер-класс пришел главный редактор журнала «Другой» и талантливый сценарист  Алексей Юрьевич Винокуров. Гость говорил о том, что в нашей будущей профессии, в журналистике, самое главное - это всегда оставаться человеком. Я согласна с ним  на сто процентов,  без этого никак! И оставаться человеком надо в любой ситуации, и в профессии, и в жизни в целом.

 

Также Алексей Юрьевич сказал, что три столпа успешного фильма/сериала - это хороший продюсер, талантливый сценарист и режиссер, который дружит с головой.  Тоже не могу с этим не согласиться.

 

Очень жаль, что мы не успели разобрать   еще больше вопросов. Но мастер-класс прошёл продуктивно: Алексей Юрьевич нам дал очень много дельных советов, которые мы постараемся применить в работе. Спасибо!

 

Эльсюяр Игалиева, 1-й курс бакалавриата

«В любом деле надо оставаться человеком! К человеческому приложится и профессиональное»,  - такой совет дал Алексей Юрьевич Винокуров нам, будущим телевизионщикам, на мастер-классе в Высшей школе телевидения МГУ. И это не единственное полезное пожелание, которое отложилось в памяти после встречи с этим талантливым драматургом и сценаристом.

 

Алексей Юрьевич  ответственно подошёл к разговору с нами, так как  имеет опыт работы в телевизионной передаче. Результат этой работы - «Куклы»,  очень интересный и забавный проект, один из лучших проектов своего времени. На его примере и на примере некоторых сериалов, к которым он писал сценарий, гость  рассказывал о тонкостях телевизионного и творческого процесса. Всем в сериале руководит продюсер: он ищет сценариста, выбирает режиссера и актерский состав, поэтому во многом именно от него и от его отношения ко всей съёмочной группе зависит успех продукта.

 

Алексей Юрьевич Винокуров, как мастер сценарного дела, обращаясь к подрастающему поколению работников телевидения,  отметил, что всё, что пишет сценарист, он должен писать хорошо и качественно. И,  если необходимо, переписывать свою работу снова и снова, пока она не станет идеальной. Тогда мы поинтересовались у него, как же все-таки совершенствовать  умение создания текстов, на что Винокуров ответил: «Живо писать помогает изучение иностранных языков и чтение поэзии».

 

Если с тем, что во всём надо оставаться человеком, в мыслях я согласилась, ведь это и моё жизненное правило, то фраза:  «Если ты сценарист, ты должен уметь вызывать вдохновение», -  меня очень поразила. Ведь многие творческие люди действительно часто говорят о том, что их покинула муза, и я сама порой замечаю это явление и у себя. Но Алексей Юрьевич дал понять, что профессионал  не должен ссылаться на подобные доводы, что мы должны учиться творить в любое время и при любых обстоятельствах.

 

Огромное спасибо, Алексей Юрьевич, за ценные и полезные советы! Будем стараться им следовать.

 

Тамара Есиева, 1-й курс бакалавриата

Узнав о том, кто будет гостем нашей телелаборатории на этот раз,  я немного огорчилась — с большинством работ этого человека я не была знакома, а те, что знала были далеки от моих предпочтений. Однако уже с первых минут беседы я поняла,  как сильно ошибалась!

Алексей Юрьевич оказался не только очень образованным, компетентным и эрудированным профессионалом, но и просто приятным и душевным человеком. Мне пришлись по душе рассказы о подмостках его передач, советы о том, откуда и как черпать вдохновение и самое главное для меня — наставления о том, как оставаться Человеком в любой ситуации.

Большое спасибо факультету за эту тёплую беседу с невероятно искренним и открытым человеком!

Бэлла Хапиштова, 1-й курс бакалавриата

«Будьте воспитанными людьми», - пожалуй, это самый ценный совет, который мы могли получить на мастер-классе. Его нам дал писатель и сценарист Алексей Юрьевич Винокуров,  человек поистине добродушный и позитивный. Он поведал нам многие секреты телепроизводства, процесса создания книг, как для детей, так и для взрослых.

Но особенно было интересно узнать его мнение о нынешнем телевидении, которое было высказано без прикрас и лукавства. Алексей Юрьевич не стал отрицать тот факт, что мы  живем  в непростое  время и работать в СМИ нам будет очень сложно. Вместе с тем, он отметил, что это будет полезным и увлекательным опытом для нас. А  чтобы не затеряться в калейдоскопе событий, нужно всего лишь оставаться человеком и профессионалом - ответственным, честным и самостоятельным.

Эта лекция оказалась не столько информативной, сколько душевной - это был разговор о настоящем человеке, кем должен быть каждый из нас!

