«Кто сказал, что мультфильмы – это обязательно что-то несерьезное, детское и сказочное?..»*
Денис Крымчак, 2-й курс бакалавриата
Сразу скажу, что я уже очень давно интересуюсь мультипликацией и хотел бы видеть себя именно в этой сфере, поэтому я очень обрадовался, узнав, что гостем нашего мастер-класса будет Дина Натановна Годер. Сама она, разумеется, мультфильмы не создаёт, но она умеет очень хорошо о них писать и рассказывать, так что практически весь мастер-класс я не мог оторваться от её слов. Приятно видеть, что наша гостья это не просто человек, который хорошо разбирается в мультипликации (меня очень порадовало, что был упомянут документальный мультфильм «Вальс с Баширом», который вне кругов поклонников мало кому известен, а также множество других работ), но и разделяет достаточно современный взгляд на эту тему: у нас ещё с советских времён бытует стереотип, что мультики — это исключительно для детей, а многие даже отказывают анимации в праве называться искусством. Это точно не про Дину Натановну, чувствуется, что она искренне влюблена в мультипликацию.
Вообще из этого мастер-класса я узнал достаточно много вещей. Во-первых, о нынешнем состоянии авторской анимации в России и мире, во-вторых, об анимационной индустрии в целом. Греет душу, что наши соотечественники пользуются определённой известностью за рубежом и получают все возможные награды на фестивалях. Ещё мне показался достаточно ценным ответ Дины Натановны на мой вопрос о том, как быть, если хочешь работать мультипликатором, но данных нет. Ответ довольно прост: работать над собой, учиться и развиваться, вот самая простая формула, чтобы тебя заметили.
Я очень рад, что побывал на этом мастер-классе, и я хотел бы, чтобы в будущем к нам почаще в гости приходили люди, так или иначе связанные с анимацией.
Евгений Вахляев, 1-й курс бакалавриата
Разговор с Диной Натановной не совсем честно было бы назвать мастер-классом - скорее живой, по-детски непосредственной беседой, диалогом на равных, что ценно многократно, когда речь идет о все ещё для многих малознакомым миром авторской анимации. Как программный директор крупнейшего в России фестиваля мультфильмов, наша гостья упорно, чутко и смело пытается развеять страхи и стереотипы и показать, что мультипликация не всегда сродни прослушиванию сказки или беззаботному эскапизму, - выразительные возможности анимации безграничны, и многочисленные доказательства этого тезиса приводила в нашей беседе Дина Натановна.
Вдохновить на просмотр записи этой встречи или на размышления о ней может не только желание увидеть человека, всецело посвящающего свои силы любимому делу, но и постоянная потребность в новых эстетических переживаниях, а помочь в этом способны статьи Дины Натановны, которые хочется прочитать после беседы, и ее кураторская деятельность в работе над организацией вышеупомянутого фестиваля. Духом свободы и непрестанного творческого самовыражения была проникнута наша встреча, а без сохранения и укрепления этих качеств в сердце трудно представить себя в профессиональной телевизионной среде. Благодарю Дину Натановну за открытость, легкость и вдохновение и факультет - за возможность беседы с ней.
Ксения Луженкова, 2-й курс бакалавриата
Анимация - технология визуализации, набирающая популярность с каждым днём; в разнообразных жанрах используются анимированные иллюстрации. Дина Годер, гостья нашей телелаборатории, поведала о современных тенденциях в столь востребованной сфере, о тематических мероприятиях и способах продвижения идеи анимационного сюжета. Я слышала о сериальных питчингах, не раз посещала фестивали короткометражного кино, но насколько, должно быть, необычно погрузиться в мир создания мультфильмов!
Я, как и многие потребители сетевого контента, не представляла, насколько велики значение и популярность анимации в современном медиапространстве. Гостья поведала о важности и незаменимости анимации в документалистике: посредством анимационных технологий можно решить проблему визуализации болезненных или нелицеприятных фактов.
Человек формирует более целостную картину восприятия действительности, если получает аудиальную информацию, подкрепленную иллюстрациями. Телевидение — это в первую очередь динамично выстроенный визуальный ряд. Заинтересовать зрителя можно ярким изображением, лаконично передающим суть происходящего. Анимация, как альтернатива постановочной съемке, позволяет расширить границы телевизионного и сетевого контента. Дина Годер позволила мне иначе взглянуть на способ подачи информации. Свежий взгляд на визуализацию поможет отказаться от суровой академичности и применить креативный, неординарный подход к оформлению контента.
