В Канны вернулась политика


На Каннский кинофестиваль вернулась политика: вне конкурса показали документальный фильм «Майдан» Сергея Лозницы, в конкурсе — мелодраму о Чечне «Поиск» Мишеля Хазанавичуса и фильмы записных левых Кена Лоуча и Жан-Люка Годара. Об этом рассказывают «Ведомости».

Мишель Хазанавичус (получивший «Оскар» за немую черно-белую комедию «Артист») сделал вольный римейк фильма Фреда Циннемана(1948), в котором американец помогал чешскому мальчику найти мать в послевоенном Берлине. В «Поиске» дело происходит в Чечне в 1999 году, вместо американца — француженка-правозащитница (Беренис Бежо), вместо матери — старшая сестра... Параллельно рассказана история новобранца из  Перми. Пройдя ад армейской дедовщины, он адаптируется к бесчеловечной реальности второй чеченской кампании. И снимает на видео расстрел родителей мальчика, которого позже приютит героиня Беренис Бежо. Фильм начинается с этой псевдодокументальной съемки, и она предопределяет всю дальнейшую фальшь.

«Поиск» любопытен не как высказывание, а как набор стереотипов о России и Чечне, засевших в сознании евроинтеллигенции. Образы, которыми оперирует режиссер, относятся к языку агитации и пропаганды. Характерен кадр на обложке буклета: девятилетний мальчик идет по разбитой дороге, неся младенца, а за ним едет колонна российских танков. В фильме много трупов российских солдат, но Хазанавичус пытается внушить зрителю, что гибнут они словно бы от общей жестокости войны, на которой армия убивает мирное население (чеченец с автоматом пробегает в кадре один раз, да и то на заднем плане). Достается не только русским военным, но и евробюрократам, которые засыпают на заседании, где героиня делает доклад о гуманитарной катастрофе.

Показанный вне конкурса документальный «Майдан» Сергея Лозницы тоже скорее политический фильм, чем фильм, сделанный политически. Снимая и монтируя хронику киевских протестов осени 2013-го — весны 2014-го (от мирных митингов до первых гробов), Лозница ищет форму. Главное, что отмечаешь сразу, — неподвижная камера, снимающая, как правило, ровный средний план. В кадр может зайти человек и загородить задом половину экрана, но оператор остается невозмутимым.

Лозница снимает массы людей (собравшихся на площади, поющих гимн Украины, бросающих булыжники в «Беркут») подчеркнуто нейтрально. На самом деле — монументально. Камера позволяет себе метнуться лишь однажды, кажется ровно в середине фильма, отмечая внезапный перелом, — когда звучат первые выстрелы на поражение. Но тут же возвращается к позиции неподвижного наблюдателя. Статика становится у Лозницы инструментом патетики: критики, не сговариваясь, сравнивают толпу на Майдане с античным хором. В терминологии Годара Лозница «описывает мистерию этого мира». То есть снимает политический фильм.

Вся статья здесь: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/26873131/kak-delat-filmy-politicheski?full#cut


Возврат к списку