Константин Блоцкий, 1-й курс бакалавриата

Несмотря на то, что я еще первокурсник бакалавриата и у нас пока не так много профессиональных предметов, благодаря нашим мастер-классам по средам я начинаю осознавать некоторую целостность и одновременно многообразие телевидения – ведь каждый гость смотрит на ТВ через призму своей профессии. На этот раз к нам заглянул сценарист Алексей Юрьевич Винокуров, лично для меня, прежде всего, автор легендарных «Кукол» в тандеме с Виктором Шендеровичем.

 

Из мастер-класса я вынес для себя три основных критерия профессионализма творческого  телевизионного работника

1. Сделал -  доработай. Нет ничего идеального, если ты сделал какой-либо продукт и считаешь его гениальным, значит, ты стоишь на месте;

2. Иностранные языки и поэзия – именно они помогут вырваться из посредственного потока косного языка, сделать его живым. Ведь когда мы изучаем поэзию или новый язык,  мы сталкиваемся с новым нестандартным для нас подходом к Слову. Это освежает наше сознание и, следовательно, нашу письменную и устную речь;

3. Стремиться создать собственный формат, где именно ТЫ будешь уместен и интересен, как никто другой. Тогда тебя, может быть,  запомнят широкие массы  на пару десятилетий.

27 сентября  Высшая школа телевидения предоставила нам возможность пообщаться с писателем, написавшем   книги для детей и взрослых,  автором сценария телевизионной программы «Куклы», а также  знаменитых сериалов: «Громовы», «Ефросинья», «Дворик» и других – с  Алексеем Юрьевичем Винокуровым

На мастер-классе нам подробно рассказали о профессии сценариста, о трудностях, с которыми сталкивается писатель, и об основных задачах автора. По мнению Алексея Юрьевича, стать профессионалом, мастером пера - значит тонко чувствовать веяния времени, быть в курсе общественных событий, уметь вжиться в персонажа, чтобы представить его органичным и естественным. Но самое главное - найти занятие по душе и оставаться Человеком при любых обстоятельствах; потому что даже выдающиеся профессиональные качества не смогут затмить качества морально-нравственные.

Особое внимание  было уделено проекту «Куклы». Алексей Юрьевич рассказал про работу с талантливым писателем Виктором Анатольевичем Шендеровичем  и про значимость этой передачи как для самого автора, так и для миллионов телезрителей. «Возможность в оголённом виде представить сознание политиков» и открыть их сущность - именно это было задачей шоу, которое определяло отношение аудитории к власти и к её представителям. За счёт смеха, а порой и «смеха сквозь слезы».

Кроме того, нам рассказали о роли продюсерской работы, о весомости качественной драматургии и об относительности вдохновения.

Спасибо Алексею Юрьевичу за проведённый мастер-класс. Ждем вас снова!

Ксения Чижова, 1-й курс бакалавриата

«Не забывайте друг про друга, когда займётесь делом», - наверное, именно эта фраза не отпускает меня до сих пор. Человек, который говорит о таких важных вещах, как дружба, честность, вежливость,  уже изначально заставляет взглянуть на себя по-другому. Очень спокойная, размеренная речь и размышления о самом главном оставили только приятные впечатления после мастер-класса с Алексеем Юрьевичем.

Самое ценное, что я вынесла для себя сегодня, это то, что какая бы ситуация ни была вокруг и что бы с тобой ни происходило, оставаться человеком нужно всегда. Нельзя пренебрегать людьми, нельзя делать свою работу плохо. Я  старалась уловить каждое слово, потому что все было сказано по делу и имело мой любимый моральный подтекст.

Много интересного гость рассказал и о своей профессии. Ведь порою кажется, что сценарист -  это тот, кто работает на авось и ждёт абстрактного вдохновения, однако это далеко не так. Даже у таких специальностей есть свой порядок, своя система. Для настоящего профессионала не существует понятия «нет настроя», это точно такая же работа, как работа сантехника  или врача, а значит,  ты не можешь отказаться что-либо выполнять, ссылаясь на магнитные бури, тоску или кризис.

Мне очень хотелось послушать человека, который находится «по ту сторону экрана», и вот мне это удалось. Интересно узнавать истории о творящемся за кадром, о необычных буднях съемочных групп и различных форс-мажорах. То, что так долго воспринималось мною как зрителем,  сегодня приоткрылось с другой стороны. Я выходила из аудитории с чувством полезно проведённого времени, все сказанное было настолько по-человечески правильно, что ещё на протяжении нескольких часов казалось диким употреблять какие-то грубые выражения, обсуждать людей и делать прочие,  не слишком хорошие вещи. Мне очень понравилось заряжаться идеями честности, искренности, самоотдачи. И, наверное, такое должно происходить с нами гораздо чаще, потому что после появляется необъяснимый эмоциональный подъем, на волнах которого хочется творить добрые дела.

