На нашем факультете провела мастер-класс Екатерина Головня, режиссер, сценарист документального кино. Фильмы «Путешествие в Дудутки» и «Бороться и искать» из цикла «Наследники победы», где она была автором и режиссером, удостоены приза на IY фестивале «Семья России». В 2011 году на международном кинофестивале «Сталкер» Екатерина Головня получила приз Управления верховного Комиссара ООН по делам беженцев в России за документальный фильм «Затерявшиеся в полях».
Камила Геляева, 2-й курс бакалавриата
Гостем нашего мастер-класса в этот раз стала Екатерина Дмитриевна Головня, режиссёр и сценарист документального кино.
Прежде чем говорить о самом мастер-классе, мне бы хотелось заметить, что встреча прошла в особо тёплой, можно сказать, душевной атмосфере. Гостья не просто дала нам большое количество полезных и интересных советов, но и сумела заинтересовать нас, расположить к себе и к беседе в целом.
Началась встреча с просмотра одной из работ Екатерины Дмитриевны. Далее гостья начала отвечать на наши вопросы. Особое внимание было уделено проблеме финансирования документального кино в России, поиске идей для проектов, получению необходимого опыта и багажа знаний.
По словам Екатерины Дмитриевны, главное – это заниматься тем, что тебя действительно интересует, снимать о том, что нравится тебе самому. Также наша гостья сказала, что действительно очень любит людей, а потому поиск героя для очередного фильма никогда не становится для неё проблемой. Также было подмечено, что абсолютно к каждому герою нужен индивидуальный подход, некая ментальная связь или контакт, без которых совместная работа малоприятна, а иногда даже невозможна.
На мой взгляд, одним из самых важных тезисов сегодняшнего мастер-класса стал вопрос о том, как получить столь необходимый в нашей работе опыт. Екатерина Дмитриевна смогла рассказать и об этом: после окончания обучения важно побыть на площадке с мэтром, мастером в той сфере, которая тебе интересна. Даже работа в качестве ассистента или помощника режиссёра может дать навыки, которые будут полезны в будущей профессии.
В конце своего отзыва я бы ещё раз хотела отметить, что данный мастер-класс показался мне особенно интересным во многом благодаря тому, что сама гостья смогла расположить к себе достаточно большую аудиторию слушателей. Я бы хотела сказать большое спасибо Екатерине Дмитриевне за столь приятный разговор. Было бы интересно встретиться с гостей вновь.
Николай Волков, 2-й курс бакалавриата
Начав мастер-класс, Екатерина Дмитриевна похвалила вопросы, которые студенты прислали ей заранее. Она назвала эти вопросы профессиональными, ей было интересно на них отвечать. Беседа, действительно, шла о профессии режиссёра-документалиста, о специфике и тонкостях этой работы.
Гостья рассказала о своём творческом пути, о том, как пришла в документалистику. Много внимания было уделено основным моментам создания документальных фильмов: на какие темы снимать, каким образом писать сценарий, как работать с героями, со съёмочной группой. По мнению Екатерины Дмитриевны, режиссёру нужно иметь очень тесный контакт с оператором, они должны легко понимать и чувствовать друг друга для достижения более точного результата.
Мне понравился мастер-класс Екатерины Головни. Я считаю, что он был очень полезен мне, и, судя по обилию хороших вопросов, для других эта встреча тоже была важной. По моему мнению, профессия режиссёра-документалиста самым лучшим образом соединяет в себе телевизионную журналистику и режиссуру – то, что составляет суть программы нашего обучения. Поэтому большое спасибо Екатерине Дмитриевне и факультету за ценный мастер-класс!
Вера Самохина, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс Екатерины Дмитриевны Головня превзошёл все мои ожидания. Мне было очень интересно ее слушать, и фильм «Затерявшиеся в полях» меня тоже впечатлил.
К сожалению, документальное кино у нас популярностью не пользуется, но после выступления Екатерины Дмитриевны почему-то захотелось снять такой фильм.
Фильм, который мы смотрели в начале мастер-класса («Затерявшиеся в полях»), показался мне очень искренним. Он создавал определенную атмосферу, заставлял задуматься о многом. Я считаю, что это настоящий фильм-жизнь. Правдивый фильм о людях, их судьбах, мыслях. «Я люблю людей», – сказала Екатерина Дмитриевна. Мне кажется, в этом и заключается секрет такой честности её фильмов.
