Посвящается 270-летию Московского университета
ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ТЕЛЕВИДЕНИЯ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
ПРОГРАММА
Всероссийской научной конференции
«КАРНАВАЛЬНЫЙ КОД В ИСКУССТВЕ И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ»
17 мая 2023 года, Москва
Конференция проводится в рамках деятельности
Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ имени М.В.Ломоносова "Сохранение мирового культурно-исторического наследия"
начало работы конференции 10.00
регистрация в 9.40
регламент выступления 15-20 минут и 5 минут вопросы по докладу
10.00 |
ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ приветственное слово участникам конференции декана Высшей школы (факультета) телевидения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Виталия Товиевича Третьякова |
|
модератор Наталья Геннадьевна Кривуля |
1. 10.20- 10.40
|
ИДИОМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАРНАВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Семёнова Елена Александровна кандидат педагогический наук, директор, некоммерческое партнёрство "Театр-ЭКС"
|
2. 10.45 – 11.05 |
ВИРТУАЛЬНЫЙ МАСКАРАД: К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАСКИ В СИСТЕМЕ ВИДЕОБЛОГИНГА Шестерина Алла Михайловна доктор филологических наук, профессор, профессор Высшей школы (факультета) телевидения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
|
3. 11.10 - 11.30 |
ВОПЛОЩЕНИЕ КАРНАВАЛЬНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ ФЕШН-БЛОГИНГЕ Зверева Екатерина Анатольевна доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, факультет филологии и журналистики, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
|
4. 11.35- 11.55 |
НОВАЯ САКРАЛЬНОСТЬ ИРОНИИ: ОСЦИЛЛЯЦИЯ МЕТАМОДЕРНА И КАРНАВАЛЬНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ И МАССМЕДИА Лейни Регина Николаевна старший преподаватель кафедры рекламы и связи с общественностью Гуманитарный факультет ФГБВОУ ВО Академия гражданской защиты МЧС России
|
5. 12.00- 12.20 |
ИМПЛИЦИТНЫЕ СМЫСЛЫ КАРНАВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЭКРАНИЗАЦИИ "МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ" М. БУЛГАКОВА Литовская Анна Сергеевна учитель МКОУ Нововоронежская СОШ №4
|
6. 12.25- 12.40 |
КАРНАВАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ТОК-ШОУ: БЫТОВОЙ, СЕМЕЙНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ Костюнина Елизавета аспирант кафедры исторического факультета Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
|
7. 12.45- 13.05 |
КАРНАВАЛЬНЫЕ КОДЫ В ВИДЕО-АРТЕ Бохоров Константин Юльевич кандидат культурологи, доцент кафедры «Прикладная информатика и мультимедийные технологии» Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ)
|
8. 13.10 – 13.30 |
ФЕНОМЕН КАРНАВАЛИЗАЦИИ СЕТОВОЙ КУЛЬТУРЫ Карпова Галина Геннадьевна доктор социологических наук, профессор кафедры рекламы и связи с общественностью, гуманитарный факультет, ФГБВОУ ВО Академия гражданской защиты МЧС России
|
13.35-13.50 |
Перерыв |
|
модератор Шестерина Алла Михайловна
|
8. 13.50-14.10 |
ЭЛЕМЕНТЫ КАРНАВАЛИЗАЦИИ В КИНЕМАТОГРАФЕ А. ХРЖАНОВСКОГО Кривуля Наталья Геннадьевна доктор искусствоведения, профессор, профессор Высшей школы (факультета) телевидения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
|
9. 14.15-14.35 |
ТИПИЧЕСКОЕ И НЕПОВТОРИМОЕ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗЕ ПЕРСОНАЖА Губанова Галина Игоревна кандидат искусствоведения, доцент кафедры журналистики и телевизионных технологий Института социальной инженерии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) |
10. 14.40- 15.00 |
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА МАСКИ В КИНЕМАТОГРАФЕ Ермакова Елена Юрьевна кандидат искусствоведения, доцент факультета "Информационные технологии" Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ)
|
11. 15.05-15.20
|
КАРНАВАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА В ФИЛЬМЕ «ИВАН ГРОЗНЫЙ» С.ЭЙЗЕНШТЕЙНА Лордкипанидзе Георгий Александрович аспирант сценарно-киноведческого факультета, Всероссийский государственный институт кинематографии им.С.А.Герасимова
|
12. 15.25- 15.40 |
КАРНАВАЛИЗАЦИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «АССА» Лябина Анастасия Максимовна студент 4 курса факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ
|
13. 15.45-16.00
|
ИНТЕРВЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА Лаптиева Дарья Константиновна аспирант кафедры электронных СМИ и речевой коммуникации, Воронежский государственный университет
|
14. 16.05-16.20 |
НЕЙРОСЕТЕВОЙ ЮМОР: МОЖЕТ ЛИ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СГЕНЕРИРОВАТЬ МЕМ Котова Виктория Сергеевна студент 4 курса факультета журналистики Челябинский государственный университет
|
15. 16.25-16.40
|
ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО КАРНАВАЛЬНЫХ ИГР Цымбалова Алина Олеговна студент 4 курса Высшей школы (факультета) телевидения, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
|
16.40 |
Подведение итогов конференции |
Тезисы доклада Виталия Третьякова
Власть карнавала как современный маскультовый тоталитаризм
Тезисы доклада на научной конференции «Карнавальный код в искусстве и на телевидении» (Высшая школа телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, 17 мая 2023 г.)
С одной стороны, мне нет необходимости выступать на этой конференции со специальным докладом, так как, что знают все мои студенты и, надеюсь, некоторые преподаватели нашего факультета, в вышедшем первым изданием ещё в 2004 году моём учебнике журналистики (под названием «Как стать знаменитым журналистом») имеется большая лекция «СМИ как карнавал. Круг обмана и четвёртая власть».
