Мастер-класс Александра Тителя в отзывах студентов


На нашем факультете провёл мастер-класс Александр Борисович Титель, оперный режиссёр, педагог, профессор. Народный артист РФ. Художественный руководитель и главный режиссёр оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Марианна Фролова, 1-й курс бакалавриата

Мне так понравился Александр Борисович! Честно, я ни разу не была на оперных постановках, но после сегодняшнего мастер-класса захотелось изменить это! Ведь музыка – такая музыка! – должна быть услышана молодым поколением, она пробирает до дрожи, заставляет задуматься, меняет мировоззрение. 

Я весь мастер-класс сидела в «мурашках согласия», потому что Александр Борисович говорил настолько правильные вещи! Он сказал великолепную фразу (приблизительная цитата): «Нужно быть фанатами своего дела. Нужно любить то, что ты делаешь. Без любви – всё не то». Я с ним полностью согласна. 

Это был мой первый мастер-класс, и ничуть не жалею, что приглашенным гостем был художественный руководитель и главный режиссёр оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Борисович Титель!

Бэлла Хапиштова, 2-й курс магистратуры

«Опера – это потрясающий плод любви цивилизации и природы», – такие слова нечасто можно услышать на наших мастер-классах. Но в этот раз нам посчастливилось прикоснуться к высокому искусству, а именно к опере. Александр Борисович Титель своей лекцией погрузил нас в особую трепетную атмосферу.

Нельзя не отметить высокий профессионализм нашего гостя, его тонкое чувство прекрасного и, конечно же, плавную речь. Александр Борисович всего за полтора часа смог затронуть самые разные темы. Но каждое его слово призывает познавать новое, изучать искусство, образовываться. Его слова: «Невежество всегда агрессивнее знания», – даже не вызвали вопросов. Вроде такая очевидная и простая вещь, а ведь мы сами редко об этом задумываемся.

 Очень приятно, что наш факультет предоставляет возможность послушать людей самых разных профессий, связанных не только с телевидением. Я не так часто бываю в опере, но, безусловно, после этого мастер-класса буду делать это гораздо чаще!

Катарина Юровская, 2-й курс бакалавриата

Первый мастер-класс в новом учебном году был ярким и парадоксальным, как и искусство, которому посвятил свою жизнь Александр Борисович Титель, наш гость.

 С самых первых слов Александр Борисович поднял нас на высоту настоящего искусства. Он говорил об опере откровенно и с невероятной любовью, которая чувствовалась в каждом его слове.

Проведя небольшой ликбез, рассказав о том, как слово и музыка соединились в Италии в XVI веке и породили оперу, Александр Борисович перешел на философскую тему – отличие оперы от всех остальных родов искусств. «В опере есть абстрактное мышление, это самое эмоциональное искусство». А вот какое красивое поэтическое определение он дал опере: «Опера – потрясающий плод любви, цивилизации и природы».

Особенность оперы состоит в её неправдоподобности – и именно поэтому, как ни странно, зритель проникается происходящим на сцене: «В опере жизнь постигается нереалистичным способом».

Мастер-класс был полезен и в общеобразовательном смысле – можно было узнать или напомнить себе историю зарождения и развития оперного искусства. И в профессиональном – Титель раскрыл секреты телесъемки оперных спектаклей, рассказал о самых распространенных ошибках операторов и монтажеров. 

Мне захотелось пойти в Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и окунуться на несколько часов в мир прекрасной неземной музыки… Спасибо родному факультету за возможность пообщаться с таким неординарным человеком, как Александр Борисович Титель! 

Евгения Лукьянова, 1-й курса магистратуры

 «Знания основаны на сомнении», – одна из тех мудрых фраз, которые, как изумруды, были рассыпаны во время беседы с худруком Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. И всё бы ничего, бери и хватай драгоценные камни мудрости, если бы ….

Больше 30 лет в содружестве с оперой, более 50 спектаклей, поставленных в России и за рубежом, и Александр Борисович признается: «Ну согласитесь, ведь ничего смешнее и абсурднее оперы в жизни нет!» В зале – смех. А ведь он прав, сама форма, гротескная, – в ней вся плоть этого вида искусства. После такого заявления, дальнейшее можно воспринимать проще и уже не со зрачками в монету.

