"Карнавальный код в искусстве и на телевидении". Программа конференции


msu270_logo_web.png   Посвящается 270-летию Московского университета 

  

ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ТЕЛЕВИДЕНИЯ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

logo_ftv.jpg

ПРОГРАММА

Всероссийской научной конференции

«КАРНАВАЛЬНЫЙ КОД В ИСКУССТВЕ И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ»

17 мая 2023 года, Москва

Конференция проводится в рамках деятельности

Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ имени М.В.Ломоносова "Сохранение мирового культурно-исторического наследия"

начало работы конференции 10.00

регистрация в 9.40

 регламент выступления 15-20 минут и 5 минут вопросы по докладу

10.00

ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

приветственное слово участникам конференции

декана Высшей школы (факультета) телевидения

Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова,

Виталия Товиевича Третьякова

модератор Наталья Геннадьевна Кривуля

1.  

10.20-

10.40

ИДИОМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ  СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАРНАВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Семёнова Елена Александровна

кандидат педагогический наук,

директор, некоммерческое партнёрство "Театр-ЭКС"

2.  

10.45 –

11.05

ВИРТУАЛЬНЫЙ МАСКАРАД: К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАСКИ В СИСТЕМЕ ВИДЕОБЛОГИНГА

Шестерина Алла Михайловна

доктор филологических наук, профессор,

профессор Высшей школы (факультета) телевидения,

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

3.   

11.10 -

11.30

ВОПЛОЩЕНИЕ КАРНАВАЛЬНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ ФЕШН-БЛОГИНГЕ

Зверева Екатерина Анатольевна

доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, факультет филологии и журналистики,

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

4.   

11.35-

11.55

НОВАЯ САКРАЛЬНОСТЬ ИРОНИИ: ОСЦИЛЛЯЦИЯ МЕТАМОДЕРНА И КАРНАВАЛЬНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ И МАССМЕДИА

Лейни Регина Николаевна

старший преподаватель кафедры рекламы и связи с общественностью

 Гуманитарный факультет

ФГБВОУ ВО Академия гражданской защиты МЧС России

5.   

12.00-

12.20

ИМПЛИЦИТНЫЕ СМЫСЛЫ КАРНАВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЭКРАНИЗАЦИИ "МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ" М. БУЛГАКОВА

Литовская Анна Сергеевна

учитель МКОУ Нововоронежская СОШ №4

6.   

12.25-

12.40

КАРНАВАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ТОК-ШОУ: БЫТОВОЙ, СЕМЕЙНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Костюнина Елизавета

аспирант кафедры исторического факультета

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

7.   

12.45-

13.05

КАРНАВАЛЬНЫЕ КОДЫ В ВИДЕО-АРТЕ

Бохоров Константин Юльевич

кандидат культурологи,  доцент кафедры «Прикладная информатика и мультимедийные технологии»

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ)

8.

13.10 –

13.30

ФЕНОМЕН КАРНАВАЛИЗАЦИИ СЕТОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Карпова Галина Геннадьевна

доктор социологических наук, профессор кафедры рекламы и связи с общественностью, гуманитарный факультет,

ФГБВОУ ВО Академия гражданской защиты МЧС России

13.35-13.50

Перерыв

модератор  Шестерина Алла Михайловна

8.

13.50-14.10

ЭЛЕМЕНТЫ КАРНАВАЛИЗАЦИИ В КИНЕМАТОГРАФЕ

А. ХРЖАНОВСКОГО

Кривуля Наталья Геннадьевна

доктор искусствоведения, профессор, профессор Высшей школы (факультета) телевидения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

9.

14.15-14.35

ТИПИЧЕСКОЕ И НЕПОВТОРИМОЕ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗЕ ПЕРСОНАЖА

Губанова Галина Игоревна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры журналистики и телевизионных технологий Института социальной инженерии,

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

10.

14.40-

15.00

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА МАСКИ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Ермакова Елена Юрьевна

 кандидат искусствоведения, доцент факультета "Информационные технологии" Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ)

11.

15.05-15.20

КАРНАВАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА В ФИЛЬМЕ «ИВАН ГРОЗНЫЙ» С.ЭЙЗЕНШТЕЙНА

Лордкипанидзе Георгий Александрович

аспирант сценарно-киноведческого факультета,

Всероссийский государственный институт кинематографии им.С.А.Герасимова

12.

15.25-

15.40

КАРНАВАЛИЗАЦИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «АССА»

Лябина Анастасия Максимовна

студент 4 курса факультета креативных индустрий

НИУ ВШЭ

13.

15.45-16.00

ИНТЕРВЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА

Лаптиева Дарья Константиновна

аспирант кафедры электронных СМИ и речевой коммуникации,

Воронежский государственный университет

14.

16.05-16.20

НЕЙРОСЕТЕВОЙ ЮМОР: МОЖЕТ ЛИ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СГЕНЕРИРОВАТЬ МЕМ

Котова Виктория Сергеевна

студент 4 курса факультета журналистики

Челябинский государственный университет

15.

16.25-16.40

ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО КАРНАВАЛЬНЫХ ИГР

Цымбалова Алина Олеговна

студент 4 курса Высшей школы (факультета) телевидения,

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

16.40

Подведение итогов конференции

 


Тезисы доклада Виталия Третьякова

 

Власть карнавала как современный маскультовый тоталитаризм

Тезисы доклада на научной конференции «Карнавальный код в искусстве и на телевидении» (Высшая школа телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, 17 мая 2023 г.)

 

            С одной стороны, мне нет необходимости выступать на этой конференции со специальным докладом, так как, что знают все мои студенты и, надеюсь, некоторые преподаватели нашего факультета, в вышедшем первым изданием ещё в 2004 году моём учебнике журналистики (под названием «Как стать знаменитым журналистом») имеется большая лекция «СМИ как карнавал. Круг обмана и четвёртая власть».