Николай Волков, 2-й курс бакалавриата

Я был очень рад встрече с известным писателем и сценаристом Алексеем Винокуровым. Этот мастер-класс позволил мне несколько по-иному взглянуть на процесс создания телевизионных программ, увидеть его внутреннюю сторону, узнать секреты профессии и, таким образом, найти ответы на многие волновавшие меня вопросы.

Гость озвучил важную мысль: «Надо оставаться человеком. Человеческое поддерживает профессиональное, и наоборот. Это две силы, которые постоянно взаимодействуют». И я совершенно согласен с ним, причём сценарного дела это касается особо. Поскольку сценарист пишет о людях и для людей, он должен быть достоверным во всём: до мельчайших подробностей прорабатывать конфликты, образы, речевую характеристику персонажей.

Программа «Куклы», о работе в которой гость  с теплотой отзывается и которую до сих пор считает одним из самых лучших, по-настоящему успешных своих проектов, была именно такой – честной, злободневной, интересной, крайне актуальной по содержанию и сильной по воздействию на зрителей.

По мнению гостя, в профессии нужно быть по-хорошему въедливым, постоянно повышать планку, обдумывать каждый шаг, добиваться лучшего, стараясь доводить любое начинание до совершенства. Залог качественной работы не только в этом, но и в правильном отношении к профессии: сценарист должен уметь вызывать у себя вдохновение, независимо от настроения, ведь он – не только творец, но и ремесленник, который обязан контролировать как процесс, так и результат своего труда.

Такие мастер-классы, как этот, дающие объёмное представление о наиболее сложных аспектах профессии, как я считаю, дорогого стоят. Большое спасибо Алексею Винокурову, а также Высшей школе телевидения за подобные встречи с мастерами своего дела!

Мария Дубив, 1-й курс магистратуры

Я очень не любила программу «Куклы» и всегда просила папу переключить канал, недоумевая, как он может, не отрываясь, следить за происходящим на экране. В отличие от него, я видела лишь горстку пугающих маленьких чудовищ, подозрительно похожих на реальных людей.

Мне очень жаль, что в годы выпуска программы я была слишком маленькой, чтобы понять и оценить по достоинству этот блестящий памфлет. Сегодня часть многомерного юмора не читается с ходу из-за отсутствия актуального политико-экономического контекста, но,  несмотря на это, диалоги между героями порой доводят до гомерического хохота.

Я глубоко убеждена, что невозможно создать подобный проект, не будучи человеком незаурядным. Сегодня имела счастье в этом убедиться. Интеллигентный, элегантный Алексей Винокуров стремительно вошел в аудиторию. Он много говорил по ходу лекции о том, как важно доброе отношение ко всем людям, и это вполне объяснило его первую реплику: «Представлюсь, вдруг кто- то шел в кафетерий, а оказался здесь».

Между тем, его рассказ о своих занятиях был крайне увлекателен и искренен, мне так показалось. Например, он честно ответил на мой вопрос про то, как стал писать сказки для детей (и чуть смутился, по- моему). Рассказал, что такая мысль пришла из-за тяжелой ситуации с литературой для взрослой аудитории в целом: книги часто не сразу печатались, а если печатались, то по непонятным причинам люди их не читали. С литературой для детей одновременно было проще и сложнее. Проще, потому что были знакомые в соответствующем издательстве. Сложнее, так как дети воспринимают мир здесь и сейчас,  и им либо нравится произведение, либо нет. Если неинтересно, книгу поставят на полку сразу, никаких вторых шансов и сомнений вроде «а вдруг это только я не понял». К слову, я прочла две сказки Винокурова, и мой внутренний ребенок остался доволен.

Винокуров, сценарист и драматург, поделился некоторыми секретами производства качественных сценариев, рассказал  про забавные случаи на  съемочных площадках. Уроков из его слов можно было извлечь массу:  например, если едете в глухую местность, не стоит выставлять реквизит в виде десятков бутылок алкоголя на всеобщее обозрение. Даже если едете на теплоходе. Даже если спиртное предназначено для высоких гостей...

Словом, мастер-класс получился стремительным, увлекательным и преисполненным тонкими остротами. А можно было бы еще раз пригласить Алексея Юрьевича? Еще не все вопросы успели ему задать.

Айна Жантуева, 1-й курс бакалавриата

Сегодня на мастер-класс был приглашен уникальный,  по моему мнению,  человек, который поразил меня. Мне очень понравилось и само его  выступление,  и ответы  на  вопросы студентов, и сама обстановка мастер-класса. Встреча  прошла на ура, но лично мне не хватило времени. Я поняла, что полтора часа - это очень и очень мало. Для таких интересных бесед не хватило бы и нескольких часов. Было бы очень здорово, если бы к нам ещё раз пришёл этот гость!

