Отзывы на мастер-класс художника театра и кино Сергея Февралёва.


Яцзяо Сюй, 1-й курс магистратуры

Благодарю факультет и Сергея Сергеевича за очень интересный и содержательный мастер-класс. До этой лекции мои познания о профессии художника-постановщика ограничивались оформлением простыми декорациями и костюмами, после лекции у меня уже сложилось более приближенное к реальности впечатление: декорации не ограничиваются инвентарем, это и масштабная постройка целых городов и деревень, а также проектирование и создание реалистичного макета, ландшафтный дизайн, выбор локации, накладка компьютерных эффектов, а весь процесс сопряжен с различными нюансами и сложностями, которые необходимо регулировать художнику-постановщику. Вся лекция прошла легко и интересно, удалось немного заглянуть за кулисы, а слушать Сергея Сергеевича можно бесконечно! Жаль, что мастер-класс длится всего полтора часа.

 

Николай Волков, 1-й курс магистратуры

Целостный художественный образ всегда складывается из мельчайших деталей. Рассказ Сергея Февралёва о профессии тоже состоял из подробностей, которые, правда, трудно пересказать. То есть, конечно же, можно выделить факты и проанализировать информацию, но гораздо более ценным мне показался процесс общения – не столько, что было сказано, сколько как и на каком языке говорил с нами гость.

Это был язык художника, обладающего талантом и характером. Разговор при этом не велся об абстрактных категориях. Любая отвлечённая мысль в работе художника неизменно обретает зримое и осязаемое воплощение. Фантазия здесь – лишь призма для восприятия мира. Художник-постановщик не зарабатывает на хлеб одними мечтами. Он должен ставить себе и другим задачи, которые затем надо будет решать на съёмках.

Персонажи при таком подходе не могут быть просто людьми – они становятся представителями особого народа, который живёт по своим законам. Эти законы определяются средой обитания, а за неё в кино как раз и отвечает художник. Мир фильма может быть каким угодно, поэтому чем больше художник изучает и вообще видит вокруг себя, тем получится будет созданный мир.

Не исключено, что эти выводы – мои собственные мысли, вдохновлённые мастер-классом, что многое было сказано по-другому или о другом. Более важным для меня оказался целостный образ человека, который не только занимается и зарабатывает, но и живёт любимым делом. Кажется, это важнее любых, даже самых важных, мелочей.

 

Диана Смирнова, 1-й курс магистратуры

Мастер-класс от Февралёва – лучшее начало этого года! Во-первых, я очень мало была знакома с работой художника-постановщика. И услышать, что это такое и с чем это едят, было крайне интересно. Во-вторых, Сергей Сергеевич сразу расположил к себе, думаю, всю аудиторию. Общение было легкое, время прошло незаметно. В-третьих, меня очень вдохновило то, что рассказывал и показывал гость. Захотелось что-то делать, а не сидеть на месте. А также у меня лично произошёл небольшой сдвиг парадигмы – я не знала (либо просто не думала), что художник-постановщик по факту и делает то кино, которое мы видим, ведь, как сказал гость: «задача художника-постановщика – создание целостного художественного образа». Если честно, мне ну очень хочется, чтобы Февралёв Сергей Сергеевич пришел к нам ещё разок, а лучше два (читайте три) :D

 

Надар Межгих, 2-й курс бакалавриата

Долгожданное возвращение мастер-классов! Спустя год аудитория П-10 вновь распахнула свои двери для талантливейших гостей нашего факультета. И не зря именно Сергей Сергеевич Февралёв открыл новый "сезон" – ведь он стал первым художником-постановщиком, выступившим в ВШТ.

Эта профессия не самая популярная в киноиндустрии, но Сергей Сергеевич открыл нам её со всех сторон и во многих тонкостях. Смотря на эскизы и кадры из работ, которые он показал, я удивлялся тому, какой же продуманности, проработанности, щепетильности требует работа художника-постановщика. В этом даже есть какая-то высшая математика. И всё это – в сочетании со свободой полёта мысли, которая должна сохраняться при прохождении всех продюсерских, финансовых и прочих фильтров. Без характера здесь никак не обойтись – Сергей Сергеевич абсолютно в этом прав. И в нём этот самый характер чувствуется тоже, но вместе с тем от него исходит очень позитивная, приятная энергетика.

Когда человек может не только что-то придумать, но и сам же воплотить это в жизнь, по сути, сделать весь фильм своими руками – это большой талант. Хоть Сергей Сергеевич и пытался скромно отрицать его наличие у себя лично, думаю, ни у кого в аудитории не возникло сомнений в том, что он настоящий мастер. Спасибо большое за встречу!

