Милана Нисамбаева, 1 -й курс бакалавриата
«Время от времени мы должны убегать в наше детство», – так начал свою речь Георгий Георгиевич Параджанов. Во время лекции я действительно ощутила себя маленькой девочкой, которая с широко раскрытыми глазами и уймой уточняющих вопросов, вертящихся на языке, слушает опытного старшего. Кинорежиссёр, сценарист и художник, просто добрый и отзывчивый человек, Георгий Параджанов, открыл для меня самое важное – понимание того, чем живут люди его профессии.
Георгий Георгиевич уверил нас с однокурсниками, что в работе режиссёра «самое главное – увидеть», создать образ, «забеременеть» творением. Он сказал: «Вы должны видеть то, что никто не видит. Иначе вы не художник». И это абсолютная истина.
Сложно сказать, что именно на мастер-классе запомнилось мне больше всего. Такое впечатление, что я выучила каждую фразу нашего гостя наизусть... Столько мудрых изречений, столько правды о жизни и профессии за одну недолгую беседу я не слышала никогда прежде! С каким восторгом я внимала рассказам Георгия Георгиевича о стажировке в Риме в известной киностудии Cinecittà, на которой работали такие люди как Федерико Феллини и Фрэнсис Форд Коппола. С какой широкой улыбкой слушала рассказы о детстве режиссёра, в котором огромную роль сыграли Сергей Параджанов и Андрей Тарковский. И как же жадно я старалась запомнить каждый совет, который давал нам великий мастер (записная книжка уже создана!). Точно могу сказать, что поистине прониклась личностью Георгия Георгиевича, который раскрылся не только как гениальный режиссёр и сценарист, но и как прекрасный человек. Было приятно, что он подробно отвечал на вопросы студентов, относился к нам с уважением и проявлял настоящий интерес к каждому сидящему в аудитории.
Именно такие люди, как Георгий Параджанов, способны возродить киноискусство. Ведь его главное оружие – любовь к тому, чем он занимается.
Иначе человек, удостоившийся стольких премий и наград, не назвал бы своей «самой большой радостью» съёмку фильма «без копейки денег». Приятно знать, что на свете есть люди, которые по-настоящему горят своим делом, как Георгий Георгиевич, «живущий образами». Спасибо факультету телевидения за возможность общения с такими многогранными и яркими личностями, как Г. Параджанов!
Дарья Дегтярева, 1-й курс бакалавриата
La famiglia - трамплин к успеху для Параджанова. Но совсем не такой, как у представителей современной «золотой молодёжи». Они наслаждаются «жизнью мечты», пользуясь славой именитых родственников. Георгий Георгиевич, в отличие от них, получил гораздо больше от «Фамилии».
«Все мы родом из детства. Туда стоит возвращаться как можно чаще, в мир, где вы наедине с собой, там искать новые идеи» - советует режиссер. Мудрость, талант, общение с величайшими фигурами мирового кинематографа, а также умение видеть образы даже в капле воды, в которой отражается проплывающее мимо облако. Все это помогает ему создавать «сказки» до сих пор. Именно так племянник Сергея Параджанова называет свои произведения в духе «магического реализма».
Встреча с Мастером игрового и документального кино не обошлась без историй о грузинском детстве, поэтическом Тбилиси, воспоминаний о дяде и рассуждений о российской, итальянской киноиндустриях и «синематографе» в целом. Разговор получился лёгким, непринужденным, местами ироничным. Георгий Георгиевич с настоящей грузинской щедростью раздал сотне горящих глаз в аудитории бесценные советы. Я, например, после окончания мастер-класса достала свою уже запылившуюся записную книжку, на замену которой давно пришли гаджеты. Всё для того, чтобы записывать в неё идеи, как предложил Параджанов. Думаю, что многие находившиеся в аудитории сделали также. Теперь велика вероятность, что «гениев» станет больше.
Завершилась встреча всеобщим размышлением о судьбе кино и о том, где и как искать новые формы. Режиссёр верит, что ещё «не все капли показаны, приёмы использованы и небоскрёбы сожжены», а значит - оригинальные сюжеты ждут своего воплощения в ближайшем будущем. Так же, как и мы новых встреч с такими профессионалами и потрясающими Мастерами, как Георгий Георгиевич Параджанов.