Хотелось бы поблагодарить  Алексея Винокурова за позитивное настроение и интересную беседу. А  также хотелось бы выразить благодарность организаторам этого мероприятия за то, что  они дают нам возможность общаться с такими необычными людьми!

Малика Турусбекова, 2-й курс бакалавриата

Алексей Юрьевич Винокуров пришел к нам на мастер-класс и дал один из лучших советов, который только можно дать: несмотря ни на что, надо  оставаться человеком.

Гость также  сказал, что наше поколение находится на рубеже переломного момента и больших перемен, что,  по большому счету, является правдой. Я считаю, что нам всем было очень важно услышать такие глубокие мысли мудрого человека, чтобы на секундочку остановиться и осознать наше настоящее и его ценность. А какая именно ценность у этого настоящего, каждый сам решит для себя.

Гузель Хайруллина, 1-й курс бакалавриата

На прошедшем мастер-классе обсуждалась масса проблем и вопросов. Первое,  что сказал нам Алексей Юрьевич,  было то, что каждая профессия имеет свои тайны и секреты. И каждый сам их познаёт, хранит и передаёт другому. Но, конечно, всем нельзя поделиться в рамках мастер-класса, ведь это огромный багаж знаний и опыт работы. Несмотря на это, наша беседа оказалась очень содержательной.

Было сказано, что сейчас телевидение переживает переломный момент, как в 90-е годы. Эти перемены пока не ощутимы для нас, студентов. Однако, когда мы приступим к производству, понимание придет,  и здесь важно не потерять свое человеческое «я», то есть в любой ситуации необходимо оставаться человеком.

Также Алексей Юрьевич рассказал  нам об одной интересной, нужной и необходимой для любого журналиста черте – это  умение проходить сквозь закрытые двери. Он отметил, что это очень важно, в чем я с ним соглашаюсь на сто процентов.

Ответ на мой вопрос: «Какие ключевые моменты необходимы, чтобы успех телепрограммы был гарантирован?» -  был следующий: руководство и вся команда должны иметь мозги, то есть быть компетентными, образованными и профессионалами своего дела. Как сценарист, человек должен видеть  на несколько ходов дальше, чем остальные, должен писать, переделывать, переделывать и переделывать. В этом деле нужно включать перфекциониста, считает Алексей Юрьевич.

Также гость назвал изучение иностранных языков, чтение поэзии, фильтрацию языка  как немаловажные методы сохранения естественной речи. Ну, и главное, на мой взгляд, это то, что профессиональный актер, сценарист, режиссер должен уметь вызывать свое вдохновение в процессе работы. Понимать друг друга, помнить о товариществе - это  были  его самые теплые советы, адресованные студентам.

На самом деле Алексей Юрьевич Винокуров  - патриот и профессионал своего дела. Спасибо факультету за предоставленную нам возможность общения с ним!

Дарья Терентьева, 2-й курс бакалавриата

Мастер-класс с Алексеем Винокуровым прошел интересно. Мы обсудили основные проблемы производства российских телесериалов. Гость дал   вдохновляющие советы -  о том, что нужно всегда оставаться Человеком (ведь человеческое питает профессиональное, и наоборот).  А также о необходимом умении проходить через закрытые двери.  Хорошо запомнился и пример про Гоголя: когда у него спрашивали, где он берет такие шедевры, следовал ответ:  «Из дыма. Пишу и сжигаю. Пишу и сжигаю».

Однако не хватило практических советов о  том, как написать идеальный сценарий,  о совместной работе нескольких сценаристов и сценариста и режиссера.

Всё же спасибо за проведенный мастер-класс. Было познавательно!

Екатерина Миронова, 2-й курс бакалавриата

Мастер-класс писателя и сценариста Алексея Винокурова прошёл в познавательно-шуточной форме. Алексей рассказывал о своём участии в проекте «Куклы», открывал некоторые секреты съёмок и вспоминал смешные моменты программы.

Ещё гость поделился со студентами важными советами -  как сделать язык в сценарии более естественным, как надо вести себя с коллегами по цеху.  И дал наставление -  надо быть на шаг впереди, чтобы добиться успеха.

Это был полезный мастер-класс!

Татьяна Кручинина, 1-й курс магистратуры

Сейчас стала очень популярной одна фраза: «Если не знаешь,  как поступить, то поступи по-человечески». Так уж сложились стереотипы, что журналистов точно не назовут самыми добрыми и гуманными людьми. Они же «акулы пера», пойдут  по головам  ради нужного материала. Не знаю,  как остальные, но я никогда не придерживалась  таких профессиональных ориентиров. И как оказалось, Алексей Юрьевич Винокуров тоже. Ведь,  по его словам, главное сохранять в себе ЧЕЛОВЕКА и всегда оставаться воспитанным, в любой ситуации.

