Программа дополнительного вступительного испытания творческой направленности по направлению «Телевидение»

Бакалавриат

2024 г.

Цель дополнительного вступительного испытания творческой направленности – выявить творческий потенциал личности поступающего (абитуриента), демонстрирующий его готовность и возможность обучаться предметам, необходимым при освоении профессиональных знаний, умений и навыков и развитии компетенций, предусмотренных образовательным стандартом «Телевидение».

В ходе вступительного испытания поступающий должен продемонстрировать:

  • способность использовать устную и письменную речь в рамках общеобразовательных дисциплин гуманитарного цикла;
  • способность получать, обрабатывать и анализировать информацию, предлагая собственный оригинальный подход;
  • способности образно и ассоциативно мыслить, визуализировать события и обстановку на любую заданную тему, визуализировать и описать любой литературный эпизод, либо историческое событие, либо тему любой из сфер общественной жизни; воспринимать и оценивать достоинства литературных произведений;
  • способность к логическому анализу заданной ситуации, события, включая исторические события;
  • способность анализировать связи и взаимодействие сфер общественной жизни;
  • оригинальность и быстроту реакции при решении творческих задач; 
  • способность использовать общедоступные знания об отечественных СМИ и телевидении;
  • способность понимать структуру телевидения и способность ориентироваться в разнообразии телеканалов и телевизионных программ в рамках общедоступных федеральных телеканалов;
  • способность представлять литературные произведения из школьной программы в виде их экранизации (видеоотображения);
  • способность использовать доводы (аргументы) в защиту своего выбора на заданную тему;

От поступающего требуется умение использовать следующие понятия и термины:

содержание и форма литературного произведения; тема, идея, проблема, авторская позиция; художественный образ; трагическое, героическое, комическое; персонаж, характер, лирический герой; повествователь, образ автора; конфликт и сюжет, композиция, система персонажей; художественная деталь; портрет, пейзаж; эпитет, сравнение, метафора, антитеза, гипербола и гротеск; символ и аллегория, эпос, очерк, рассказ, пьеса, поэма; легенда, миф, шедевр; исторический факт и событие, сферы общественной жизни, формы культуры, государство, правопорядок, права, конституция, религия, нравственность, экономика, внутренняя и внешняя политика, экология, архитектура, живопись, скульптура, географическая номенклатура, свобода слова и печати, избирательное право, право на доступ к информации.

Творческие способности поступающего проверяются в том числе на базе приведенных ниже произведений:

  • И.А. Крылов. Басни.
  • А.С. Грибоедов. Горе от ума.
  • А.С. Пушкин. Борис Годунов. Евгений Онегин. Дубровский. Медный всадник. Капитанская дочка. Повести Белкина.
  • М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. Бородино. Герой нашего времени.
  • Н.В. Гоголь. Ревизор. Шинель. Мертвые души.
  • А.Н. Островский. Гроза. Лес.
  • И.А. Гончаров. Обломов.
  • И.С. Тургенев. Отцы и дети.
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Дикий помещик. Медведь на воеводстве. Премудрый пескарь.
  • Л.Н. Толстой. Война и мир.
  • Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.
  • А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Студент. Дом с мезонином. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. Душечка. Вишневый сад.
  • М. Горький. На дне.
  • И.А. Бунин. Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Солнечный удар. Темные аллеи. Чистый понедельник.
  • А.А. Блок. Двенадцать.
  • В.В. Маяковский. Послушайте!... Хорошее отношение к лошадям. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. О дряни. Прозаседавшиеся. Разговор с фининспектором о поэзии. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Письмо Татьяне Яковлевой. Облако в штанах. Люблю. Во весь голос.
  • М.А. Булгаков. Собачье сердце. Белая гвардия. Мастер и Маргарита.
  • М.А. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.
  • А.Т. Твардовский. Василий Теркин.
  • А.И. Солженицын. Матренин двор.
  • В.М. Шукшин. Чудик. Миль пардон, мадам. Срезал. Калина красная (киноповесть)