Анастасия Лисёная, 1-й курс магистратуры
«Без образов кино невозможно» - истина Георгия Георгиевича Параджанова, которая заставила задуматься о кинокартинах и действительно осознать серьезность влияния образов на киноиндустрию. После этой фразы я осознала, что хочу видеть образы в кино также ясно, как Параджанов.
Очень редко можно встретить таких «теплых», добродушных и открытых людей, особенно в сфере искусства. Параджанов захватил все внимание, как только вошел в аудиторию. Ни на секунду не могла оторваться от его рассказов и историй из жизни. До сих пор под впечатлением!
В конце нашего мастер-класса Георгий Георгиевич посоветовал нам прочесть роман «100 лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Я думаю, что стоит непременно прочитать то, что великий кинорежиссер считает классикой. Сразу виден огромный опыт за плечами и багаж знаний, которыми он поделился со студентами. Безмерно благодарна Георгию Георгиевичу за интересный, глубокий и вдохновляющий мастер-класс.
София Карпусь, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс Георгия Параджанова научил меня тому, что документальное кино может быть не просто сухим изложением фактов действительности. До этого я думала, что фильмы подобного жанра должны быть объективными, максимально достоверными и в них не может быть даже капли вымысла или приукрашивания. Теперь моя точка зрения поменялась. «Кино — это сказка. Документальное кино в том числе», - сказал Георгий Георгиевич. Эти слова неожиданно поразили меня и «засели в голове». Даже в таком серьезном жанре есть место для того, чтобы творчески выражать себя. Я поняла, что не нужно бояться использовать художественные образы. Главное - чтобы в них был смысл.
Галина Элина, 2-й курс бакалавриата
Наш гость начал мастер-класс с печального факта, что кино сегодня переживает не самый лучшей период. Но, как оказалось, спасение есть - талант! Я думаю, что талантливый человек может сильно преобразовать сферу своей деятельности. Главное - рассчитывать только на себя и знать, что ты делаешь шедевр. В рассказе Георгия Параджанова о съёмочном процессе и подготовке к нему меня поразило, что без образов кино бессмысленно. А «перебивки», ныне модные в сериалах, не должны использоваться. В кинематографе всё должно работать, всё должно иметь смысл. На мастер-классе мы поговорили и о телевидении. По мнению Георгия Георгиевича искусство наиболее приближено к Богу, а телевидение, наоборот. Это фраза была для меня весьма неожиданной, и показалась очень интересной.
Из мастер-класса Георгия Георгиевича Параджанова я подчеркнула для себя важность замечать то, что никто не видит. Иначе я ремесленник, а не художник. Спасибо ему за полезные советы и полные ответы на наши вопросы!
Екатерина Чекутова, 2-й курс бакалавриата
«Если мы потеряем связь со зрителем, то проиграем». Сегодня на мастер-классе я узнала насколько важно подходить к своему творчеству с бесконечным трепетом и самоотдачей, почему важно не просто создавать, а рождать, прочувствовать каждый элемент своего произведения. Даже такой опытный режиссер, как Георгий Георгиевич, вынашивает идеи своих будущих фильмов задолго до начала кинопроизводства, он до тонкостей переосмысливает каждую деталь, тщательно продумывает каждый кадр, ведь искренне верит, что искусство — это то, что наиболее приближено к божественной силе, и оно не прощает ошибок.
Еще одним бесценным советом, которым с нами поделился гость, стала необходимость искать образы и вдохновение в окружающем мире. Параджанов объяснил, как важно не просто заниматься ремеслом, а кропотливо искать спрятанную красоту вовне. Пчелиное трудолюбие и внимательность, ежедневный мозговой штурм и вера в успех своего творения — вот то, что делает из простого обывателя художника.
Секрет мастерства Параджанова раскрывается именно в его умении мыслить образами и выстраивать невидимую, но непреодолимо прочную связь со зрителем. Режиссер, как удав, завораживает и манипулирует публикой, не дает даже на секунду отвлечься от экрана. Георгий Георгиевич умеет в своем кино создать мир, где каждая мельчайшая деталь стоит на своем месте и несет свое незаменимое смысловое значение для понимания идеи, вложенной в фильм.