«Человек запоминается по тому, что он сделал как человек, а не как профессионал», - вот она, моя личная мораль всего мастер-класса. И как же это правильно звучит!

Российский сценарист, драматург, журналист и писатель, он известен, в первую очередь, как один из создателей популярной когда-то  сатирической программы «Куклы». Ни для кого не секрет, что жанры телевизионного фельетона и памфлета постепенно умирают на современном российском ТВ. Причин этому может быть огромное количество. Однако даже сам Алексей Юрьевич не до конца смог точно их определить.

Но сатира нужна! Если человек хочет становиться лучше. Он должен посмотреть на себя со стороны, оценить своё поведение глазами других людей. К сожалению, по словам Алексея Винокурова, сейчас другое время, другая власть. Насколько оптимистичны прогнозы возрождения подобных программ - никто ответить так и не смог, но «стоит верить в лучшее».

Спасибо Алексею Юрьевичу за уникальные профессиональные истории!

Анна Козлова, 2-й курс бакалавриата

«Секреты во многом придётся раскрывать самим», -  такими словами начал свой мастер-класс сценарист Алексей Юрьевич Винокуров. Далее гость  рассказывал о некогда известной программе «Куклы», сценаристом которой он являлся, дополняя рассказ забавными и во многом поучительными историями. Не раз было подчёркнуто, что именно эта программа «давала возможность в оголённом виде представить сознание наших политиков», а также то, что таких проектов на нашем телевидении сейчас не хватает.

 

Меня очень волновал вопрос: как же сценаристы работают в соавторстве? Как они находят ту самую золотую середину? Оказалось, всё намного проще, чем я думала: сценаристы просто слушают друг друга, затем дополняют и записывают.

Как и многие другие гости, Алексей Юрьевич посоветовал студентам больше читать. Хотелось бы отметить, что у него очень приятные голос и речь, потому слушать его истории было в удовольствие. Понравилось то, что были раскрыты практически все тонкости написания сценария -  как для телевизионной программы, так и для сериала. А также - тонкости работы непосредственно на площадке.

Закончить отзыв хотелось бы словами самого Алексея Юрьевича: «Будьте воспитанными людьми». Я считаю, что это очень правильное и актуальное в наши дни наставление.

Мадина Сафина, 1-й курс магистратуры

Профессия журналиста – это ремесло или творчество? Над этим, пожалуй, традиционным вопросом задумываются многие. Поразмышлял над этим и писатель, сценарист Алексей Винокуров на прошедшем мастер-классе в  Высшей школе телевидения  МГУ.

Процесс написания любого текста  даётся не просто. Я, например, не представляю,  как писать сценарии вообще. И мне нравится, что к нам на факультет  приходят люди совершенно из разных областей.

Алексей Винокуров с 1996 года работал в качестве автора  телевизионной программы «Куклы» на НТВ. Пожалуй, это наиболее запоминающийся его проект. До сих пор помню, как смеялась над каждой передачей. Это программ пользовалась колоссальным успехом, жаль, что закрыли.

На прошедшем мастер-классе обсуждались самые актуальные вопросы сценарного дела. Спустя несколько лет после школы и получив практический опыт, могу сказать точно, что профессия журналиста, как и любая другая,  - это, прежде всего, ремесло. Этой же точки зрения придерживается Алексей. Ведь  написать сценарий на три серии нужно за два дня,  и тут некогда ждать вдохновения, нужно работать. В журналистике тоже есть дедлайн.

Студент 1-го курса бакалавриата ВШТ Денис  Захаров  покорил публику своим вопросом про 519 серию. Это было здорово, свежо, а самое главное в тему! И если бы была возможность задать вопросы сценаристам своих любимых сериалов «Игра престолов», «Шерлок Холмс», «Обмани меня», «Доктор Хаус», то  я непременно бы последовала примеру Дениса.

Активно принимали участие в диалоге с Алексеем Винокуровым и мои одногруппницы  - Татьяна Кручинина,  Мария Дубив,  Мария Поживилова,  Мария Перфильева .Например, Маша Перфильева спрашивала про человеческие качества. Алексей подчеркнул: «Нам, как профессионалам, нужно быть воспитанными людьми». Он совершенно прав.

Злободневным был вопрос  про сравнение российских и зарубежных сериалов. И почему одни пользуются популярностью, а другие нет? Алексей не совсем точно назвал причины, в основном некомпетентность продюсеров, режиссеров, редакторов. Кстати, справедливости ради, стоит отметить, что гость, отвечая на вопросы, говорил общо, без конкретики. В его ответах было очень много воды. Но и сами вопросы были скорее из разряда вечных, точных ответов на них нет.