Безусловно, легкая самоирония и приоритет – жизнь, а не опера – привлекают. Молодежь, прельщенная искусством как апогеем мудрости, должна воспитывать в себе критичность. И спасибо, Александр Борисович, что помогли нам это ощутить!

Студенты факультета люди во многом философствующие, а потому и вопрос: «Как вы слышите тишину…?» Жесты «пролили свет» на личность приглашенного гостя … Поглаживания кончиков пальцев – попытка осязать тишину. И тут точно: режиссер всё должен ощущать на кончиках пальцев. И после полуминутных размышлений в той самой тишине последовал ответ: «…Пауза – значительная нота!»

Синусоида отношения к искусству – то серьезно, то с юмором, – удерживала наше «неусидчивое» внимание. Полтора часа обоюдных поводов для размышлений, которые Александр Борисович завершил мыслью: «Искусство имеет право на всё и не зависит от религии». Фраза, вырванная из контекста. Речь шла о скандале вокруг оперы «Тангейзер» на новосибирской сцене. Тем не менее, мысль вызвала очень много критики в моей душе. Ведь искусство должно дарить, а не рушить.

Галина Гусаревич, 1-й курс магистратуры

В среду, 19 сентября 2018 года, для студентов факультета Высшей школы телевидения МГУ прошел мастер-класс известного советского и российского оперного режиссера, профессора Александра Борисовича Тителя. Так как я являюсь человеком глубоко интересующимся театром и в особенности оперой, то никак не могла пропустить такое мероприятие!

Встреча началась с истории оперы: этому аспекту Александр Борисович уделил значительное время. Мы узнали, что именно в 16-м веке зародились многие жанры и виды музыкального искусства, в том числе опера, которая оказала в последующие столетия решающее влияние на остальные жанры инструментальной музыки и симфонизма.

Александр Борисович рассказывал про основные постановки, проходящие в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, в котором он трудится уже больше 30 лет. Активно приглашал посетить такие оперы, как «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам» и «Дон Жуан».

В конце мастер-класса студенты с большим интересом задавали вопросы, на которые профессор старался точно, объёмно ответить. Несмотря на это, времени все равно не хватило, и все сошлись на мнении, что такого опытного режиссера следует пригласить еще раз!

Алиса Молчанова, 2-й курс бакалавриата

Александр Титель произвёл на меня приятное впечатление. В основном речь шла об истории оперы, о её становлении как вида искусства. Особый интерес у меня вызвал рассказ о противостоянии оперы и церкви, о различиях в самой музыке. Однако больше хотелось узнать о самой специфике работы оперного режиссёра, о том, из чего, собственно, состоит рабочий день, с какими трудностями приходится сталкиваться. Ведь опера – это невероятно сложное музыкально-драматическое произведение.

Лично для меня опера является малопонятным «феноменом цивилизации», я не совсем понимаю, как именно она функционирует, какие имеет особенности. Мне запомнилась фраза Александра Борисовича о том, что «тишина это – музыка и один из самых дефицитных товаров современного мира».

Дарья Пастина, 1-й курс магистратуры

Несмотря на свое высокое положение и почетное звание народного артиста России, Александр Борисович Титель оказался очень приятным и скромным человеком, он с удовольствием отвечал на все вопросы студентов, приглашал их посетить его постановки и даже обещал провести всех желающих на главные репетиции.

Встреча имела неформальный характер: во время лекции Александр Борисович много шутил, часто обращался к аудитории, хвалил студентов за их любовь к опере. Все его слова были подкреплены видеоматериалами, чтобы каждый присутствующий мог получить полное представление о том, чем занимается Александр Титель и как он видит театр. Его слова никого не оставили равнодушным, после этой встречи многие ребята пообещали пересмотреть свое мнение об опере и начать чаще посещать театральные представления.

Надежда Ходарева, 1-й курс магистратуры

Александр Борисович Титель не просто оперный режиссер, педагог и народный артист РФ, но человек искусства в самом глубоком понимании. Опера, как случайно появившееся направление, поразило слушателей и воплотило в себе все отдельные виды искусства: литературу, живопись, актерское и т.д.