Мария Зубарева, 2-й курс бакалавриата
Я очень люблю изучать кинематограф, поэтому мне было очень интересно погрузиться в уникальное творчество Георгия Параджанова.
Георгий Параджанов - режиссёр, который безусловно имеет собственный подход в создании фильмов. В первую очередь мне очень запомнилась мысль гостя о том, что за всё ответственны мы сами. Это действительно так, ведь успех любого фильма зависит напрямую от того, сколько мы готовы в него вложить. И дело здесь даже не в бюджете проекта, а в том, сколько мы готовы вложить сил, времени и собственного «я» в этот проект. Так и получается, что ответственность лежит полностью на нас самих. Я считаю, что этот подход во многом увеличивает шансы на успех. Также мне очень запомнилась следующая мысль: режиссёр всегда должен «копать» в глубину — это ещё одно правило Георгия Параджанова. Действительно, нельзя снимать фильм, показывая поверхностно изученную информацию. Режиссёр должен всегда выкладываться на максимум, иначе он проиграет. Проиграет своему зрителю.
Вероника Дроздова, 1-й курс бакалавриата
Георгий Георгиевич Параджанов - гениальный кинорежиссёр, актёр, сценарист, художник и не менее прекрасный человек.
Именно так я могу описать этого талантливого человека, который сегодня пришел к нам - студентам факультета ВШТ МГУ и провёл полуторачасовую лекцию. Стоп, полуторачасовую? Ощущение, будто она длилась несколько часов, так как Георгий Георгиевич успел поделиться с нами не только своими «секретами» карьеры, но и рассказал о своем детстве. После этой лекции я поняла, что только искренняя любовь к делу, которым ты занимаешься - лучшее, что может произойти с тобой.
Были моменты, когда я сдерживала слезы, так как от начала и до конца лекция была пронизана эмоциональностью и честностью, которая только и исходила от этого открытого человека. Можно сказать, что Георгий Георгиевич - сильный духом, так как далеко не каждый сможет настолько искренне рассказывать о своём творческом опыте.
Помимо этого, Георгий Георгиевич с удовольствием делился советами, которые, я уверена, пригодятся в дальнейшем и нам – «творческим малышам» на своём пути. Он убежден, что «мы в ответе за все!», поэтому нужно быть «маленькими пчёлками, которые собирают всё, что видят.
Вопросы из зала были живыми и актуальными, и режиссёр охотно делился своим опытом, что создавало атмосферу доверия и открытости. Я ушла с чувством вдохновения.
Ну и в заключение хочу сказать: это была не просто лекция, а настоящая мастерская, где каждый мог найти что-то ценное для себя. Слушать и наслаждаться встречей было одно удовольствие! Огромное спасибо за предоставленную возможность.
Дарья Иванова, 2-й курс бакалавриата
Многие из нас очень боятся что-то творить и создавать новое, показывая себя настоящего. Еще в школе, с детства нам ставят условия и запрещают «творить». Лично я всегда боялась создать что-то свое, высказать свое мнение, скорее ориентировалась на кого-то, повторяла за ним. Георгий Георгиевич Параджанов полностью изменил мое мнение и заставил поверить в себя, ведь нельзя ставить «шоры» и ограничивать себя в творчестве, в полете мысли.
У каждого из нас своя история, которую хочется рассказать. Мы отвечаем за то кино, которое создаем. Эта история, которую мы рассказываем зарождается внутри нас. С ней надо просыпаться, засыпать…
В своем выпуске, фильме, репортаже или даже интервью надо держать интригу, напряжение, то, за что зацепится зритель. Ведь если мы потеряем связь со зрителем, мы проиграем.
Для меня отснять репортаж — это трудный процесс. Я заранее все продумываю и прописываю, но зачастую во время съемок все идет не так, как планировалось и я сильно расстраиваюсь. Но Георгий Параджанов дал нам очень важный совет, попробовать проще относится к таким вещам. Ведь самая большая радость — это снять фильм на коленках. Но при этом никогда не стоит забывать, что в кадре все не случайно. Каждая вещь — это символ, образ, который создает художник.
Георгий Параджанов объяснил, что не надо боятся показать свой талант, зажиматься и опасаться мнения общества. Нужно создавать правду, снимать кино и репортажи о своей жизни, о той среде, в которой вы родились, о том, что вас вдохновило. Для себя я поняла, что стать режиссером суждено не каждому, но во мне есть что-то, что тянет меня к созданию этой истории.