Марина Ильинок, 2-й курс бакалавриата
Благодаря Дине Годер мне удалось окунуться в неповторимую атмосферу анимационного искусства. Это целый отдельны мир. Мир, который может освещать многие важные и волнующие общество темы.
Это связанно с тем, что сама по себе анимационная индустрия очень широка, многогранна и находится в постоянном развитии.
Валерия Белошицкая, 1-й курс бакалавриата
Кто сказал, что мультфильмы – это обязательно что-то несерьезное, детское и сказочное? На мастер-классе Дины Годер я осознала, что мир мультипликации многограннее, чем многие думают. Через анимацию можно высказываться на важные и сложные темы.
Гостья поделилась с нами своей историей, ответила на множество вопросов, но то, что запомнилось мне больше всего – это горящие глаза человека, увлеченно рассказывающего о своем любимом деле! Именно это сделало встречу особенно ценной, ведь мы не только получили ценные знания, но и зарядились невероятной энергетикой от Дины Натановны!
Софья Кононова, 1-й курс бакалвриата
Общение с человеком подобной специализацией стало для меня открытием занавеса в закулисье авторской анимации. Часто мы смотрим что-то в интернете, не уделяя этому должного внимания. Дина Натановна хоть и не причастна к анимации как автор и художник, однако ее познания и опыт в работе с этим видом искусства впечатляет.
Содержательная беседа с гостьей была гармонично разбавлена ноткой юмора и той приятной, непринужденной атмосферой, что часто бывает в разговоре «ни о чем и обо всем понемногу» с близким человеком. Несомненно, язык Дины подвешен и слушать ее занимательный рассказ о пути в профессии было до безумия интересно. Не меньшее удивление у меня вызывала ее позиция относительно отечественной коммерческой анимации, которая массово транслируется не только на детских каналах.
В Дине Натановне будто слились два поколения, две личности – легкий на подъем и взрывной ребенок и эмоционально зрелая, рассудительная женщина. Оттого мастер-класс стал только живее, а мне было легко и комфортно общаться с гостьей. Рядом с таким человеком никогда не страшно задавать «глупые» вопросы, вот и я не пренебрегла этой возможностью, спросив о мультфильме «Смешарики». На удивление многих, спикер со всей ответственностью и серьезностью подошла к теме и дала мне конструктивный и объемный ответ.
Подобные люди вдохновляют меня на развитие, учат не стесняться своих увлечений и не делить мир на «взрослый» и «детский», со всей ответственностью подходить даже, казалось бы, к мелочам. После знакомства Дина стала для меня кумиром, примеру которого хочется следовать.
Наталья Радушкина, 2-й курс бакалавриата
Эта встреча была необычна благодаря своей тематике – я, пожалуй, впервые так серьёзно погрузилась в мир анимации.
Дина Натановна – очень разносторонний человек. Она сама говорила о своих «двух несмыкающихся жизнях», то есть о театре и анимации. Именно второй была посвящена большая часть разговора, из которого я узнала много нового и интересного. Например, о существовании документальной анимации, о том, что с помощью анимационных фильмов можно говорить о серьёзных и тяжёлых вещах. Анимация позволяет говорить о своих проблемах «не от своего лица», и зрителю морально легче воспринять такие темы. То есть преимущество анимации в данном случае заключается в том, что она не делает тяжёлые истории менее тяжёлыми, не обесценивает их значимость, но при этом облегчает восприятие.
Кроме того, было интересно узнать о том, о чём я никогда и не задумывалась – о разнице между мультипликацией и анимацией. Одним словом, мастер-класс мне понравился своей новизной и живостью. С нетерпением жду новых встреч!
Софья Филимонова, 1-й курс бакалавриата
Мастер-класс Дины Годер стал настоящим открытием. Открытием мира анимации. Позитивная и вдохновляющая беседа о сложном искусстве простым языком. Какая целевая аудитория анимации? Какие перспективы в этом направлении? Анимация отечественная и зарубежная, авторская и коммерческая... Дина Натановна рассказала, что это направление, в котором парадоксальным образом высокие технологии идут рука об руку с набирающей популярность тенденцией ручной работы. Большое спасибо гостье за невероятный мастер-класс! Удивительно, как лёгкая подача информации может вызвать небывалый интерес к новому и неожиданному направлению. Спасибо факультету и организаторам за возможность открывать всё новые и новые пути реализации профессии телевизионщика!
