Полина Орехова, 2-й курс бакалавриата*
«Главное — неравнодушное сердце» и желание, чтобы работа приносила не только прибыль, но и настоящее, неподдельное удовольствие. Всё начинается с малого. С того, что тебя интересует. Вот, например, нашему гостю нравилось писать открытки, юмористические рассказы; организовывать студенческие творческие мероприятия; анализировать свои впечатления после походов в театр; самому в последствии играть на сцене. Все эти вещи — стимул для всякой деятельности, которые раскрывают творческий потенциал и демонстрируют заинтересованность человека к своей профессии. Однако, даже самому прекрасному сотруднику (хотя это и сказано субъективно) не стоит утопать в своём превосходстве. Нужно быть максимально объективным, особенно при вынесении оценки оппоненту. Александр Иванович выделил несколько основных пунктов, по которым нужно грамотно судить о произведении и его авторе: 1) сформировать собственное мнение о проблеме; 2) написать об этом, проследить свои впечатления; 3) перечитать собственные суждения и отредактировать мысль; 4) облечь впечатления в интересную форму. На мой взгляд, это универсальные правила, на которые необходимо опираться по жизни. Без проникновения в суть дилеммы, можно сильно попасть впросак — навредить чьей-либо репутации или подорвать собственную.
Камилла Биксентаева, 1-й курс бакалавриата
Кто такой телекритик? Что делать, чтобы им стать? Журналистика: профессия или призвание? Все это мы обсудили на мастер-классе Александра Ивановича Кондрашова. Он рассказал о тонкостях написания рецензий, посоветовал нам некоторые хорошие, по его мнению, фильмы. В беседе также были затронуты современные нашумевшие сериалы и телепередачи. Было интересно узнать мнение о них знающего человека. Но больше всего, меня зацепила история о поиске своего призвания. Человек, который учился на математической специальности, позже поступил в престижное театральное училище, много лет играл на сцене, был телеведущим и работал на радио, в итоге понял, что главное место в его душе занимает создание собственных текстов и статей - писательское дело. Работы Александра Ивановича публиковались в «Литературной газете», а ведь когда-то он не смел о таком мечтать. Я убедилась, что «дело всей жизни» необходимо искать, не бояться пробовать новое. Ведь «научиться можно всему, главное - хотеть».
Анастасия Кретинина, 2-й курс бакалавриата
Главное в нашем деле — хотеть. Без желания ничего не выйдет.
Я очень вдохновляюсь, когда гости мастер-классов говорят о важности желания и стремления. Мне, как студенту и начинающему журналисту, эта мысль греет сердце, я бы даже сказала: вселяет веру.
Сегодня Александр Кондрашов объяснил, почему никогда не нужно ругать актера — его выбирали продюсеры и режиссеры, а значит, все вопросы к ним. Мне нравится, что гости наших мастер-классов открывают глаза на многие вещи, ведь ещё пару дней назад я ругала актера за непрофессиональную игру. Теперь понимаю — ошибалась.
Кроме того, с Александром Ивановичем поговорили о неточностях в сценарии. В современных фильмах очень много несовпадений, особенно в исторических. Для себя запомнила, сценарист должен все проверять.
Гость посоветовал больше писать. «Если хочешь понять проблему, ты должен написать об этом, иначе никак». С этим я полностью согласна, поэтому буду стараться придерживаться такой рекомендации.
Мастер-класс был очень душевным, интересным и, главное, познавательным.
Александра Старкова, 1-й курс бакалавриата
Мастер-класс Кондрашова Александра Ивановича оказался очень интересным. Он действительно великолепный специалист в своей области!
Две ведущих темы: критика и актерское мастерство. Об этих двух сферах Александр Иванович рассказал особенно подробно.
Запоминающейся для меня оказалась фраза гостя о том, что с критикой должен соглашаться сам объект критики, ведь просто так оскорблять кого-то - непрофессионально. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», - процитировал поэта Бориса Леонидовича Пастернака Александр Иванович. И каким же точным описанием послужила эта цитата в данном случае!
Гость поделился критериями оценки чьих-либо работ и подсказал, что нужно делать, чтобы стать успешным в сфере критики.
Интересно также было узнать про опыт гостя в сфере актерского мастерства. Александр Иванович окончил актерское отделение школы-студии при МХАТ, но при этом заявил о том, что в определенный момент своей жизни, находясь в театре, он задал себе вопрос «Что я здесь делаю?». Так, на мастер-классе была затронута тема не только работы, но и самосознания, определения своего предназначения.
Гость озвучил свои размышления о тенденциях на телевидении. По мнению Александра Ивановича, если задача продюсера - получить как можно больше денег, то и в кадре будет больше вульгарности. Здесь нельзя не согласиться.
Александр Иванович преподнес нам несколько интересных примеров из своей практики, что было очень вдохновляющим. Он поделился с нами своими успехами и неудачами, и оказался очень открытым и щедрым в своих рассказах.
В целом, мастер-класс оказался очень интересным и приятным. Я почерпнула много нового для себя! Рассуждения гостя были, на мой взгляд, очень правильными. Я считаю, что многие должны прислушаться к советам Александра Ивановича, хотя бы потому, что гость поделился ими искренне и исключительно с добрыми намерениями для нашего поколения.
Ксения Яшина, 2-й курс бакалавриата
Гость интересно и ясно изложил примеры из собственного опыта. Поделился мнением о новом нашумевшем сериале про жизнь в 90-е: «После второй серии я решил, что смотреть это точно не буду. А после пятой серии понял, что досмотреть надо до конца».