Кристина Зайцева, 1-й курс бакалавриата
«Искусство наиболее близко к Богу», - именно эта фраза Георгия Георгиевича запала мне в душу.
Кажется, что этот человек действительно связан с мистикой, потому что сегодня он зажег огни в глазах всей аудитории. Хотелось записывать каждое слово, не упустит важное: фильм, который откроет новое видение мира, книгу, способную перевернуть сознание. Один из важнейших советов - носить с собой «блокнот-помощник», чтобы записывать туда все идеи.
А как же интересно было слушать рассказ о фотоаппарате и его открытиях во время учебы в Италии! В такие моменты ощущаешь, что прикасаешься к истории, обретаешь мотивацию творить и создавать что-то по-настоящему уникальное.
Главное - на этом мастер-классе Георгий Параджанов открыл нам свое сердце и дал надежду на то, что у нас еще есть шанс найти новые образы, «новые капли».
Антон Зюлин, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс Георгия Параджанова стал первым и значимым событием для всех участников, стремящихся углубить свои знания в области искусства кинематографии. Параджанов, известный своими уникальными подходами к созданию образов и сюжетов, поделился опытом, что произвело глубокое впечатление на аудиторию.
«Если вы не нашли образ — значит вы ничего не нашли». Эта фраза перемкнула меня и заставила задуматься о важности образа как основа творчества. Параджанов объяснил, что образ — это не просто визуальное представление, а глубокая интерпретация эмоций. Нужно искать не просто формы, а настоящие смыслы.
Студенты задавали вопросы Георгию Георгиевичу, что создало атмосферу спокойствия и открытости. Его подход к созданию визуального искусства, вдохновил многих присутствующих на новые идеи и эксперименты в собственных проектах.
Мария Белова, 2-й курс бакалавриата
Наш гость в начале мастер-класса сказал, что преподаватель не может заставлять или подталкивать студента к выбору своего жизненного пути. Ученик сам должен осознать свое предназначение. Мне очень понравилась его позиция.
Гость поделился своим опытом работы в киносфере. Меня поразило, что материалы для хорошего фильма собираются не на этапе его разработки, а практически всю жизнь режиссера. Удивительно, что вдохновение может прийти творческому человеку даже на кладбище в старом склепе, расписанном моментами жизни умерших людей.
«Главное увидеть. И понимать, что ты делаешь шедевр» - говорит Георгий Георгиевич. Ведь в настоящее время кино сильно обмельчало, вместо настоящего искусства все чаще выпускаются типовые сериалы. Сейчас не хватает людей, способных привнести что-то новое и необычное в этот мир шаблонных персонажей. Даже капель ку росы на листке можно обыграть по-разному и показать ее как нечто удивительное.
Наш гость очень интересный человек, и профессионал своего дела. Он общался с великим кинорежиссерами (например, Андреем Тарковским и Сергеем Параджановым). Я уверена, что Георгий Георгиевич сможет рассказать студентам еще много нового и полезного. С нетерпением жду наших будущих встреч!
Глеб Карнаухов, 1-й курс магистратуры
Мастер-класс Георгия Параджанова стал значимым событием для студентов, интересующихся киноискусством и экранным творчеством.
Гость поделился со студентами различными мнениями и взглядами о современном кино. Рассказал о создание фильма «Я чайка», где он являлся и сценаристом, и художником, и, что самое главное, режиссёром. На вопрос: «А что для вас из перечисленных должностей было ближе всего?», он ответил: «Близко всё, без одного я не могу сделать другого».
Мне понравилась его фраза, о том, что: «Режиссёр должен забеременеть своей идеей, выносить её и родить». Мне кажется, это хорошее сравнение, ведь пока в твоей голове не родится четкая мысль и не сформируется идея, она никогда не появится на свет.