Дарья Юшковская, 2-й курс бакалавриата
Дина Натановна рассказала доступным языком о мире анимации и не только. Лично мне было очень интересно послушать о документальной анимации, так как я об этом раньше не слышала. Мне понравилось, что Дина Натановна рассказывала всё так, как есть на самом деле, про все детали, приводила примеры из своей жизни. Дина Натановна с самого начала мастер-класса завоевала внимание студентов, хотелось слушать её бесконечно, это доказывает то, что она настоящий профессионал своего дела!
Петрова Олеся, 2 курс бакалавриата
На этом мастер-классе я чуть ближе познакомилась с анимацией, о которой раньше не знала практически ничего. Два мира, анимационный и театральный, необыкновенным образом сошлись в одном человеке- Дине Годер. Мы узнали о том, как устроен Большой фестиваль мультфильмов, откуда он вообще появился и как на него попадают работы авторов. Мир анимации- совершенно другой мир, а люди, которые в нём живут и работают, очень отличаются от нас. У них свой взгляд на многие вещи, который они пытаются передать с помощью графики, создавая удивительные сюжеты. На мастер-классе Дины Годер я совершенно по-новому взглянула на значение анимации. Оказывается, много мультфильмов в России создаётся на совсем не детские темы: феминизм, непринятие себя, душевные проблемы. То, что является проблемами многих людей, но о чем в фильме сказать было бы трудно, раскрывается через анимацию. Стереотип о том, что мультфильмы смотрят только дети, давно пора разрушить. Анимация бывает совершенно разная, и мы должны понимать, что от нас (тех, кто смотрит), во многом зависит будущее этого вида творчества. Благодаря мастер-классу Дины Годер я впервые задумалась об этих важных вопросах, связанных с анимацией.
Карина Кильмаматова, 1-й курс магистратура
«Если хочешь получить мотивацию, вдохновение и заряд бодрости, просто поезжай в Суздаль!» Примерно с таких слов начался мастер-класс с Диной Годер. Беседа выдалась очень органичной с личными историями, с отношением к анимации прошлых и нынешних лет. Мы поговорили о тенденциях искусства и выяснили для себя, что оно движется в двух направлениях. И даже поговорили о классике в анимации и любимых мультфильмах. Наш гость очень емко передал суть этого искусства. Неважно, что ты совсем не умеешь пользоваться «инструментами» по созданию анимации, главное, если у тебя есть вдохновение и идеи – получится все! И наверно, для себя я отметила такую мысль: искусство не хочет что-то сказать людям, оно создает, а мы уже сами его «дорисовываем».
Инна Генш, 1-й курс магистратуры
Наверное, как и у многих, слово анимация в моей голове ассоциируется либо с широко известными коммерческими продуктами, либо с чем-то детским. Однако, после встречи с Диной Натановной, я поняла, насколько поверхностно мое представление об этом удивительном мире.
Больше всего меня поразило ее высказывание о том, что анимация – это тест на взрослость. По словам Дины Натановны, русская анимация переняла советскую привычку не говорить прямо о проблемах. Именно поэтому она во многом состоит из сказок, и у нас складывается ощущение, что анимация предназначена для детей. Сегодня же мы можем наблюдать, как она взрослеет, уходя от этой привычки замалчивания, к открытому диалогу о проблемах.
В целом, я сделала вывод, что анимация не стоит на месте. Она стремительно развивается и в своем развитие движется в абсолютно различных направлениях.
Николай Мамиоф, 1-й курс бакалавриата
Дина Годер — это человек, который совмещает в своей жизни два очень интересных занятия - мультипликация и театральная критика. Кажется, что это два абсолютно разных творческих направления, которые совместить невозможно, но Дине Натановне это удалось. Было очень интересно слушать о том, какой творческий путь прошла эта женщина, о том, как она смогла полюбить новый для себя вид искусства и перенять театральное начало в мультипликации.
Слушать Дину Натановну было приятно. То, как живо и харизматично она говорит, очень располагает к разговору, хочется спрашивать все больше и больше.
По большей части я смотрел и смотрю лишь детскую мультипликацию, но после мастер-класса Дины Годер, хочется узнать и погрузиться уже во взрослые работы. Спасибо.
*авторская орфография и пунктуация сохранены