Маргарита Ерошкина, 1-й курс магистратуры
Мастер-класс Георгия Параджанова был очень энергичным. Речь гостя, как и в прошлый раз, поражала своей метафоричностью и жаром, а убеждения - твёрдостью. Меня повеселила история про то, что отказ ложиться в гроб ради оригинальной концепции фото делает тебя "не компанейским человеком" - Георгий Параджанов - истинный документалист, поэтому знает, как собрать текст из человеческих историй. С точки зрения профессии гость так же дал много поводов для размышления:
1) монтаж должен быть невидимым для зрителя;
2) главное качество режиссера - уметь увидеть и отобрать;
3) искусство может все, главное избегать патологии и насилия.
Глеб Карнаухов, 1-й курс магистратуры
Мастер-класс Георгия Параджанова, как мне кажется, стал не просто встречей с ярким художником, а важным разговором о сути профессии. В центре обсуждения был вопрос: как найти и определить себя как художника в современном мире? И всё, о чём говорил Параджанов, ощущалось не как лекция, а как откровение.
Одна из мыслей, которую я особенно запомнил: «Красота — это уже идея». Мне кажется, в этом — глубокое напоминание, что визуальное не может быть пустым. В настоящем образе всегда заложен смысл, даже если он выражен очень тонко. Продолжая эту мысль, он сказал: «Если мы раскрываем сущность — мы приближаемся к идеалу». Это, на мой взгляд, и есть суть творческого пути — не повторять то, что снаружи, а пытаться добраться до внутренней правды вещей.
Очень резко, но честно прозвучало: «Самоцитирование — и ты не художник!». Мне кажется, этим он точно обозначил границу между подлинным творчеством и повторением удобных форм. Искусство — это всегда шаг в неизвестность, даже если страшно.
Он также говорил о том, что искусство исцеляет, и я с этим согласен. Через образы, через честный опыт художник способен прожить что-то важное — и помочь это сделать зрителю.
Особенно сильной мне показалась его метафора: человек — это штатив, голова — камера, глаза — объектив, а мозг — это плёнка. Это образ, близкий режиссёру: ты фиксируешь, интерпретируешь, видишь, а потом возвращаешь это миру — уже осмысленным.
И, наконец, главное, что я для себя вынес — это фраза: «Найти в мире то, что не видит никто — тогда вы станете художником». И в этом, как мне кажется, всё сказано. Не быть оригинальным ради оригинальности, а научиться видеть по-настоящему.
Для меня этот мастер-класс стал напоминанием о том, зачем мы вообще выбираем путь искусства: чтобы видеть, чувствовать, фиксировать — и делиться этим с другими. Не ради лайков, а ради смысла.
Вероника Бондаренко, 1-й курс магистратуры
Сегодня я посетила мастер-класс Георгия Параджанова вновь. И что восхищает - так это то, что Георгий Георгиевич неисчерпаемый с точки зрения глубины, опыта и профессионализма спикер. Я в восторге была от первой встречи с ним, не меньшее впечатление он произвел и на этот раз.
Регина Мугтабарова, 1-й курс бакалавриата
Мастер-класс Георгия Георгиевича Параджанова – это не просто лекция о кино, это погружение в мир образов, чувств и философии искусства. С первых слов кинорежиссера, призывающего «остановиться на образах», стало ясно, что перед нами человек, живущий и дышащий творчеством. Именно эта жизнь образами, эта способность видеть мир сквозь призму художественного восприятия глубоко поразила и восхитила меня.
Лично для меня встреча с Георгием Георгиевичем Параджановым – это эстетическое откровение. Он – воплощение живого искусства.
«Наше тело – штатив, голова – камера, глаза – объективы, а мозг— пленка», – сказал гость, подчеркивая, что кино рождается внутри нас, в нашем восприятии мира. Слушая его, я поймала себя на мысли, что важно не только то, что мы видим, но и как мы это видим, ведь каждый образ, запечатленный на нашей внутренней «пленке», становится частью нас самих.
Мастер-класс заставил меня задуматься о собственном восприятии. Насколько я внимательна к деталям? Как я преломляю реальность через призму своих чувств и опыта? Ведь именно это и есть тот самый «пустой рюкзак», с которым, по словам Параджанова, нужно приходить в искусство. «Опыт немного убивает» – эта фраза засела в памяти. Наверное, потому что заставляет задуматься о балансе между знанием и чистым, незамутненным взглядом.
Также гость говорил о «наготе», как у Маугли, о необходимости быть открытым неизвестному, что резонирует с моим собственным стремлением к свободе в творчестве. «Мы не должны знать, что с нами произойдет», – это не просто призыв к импровизации, это его философия жизни как художника, готового к неожиданным поворотам и открытиям. Просмотр фильма «Я умер в детстве» стал иллюстрацией этих слов о том самом «голом» восприятии мира.