Режиссёр также рассказала нам, что нужно браться за тему, которая нравится, даже если мы не разбираемся в ней. Нужно обращать внимание на интересных людей и стараться быть объективными, с любовью и уважением относиться к своим героям.
Беседа с Екатериной Дмитриевной Головня оказалась очень мотивирующей. Спасибо факультету за организацию такого мастер-класса!
Ксения Римбалюк, 2-й курс бакалавриата
К нам на мастер-класс приходила Екатерина Головня – документальный сценарист и режиссер.
Мне очень понравился мастер-класс тем, что я узнала много нового о документалистике. У меня курсовая работа на эту тему, и, благодаря историям и рассказам Екатерины Дмитриевны, я могу добавить информацию и внести поправки в работу.
Документалистика – очень сложное направление в кинематографе. Написать сценарий к документальному фильму невозможно. Единственное, что мы можем и должны сделать, по словам Екатерины, это обозначить тему документального фильма, написать локации, где вы хотите снимать фильм, узнать и познакомиться поближе с героями. Невозможно предугадать, что скажет тот или иной человек в интервью, поэтому режиссер должен отталкиваться именно от тех ответов, которые дал интервьюируемый. И ни в коем случае не навязывать своё мнение этому человеку! Должна существовать этика в документальном кино. И именно её придерживается Екатерина Головня.
Мы смотрели на мастер-классе ее документальный фильм "Затерявшиеся в полях". Это фильм о таджиках, которые живут в Тверской области. Мне, как рожденной и выросшей в Средней Азии, было очень приятно смотреть этот фильм. Но суть этого фильма была в том, как люди, бежавшие во время гражданской войны в Таджикистане, остановились в Тверской области и нашли там свой новый дом. Было тяжело слышать истории этих людей. Этот фильм, по задумке автора, должен был быть как рассказ о другой культуре, о другом быте и т.п., но получился фильм-проблема.
Спасибо за такой интересный мастер-класс!
Татьяна Кручинина, 1-й курс магистратуры
«Нужно любить своего зрителя», – практически в самом начале мастер-класса говорит нам Екатерина Дмитриевна Головня, режиссёр документальных фильмов, сценарист, педагог. И именно эта фраза определила лейтмотив всей нашей встречи. Именно эта фраза была, есть и будет тем самым ключиком к успеху и признанию как в кино, так и на телевидении. Рецепт прост – нужно любить своего зрителя, и всё получится.
Жители 21 века часто ругают как современный кинематограф, так и современное телевидение, часто сравнивая с советскими: «А вот тогда было лучше». Как было «тогда», я точно не знаю, так как родилась уже после развала Советского Союза и не познала той жизни. Но даже я не буду спорить, что современное телевидение и кино, действительно, теряют доверие со стороны телезрителей. Мы все больше уходим от познавательных и просветительских функций к функциям развлекательным. И я начинаю понимать основную причину этого сдвига. Телевидение сегодня – это, в первую очередь, способ зарабатывания денег. Безусловно, каждый из нас хочет кушать и достойно жить, получать гонорары за свои работы – это нормально. Но деньги не должны ставиться в основу всего.
Не цифры определяют успех вашего фильма/сюжета/программы, а слёзы в глазах зрителей, если они вызваны сочувствием к проблемам тех, о ком рассказывает ваша картина. Или если после просмотра вашего сюжета зритель что-то осознал, обдумал, осмыслил. Или если ваша программа не просто кому-то помогла, а ещё, в добавок к этому, заставила зрителя понять, что нужно помогать и другим. В этом суть всей работы НАСТОЯЩЕГО журналиста – любить своего зрителя, помогать ему, открывать глаза на правильные вещи. И когда к нам в ВШТ приходят некоторые гости и говорят о том, что главное на телевидении – это деньги, мне становится смешно и грустно. За спиной у этого человека, по большому счету, кроме денег ничего и нет. Грустно? Грустно.
Екатерина Дмитриевна относится как раз к той категории творцов, которые все делают ради своего зрителя. Она чем-то напомнила мне Алексея Самолётова. С одной стороны, это два разных человека. Она – режиссёр, он – журналист. Но с другой стороны, они невероятно похожи как раз безграничной любовью к своему зрителю. Стремлением помогать, просвещать и быть полезным современному обществу. Именно такие люди не дают нашему телевидению и кинематографу окончательно свалиться на дно. У таких людей нужно учиться профессии. Таких людей нужно ставить в пример молодым и начинающим журналистам, режиссёрам.
В очередной раз говорю спасибо своему факультету за возможность увидеть и пообщаться с великими людьми!
