In memoriam. Вадим Юсов (20.04.1929 - 23.08.2013)


Ушёл из жизни  кинооператор Вадим Юсов, работавший  оператором в фильмах Андрея Тарковского: «Иваново детство» и «Андрей Рублев», снимал фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Паспорт». Также работал с Сергеем Бондарчуком, Никитой Михалковым, Иваном Дыховичным. По признанию режиссеров, Юсов был не только главным учителем всех современных российских операторов, но и вообще лучшим оператором в мире — уникальным художником, умеющим снимать абсолютно разные по жанру кинокартины. Об этом сообщает РИА «Новости».

«Я считаю, что Юсов был лучшим оператором в мире. Были классные операторы, блестящие, потрясающе талантливые, но таких, которые выхватывали бы суть драматургии, я не встречал. Это человек, который снял "Я шагаю по Москве" и "Иваново детство" — абсолютно разные фильмы, абсолютно разный стиль», - говорит в интервью РИА «Новости»  Георгий Данеллия.

Юсов родился 20 апреля 1929 года в деревне Клавдино Ленинградской области. В 1947-1949 годах работал на Московском заводе металлоизделий. В 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека), работал ассистентом оператора, а с 1957-го года стал оператором-постановщиком киностудии «Мосфильм». Судьбоносной для него стала встреча с  Андреем Тарковским. В 1960 году именно дебютный фильм Тарковского «Каток и скрипка» стал первой крупной работой оператора. Затем последовали совместные работы «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Солярис». В 1970-х фильмография Юсова дополнилась картиной Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». В 1980-х появились «Красные колокола» и «Борис Годунов».

Помимо этого Юсов работал над телевизионным фильмом Льва Кулиджанова «Карл Маркс. Молодые годы». А уже в конце 1980-х началось тесное сотрудничество тогда уже известного оператора с молодым режиссером Иваном Дыховичным. Этот творческий тандем дал свет картинам «Черный монах», «Прорва», «Копейка».

«Он очень нелегкий партнер на площадке, требовательный, всегда обговаривал очень много условий, что я уже начинал беситься. Но со временем я понял, что это, прежде всего, высокий профессионализм. Я счастлив, что я с ним пообщался и как с художником, и как с человеком», — рассказывает Владимир Меньшов, работавший с Юсовым над картиной «Большой вальс».

Говорит режиссер Андрей Прошкин «Это великая жизнь. Это эпоха в русском кино, в киноизображении. Причем он был мастер абсолютно признанный — не только для нас, но и для всего мира. Я с ним однажды работал. Это было непросто, но совершенно замечательно, потому что он был человеком очень творческим и одновременно невероятно требовательным — в первую очередь к себе». И далее: «Почти все российские операторы могут назвать себя учениками Юсова. Какое количество сил, энергии, страсти он вкладывал в операторский факультет ВГИКа, как он переживал, старался создать и поддерживать эту школу, последствия этого мы видим: это, наверное, одна кинематографическая специальность, к которой ни у кого нет претензий. У нас действительно выдающаяся операторская школа. И Вадим Иванович — это человек, на котором все это и держалось».
Вся статья здесь:
http://ria.ru/culture/20130823/958254889.html#ixzz2coO2mQze

Возврат к списку