«Любое дело требует влюбленности», – говорит Александр Борисович. И в нём самом видна эта влюбленность в то, что он делает. Исходящая от него энергия толкает нас в театр – слушать оперу, постепенно, но безвозвратно влюбляясь в неё. 

Арина Куприянова, 1-й курс магистратуры

Опера – это синтез. Она богата музыкой, литературой, театром... Совмещает в себе их и переводит в сценическое действие. И как для любого творческого человека, который стремится к тому, чтобы его работа была профессиональна и совершенна, нужна тишина. Благодаря тишине и рождается искусство. Но её, как отметил Александр Борисович Титель, в современном мире не хватает. Он же и вдохновил меня на то, чтобы тишину найти – отыскать в огромной шумной Москве. И вдохновил на то, чтобы изучать оперу, интересоваться ею и понять для себя – мой ли это вид искусства. Ведь ответить сейчас на этот вопрос затруднительно. Нужен опыт такого зрителя, нужен сравнительный анализ. 

Мария Адамия, 1-й курс магистратуры

19 сентября в ВШТ провел мастер-класс Александр Титель, художественный руководитель оперы, главный режиссер Музыкального театра имени Станиславского. Начав с шутливой ноты, Титель продолжил своё выступление, рассматривая оперу в реалиях современной культуры, изредка обращаясь к залу с вопросами.

Несмотря на ограниченное время, гость затронул множество смежных тем, а также разобрал несколько частных случаев из своей профессиональной карьеры. Аудитория была заполнена, и, несмотря на обязательность посещения, очень многие испытывали и выражали    искренний интерес к словам Александра Борисовича.  

Гость высказал пожелание, чтобы после мастер-класса желающих посетить оперу станет вдвое больше, чем перед началом. Смею предположить, что своей цели он добился, так как у меня – и, уверена, не у одной меня – такое желание появилось. 

Ван Шунь, 1-й курс магистратуры

Опера с самого начала возникла в Италии в 16-м веке и потом распространилась в другие страны. Все знают, что опера - великое искусство, но почему мало любителей оперной музыки?

Во-первых, у разных стран Европы было свои выдающиеся оперы, поэтому у слушателей возникает языковой барьер… Даже если они    понимают мелодию оперы, они не понимают смысл. Хотя теперь в театре обычно есть субтитры с переводом, но перевод не может точно объяснить смысл оперы.   

Во-вторых, отсутствие опыта восприятия оперы и различия понятий красоты приводит к непопулярности оперы. Поп-музыка – это кока-кола, а классическая музыка и опера – виноградное вино, но почти все люди любят колу, и мало кто умеют ценить вино, человек первый раз пробует вино и чувствует только кислоту.  Классическую музыку нужно распространять.   

В-третьих, опера возникла совершенно не для радости и отдыха масс. По сравнению с современной развлекательной индустрией опера не так привлекательна.   

Одним словом, если искусство понятно каждому, искусства не существует! 

У Ифэй, 1-й курс магистратуры

Я никогда не знала, что опера занимает такое важное положение в жизни русских. Меня очень удивило то, что так много молодых людей так любит это традиционное искусство. В Китае большинство молодых людей смотрит фильмы и телешоу в свободное время. Конечно, в крупных городах, таких, как Пекин и Шанхай, много театров. Много выступлений, а также скидки на билеты для студентов. Но в менее развитых городах, таких, как на севере, ходить в театр часто не так просто для молодежи.

Я видела два спектакля в России. В театре я видела очень маленьких детей. Я очень удивлена, потому что в Китае вообще невозможно привести детей в театр, дети могут плакать и мешать другим зрителям. Я думаю, что детям необходимо воспринимать это искусство с раннего возраста, но почему русские дети такие тихие в театре? Я не понимаю.

Хотя я не хорошо поняла эту лекцию, я чувствую, что узнала больше о взглядах русских на искусство. Это действительно потрясающе! 

Геннадий Юркевич, 1-й курс бакалавриата

Встреча с Александром Борисовичем Тителем открыла для меня новые стороны оперного театра. Я узнал кое-что из истории создания музыкального театра и пьес, о том, как проходят постановки и репетиции и как снимают музыкальные спектакли.