Так же хотелось бы отметить, что Георгий Георгиевич остро поднимал тему образа, а именно художественного образа в фильмах. Он утверждал, что: «Задача режиссёра найти этот образ и верно передать его в художественной форме. Образ не может постоянно разрываться частой сменой кадров, но он может состоять из обилия деталей, и только при условии их грамотной композиции у Вас получится нужный результат». Обучаясь на режиссёрском факультете института культуры и искусств, я могу сказать, что абсолютно согласен с этим мнением, я бы сказал больше — это постулат, который должен знать каждый художник и творец. Образ является основой художественного представления в любой работе, и задача режиссёра правильно его найти. Ведь на его основе мы воспитываем зрителя, позволяем человеку научится мыслить картинами и красками.
На мастер-классе упоминалось большое количество известных режиссёров и сценаристов, и какого было моё удивление, когда я узнал, что многие из них являлись хорошими друзьями и приятелями Георгия Георгиевича.
Сравнивая мастер-класс Георгия Параджанова с лекциями по теории режиссуры, я могу сказать, что это было познавательней и результативнее для понимания. Ведь получение важной информации из уст действующего практика всегда будет оказывать большее впечатление.
Делая вывод могу сказать, что мастер-класс стал отличной возможностью для студентов не только познакомиться с творчеством выдающегося мастера, но и задать ему интересующие вопросы, обсудить актуальные проблемы современного киноискусства. Такой формат взаимодействия с известными деятелями культуры способствует развитию критического мышления, расширению кругозора и формированию профессиональных компетенций будущих специалистов в области телевидения и кино.
Вероника Бондаренко, 1-й курс бакалавриата
Мастер-класс Георгия Параджанова оставил яркие впечатления и глубокие размышления. Его подход к искусству и философии творчества действительно вдохновляет. Параджанов успешно сочетает теорию и практику, делая акцент на важности индивидуального выражения и культурных контекстов.
В ходе мастер-класса он делился своими методами работы с материалами, включая сложные техники и неожиданные приемы, которые делают искусство более выразительным.
Особенно интересной мне показалась концепция работы + жизни + видения всего ОБРАЗАМИ. Очень любопытно в сочетании с мистическим реализмом, которого в своем творчестве придерживается Георгий Георгиевич
Атмосфера на мероприятии была дружелюбной и творческой. Участники могли задавать вопросы, делиться своими идеями и получать конструктивную обратную связь. Это создало ощущение сообщества и поддержки, что особенно важно для молодых кинохудожников и телетворцов в целом.
Маргарита Ерошкина, 1-й курс магистратуры
Речь Георгия Параджанова - туго сплетенное ожерелье из вдохновенных идей и убеждений. Без канцеляризмов, формул успеха и терминов, с помощью которых мы привыкли описывать нарративы. «Забеременеть кино», «оно [кино] бродит в вас», «настоящее искусство — это молитва», - уже с первых слов заслуженного сценариста и режиссёра его благоговейное отношение к кино передается слушателям. После этого выступления, казалось бы, иди и снимай кино! Но Кино, по мнению Георгия Параджанова, это не то, что может снимать каждый. Способность создавать искусство — это Божий дар. И мне не нужно соглашаться или спорить с этим утверждением. Достаточно знать, что в мире есть человек, которые считает и творит именно так, и это десятикратно повышает ценность того, что я вижу на экране и что, может быть, однажды я сама «рожу», «выкормлю» и «воспитаю».
Дарья Дукарт, 2-й курс бакалавриата
Когда я узнала о мастер-классе Георгия Параджанова, в голове мелькнули образы его удивительных фильмов — ярких, полных метафор и глубоких вопросов о человеческой природе. Эта встреча стала для меня настоящим погружением в искусство кино.
С первых же минут Георгий Георгиевич погрузил нас в размышления о том, как важно осознавать свою ответственность как автора: «За всё отвечаете Вы и только Вы». Этим он напоминает о том, что каждый из нас несёт груз своих решений.
В завершении мастер-класса Георгий Георгиевич сказал интересную фразу: «Ещё не все пути использованы в этом мире». Эта мысль завораживает и побуждает исследовать, создавать и не бояться самовыражаться. Фильмы Георгия Параджанова, которые критики охарактеризовали как «советский арт-хаус шестидесятых», и сегодня восхищают своей актуальностью и универсальностью.