            А в вышедшем в 2015 году моём учебнике «Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал» содержится ещё более обширная лекция «Золотой узел теории. Телевидение как карнавал».

            Таким образом всё самое, на мой взгляд, главное, что можно сказать о карнавальности современных СМИ вообще и конкретно телевидения (как СМИ и как главного обиталища массовой культуры), я давно уже сказал и даже написал.

            Со времени выхода в свет этих учебников ничего принципиально нового в тенденции карнавализации современных медиа, но особенно телевидения, как я считаю, не произошло.

            Изменения, конечно, есть, но связаны они, скорее, с масштабированием этой тенденции, а не с её содержанием.

            Эти изменения (и вот это есть вторая сторона, которой необходимо коснуться) таковы:

1)     Карнавальный характер современной массовой и медийной культуры (что почти одно и то же) многократно усилился и расширился;

2)     Естественно, даже в ещё большей степени, чем на телевидении, карнавальность проявляется в Сети. По сути вся Сеть это есть карнавал, ибо, во-первых, в ней присутствуют все черты карнавальной культуры (см. упомянутые мои лекции); во-вторых, в Сети почти все её субъекты являют собой либо скрытые, либо даже не скрываемые маски или личины; в-третьих, доминирующим «героем», «протагонистом» Сети является шут, скоморох, паяц, трюкач, трикстер, которые сегодня именуются научно-ненаучным термином «фрик»; в-третьих, глумление есть основной способ обращения в Сети с «другими».

3)     Карнавальная культуры шагнула с экранов телевизора и из сетевых аккаунтов в дотелевизионную (условно: классическую) массовую культуру.

4)     Более того, массовой карнавализации подверглись сама жизнь (как общественная, так и частная, приватная) и даже такое серьёзное дело, как политика.

5)     Карнавализация политики – особый аспект. На этом я остановлюсь особо чуть ниже.

 

 

Я не совсем согласен с названием нашей конференции. По-моему, о «карнавальном коде» в современном искусстве и, тем более, на телевидении говорить уже недостаточно. Это было раньше.

Я, например, считаю и уже утверждал в указанных книгах, что телевидение вообще функционирует по законам карнавала. И, естественно, весь телевизионный контент (включая и самый серьёзный) давно уже является карнавальным или очень сильно карнавализированным.

Отмечу также, что телевизионный карнавал от любых форм и видов карнавалов прежних, так сказать, классических (от античного через Средневековье и до сохранившихся сегодня его исторических форм и самых новых – постмодернистских) отличается – и это главное отличие – тем, что современный телевизионный и сетевой карнавал непрерывен и тотален (с переходом в тоталитарность).

Делу время, потехе час – это в прошлом. Потехе время, делу час – вот принцип современного карнавала. Никакой сезонности, никакой временной лимитированности, никакой кратковременности. Карнавал постоянный, всеохватный, круглосуточный, круглогодичный.

Теперь об общественном и политическом, что меня интересует ещё больше.

Первое. Общественная жизнь практически всех так называемых западных, то есть самых материально обеспеченных, стран мира почти полностью карнавализировалась.

Второе, что ещё более опасно. Карнавализировалась политика. И ярчайшее свидетельство этого – массовое появление на ведущих политических и даже государственных постах натуральных шутов, фриков.

То, что когда-то называлось демократией, сегодня есть карнавальное действо.

Третье. Появились целые страны, в которых политика стала полностью функционировать по законам карнавальной культуры (отнюдь не в лучших и не в самых забавных её проявлениях). Наиболее яркий тому пример – это, конечно, современная так называемая Украина. Но не только она. Это, бесспорно, и США. В несколько меньшей степени – некоторые европейские страны.

Четвёртое. Неимоверно разросшийся слой (общественно значимый слой) профессиональных шутов – артистов и тех, кто считает себя артистами. Узкая – со времён античных карнавалов – социальная группа превратилась в могущественную по своему влиянию на жизнь общества социальную страту. Лицедейство из профессионального навыка, профессионального образа жизни стало не только модой, но и всеобщим поветрием, стилем и образом жизни «почти большинства». В молодёжной среде – вообще большинства.

Пятое. Карнавал, как известно, свергает с пьедестала не только обыденный (то есть естественный) образ жизни, но и идеалы Прекрасного, Добра и Истины. Более того – он над ними глумится. По неприличному, но уже (вот парадокс карнавала!) ставшему литературным, современному выражению – стебётся.

На их место в качестве якобы только карнавальных королей, пап, епископов возведены Безобразное, Злое и Невежественное.

Мне, конечно, будет интересно послушать, как специалисты в разных сферах культуры, искусства и телевидения будут анализировать и описывать тот самый «карнавальный код», который, как я понял, по их мнению, лишь «проявляется» в современном искусстве, на современном телевидении.

Но, по-моему, дело гораздо серьёзнее и опаснее. С помощью шутов люди, ведомые не только бездумными интеллектуалами, но и вполне рационально мыслящими провокаторами, захотели свергнуть власть деспотов, диктаторов. Свергли. И получили власть Шутов-Диктаторов. Уже тотальную и почти созревшую до тоталитаризма власть.

У меня есть рецепты того, как вывернуться из-под этого шутовского тоталитаризма. В первую очередь политические рецепты. Но я не буду их сейчас оглашать. Я хочу сначала послушать других. Скорее всего, более беззаботных или более оптимистичных любителей карнавальной культуры, которую – в гомеопатических, а не политических дозах – я тоже люблю и даже почитаю.


Возврат к списку