«Идите! Творите! В искусстве надо быть свободными!» – эти слова, завершающие мастер-класс, звучат как напутствие всем, кто стремится к истинному искусству. Они наполняют энергией и вдохновением, побуждая к поиску и творчеству.
Огромная благодарность Георгию Георгиевичу за этот невероятный мастер-класс! Его тонкое видение мира, умение передать его красоту и глубину через образы – это настоящее искусство, это завораживает. Спасибо за вдохновение и за новый, пронзительно точный взгляд на мир. Этот опыт бесценен.
Анастасия Лисёная 1-й курс магистратуры
Посещение мастер-класса Георгия Параджанова – это словно погружение в волшебный мир кино, где границы реальности размываются, а привычные вещи обретают новые, фантастические значения. Мастер, подобно алхимику, превращает обыденность в поэзию, делясь своим уникальным видением и вдохновляя на творческие поиски. Вспоминая его «Я умер в детстве», можно проследить, как Параджанов виртуозно вплетает полотно из образов, символов и метафор, создавая неповторимую атмосферу картины.
Камилла Биксентаева, 2-й курс бакалавриата
Этнос и национальный колорит в искусстве, душа в сценарии, воспоминания и момент в работе режиссера - обо всем этом с нами беседовал Георгий Параджанов. Беседа была очень дружелюбная, при этом живая и экспрессивная. Мы посмотрели самую первую работу Георгия для ВГИКа «Я умер в детстве». Меня поразила личная составляющая этого фильма, в которой и заключалась его художественная ценность. Память, о которой в нем говорится и Грузия, которая в нем показана, открыли для меня важность культурного кода и личного опыта в киноискусстве. В фильме было множество образов, с литературной точки зрения его можно было бы назвать имажинизмом. Именно о важности образа и говорил режиссер. Им может стать даже звук и совсем не обязательно актер. Кино — это не про деньги, искусство — это не про тщательную продуманность, а про сиюминутность, вдохновение и самобытность.
«Искусство имеет право на всё!»
Эту фразу нашего гостя я бы назвала девизом этого мастер-класса.
На очередной встрече с Георгием Георгиевичем мы обсудили образы, искусство и настоящий талант. Чтобы создать что-то прекрасное, важно обратить внимание на образы. Они могут быть представлены в самых разных формах: звуках, изображениях, словах или мыслях. Это вдохновляет нас быть более внимательными к окружающему миру и замечать даже самые мелкие детали.
Георгий Георгиевич сказал, что «кинематограф не дает ответов». Нельзя просто посмотреть фильм, чтобы найти ответ на мучающий вопрос. Наоборот, после просмотра у человека должны возникнуть новые вопросы. Важно, чтобы человек размышлял!
Ксения Анисимова, 1-й курс бакалавриата
Мастер-класс Георгия Параджанова подарил незабываемые впечатления, погрузил в особую атмосферу. Гость поделился мыслями о природе искусства, кинематографа и образах в кино.
«Если художника называют модным, это самое большое оскорбление для него», - считает Параджанов. Истинное искусство должно быть свободным и неподвластным времени, в отличие от моды. Есть фильмы, которые никогда не устареют, а есть «однодневки». Каждый художник должен стремиться к вечному. Ремеслу можно обучить, но таланту научить невозможно
Параджанов подчеркивает, что актер не всегда главная фигура эпизода; гораздо важнее образ. Актеры часто врут, а искусство вранья не прощает. Это философский подход к искусству: красота — не только эстетика, но и глубокая идея.
Искусство требует смелости, свободы и инициативы. Мы сами должны создавать ситуации и быть повелителями своего творчества. Этот мастер-класс стал не только источником вдохновения, но и мощным толчком к размышлениям о роли искусства в кинематографе и в нашей жизни.
Ирина Сенчихина, 1-й курс бакалавриата
Иногда я не в силах передать словами глубину впечатлений от увиденного и услышанного. Георгия Георгиевича Параджанова очень интересно слушать. Этот умудренный жизненным опытом человек способен просто говорить о сложном, о непостижимом, об искусстве. Тема образов, затронутая им на мастер-классе, всегда была чем-то особенно важным для меня, ведь без образов нет творчества.
Когда я готовлюсь как режиссер к важным съемкам, я почти не делаю сценарий, у меня есть «скелет», но этим я ограничиваюсь, потому что на съемочной площадке может произойти все, что угодно, может возникнуть ИДЕЯ. Я всегда мысленно упрекала себя, но от него я услышала поддержку моих методов. Когда мы идём снимать, мы идём в «джунгли», мы не знаем, какой «зверь» выскочит на нас из-за дерева, мы не знаем, что у нас получится. Искусство не прощает «мозговых штурмов», искусство - это свобода. Свобода творить.