Егор Грачев, 1-й курс магистратуры
Я новый человек на факультете, имеющий только техническое образование, который захотел посмотреть на профессию с другой стороны. Поступая на факультет телевидения, я и представить не мог, что обучение может быть таким интересным! Практические занятия, интересные лекции, мастер-классы. Как раз вчера был один из них. Занятия такого плана для меня в новинку, и очень приятно, когда тебе дают возможность "прикоснуться к великому". Послушать выдающихся людей, и подчеркнуть для себя что-то новое. Мне очень понравился мастер-класс Георгия Георгиевича, я узнал для себя много нового и интересного.
Анастасия Акчурина, 1-й курс бакалавриата
Георгий Георгиевич Параджанов произнес очень значимые для меня слова на мастер-классе. Мне, как начинающему монтажёру, было важно услышать, что в кадре никогда и ничего не может быть случайным. «Перебивки» бессмысленны, они отнимают время у оператора, режиссера, сценариста и всех-всех, кто над ними работает... и всё зря, ведь, на самом деле, они ни о чем не могут сказать зрителю, и это просто-напросто символы. Они статичны, а вот образы играют намного большее значение, ведь с ними как раз есть возможность работать, применять их в значимых сценах, чтобы передавать чувства и эмоции героев. Именно с помощью образов создают шедевры кинематографа!
После мастер-класса я сделала вывод: если я хочу достигнуть определенных высот, то мне обязательно нужно работать и ни в коем случае не опускать руки, когда столкнусь с трудностями. «Искусство не простит!» - сказал Георгий Георгиевич и добавил, что у каждого из нас своя работа, но все мы должны прилагать усилия, чтобы чего-то добиться. Писать 10-20 страниц в день, чтобы в последствии их не использовать? Не беда, зато со временем ты приобретешь определенные навыки и благодаря ежедневному оттачиванию не сможешь их забыть.
Алиса Большакова, 2-й курс бакалавриата
Как бы это высокопарно не звучало, но мне гость показался как бы пришельцем из другого мира, но в то же время знакомым. Если описать человека одним словом, то Георгий Георгиевич - человек-образ. Он рассказывал о том, как лично он работает с образами, вызывая в моём воображении собственные ассоциации. Лист у меня, конечно, породил ассоциацию с монологом Кириллова из романа «Бесы» о том, что «всё хорошо», и я обрадовалась, что так живо «приняла чужой лист», его «присвоила» или «прожила». Так гость объяснил, что только символ статичен и может превратиться в клише, а образ - живой. А если нет образа, то не родится и качественное произведение. Чтобы идея сформировалась в образ, режиссёр посоветовал записывать свои идеи и каждый день находить что-то новое. Эти советы были известны мне и ранее, поэтому я была рада тому, что иду правильным путём и ушла после мастер-класса с желанием творить и действовать.
Наталия Куличенко, 1-й курс бакалавриата
«Кино — это всегда сказка!» Г.Г. Параджанов
Осенью годов восемь назад мой дядя познакомил меня с такой уникальной вещью, как «Цвет граната» – великий живописный, музыкально-драматический плод советского кинорежиссёра Сергея Иосифовича Параджанова. Ещё тогда на меня произвело достаточно яркое впечатление эта кинокартина: подобный колорит кадров и содержания восхитил до безумия, и я хотела вновь увидеть что-то подобное, но только уже в работе другого режиссёра.
Итак, анонс «Мастер-класс с Георгием Параджановым» – автор работ в жанре магический реализм: «Я – чайка!», «Все ушли», «С осенью в сердце» – вот он – колорит!
И, собственно…мне посчастливилось вчера, в солнечный осенний день, лицезреть и слушать на мастер-классе российского кинорежиссёра Георгия Георгиевича Параджанова – племянника Параджанова-старшего.
Бывают гости, которых расспрашивать особого внутреннего удовольствия у журналиста не вызывает: однообразно отвечают и будто находятся вне «интервьюируемого столика». Георгий Параджанов, напротив, в этом ключе благодать, поскольку очень импонировало не столько то, что он рассказывает, какие содержательные ответы он даёт на заданные ему студентами вопросы, а сколько то, КАК он об этом говорит. Артистизм, некая театральность в его речи завораживала. Например, задают ему вопрос про взаимоотношения Параджанова с разными деятелями искусств, гость тут же создаёт «сценку-монолог» на несколько секунд, где он изображает то своего дядю-режиссера, то Андрея Тарковского, то каких-либо грузинских, итальянских знакомых, коллег Сергея Параджанова с характерным для них акцентом, манерой речи. Прекрасно, когда у человека есть чувство юмора – это, несомненно, привлекает зрителя мгновенно. Тем более, что Георгий Георгиевич не раз во время встречи напоминал нам как будущим телевизионщиком, что очень важно держать зрительный контакт с аудиторией. Если его нет – значит, нет ничего. Мы пропали. Точнее и не скажешь.