Тагуи Пилавчян, 2-й курс бакалавриата
Первые 40 минут на мастер-классе мы смотрели документальный фильм Екатерины Головни о жизни людей в деревне Тверской области «Затерявшихся в полях». Картина очень интересная, будто ощущаешь себя в этой самой деревне «Перелоги». Фильм «ВГИК. Ополчение» был не менее интересен. В работах Екатерины Головни чувствуется душа, это мне и нравится.
После просмотра фильма мы начали задавать вопросы гостье и узнали много нового. Я узнала, как добывают архив, видеоматериалы, используемые в картинах Екатерины Головня.
Сама атмосфера была очень приятная, шла дружелюбная беседа между студентами и режиссером. Никто не ставил себя на первый план. Также приятно, что Екатерина Головня, выдающийся режиссёр и сценарист, прочитала все наши вопросы и даже некоторые из них отметила для себя.
Надеюсь увидеть Екатерину Дмитриевну на наших мастер- классах вновь!
Анастасия Цыбаева, 2-й курс бакалавриат
Сегодня на мастер-классе в ВШТ МГУ была Екатерина Дмитриевна Головня, режиссёр, сценарист документального кино. Гостья много рассказала о практической съемке документально кино. Для начала Екатерина Дмитриевна затронула вопрос об объективности и субъективности: когда начинается съемка фильма, он автоматически становится субъективным. Необходимо всё-таки стараться сохранить максимальную объективность: должна быть достоверная информация, нельзя допускать искажения информации. Также важно понимать, что во время съёмки может все пойти не по плану. "К этому всегда нужно быть готовым", – утвердительно сказала гостья. Конечно, легче снимать там, где есть много свободы: действия, места, времени... Сложнее снимать там, где не предполагается свобода, но опять же: "Ко всему нужно быть готовым".
Мастер-класс мне понравился, и я для себя приобрела некий опыт. Спасибо большое гостю и организаторам!
Малика Турусбекова, 2-й курс бакалавриата
Режиссёр-документалист Екатерина Головня провела мастер- класс на нашем факультете. Документальное кино – это то, что действительно нам было интересно разбирать. Гостья рассказала о своём отношение к документальному кино, о том, какой у неё подход к теме и к людям. Наглядно её подход к документалистике мы увидела в её фильме «Затерявшиеся в полях». В этом фильме она искусно раскрыла героев, показала всю их жизнь, что внутреннюю, что внешнюю.
Екатерина Головня по-настоящему искренне и с любовью подходит к своему делу, доказывая этим свой профессионализм. Мне запомнил её фраза: «Я очень люблю людей и поэтому люблю их снимать». Её любовь к людям чувствуется в каждом герое её фильма. В её работах нет грязи, она руководствуется только человечностью. И если её герои просят что-то оставить за кадром, она убирает эти кадры, даже если это сделало бы фильм интереснее.
Екатерина Головня поразила меня своим отношением к профессии и показала нам, как можно работать и при этом любить всё, что ты делаешь.
Мария Яцунова, 1-й курс магистратуры
Екатерина Головня, режиссёр и сценарист документального кино, на мастер-классе рассказала студентам о том, как снимать качественное документальные фильмы. Много проблем было названо – и финансирование, и узкий круг предлагаемых министерством тем, и сложности с окупаемостью проектов.
Проблем, действительно, немало... Но профессию «режиссёр документального кино» прославляют и развивают такие люди, как Екатерина Дмитриевна. Снимая свои честные фильмы, она обращает взгляд нашего общества не только на озвученные в фильмах темы, но и на индустрию документального кино в целом. Спасибо!
Диана Смирнова, 2-й курс бакалавриата
Очень милый мастер-класс у нас прошёл, как и сама гостья Екатерина Головня. Я рада, что мне удалось задать свой вопрос, и тому, что Екатерина Дмитриевна интересуется архивами. Очень ценным для студентов был её совет по поводу того, к кому обратиться за помощью в поиске архивов. Фильм, который мы посмотрели вначале, произвёл сильное впечатление, мне даже захотелось побывать на семейном празднике таджиков. Было приятно слушать гостью, спасибо!
Анастасия Бестужева, 1-й курс магистартуры
На этой неделе мастер-класс в ВШТ провела режиссёр документальных фильмов Головня Дмитриевна Головня. Акцент был сделан на особенностях работы режиссёра. Екатерина Дмитриевна подошла к вопросам студентов ответственно и отвечала очень искренне, что сделало мастер-класс живым и интересным. Спасибо Екатерине Дмитриевне за то, что раскрыла студентам некоторые тайны успешной работы режиссёра!