А в вышедшем в 2015 году моём учебнике «Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал» содержится ещё более обширная лекция «Золотой узел теории. Телевидение как карнавал».
Таким образом всё самое, на мой взгляд, главное, что можно сказать о карнавальности современных СМИ вообще и конкретно телевидения (как СМИ и как главного обиталища массовой культуры), я давно уже сказал и даже написал.
Со времени выхода в свет этих учебников ничего принципиально нового в тенденции карнавализации современных медиа, но особенно телевидения, как я считаю, не произошло.
Изменения, конечно, есть, но связаны они, скорее, с масштабированием этой тенденции, а не с её содержанием.
Эти изменения (и вот это есть вторая сторона, которой необходимо коснуться) таковы:
1) Карнавальный характер современной массовой и медийной культуры (что почти одно и то же) многократно усилился и расширился;
2) Естественно, даже в ещё большей степени, чем на телевидении, карнавальность проявляется в Сети. По сути вся Сеть это есть карнавал, ибо, во-первых, в ней присутствуют все черты карнавальной культуры (см. упомянутые мои лекции); во-вторых, в Сети почти все её субъекты являют собой либо скрытые, либо даже не скрываемые маски или личины; в-третьих, доминирующим «героем», «протагонистом» Сети является шут, скоморох, паяц, трюкач, трикстер, которые сегодня именуются научно-ненаучным термином «фрик»; в-третьих, глумление есть основной способ обращения в Сети с «другими».
3) Карнавальная культуры шагнула с экранов телевизора и из сетевых аккаунтов в дотелевизионную (условно: классическую) массовую культуру.
4) Более того, массовой карнавализации подверглись сама жизнь (как общественная, так и частная, приватная) и даже такое серьёзное дело, как политика.
5) Карнавализация политики – особый аспект. На этом я остановлюсь особо чуть ниже.
Я не совсем согласен с названием нашей конференции. По-моему, о «карнавальном коде» в современном искусстве и, тем более, на телевидении говорить уже недостаточно. Это было раньше.
Я, например, считаю и уже утверждал в указанных книгах, что телевидение вообще функционирует по законам карнавала. И, естественно, весь телевизионный контент (включая и самый серьёзный) давно уже является карнавальным или очень сильно карнавализированным.
Отмечу также, что телевизионный карнавал от любых форм и видов карнавалов прежних, так сказать, классических (от античного через Средневековье и до сохранившихся сегодня его исторических форм и самых новых – постмодернистских) отличается – и это главное отличие – тем, что современный телевизионный и сетевой карнавал непрерывен и тотален (с переходом в тоталитарность).
Делу время, потехе час – это в прошлом. Потехе время, делу час – вот принцип современного карнавала. Никакой сезонности, никакой временной лимитированности, никакой кратковременности. Карнавал постоянный, всеохватный, круглосуточный, круглогодичный.
Теперь об общественном и политическом, что меня интересует ещё больше.
Первое. Общественная жизнь практически всех так называемых западных, то есть самых материально обеспеченных, стран мира почти полностью карнавализировалась.
Второе, что ещё более опасно. Карнавализировалась политика. И ярчайшее свидетельство этого – массовое появление на ведущих политических и даже государственных постах натуральных шутов, фриков.
То, что когда-то называлось демократией, сегодня есть карнавальное действо.
Третье. Появились целые страны, в которых политика стала полностью функционировать по законам карнавальной культуры (отнюдь не в лучших и не в самых забавных её проявлениях). Наиболее яркий тому пример – это, конечно, современная так называемая Украина. Но не только она. Это, бесспорно, и США. В несколько меньшей степени – некоторые европейские страны.
Четвёртое. Неимоверно разросшийся слой (общественно значимый слой) профессиональных шутов – артистов и тех, кто считает себя артистами. Узкая – со времён античных карнавалов – социальная группа превратилась в могущественную по своему влиянию на жизнь общества социальную страту. Лицедейство из профессионального навыка, профессионального образа жизни стало не только модой, но и всеобщим поветрием, стилем и образом жизни «почти большинства». В молодёжной среде – вообще большинства.
Пятое. Карнавал, как известно, свергает с пьедестала не только обыденный (то есть естественный) образ жизни, но и идеалы Прекрасного, Добра и Истины. Более того – он над ними глумится. По неприличному, но уже (вот парадокс карнавала!) ставшему литературным, современному выражению – стебётся.
На их место в качестве якобы только карнавальных королей, пап, епископов возведены Безобразное, Злое и Невежественное.
Мне, конечно, будет интересно послушать, как специалисты в разных сферах культуры, искусства и телевидения будут анализировать и описывать тот самый «карнавальный код», который, как я понял, по их мнению, лишь «проявляется» в современном искусстве, на современном телевидении.
Но, по-моему, дело гораздо серьёзнее и опаснее. С помощью шутов люди, ведомые не только бездумными интеллектуалами, но и вполне рационально мыслящими провокаторами, захотели свергнуть власть деспотов, диктаторов. Свергли. И получили власть Шутов-Диктаторов. Уже тотальную и почти созревшую до тоталитаризма власть.
У меня есть рецепты того, как вывернуться из-под этого шутовского тоталитаризма. В первую очередь политические рецепты. Но я не буду их сейчас оглашать. Я хочу сначала послушать других. Скорее всего, более беззаботных или более оптимистичных любителей карнавальной культуры, которую – в гомеопатических, а не политических дозах – я тоже люблю и даже почитаю.