Наш гость сказал, что главное условие удачной съемки музыкальной постановки, чтобы камера была музыкальной. Это означает, что и оператор тоже должен быть музыкальным. Александр Титель –замечательный режиссёр, поведавший о всех сторонах музыкального театра. Эта встреча останется в моей памяти надолго. 

Мария Гусева, 2-й курс бакалавриата

Музыка играла и играет важную роль в жизни людей. Я всегда хотела встретить человека, который тесно связан с этой сферой деятельности и который тонко подходит к своему делу. 

Александр Борисович Титель – советский и российский оперный режиссёр, педагог, профессор. Художественный руководитель и главный режиссёр оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Человек, который всем сердцем любит музыку. Было очень интересно слушать его ответы на вопросы, которые задавали студенты ВШТ.  

Елена Сафронова, 2-й курс бакалавриата 

Свою творческую встречу главный режиссер оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко начал с истоков: «…когда слово и музыка объединились, то получился жанр музыкального театра». 

На протяжении полутора часов Александр Борисович увлеченно и с углублённым знанием дела рассказывал нам об опере как о жанре искусства, упомянув при этом, что «опера парадоксальна, так как изначально подразумевает в себе ложь».

Я также заострила свое внимание на том, как А. Титель относится к тишине, утверждая, что «…тишина – это тоже музыка. Более того, все звуки формируются из тишины, а паузы – самая значительная часть в партитуре».

Встреча была информативной, а увлекательные рассказы Александра Борисовича пробудили живой интерес посетить какую-либо оперную постановку музыкального театра.

Линь Фэннань, 1-й курс магистратуры

Это мой первый мастер-класс, для меня большая честь слушать лекции известного оперного режиссера Александра Борисовича Тителя.

Режиссеру, которому почти 70 лет, смотрится только лет на 40! В ходе лекции я чувствовала его жизненность и юмор. Он рассказал об истории, жанре и статусе оперы. Он также поделился своим опытом в съемках оперы.

Опера – отличное искусство, но мало кто любит оперу от всей души. Эта проблема более серьезная в Китае. В Китае, если вы не занимаетесь музыкальными специальностями, то и не интересуетесь таким искусством. Обычные люди не идут в театр, даже хотя бы один раз за всю жизнь.

Но, как сказал Александр Борисович Титель, в опере есть искусство в различных формах исполнения – пение, танец и т. д. Опера собрала в себе бесчисленные сущности в своём долгом развитии. Есть не только технические вещи, но и академические проблемы, такие, как эстетические концепции.

Режиссер – перфекционист, что даёт хороший пример для тех студентов, которые собираются заниматься художественным творчеством. Режиссер стремится к совершенству во всех аспектах. Например, в постановку «Войны и мира», чтобы подчеркнуть впечатляющие сцены, было приглашено более 500 актеров.

Декан факультета Виталий Третьяков задал гостю некоторые вопросы. Он спросил, как представить оперу по телевидению. Мы знаем, что в театре зрители видят панорамный вид, и по мере развития истории они автоматически выбирают точки интереса для фокусировки. Но если вы хотите использовать камеру для телевизионного вещания и понять, как снимать, редактировать, когда в панораму, в середине диапазона, крупным планом и как конвертировать, то вам необходимо провести углубленные исследования.

Очень жаль, что из-за уровня знания языка, ещё осталось много контента, который я не поняла. Режиссер дал нам советы, в том числе – какую книгу посмотреть, как снимать драму, как слушать тишину и так далее. Эти знания также необходимо обдумать на практике.

Самое главное для меня, что после лекции я заинтересовалась оперой!

Анастасия Казарян, 1-й курс магистратуры

Состоялась очень интересная встреча. Чуть более четверть века назад Александр Борисович Титель был назначен главным режиссером театра им. Станиславского и Немировича Данченко. Он, можно сказать, возродил этот театр из руин.

По первым впечатлениям, Александр Борисович   простой, открытый и добрый человек. Он говорил спокойно, очень искренне, и от его слов веялось чем-то сказочным.  Нам было очень приятно ощущать его радость, одобрение, когда он обнаружил среди студентов таких, которые любили оперу и даже ходили на какие-то спектакли.