Подводя итог мероприятия, хочется отметить, что Алексей Винокуров был искренним и честным с публикой. И отметил главные постулаты профессионализма: оставаться, прежде всего, людьми и заниматься саморазвитием, потому как плохо писать умеет каждый.

Мария Поживилова, 1-й курс магистратуры

На этой неделе к нам приходил очень душевный человек -  Алексей Юрьевич Винокуров, интересный и добрый, его размеренное повествование было приятно слушать.

 Алексей Юрьевич сказал: «В вашей профессии есть тайны, которые вы откроете сами. Именно не секреты, а тайны». Скажу честно, я уже готова что-то открыть!

Конечно же, мы поговорили о проекте «Куклы». Задача этой программы, по словам Алексея Винокурова, «представить в оголённом виде наших политиков. Иногда «Куклы» оказывались сильнее, чем их прототипы». Например, сначала появилась фраза «Упал, отжался»,  а потом Александр Лебедь стал ее употреблять. И слово «Однозначно» Владимир Жириновский добавил в свой ежедневный лексикон, хоть и сопротивлялся долгое время.

Когда речь зашла об озвучке, Алексей Юрьевич сказал:  «Когда кто-то из сотрудников болел, Сергей Безруков очень выручал и мог озвучить любого персонажа. Даже Явлинского, которого на тот момент он никогда не видел и не слышал. После короткого видео, Безруков начал говорить таким же голосом».

 На меня большое впечатление произвела фраза Алексея Юрьевича: «Будьте профессионалами, оставайтесь людьми. Не надо обращаться по-злому с людьми. Будьте добрыми, чтобы люди не испытывали к вам негативных чувств. В первую очередь надо оставаться человеком». И я с ним совершенно   согласна!

В конце  встречи гость  сказал: «Двигайтесь вместе с теми, кто вам ближе и по человеческим, и по профессиональным качествам». Ну что ж, спасибо за замечательный мастер-класс, Алексей Юрьевич! Будем ждать следующей недели, надеемся, будет так же интересно!

Александра Юркова, 1-й курс бакалавриата

Мастер-класс Алексея Юрьевича Винокурова был информативным не только для ребят, которые хотят связать свою жизнь с написанием сценариев, но и для всех, кто так или иначе соприкасается с телевизионным искусством. Мы узнали, как проходит процесс написания сценариев, чем должен отличаться хороший сценарист от плохого, и много других нюансов сценарного мастерства. Уверена, что советы, которыми поделился Алексей Юрьевич, пригодятся нам в дальнейшем, ведь каждый из нас нацелен  на то, чтобы стать первоклассным специалистом в своей профессиональной деятельности.

Хотелось бы поблагодарить Алексея Юрьевича за увлекательный мастер-класс, а также каждого, кто участвовал в организации этого мероприятия. Ведь именно вы помогаете нам сделать телевидение лучше!

Эдуард Кругляк, 1 курс бакалавриата

Я познакомился с новым для меня человеком- с Алексеем Винокуровым.  Многие его работы я знал с детства, но никогда не задумывался о том, что  за ними стоит. По ощущениям  я  был  не на мастер-классе, это был душевный разговор с талантливым от природы  человеком. Почему не мастер-класс, почему я считаю, что это талант от природы?

Первая половина  встречи проходила на одном уровне – гость  рассказывал интересные истории, забавные случаи, приводил параллели с поисками эликсира бессмертия Цинь Шихуанди…Вроде рассказывал не  с каким-то завораживанием, но я погрузился в его рассказы с головой, чем-то меня это все зацепило!

А говоря о таланте от природы – да, я так считаю. Порой приходилось придумывать и писать правдивую историю из головы – так,  был случай, когда актриса забеременела, и срочно надо было менять  её линию. Если  порой с написание сочинения на тему «Как я провёл лето» возникают проблемы, то  что будет, когда ты должен из головы написать сценарий к каким-то  новым сценам!..

Гость также   поделился интересными фактами из своей жизни и частичкой своего опыта. В целом получился душевный разговор.

Ксения Федорченко, 1-й курс бакалавриата

Кто такой сценарист? Что от него зависит? Насколько весомый вклад он может внести в телевизионное творчество?  Этими вопросами я задавалась на протяжении многих лет. И  как же я была счастлива, когда Высшую школу телевидения посетил Алексей Винокуров,  известный как автор такого российского телепроекта, как «Куклы»,  передачи, выходившей  на канале НТВ с 1994-го по 2002 год.