Также хочу указать один из запомнившихся мне моментов из встречи — как же иронично и, с другой стороны, увлекательно было наблюдать за тем, как периодически декан нашего факультета Виталий Товиевич Третьяков делал вставки в историях, которыми делился Параджанов со студентами. Подобное тёплое дружеское взаимодействие придавало некоторый уют общей атмосфере в аудитории.
Я как человек, который трепетно относится ко всему происходящему в нашем современном российском кинопроизводстве, была рада слышать, что в идейности, КАК нужно создавать «шедевр-фильм» (выразился Г.Г. Параджанов), мои мысли схожи с позицией Георгия Георгиевича. Он выступает против так называемых «перебивок» в кино – банального, уже ныне «пошлятского» воспроизведения, заданного в сюжете картины, который перекочевывает из одного фильма в другой. Нужен образ! О-Б-Р-А-З! Иначе фильм лишается какой-либо концептуальной ценности. «Мы должны быть пчёлками: должны собирать всё! Видеть то, что другим не видно – иначе мы не художники!» — не могу не поддержать слова нашего гостя, ведь, действительно, если ты человек искусства, да и в придачу талантлив, то ты не просто можешь, ты обязан открывать для общества что-то новое, интересное и божественно прекрасное!
Должна отметить! Приятно слушать человека из творческой сферы деятельности, который напрямую олицетворяет «ИЗМЕНЕНИЕ» — а это не важно ли для развития кинематографа, да и искусства в целом? Георгий Георгиевич за «живой образ», а не за статичную символику: «Надо искать новые тропы!».
Меня, действительно, в конце мероприятия порадовала фраза Г. Параджанова, что главное его достижение заключается в том, что его не сравнивают с работами дяди-кинорежиссёра. Он отдельная творческая единица, «его выбрал магический реализм», его искусство самобытно, эксцентрично и красиво! Это дорогого стоит.
На мой взгляд, всё-таки в обоих (Георгии и Сергее Параджановых) есть одна схожая черта – орнаментальность работ, которую они искусно создавали. Это прекрасно и достойно особого внимания!
«Кто на Вас оказал большее влияние как на становление творческой личности – дядя?» – «Нет» ответил Георгий Георгиевич – дом. Интересный и очень личный момент. Мне данное высказывание приятно в кой-то мере: человек благодарен за своё развитие как режиссёра всем членам своей семьи – уважение.
Хоть Георгий Георгиевич уделил нам достаточно большое количество времени на мастер-классе, но так или иначе у интересующихся творчеством Параджанова остались вопросы, которые выжидали свои ответы от гостя уже после окончания мероприятия. «Если ты не поэт, то ты не режиссёр. Режиссёр должен быть поэтом, потому что нет ничего выше, чем поэтическое кино!»
Хотелось бы завершить вышесказанное добрым анекдотичным, как по мне, диалогом между Г. Параджановым и В. Третьяковым конца мастер-класса:
«В кино перебивки быть не может! Искусство не прощает ошибок, оно приближено к Богу!»
«А телевидение, наоборот, отдалено от Бога», – дополнил Виталий Товиевич.
Регина Мугтабарова, 1-й курс бакалавриата
Георгий Параджанов - невероятно наблюдательный человек с тонкой душой!
Мне близка мысль о том, что «кино начинается задолго до всего», что оно должно «бродить» в тебе. Самое главное — это увидеть образ, потому что именно с него все начинается. Мне безумно, как Георгий Георгиевич рассказывал о капельке росы, которую он наблюдал утром, потому что я тоже обожаю ловить каждое мгновение природы.
Отдельно хочется выразить свое удивление, когда гость поделился процессом создания документального фильма «Я - Чайка!». Пять тысяч метров пленки, которую он просмотрел и собрал воедино - поразительно!
Спасибо большое Георгию Параджанову за вдохновение вновь замечать «незамечаемое», за его волшебную энергию!