Виталия Филиппова, 1-й курс магистратуры
Снять документальный фильм – это один из лучших способов проявить свою индивидуальность на телевидении. Но в таком случае уже важно учитывать всё и всё уметь – долгие часы проводить в архиве, общаться с людьми, которые помогут с финансированием, найти тему, которая зацепит не только автора фильма, но и зрителя. Я долгое время собираюсь хотя бы сделать первый шаг в съёмке документалки, но не знала как, а смогу ли, а будут ли смотреть… Спасибо, Екатерине Дмитриевне, нашей гостье, она ответила на все вопросы, которые меня волновали! Мастер-класс удался!
Катрин Русовой, 1-й курс магистратуры
Мастер-класс был очень информативным, интересным и прошёл буквально на одном дыхании.
Екатерина Дмитриевна расположила к себе аудиторию, при этом не стремясь специально понравиться, рассказала о важной роли выбранной нами профессии и её издержках.
Я безумно благодарна Екатерине Дмитриевне и любимому факультету ВШТ за познавательный мастер-класс, спокойствие и непринужденность!
Екатерина Миронова, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс Екатерины Дмитриевны Головни, сценариста и режиссёра документального кино, начался с просмотра фильма "Затерявшиеся в полях", рассказывающий про жизнь эмигрантов из Таджикистана, которые сейчас вынуждены проживать в Тверской области.
Екатерина Дмитриевна подробно рассказала о том, как она пришла в документальное кино, о съёмках своих фильмов, а также дала важные советы о самом процессе съёмки. И одним из главных советов было: "Уважайте своего героя".
Также Екатерина Дмитриевна поведала нам о продюсерской составляющей документально кино и о том, как именно финансируются фильмы в России.
Лекция была очень информативной и полезной для студентов нашего факультета!
Анна Козлова, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс начался крайне необычно: Екатерина Дмитриевна показала нам свой фильм под названием «Затерявшиеся в полях». Следует сказать, что этот фильм перевернул мое представление о документальном кино. Многие считают данный вид искусства чём-то нудным, неинтересным и лишенным какой-либо драматургии. Так вот, если найдётся человек с подобными предрассудками, можно смело показать ему этот фильм, я уверена, что этот кто-то поменяет своё мнение.
Теперь хотелось бы сказать непосредственно о беседе с Екатериной Головней. Она крайне интересно рассказывает, очень грамотно выстраивает свою речь. Мне было недостаточно этих 45 минут (а времени было именно столько, потому что первые 45 минут занял просмотр фильма), чтобы узнать обо всём, о чем хотелось. Но рассказала Екатерина много: о финансировании документального кино, о процессе съёмок, о творческом тандеме с оператором. Он - наши глаза, очень важно, чтобы видение режиссера совпадало с видением оператора. Екатерина затронула тему объективности и субъективности в документальном кино. Она сказала, что «через линзу человек видит субъективно», но нужно стараться оставаться максимально объективным.
Мария Поживилова, 1-й курс магистратуры
"Абсолютная любовь к героям и людям", – это самое главное в работе, считает Екатерина Дмитриевна Головня. "Если человек попросит меня не вставлять определенный фрагмент в кино, то я не буду", – говорит она. Побольше бы таких людей в нашей непростой профессии!
Из мастер-класса Екатерины Дмитриевны мы узнали много всего интересного. К сожалению, "документальное кино развивается в драматическом направлении". Екатерина посоветовала всем посмотреть скандинавский фильм 2017 года "Анна Каренина".
"Если ты работаешь ассистентом – это очень хорошо, потому что можешь научиться всему, раскрыв глаза и уши". Но следующая фраза меня немного смутила, потому что Екатерина Дмитриевна – первый человек, который сказал: "Не надо распыляться, если душа не лежит к определенной работе, не беритесь за это". Хотя все остальные гости призывали нас цепляться за любую возможность, и неважно, что это за работа.
На мастер-классе Екатерина активно делилась собственным опытом, рассказывала и о съёмках. Мне было недостаточно одной пары, чтобы хотя бы немного приоткрыть дверь в мир этого замечательного режиссера и сценариста. Очень хотелось бы, чтобы Екатерина пришла к нам ещё хотя бы один раз.
Мастер-класс был коротким, но, вполне информативным. Много разных и интересных вопросов прозвучало, и были получены конкретные ответы. Спасибо за то, что приехали к нам! С нетерпением ждём следующего гостя!