Кстати, многие вопросы, заданные гостю,  касались именно этого  периода его творчества. Ребятам было интересно узнать, как пришла идея создать на телевидении совершенно новый проект,  который  приобрел  широкую популярность.  Алексей Винокуров признался, что передача оказалась действительно успешным опытом. Это дало ему некий толчок к работе над сериалами, которой он занят и по сей день.

Алексей Юрьевич отметил, что высокий уровень профессионализма является секретом успеха многих российских телепроектов. Из чего  можно сделать вывод, что он  - преданный работник своего дела.

 В аудитории даже прозвучал вопрос: «А отсутствие вдохновения - это отговорка или все-таки преграда к созданию шедевра?»  На это сценарист ответил, что так называемое вдохновение - рабочее состояние творца. Задача любого работника телевидения - ввести себя в него. Это один из тех ответов, который должны были услышать студенты. Ведь мы - будущие работники телевидения, которое (по крайней мере, сейчас) желаем сделать лучше, интереснее и профессиональнее.

Алиса Сементина, 1-й курс бакалавриата

«Фабрика по производству смешного», - так называл Виктор Шендерович гостя нашего мастер-класса Алексея Юрьевича Винокурова. В своё время они были соавторами проекта «Куклы», который не раз упоминался  во время этой встречи. Алексей Юрьевич рассказал нам из первых уст о том, как проходило создание сценария к этой телепередаче и как проходили съемки.

Помимо этого, на мастер-классе зашла речь и об уровне российских сериалов, что, по моему мнению, немаловажно. Ведь многие  продюсеры  работают сейчас на скорость, что вредит  качеству выпускаемого материала.

Другой важный момент, который мы обсудили с Алексеем Винокуровым, - отсутствие сатирических передач на российском телевидении. Это является ещё одной проблемой нашего современного телевидения.

В завершение  хотелось бы сказать спасибо Алексею Юрьевичу Винокурову за полезные советы! А также  - поблагодарить  участников  и организаторов этого мастер-класса!

Любовь Кроткова, 1-й курс бакалавриата

Сегодня я побывала на мастер-классе, где выступал Алексей Юрьевич Винокуров. Как только он вошел в аудиторию и поздоровался с нами, так  сразу создал очень уютную и доброжелательную атмосферу. Всё время я не отрывала от него глаз и внимательно слушала каждое его слово. Мне понравилось,  как он вёл с нами беседу -  сначала рассказывал интересные истории из жизни, связанные с работой, и тем самым говорил о нужных вещах, которые  пригодятся мне в будущем. А еще Алексей Юрьевич очень четко и конкретно давал ответы на вопросы.

Я  в восторге от этого мастер-класса, он мне запомнится надолго!

Валерия Хомякова, 1-й курс бакалавриата

Вы бы могли себе представить, что сценарий на одну серию в сорок пять минут в идеале пишется за один день? Вот и для меня загадка, как нынешние сценаристы справляются с такой задачей. Ведь зачастую сценарист сам по себе отходит на задний план. Да, есть сюжет, идея, будет сценарий… Отлично, тогда начнём снимать! Но сам-то сценарист,  один из главных  творцов, в самом процессе создания участвует только на начальном этапе. Есть в этот что-то обидное.

 

Алексей Юрьевич Винокуров  открыл нам тайны сценарного мастерства. Рассказал о том, как создаётся сюжет, что такое творческое начало и как на чистом листе завязывается конфликт. Порадовал студентов историями о том, как сценарий изменяется, подстраиваясь  под неожиданные казусы на съемочной площадке.

Сколько всего происходит до того, как фильм, сериал или телепрограмма доходит до зрителя! А он смотрит, даже не подозревая о проделанной работе.

Виктория Сухоручкина, 2-й курс бакалавриата

Алексей Юрьевич Винокуров провёл замечательный и познавательный мастер-класс. Мы познакомились с особенностями работы сценариста - одной из самых, на мой взгляд, интересных профессий. Алексей Винокуров считает,  что «сценарист должен владеть своим делом как ремеслом». И с этим нельзя не согласиться.

Гость много времени уделил рассказу о своих проектах, о сложностях их реализации и подачи на телевидении. Были затронуты интересные моменты, жизненные ситуации, в которые попадала  съемочная  группа. Затрагивалась и  непосредственно писательская деятельность гостя. Он сказал  важную  вещь -   если человек собирается написать книгу, то в таком случае ему нужно стать перфекционистом.

Для телевизионщиков особенно интересной может оказаться информация о причинах плохого качества русских сериалов. Алексей Юрьевич довольно чётко и аргументированно высказался о проблемах этой  индустрии.

 

 

А самое важное, на что следует обратить внимание, так это на призыв гостя к сохранению в себе простой человечности, ведь именно это качество поддерживает нас как в жизни, так и в профессии.