Илья Полишин, 1-й курс бакалавриата
«Кто говорит, тот сеет. Кто слушает, тот собирает».
11-го сентября стены первого гуманитарного комплекса МГУ ликовали. На встречу со студентами Высшей школы телевидения пришел небезызвестный сценарист, кинорежиссер и “проповедник искусства магического реализма” Георгий Георгиевич Параджанов.
Мастер-класс был открыт вступительным словом декана ВШТ Виталия Товиевича Третьякова: «Каждую среду к нам приходят работники телевидения. Сегодня у нас в гостях Георгий Параджанов». Чуть позже декан заявил, что «насмотренность» современной молодежи минимальна (большинство не знает великого режиссера Сергея Бондарчука), а значит, мы должны наверстывать упущенное, уделяя больше внимания встречам с такими людьми, как Георгий Георгиевич.
Честно говоря, некоторые моменты в выступлении режиссера меня немного насторожили. Постараюсь процитировать: «Знаете, российский кинематограф испытывает не самый лучший момент в своей жизни; Сейчас кино нет». Так, ну раз уж передо мной стоит задача написать отзыв, то позволю себе не согласиться и высказать личное мнение. Да, я ни в коем случае не отрицаю того, что российский кинематограф сейчас явно не на вершине. Но все же отдельные высоты присутствуют, да еще какие… Вспоминаю, на мой взгляд, одну из лучших отечественных картин последних 15-ти лет генерального директора «Мосфильма» Карена Шахназарова «Белый тигр». Чего только стоят слова танкиста Ивана Найденова в финальной сцене: «Пока я его не сожгу (Белый тигр), война не закончится, товарищ полковник. Ждет он, ждет… И будет ждать 20 лет, 50, может 100… И выползет. Его надо сжечь, Вы же знаете, что это надо сделать.» Посмотрите, разве это не актуально в наше время, когда в СВО со стороны Украины мы видим «Леопардов» с белыми крестами. И я невольно задаюсь вопросом: не написан ли был сценарий этого фильма после речи В.В. Путина на Мюнхенской конференции по безопасности 2007 года? Ладно, хорошо, предположим, что это исключение… А как же тогда фильмы режиссеров Игоря Копылова «Небо» и Антона Мегердичева «Движение вверх»? Разве это не достояние российского кинематографа? Впрочем, я прекрасно понимаю, что Георгий Параджанов - профессионал. Но тем не менее считаю, что я должен был высказать и свое мнение.
В остальном же я абсолютно согласен с Георгием Георгиевичем. Поэтому приведу ряд тезисов, которые считаю нужным выделить из выступления режиссера и, желательно, запомнить. Думаю, они будут полезны всем без исключения.
Никогда ни на кого не рассчитывайте.
Если мы потеряем связь со зрителем, то мы проиграем.
Самая большая радость - снимать фильм не за деньги.
Я проповедую любовь, жизнь, смерть.
Не нашли образ - ничего не нашли.
Символ и образ - разные понятия. Символ статичен, образ подвижен.
Искусство не прощает ошибок, оно максимально приближено к Богу. Кстати, на это Виталий Товиевич заметил: «А телевидение наиболее отдалено от Бога».
Вы должны видеть то, что никто не видит.
Каждый день трудитесь, выжимайте из себя что-то новое.
Обязательно записывайте все свои замыслы. И именно в записную книжку, а не в телефон.
Я не хочу дать зрителю продышаться, я должен удержать его, как удав.
Современному кинематографу может помочь только талант и незаурядность.
Иногда возвращайтесь в детство… Зачастую именно оно становится источником вдохновения.
Не верьте тому, кто говорит, что его не интересует мнение зрителя, что он снимает только для себя… Запомните, что вы снимаете именно для зрителя, а иначе все просто теряет смысл.
Всегда ищите новые тропы.
В общем, резюмируя всё вышесказанное, хочу сказать, что Георгий Георгиевич Параджанов - бесспорно мастер своего дела и человек невероятно глубокой мысли. Уверен, что каждому из нас необходимо периодически слушать людей такого масштаба, чтобы понимать, что предела совершенству действительно нет. Ну а лично для меня было большой честью присутствовать на этой встрече, и я, конечно, безмерно благодарен судьбе за эту возможность.