Александр Борисович рассказывал так интересно, что, наверное, у каждого из нас появилось желание посмотреть его постановки. Перед нами выступал человек, который очень хорошо знает нашу историю, наших классиков и современников, наше устное народное творчество, сказки народов мира. 

Мы узнали очень много полезного о его театре, об истории театра. Как будто вошли в этот сказочный мир искусства, который до этой встречи был незнакомым, загадочным и даже непонятным. Нас поразило ещё то, что этот великий, всемирно известный, талантливый человек говорит так просто, ясно, спокойно и очень-очень интересно!

Анастасия Шашкова, 1-й курс магистратуры

В опере меня всегда привлекала именно музыкальная составляющая. А драматическая, так уж сложилось, была для меня далека, как и другие проявления театрального искусства. Александр Титель не привил мне любовь к театру: для этого часа и тридцати минут недостаточно. Но он смог ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ меня и даже немного ПРИБЛИЗИТЬ к понимаю оперы как к синтезу музыки, слова и сценического действия.

Мне понравилось, что гость не навязывал слушателям свою точку зрения. Это подкупало. Фразой «опера – это самый выдающийся продукт искусства» я бы возмутилась до глубины души, если бы перед ней Александр Борисович не добавил важную ремарку: «По моему мнению». Смысл меняется принципиально. Теперь перед тобой человек, который не только страстно увлечен своим делом, но и уважает аудиторию. Такие ораторы – на вес золота.

Было интересно узнать факты из истории зарождения и дальнейшего развития оперы, особенно итальянской (это уже мои предпочтения). Мое мнение относительно абсурда и искусственности драматического театра несколько поменялись, когда Александр Борисович продемонстрировал видеофрагмент из постановки «Дон Жуан»: четырехметровая стена из черных роялей, на которые актёры забираются и при этом ПОЮТ…Вот это уже интересно!

Ирина Сырбу, 1-й курс магистратуры

Бытует мнение, что опера – это искусство не для всех, а лишь для элитной группы людей. Большинство не понимает этот вид творчества или не знает его в достаточной мере, чтобы разбираться в нем. Во время мастер-класса я провела небольшой опрос в своих социальных сетях на данную тему, и больше 50% респондентов ответили, что не понимают оперу и не интересуются ею.

Искусство радует и печалит без причины, вызывает в людях спектр калейдоскопических эмоций, и неудивительно, что на такой вид искусства, как опера, приходится большое количество симпатий и антипатий. Но чтобы любить или ненавидеть – нужно, в первую очередь, понимать то, о чем идет речь.

Себя я отношу к категории людей, которые не имеют достаточного представления об опере, чтобы судить о ней, и на мастер-класс Александра Борисовича Тителя я шла с конкретной целью – послушать успешного человека, который может поделиться неким знанием, которое приоткроет завесу над таким незнакомым мне оперным миром.

В этот раз я находилась за кулисами мастер-класса, в аппаратной, и мои вопросы не прозвучали, а спросить, в первую очередь, хотелось – нужно ли популяризировать оперу и приобщать к ней людей? Зато прозвучали другие вопросы, в частности, и от декана ВШТ Виталия Товиевича Третьякова. Мне показался очень важным вопрос, который он поднял, а именно вопрос про оперу на телевидении и о том, как показывать оперные спектакли на телевидении.

Также запоминающимся вопросом в ходе мастер-класса был вопрос от студентки о том, как же режиссер-постановщик слышит тишину. Поскольку я работала в аппаратной, а камера, как известно, ловит малейшие эмоции человека, я заметила по выражению лица гостя, что этот вопрос заставил его заглянуть вглубь своих мыслей.  Мне этот вопрос показался тонким и очень подходящим творческому человеку, ведь творческие люди видят мир по-особому. И сразу вспомнились слова пианиста Генриха Нейгауза о том, что «звук должен быть окутан тишиной». И мне запомнился ответ Александра Борисовича: «Пауза –самая значительная часть в партитуре оперы». Могу предположить, что в эти слова он вкладывает и основную задачу искусства, чтобы каждый человек уловил в такой паузе свою многословную тишину.