 

Александра Оборовская, 1-й курс бакалавриата

После каждого мастер-класса хочется выйти с определёнными мыслями, высказанными выступающим и воспринятыми слушателями. Выступление и ответы на вопросы Алексей Юрьевича позволили понять и вынести важное. Было интересно узнать и о творческом пути, и о съемочном процессе, и о работе в авторской группе. Однако самыми запоминающимися стали несколько тезисов.

 

Человеческие качества, вопреки мнению многих , остаются важными в творчестве и на телевидении, поэтому  Алексей Винокуров призвал аудиторию: «Оставайтесь людьми!».  И  привёл в пример человечный  поступок  Леонида Парфёнова, что  было неожиданно приятно  для слуха и восприятия.  Отрадно, что давно работающие на телевидении люди привлекают к этому аспекту особое  внимание будущих коллег.

 

Стало ясно, что процесс создания проектов и их съёмка очень сложен и непредсказуем, а нынешняя ситуации на телепроизводстве неоднозначна и проблематична.  Поэтому совет о том, чтобы мы помнили друг друга и работали с профессионалами, которых хорошо знаем, был полезен и принят на вооружение. За это Алексею Юрьевичу отдельно спасибо!

 

Самыми нужными для меня были советы о написании сценариев и проектов. Важно услышать от профессионала, что переписывать можно и нужно, ибо именно в этом заключён творческий процесс, позволяющий делать свои произведения лучше,  работать  качественнее. Творчество - это дым, от сожженных неудачных вариантов.

 

Я благодарна возможности познакомиться с таким человеком! Мне помогли советы Алексея Юрьевича - дали новую информацию и направили мои мысли в иное русло.

 

Анастасия Цыбаева, 2-й курс бакалавриата

Вторым гостем ВШТ МГУ в новом учебном году стал Алексей Юрьевич Винокуров - сценарист, писатель. Мастер-класс произвёл на меня впечатление. Гость очень интересно рассказывал о своей профессии, о сценарном деле. Также он давал полезные советы. Одним из них был такой:  «Старайтесь делать все максимально хорошо!» Этой максимой должен руководствоваться каждый, которому дорога его работа.

 

Кроме того, гость рассказал о том, как создаются сценарии для российского кинематографа... Это немного огорчило меня. Но это еще один момент, на который стоит обратить особое внимание и постараться в будущем исправить этот недостаток, чтобы вывести наше кино на новый уровень! Спасибо большое за мастер-класс!

 

Диана Смирнова, 2-й курс бакалавриата

В первый раз я  смотрела на мастер-класс глазами режиссёра -  вместе с другими ребятами руководила съёмочным процессом. И это очень захватывает! Мы не могли оторваться от экрана, потому что необходимо было менять камеры на пульте. Для этого надо было руководить ими, говорить,  какой план взять, каких людей выбрать для кадра. При этом нельзя было ставить одинаковые по крупности планы рядом! Иногда мы путались и переключали не те камеры, но уже под конец все стали сами понимать, что нужно, а что нет.

 

Поначалу я старалась одновременно и слушать гостя, но потом это становилось трудной задачей, потому что нам надо было быть включёнными в визуальную работу. Я поняла, что такие вещи трудно совместить - слушать и работать, и что операторам сложнее всего. Часто нас не понимали,  и от этого сдавали нервы, а на злость и причитания времени совсем нет! И, конечно, это командная работа. Один на телевизионном поле - не воин. А теперь мне остаётся только смонтировать наш мастер-класс  и во время этого спокойно послушать Алексея Юрьевича.

 

Анна Гребенщикова, 1-й курс магистратуры

Театр начинается с вешалки, а телевидение с аппаратной. На этот раз за ходом мастер-класса я следила именно оттуда. Поэтому с Алексеем Винокуровым познакомилась через объективы камер.

 

Алексей Юрьевич с первого взгляда произвёл впечатление интеллигентного и добродушного человека. Очень интересно было увидеть профессионала,  причастного к созданию легендарной программы «Куклы». Интересно и то,  как один человек может совмещать и находить себя в разных жанрах. И в жанрах телепрограмм, и сценариев сериалов. Причем  сериалов не только художественных, но и совсем обывательских. Для себя я отметила и слова  Винокурова о том, что главное всегда оставаться человеком и  что раскидываться людьми на своём пути не стоит. Это высказывание только подтвердило его человечность.

 

Стоит отметить также, что в рабочем процессе встреча с интересным человеком воспринимается немножко иначе. Нет возможности полностью погрузиться в процесс разговора, понять, а иногда и даже услышать собеседника. Нужно следить за камерами, давать указания, вовремя переключать кнопки. Но настоящие профессионалы, наверное, все-таки умеют всё это хорошо совмещать. И нам этому тоже предстоит научиться!

 Видео


Возврат к списку