Александр был готов делиться своими знаниями и ответить на все вопросы студентов, которые затрагивали разные темы, начиная от технических аспектов, заканчивая анализом телевизионных передач.
Спикер помог мне оценить важность точности, эмоциональности и творческого подхода в журналистике, а также в создании рецензий.
Константин Матвеев, 1-й курс бакалавриата
Александр Кондрашов - очень доброжелательный и эрудированный человек с интересной историей поиска себя. У него большой опыт работы в театре, что позволило ему достичь успеха в кино- и телекритике.
Во время общения на мастер-классе меня удивила его привязанность к искусству. Было множество отсылок на Станиславского и театр в целом. Благодаря своим знаниям, он свободно отвечал на вопросы аудитории. Рассказал, как именно он разбирает фильмы и телепрограммы, по каким критериям оценивает кинематографические произведения.
Мне очень запомнилась фраза: «Критика должна быть такой, чтобы с ней согласился объект критики». Я полностью поддерживаю эту цитату! Если объект критики согласился с твоими словами, значит это конструктивная критика, которая не имеет цели оскорбить или унизить произведение и автора.
Я рад слышать, что гость был в курсе сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»! Александр Кондрашов поделился своим профессиональным мнением об этом популярном произведении. Он обратил своё внимание на небольшие детали, которые не соответствуют тому времени. Например, причёски, которые смотрятся слишком современно. Именно в таких деталях кроется правдоподобность и вера зрителя в происходящее. Однако, может быть, задача у сериала совсем другая?
Федор Алексеев, 2-й курс бакалавриата
Телекритика, как оказалось, очень интересный и важный жанр журналистики. Я понял, нужно уметь анализировать и выявлять плюсы и минусы той или иной программы на телевидении, чтобы создать что-то своё, в разы лучше. Поэтому я внимательно слушал нашего спикера, Александра Кондрашова, который имеет большой опыт в телекритике.
Виолетта Шестакова, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс Александра Кондрашова на тему телекритики был интересным и информативным. Как телеобозреватель «Литературной газеты», у него огромный опыт и знания в области анализа телевизионных программ и кинофильмов.
Во время мастер-класса Кондрашов детально рассмотрел ключевые принципы и подходы к анализу телевизионных передач. Он предоставил много примеров из своей профессиональной практики.
Кондрашов рассказал о методе «двух серий», когда после просмотра всего лишь двух серий можно оценить будущее сериала, будет ли он интересен аудитории, и насколько захватывающим будет продолжение. Александр Иванович сказал, что нет определённых критериев, на которых строится телекритика, нужно учиться объективно и глубоко понимать телевизионные жанры и их специфику, чтобы делать качественные обзоры и анализировать содержание фильмов.
Мне особенно понравилось то, как Кондрашов делился своими личными наблюдениями и впечатлениями о новинках кинематографа, например, нашумевший сериал «Слово пацана» не остался без внимания.
В целом, мастер-класс Александра Кондрашова был очень полезным и позволил лучше понять роль и значение телекритики.
Елена Евдокимова, 1-й курс бакалавриата
Главная задача кинокритика — хорошее поощрять, а некачественное и «халтурное» — порицать. Кинокритика — это, безусловно, субъективное направление журналистики, но очень важно при работе с анализом картины не пытаться показать себя, глумясь над объектом критики, а действительно глубоко изучить все материалы по теме. Только истинный интерес к произведению поможет проделать качественную аналитическую и критическую работу.
Для меня это стало главной мыслью мастер-класса с Александром Ивановичем Кондрашовым. Так как мне и самой интересна тема теле/кинокритики, и я уже начинаю заниматься обозрением отечественных фильмов и сериалов, мне было важно узнать подход к своей работе профессионала в этой сфере. Мастер-класс мне понравился и диалогом между аудиторией и гостем, и полезной информацией, которая пригодится в моей деятельности.
Думаю, что я даже пересмотрю некоторые из своих взглядов на то, как должна строиться критика контента.
Дарья Дукарт, 1-й курс бакалавриата
Мастер-класс Александра Ивановича оказался для меня близким, потому что у нас сошлись взгляды на сериал «Балет». При просмотре последней серии этого сериала, я испытывала те же эмоции, что и он.
Помимо этого, я запомнила фразу гостя: «Критик должен относиться в первую очередь критично к самому себе!»
Я думаю, что такой принцип может помочь мне в будущем, потому что именно он является двигателем саморазвития.
Ава Абилева, 2-й курс бакалавриата
Редко можно встретить человека, искренность и добродушие которого ощущается с первого взгляда. Простота и человечность Александра Кондрашова позволили сделать этот мастер-класс незабываемым.
Беседа с Александром Ивановичем была поучительной не только в профессиональном плане, но и с точки зрения этики. Главное правило в любой критической статье, по мнению гостя, — «быть справедливым». С этим утверждением тяжело не согласиться, учитывая, что «неравнодушное сердце» — не менее важное условие для написания качественного и правдивого текста.
Для меня было ценным узнать критерии оценки, по которым судит качество кино- или телепродукта Александр, поскольку часто мне довольно трудно выразить словами свои мысли и эмоции. Я уверена, что советы гостя не раз пригодятся мне на практике и позволят улучшить мои журналистские навыки.
Спасибо за возможность углубиться в профессию кино- и телекритика и узнать тонкости написания грамотного текста!
*сохранены авторская орфография и пунктуация