Александр Борисович также заставил меня задуматься и еще об одном значимом моменте в творческом процессе. Мне очень запомнились его слова про то, что «количество участвующих в том, что происходит на сцене, практически равно количеству присутствующих в зале». Действительно, зрители не всегда задумываются о закулисной стороне любого проекта, а тем более –грандиозного, и о том, как много сил и как много людей, от костюмеров до билетеров, работают слаженно, как единый механизм, для эстетического удовольствия зрителей и их чувственно-эмоционального познания мира…

Спасибо факультету за организацию такой встречи и Александру Борисовичу Тителю за диалог со студентами! После этой встречи мне захотелось узнать оперу поближе и уже в скором время посетить какой-нибудь из спектаклей известного режиссера-постановщика.

Мария Николаева, 2-й курс бакалавриата

Мастер-класс с Александром Тителем погрузил нас в искусство и историю, открыл новые интересные грани оперы. Александр Борисович – пример человека, по-настоящему увлечённого своей работой. Особенно мне понравилось его высказывание в начале встречи: «Опера – это плод любви цивилизации и природы».

Особой энергетикой были пронизаны рассуждения о тишине и роли паузы в театральном представлении. Мы узнали много полезных фактов о театре, об особенностях актёрского состава, специфике съемки спектаклей.

Александр Титель также поделился опытом, накопленным за время своей театральной деятельности, рассказал, как сложно было молодому режиссёру пробиваться в мир искусства в СССР. 

Екатерина Теличак, 1-й курс магистратуры 

«Опера – это плод любви цивилизации и природы», – так начал свой рассказ гость ВШТ Александр Борисович Титель, художественный руководитель Государственного академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. 

Заслуженный деятель искусств поделился со студентами своим большим опытом, рассказал о своём видении оперной музыки, а также затронул проблему, существующую у молодёжи, – непопулярность оперы и неприятие этого вида искусства.

После мастер-класса Александра Борисовича захотелось в ближайшее время посетить театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и снова открыть для себя искусство оперы.

Анастасия Гласко, 1-й курс магистратуры

Я хочу поблагодарить Высшую школу телевидения МГУ за проведенный мастер-класс с участием Александра Борисовича Тителя. Он смог заинтересовать студентов, рассказывая о своей профессии, об истории оперного искусства. В аудитории была прекрасная и дружелюбная атмосфера. Александр Борисович так искренне увлечён своей работой, что после встречи захотелось обязательно посетить его спектакль. 

Евгения Алексахина, 2-й курс бакалавриата 

Главным инсайтом сегодняшнего дня стало для меня описание тишины Александра Борисовичем: «Тишина – это то из чего всё рождается и то, во что всё уходит».  

Анастасия Самсонова, 1-й курс магистратуры

Мастер-класс Александра Борисовича Тителя прошел весьма специфично. Как человеку, который не интересовался оперой, мне было полезно послушать об её истории. Но этот рассказ слишком затянулся, и времени на вопросы оставалось мало. На мой взгляд, мастер-классы должны ориентировать студентов не только на получение новых знаний, расширение кругозора, но и на умение задавать вопросы. 

Не понравился один из вопросов, выделенный как лучший: «За какие заслуги вы получили государственную премию в 87 году?» Эта информация доступна в Интернете, и если за ним стояла какая-то история, то она не была раскрыта. Я считаю, что нужно задавать вопросы, которые помогут как-то разобраться либо в сфере, в которой работает гость, либо в его отношении к ней, либо в специфике работы. Впечатление от первого мастер-класса было больше отрицательным.

Татьяна Драгунова, 1-й курс магистратуры

На мой взгляд, мастер-класс Александра Борисовича Тителя был интересен и полезен, как в профессиональном плане, так и в общеобразовательном. В ходе лекции была раскрыта специфика оперы как вида искусства, освещены особенности съемки музыкальной постановки.

В то же время в некоторых моментах у меня возникли трудности с пониманием контекста беседы. Так, например, во время обсуждения оперы «Любовь к трём апельсинам» было сложно анализировать постановку, с которой я не была знакома до этого.

