Энвер Мамедов пришел на телевидение в 1962-м. Должность заместителя председателя Гостелерадио занимал более 20 лет. За это время его решениями, часто – вразрез с мнением ЦК КПСС – менялось лицо отечественного телевидения. Именно при нем пережили свои звездные времена такие передачи, как: «Кабачок 13 стульев», «Очевидное – невероятное», «Вокруг смеха», «Кинопанорама», «Что? Где? Когда?». Мамедов придумал показывать по телевизору выставки Пушкинского музея, Эрмитажа и Третьяковки, а также прямые трансляции спортивных матчей. Это он сумел защитить ленту «Вечный зов», отбил «Семнадцать мгновений весны» от нападок, что, мол, нельзя немцев такими умными показывать. Благодаря ему состоялся и вышел на экраны фильм Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром».
Про удивительные профессиональные таланты Мамедова до сих пор ходят легенды. Как он за секунды фотографировал взглядом текст, делая замечания уже по памяти. Как емко и сочно давал характеристики – недаром после летучек его тут же растаскивали на цитаты. Из любой ситуации находил верный выход. Игорь Кириллов вспоминает, как однажды его партнерша в эфире вместо «пакинстанцев» прочла «палестинцев». Тут же в МИД СССР поступила официальная нота протеста. Первая реакция Мамедова: уволить. Вторая – лишить премии….
Но в итоге решение было неожиданным. «Он дает указание главной редакции информации в течение следующих 5-6 дней в каждой программе, по две минуты примерно, рассказывать в киносюжетах об отважной борьбе и тяжелой жизни народа Палестины, – рассказывает Игорь Кириллов. – Недели через две уже приходит благодарственное письмо… за такое внимательное и доброе отношение к народу Палестины».
Телевизионный гуру, наставник многих поколений телевизионщиков, Мамедов запрещал снимать себя на пленку, считая это неэтичным. Но и без этого его до сих пор помнят, любят, уважают, восхищаются.
«Я помню, когда я выступал на первой летучке большой, у меня пересохло в горле, а воды не было, стакана не было, – вспоминает президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев. – И он это заметил и стал говорить о чем-то, и он говорил до тех пор, пока я не пришел в себя».
«Когда этот высокий, стройный красивый человек своими длинными шагами шел по коридорам Пятницкой или Останкино – все девушки и женщины без исключения оглядывались ему вслед на широкую прямую спину, смотрели с обожанием, шептали, что он был еще до войны нашим Штирлицем, работал где-то разведчиком советским», – говорит главный редактор программы «Время» (1977 – 1983) Виктор Любовцев.
Участник Великой Отечественной войны, самый молодой в истории СССР дипломат – Мамедову едва минуло 20, а он уже – пресс-секретарь посольства в Италии. Переводчик на Нюрнбергском процессе – и не только. В результате его хитроумной спецоперации, секреты которой Мамедов не раскрывает до сих пор, в зал суда был доставлен фельдмаршал Паулюс, показания которого уничтожили версию превентивного нападения Германии на Советский Союз.
Позже Мамедов – советник-посланник посольства СССР в Вашингтоне, главный редактор журнала «USSR». Это к нему в гости, спустя годы, приедут дети президента Кеннеди. Однако сам Энвер Назимович чаще вспоминает другое время: «Я отдал ТВ многие годы, я вспоминаю эти годы, как прекрасные», – говорит он.