 

Анжелика Кочнева, 1-й курс бакалавриата

Мастер-класс приоткрыл для меня завесу тайны под названием «ремесло художника-постановщика». До нашего разговора я и не думала, что это настолько увлекательное и, одновременно, такое ответственное занятие! Наш гость доказал и наглядно показал, насколько это серьёзный, кропотливый труд, требующий как художественного мышления, так и здорового прагматизма. Я лучше стала понимать взаимодействие на съемочной площадке и такие организаторские аспекты как поиск места, создание декораций, выбор материалов и чем это обуславливается. Невероятно интересно было взглянуть на эскизы, наброски, макеты и декорации, которые демонстрировал Сергей Сергеевич. Просмотр фотографий органично дополнил и украсил нашу встречу. Любопытно было услышать случаи из «повседневной», будничной работы команды, процесса съемок. Я считаю, что подобные истории из уст знающего человека дают много полезной информации. К этому же относятся и профессиональные «тайны», и «фишки», о которых, как правило, не напишут в учебных пособиях.

При помощи нашего гостя мне ясно представилось, как сильно зависит будущее экранного произведения от компетентности художника-постановщика. Ведь, в сущности, зрительские оценки будут зависеть и от изображения, которое мы будем видеть на протяжении всей ленты. И эта заслуга не только режиссеров, операторов и монтажеров, но и, в первую очередь, того, кто трудился над достоверным художественным образом.

Обстановка же на самом мастер-классе была теплая и непринужденная. Сергей Сергеевич очень позитивный, спокойный и общительный человек, слушать его было легко и приятно. Мне искренне жаль, что наша встреча длилась всего полтора часа. Хотелось побольше узнать об этой необычной профессии! Теперь я всерьез задумалась взглянуть на эту творческую стезю, как на, возможно, свою будущую. И, конечно, с этого момента при просмотре фильмов и сериалов я буду обращать больше внимания не только на актеров и режиссёров, но и на художников-постановщиков, которых большинство зрителей либо вообще не знает, либо совершенно несправедливо забывает.

 

Амелия Сергеева, 1-й курс бакалавриата

Это был интересный и познавательный мастер-класс. Сергей Сергеевич смог всем участникам мастер-класса объяснить простыми словами, в чем именно заключается работа художника-постановщика. Он поделился тонкостями своей профессии, рассказал о личном опыте взаимодействия со знаменитыми режиссерами и показал макеты декораций к известным фильмам.

Особенно мне запомнился момент, когда Сергей Сергеевич рассказывал, как проходит процесс работы над фильмом, а также о том, что каждый раз, прежде чем приступить к съемкам, он будущих героев рассматривает, как особую этническую группу, со своими порядками и законами. Это довольно необычный взгляд, присущий творческому человеку, у которого есть свой нестандартный подход к работе.

Хочется отметить то, с какой любовью и интересом Февралёв рассказывал о своей профессии. Меня ни на минуту не покидало чувство, что он очень любит и ценит свою работу, и гордится своими достижениями.

 

Ксения Луженкова, 1-й курс бакалавриата

Первокурсники были заинтригованы, когда рассекретились данные о грядущем мастер-классе. Не скрою, каждый ждал Урганта и понятия не имел, чем занимается художник-постановщик на съемочной площадке. Деятельность режиссера, сценариста, оператора не раз освещалась в литературе и СМИ и на фоне прочих членов съемочной группы художник-постановщик – эдакая темная лошадка. А между тем его вклад в создание картины – основополагающий! Лично для меня мастер-класс открыл целый мир!

На встрече с Сергем Февралёвым студенты сформировали максимально целостную картину кинопроизводственного процесса. Профессионал берет в руки свежий сценарий – и рождается новая, уникальная киновселенная! Сначала эскиз, потом чертежи, макеты, а затем кропотливое строительство – художник создает все: от детали до природного ландшафта. Это истинный Творец, правда, на сотворение неба и земли у него уходит больше семи дней.

Очень яркий и харизматичный Сергей Февралёв избрал удачную манеру взаимодействия с аудиторией: рассказал об особенностях необычной профессии на языке молодежи. «Представьте Мону Лизу. То, во что она одета, на фоне какого пейзажа сидит, – это работа художника. Кадрирование – операторская задача. Ее облик, выражение лица прорабатывает режиссер», – очень лестно, когда профессионал высокого класса существует с молодой аудиторией на одной волне. Это стимулирует к созданию творческих идей, вселяет уверенность.

Гость посоветовал применить в творческой деятельности этнографический подход: детально изучить нужную тему и лишь затем дать волю порыву фантазии. Советы Сергея Февралёва помогут структурировать, обуздать поток вдохновения и направить творческий потенциал в нужное русло. Для меня это незаменимый профессиональный навык и я благодарна гостю за эту частичку творческого опыта.

После первого мастер-класса я испытываю восторг! Я воспользовалась возможностью беседовать с человеком, вложившим душу в мои любимые кинокартины! Благодарю богов всех мировых конфессий за ослабление антиковидных мер!

Вероники Ильвутченковой, 1-й курс магистратуры

В течение полутора часов спикер не только понятно и образно рассказал о подводных камнях, недоступных простому зрителю, нюансах своей профессии и проектов, над которыми работал, но и сравнил современность и прошлое индустрии, а также отметил различия в киносферах разных стран. Показанные фотографии и эскизы работ, чувство юмора, открытость слушателю и увлеченность Сергея своим Делом, подробные и интересные ответы – всё это оставило приятное впечатление и вызвало желание познакомиться с миром кино, прочитав книгу Сергея Февралева, а также посетить экскурсию по Мосфильму.