В целом мастер-класс оставил положительные впечатления, заставил задуматься над оперой и личным отношением к ней. Возникло желание увидеть постановку «Дон Жуана» в Музыкальном театре, так как меня заинтриговала продемонстрированная в ходе лекции сцена.

Ксения Чижова, 2-й курс бакалавриата

«Я хочу сделать из вас поклонников оперы», – сказал наш сегодняшний гость, отчего я немного напряглась. С музыкой у меня никогда не складывалось, она меня не интересовала, я её не слышу, не понимаю и, наверное, слишком мало люблю. А потому, узнав, о чем примерно может пойти разговор, я как-то заранее определила для себя – в восторге не буду. С таким настроем начался мастер-класс.

Однако уже через 15-20 минут я поймала себя мысли, что мне интересно. Всегда здорово слушать людей, которые являются фанатами своего дела. Они как-то по-особенному говорят о предмете своей профессиональной любви. Можно провести и сто лекций, но так и не завладеть вниманием аудитории. Знающим же и любящим то, о чем они говорят, повести за собой слушателей – дело всего нескольких минут.

Мне очень понравилось, что Александр Борисович объективно оценивал свою профессию. Он не рассказывал нам о том, что опера – это всегда волшебство и чудо, но дал возможность самим понять, что чем-то высшим она становится лишь тогда, когда попадает в правильные руки. Очень много интересных мыслей было сказано и на более отвлеченные темы: казалось бы, так банально и естественно – то, что нельзя выразить словами, иногда можно выреветь, выкрикнуть, прорычать, но почему-то я никогда не пыталась сформулировать это, а потому оно особенно запомнилось.

Тишина, которую тоже мы часто недооцениваем и на которую не обращаем внимания, сегодня открылась для меня с какой-то другой стороны. Наверное, можно многое еще было бы отметить, но мысли будто поразбежались, зато четко осталось одно: наш гость выполнил задачу, которую поставил в начале мастер-класса, потому что, как минимум, на одного человека, желающего сходить в оперу, стало больше! Может быть, в ближайшее время я не найду возможности посетить спектакль вживую, однако хотя бы в записи я обязательно что-нибудь посмотрю!

Екатерина Матвеева, 1-й курс бакалавриата

Сегодня, 19 сентября 2018 года, состоялся первый мастер-класс в 2018-2019 учебном году, и его провел Александр Борисович Титель, оперный педагог, режиссер, профессор. Он является действующим художественным руководителем и главным режиссером оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Гость интересно рассказал про свои творческие искания. Он заворожил меня рассказом про оперу. По его словам, опера – это плод любви и цивилизации. И с ним я полностью согласна. Действительно, многие мысли и чувства трудно проговорить или прокричать, их легче спеть. Когда человеку грустно или когда его переполняет счастье, он начинает петь. Песня сопровождает нас повсюду, а оперные спектакли погружают нас в творческую атмосферу, заставляя забыть о житейских проблемах.

Также я узнала, что снимать оперные спектакль – одна из самых сложных задач, ведь оператор должен чувствовать длину кадра, а камера должна быть "музыкальной".

Александра Оборовская, 2-й курс бакалавриата

До мастер-класса я ничего не знала про Александра Борисовича, к своему стыду, только при подготовке к встрече мне удалось прочитать что-то о нём и немного с ним познакомиться. Однако я даже не могла представить, какой интересный человек к нам придет! Рассказ об опере и её истории, сравнение столичного и регионального зрителя (без какой-либо оценки), разговор о тишине, её роли и происхождении, обсуждение новостей и многое другое было услышано на мастер-классе. Нам показали невероятный отрывок оперы «Дон Жуан», который утвердил мое желание посетить оперное представление, режиссированное Александром Тителем.

Наша встреча была далека от телевидения и не имела прямой связи с нашей профессиональной деятельностью, но это было невероятно интересно и познавательно! Мне определённо нравятся встречи с представителями разных творческих профессий, которые могут поведать нам много нового, еще не познанного, и подтолкнуть к знакомству с высоким искусством, к получению знаний – это всегда ценно.


Возврат к списку