Итак, ровно за месяц на нашем сайте за различные телепремьеры 2010 года было отдано около двух тысяч анонимных - а значит, искренних - голосов. Хотя это и не самая репрезентативная, но по-своему внушительная выборка, заставляющая нас сделать целый ряд выводов.
Первый и, возможно, главный итог состоит в разительном несоответствии полученных нами данных с официальными рейтингами телесмотрения, на которые ориентируются телеканалы. Хотя отметим, что телесмотрение и оценка программы - два разных фактора. Часто люди продолжают смотреть то, что им совершенно не нравится. Однако мы фиксируем, что в нашем независимом рейтинге первые три позиции с большим отрывом от остального списка занимают программы с крайне низкой долей согласно данным TNS.
С другой стороны, высокорейтинговые проекты центральных каналов, на которые делается рекламная и производственная ставка, не вызывают интереса у наших респондентов. Например, три передачи главного шоумена канала "Россия-1" Максима Галкина набирают не более одной десятой процента голосов, примерно в 200 раз меньше, чем лекционный цикл "Академия" на родственном канале "Культура".
Собственно, в этом же сравнении заключается и второй главный вывод, который мы не без удовольствия делаем. Серьезные дискуссионные передачи оказались несопоставимо популярнее разнообразных развлекательных шоу. Явные лидеры - публицистическое ток-шоу "Суд времени" Николая Сванидзе, программа "Контекст" с Юрием Поляковым, а также упомянутый просветительский проект "Академия". Это прежде всего программы, обладающие эвристической природой, наполненные интеллектуальным контентом, актуализирующие в зрителях волю к познанию и самопознанию. С другой стороны, мы отмечаем куда меньший интерес к чисто развлекательным проектам, они на самом дне сложившегося рейтинга.
Конечно, причина такого рода предпочтений в известной степени определяется спецификой той аудитории, которую собирает сайт нашего факультета. В первую очередь, это люди, так или иначе связанные с Московским университетом: студенты, преподаватели, абитуриенты, родители абитуриентов — а также круг их виртуального и реального общения. В большинстве своем это респонденты, ориентированные на высокие образцы науки и культуры, которые в общественном сознании по-прежнему олицетворяет МГУ. Однако при некоторой социальной однородности возрастной и географический срез предельно широк.
Отдельно хочется обратить внимание на достаточно высокую четвертую позицию, которую занял новый и новаторский телеканал "Дождь". При обилии постоянно возникающих спутниковых и кабельных нишевых каналов, "Дождь", вещающий, главным образом, в Интернете и активно использующий сетевые технологии в производстве и в маркетинге, стремительно наращивает качественную зрительскую аудиторию. Живое, почти нецензурируемое вещание создает доверительное ощущение свободы, честности и объективности - то, чего зрителю явно не хватает на дорогих федеральных каналах. Достаточно сказать, что "Дождь" первым, почти в режиме Твиттера, показал теракт в Домодедове, в то время как большим бюрократизированным каналам потребовалось на это более часа.
В целом идея создавать собственный рейтинг оказалась весьма продуктивной, а результаты - неожиданными. Разумеется, мы будем эту идею развивать. И думается, что телевизионному руководству имеет смысл присмотреться к результатам: здесь создаётся большое пространство для анализа и прогноза.
А.Новиков-Ланской, зав. кафедрой телекритики ВШТ МГУ
Первый и, возможно, главный итог состоит в разительном несоответствии полученных нами данных с официальными рейтингами телесмотрения, на которые ориентируются телеканалы. Хотя отметим, что телесмотрение и оценка программы - два разных фактора. Часто люди продолжают смотреть то, что им совершенно не нравится. Однако мы фиксируем, что в нашем независимом рейтинге первые три позиции с большим отрывом от остального списка занимают программы с крайне низкой долей согласно данным TNS.
С другой стороны, высокорейтинговые проекты центральных каналов, на которые делается рекламная и производственная ставка, не вызывают интереса у наших респондентов. Например, три передачи главного шоумена канала "Россия-1" Максима Галкина набирают не более одной десятой процента голосов, примерно в 200 раз меньше, чем лекционный цикл "Академия" на родственном канале "Культура".
Собственно, в этом же сравнении заключается и второй главный вывод, который мы не без удовольствия делаем. Серьезные дискуссионные передачи оказались несопоставимо популярнее разнообразных развлекательных шоу. Явные лидеры - публицистическое ток-шоу "Суд времени" Николая Сванидзе, программа "Контекст" с Юрием Поляковым, а также упомянутый просветительский проект "Академия". Это прежде всего программы, обладающие эвристической природой, наполненные интеллектуальным контентом, актуализирующие в зрителях волю к познанию и самопознанию. С другой стороны, мы отмечаем куда меньший интерес к чисто развлекательным проектам, они на самом дне сложившегося рейтинга.
Конечно, причина такого рода предпочтений в известной степени определяется спецификой той аудитории, которую собирает сайт нашего факультета. В первую очередь, это люди, так или иначе связанные с Московским университетом: студенты, преподаватели, абитуриенты, родители абитуриентов — а также круг их виртуального и реального общения. В большинстве своем это респонденты, ориентированные на высокие образцы науки и культуры, которые в общественном сознании по-прежнему олицетворяет МГУ. Однако при некоторой социальной однородности возрастной и географический срез предельно широк.
Отдельно хочется обратить внимание на достаточно высокую четвертую позицию, которую занял новый и новаторский телеканал "Дождь". При обилии постоянно возникающих спутниковых и кабельных нишевых каналов, "Дождь", вещающий, главным образом, в Интернете и активно использующий сетевые технологии в производстве и в маркетинге, стремительно наращивает качественную зрительскую аудиторию. Живое, почти нецензурируемое вещание создает доверительное ощущение свободы, честности и объективности - то, чего зрителю явно не хватает на дорогих федеральных каналах. Достаточно сказать, что "Дождь" первым, почти в режиме Твиттера, показал теракт в Домодедове, в то время как большим бюрократизированным каналам потребовалось на это более часа.
В целом идея создавать собственный рейтинг оказалась весьма продуктивной, а результаты - неожиданными. Разумеется, мы будем эту идею развивать. И думается, что телевизионному руководству имеет смысл присмотреться к результатам: здесь создаётся большое пространство для анализа и прогноза.
А.Новиков-Ланской, зав. кафедрой телекритики ВШТ МГУ