 

Лидия Краснощекова, 1-й курс бакалаврита

Мне очень понравился мастер-класс с Сергеем Февралёвым. У него простая, приятная и доверительная манера общения. Не возникало ощущения, что берешь интервью у звезды. Напротив, профессия художника-постановщика стала на шаг ближе, «знакомее».

Сергей Сергеевич подробно рассказал, как он собирает настоящее – целостное – кино из отдельных разрозненных объектов. Главное при этом – быть визуально понятым. За идеей всегда следует тонкий расчет, основанный на фактах из области математики, географии, химии…

Художник рассказал, что в любом деле сосуществует несколько направлений – школ. И если мы отрицаем хотя бы одну из них, значит, мы загоняем себя в более узкий коридор.

Спасибо, Сергею Сергеевичу, за обстоятельный рассказ. Я лишний раз убедилась в том, что всё и все в этой жизни должны быть на своих местах. И в том, что я – тоже на своём месте.

 

Дарья Шаталова, 1-й курс магистратуры

Было очень приятно познакомиться с Сергеем Февралёвым. Оказывается, он приложил руку (и душу) к созданию одного из моих любимых фильмов последнего времени "Северный ветер" Ринаты Литвиновой. Художественный мир этой картины (да и других в фильмографии Сергея) поражает своей утонченностью и вниманием к деталям. Создание визуального ряда в кино меня давно интересует, поэтому было приятно и полезно узнать секреты кинопроизводства – как создаются образы в фильмах, декорации, как формируются концепции для художественного мира в кадре, в чем заключается работа художника, как он взаимодействует с режиссером. Спасибо!

 

Мария Саксонова, 2-й курс бакалаврита

Как правило, когда посещаешь мастер-классы, хочется услышать парадоксальные вещи, такие, которые нигде не услышишь, которые рушат (или по крайней мере видоизменяют) твои представления о чем-либо. Встреча с художником-постановщиком, Сергеем Сергеевичем Февралёвым, оказалась тем самым кладезем искрометных высказываний и прекрасных мыслей. Чего только стоят изречения "Вкуса нет" или "Если декорация хорошая, а в кадре она смотрится ещё лучше, значит снимал хороший оператор"! Гость рассказал много интересных историй из жизни кинематографистов, поделился технологическими тонкостями своей профессии, описал курьезы работы с историческими материалами. Меня лично поразило, как уважительно (а порой и с восхищением) Сергей Сергеевич отзывался о коллегах, также порадовало, что он очень доброжелательно и подробно отвечал на наши вопросы. Мастер-класс действительно прошёл легко, на одном дыхании!

 

Алина Шутова, 1-й курс бакалавриата

Меня очень заинтересовало выступление Сергея Февралёва. Я даже расстроилась из-за того, что не умею рисовать и вряд ли смогу когда-то попробовать себя в роли художника-постановщика. Его рассказ был поистине захватывающим, хотелось бы только чуть больше примеров посмотреть на экране, потому что создание декораций и макетов – это безумно интересно. После выхода из аудитории я сразу позвонила маме, чтобы ничего точно не забыть и поделиться удивительными вещами, которые рассказал нам гость. Если бы была такая возможность, я бы сходила на его мастер-классы еще не один раз. А пока я осталась очень довольна проведенным занятием и нахожусь под сильным впечатлением от услышанного. Спасибо!)

 

Анжелика Токарь, 1-й курс бакалавриата

Рассказ о работе художников-постановщиков в кино породил огромный интерес к этой специальности. Хочется тут же углубиться в профессию и попробовать себя в ней. В.Т. Третьяков задавал наводящие вопросы, которые волновали и его, и аудиторию. Мастер-класс прошел слишком быстро. Хотелось узнать еще много нового и важного. Наглядная демонстрация макетов, изображений помогла понять тонкости. Сейчас очень хочется еще пообщаться с этим человеком и узнать тайны кинохудожников.

 

Ксения Васильева, 1-й курс магистратуры

Изначально я даже не задумывалась, что из себя представляет эта загадочная специальность – художник-постановщик. Но после этой пары я узнала, что фактически всё, что мы видим на экране, – всё придумано художниками. «Сложно просто найти лес, нужно найти подходящий именно под задумку фильма». Основная задача художника-постановщика – придумать весь мир, целостный художественный образ. Но эта, казалось бы, такая важная функция – далеко не единственная у художника-постановщика. Создание кино – это высокотехнологичный процесс, одного творчества здесь недостаточно. Сергей Февралёв приоткрыл завесу всех своих профессиональных задач. Оказалось, что художник-постановщик ещё должен знать бизнес, экономику, математику, физику, сопромат – все это вплоть до мелочей помогает с декорациями к фильму от начала разработки и до конца съёмок. Сергей Сергеевич рассказал нам, как важно работать в команде, при этом четко зная свою поставленную задачу.

Мастер-класс пролетел быстро и закончился с чувством легкой недосказанности. Я бы с радостью продолжила эту интересную беседу.



Возврат к списку