Вновь мы погрузились в колорит Грузии, это было что-то волшебное и притягивающее. Ещё до того, как Георгий Георгиевич включил нам свой фильм о дяде - режиссере Сергее Параджанове, - я погрузилась в атмосферу суеверной и манящей Грузии. Отрывок из его фильма произвел на меня странные впечатления. Несколько минут после я сидела в каком-то ступоре, потому что смысл увиденного нашел живой отклик в моей душе. Тема творца, тема рода - они такие сокровенные. Я искренне рада, что Георгий Георгиевич преподает у нас на факультете, потому что двух встреч с ним мне было мало.
Лолита Черкашина, 1-й курс бакалавриата
«Человек-образ» - так можно описать Георгия Георгиевича Параджанова, призывающего во всем искать именно образы, без которых, по его мнению, невозможно ни кино, ни искусство в целом. В этом сложно спорить с человеком, чьими мастерами и учителями были великие режиссеры как отечественного, так и мирового кинематографа. Уверенно с Георгием Георгиевичем можно согласиться в том, что время является главным судьей. Его второй мастер-класс является этому подтверждением, так как после прошедшей повторной встречи он приумножил интерес к его личности, к изучению истории кинематографа, процессу создания фильмов. Он смог показать новые аспекты творчества и его деятельности, поделиться ещё большим количеством знаний.
Если «кинематограф ставит вопрос», то Георгий Параджанов является тем человеком, который готов дать ответ и разобрать детально что бы то ни было.
Дарья Иванова, 2-й курс бакалавриата
«Если мы не познаем современный мир, то никогда не станем художниками в этом современном мире», — такими словами начал свою встречу Георгий Георгиевич Параджанов. И уже с первых минут я поняла: это не просто лекция, а путешествие в самую суть искусства, где каждый тезис — как вспышка света, озаряющая путь творца.
Георгий Георгиевич, режиссёр, чьи работы стали эталоном вневременного кино, раскрылся перед нами не только как мастер, но как философ, для которого кинематограф — это алхимия души. «Искусство приумножает бытие рода человеческого, — говорил он, — а сущность художника — вечная тайна». Его слова заставляли задуматься: что важнее — техническое совершенство или умение уловить невидимое? Тело — штатив, голова — камера, глаза — объективы… Но это лишь инструменты. Искусство начинается там, где рождается состояние, где говорит душа.
Больше всего меня поразила его страсть к свободе творчества. «Мозговой штурм неприемлем для художника, — уверенно заявил Параджанов. Если сценарий не идёт надо его убирать. Зёрнышко идеи должно взрасти само, как живой организм. Он посоветовал нам быть смелыми: «Ничего нет страшнее тепличности. Художник должен быть повелителем обстоятельств, а не их заложником». А как зажглись глаза аудитории, когда он сказал о том, что, если вас назовут модным — это оскорбление. Мода мимолётна. Наш судья — время и только оно отделяет шедевры от однодневок.
Особенно запомнились моменты, когда Георгий Георгиевич показывал нарезки из своих фильмов. Кадры, где монтаж был «невидимым», а каждый персонаж дышал подлинностью. «Актёр врёт, — улыбнулся он, — не врёт только персонаж. Искусство вранья не простит. Эти слова стали для меня откровением: как важно, чтобы за формой не терялась искренность.
Но главным уроком стала его вера в свободу. А когда кто-то спросил о секрете таланта, он ответил просто: «Ремеслу научить можно. Талант — либо есть, либо нет. Но без артистизма — вы ничего не создадите».
Было видно, как Георгий Георгиевич вкладывает в нас частицу своей мудрости. Он не просто отвечал на вопросы — он вёл диалог, искренне интересуясь мнением каждого. Его рассказы о первых десяти годах жизни как фундаменте творчества, о необходимости «тренировать себя ежедневно» звучали как напутствие поколению, стоящему на пороге открытий.
После этой встречи я чувствую, будто мне подарили ключ к двери, за которой — бескрайний мир возможностей. Георгий Параджанов доказал: настоящее кино — это не спецэффекты и не бюджеты, а смелость видеть глубже, чувствовать острее и оставаться верным себе. Спасибо факультету за то, что дал нам встретиться с человеком, который не просто создаёт фильмы, а творит вселенные. Таким, как он, под силу не просто возродить киноискусство — они учат нас летать.
Ирина Лобацкая, 1-й курс бакалавриата
Душа человеческая есть тайна. Творчество есть тайна. А мысли, возведенные в образ, суть ключи тайн. Так мыслю я. Так учит Георгий Параджанов.
В очередной раз я вижу этого человека и в очередной раз утверждаюсь в своей любви к кинематографу, великому, всеобъемлющему и всеспасительному. «Искусство исцеляет», — говорит Параджанов, и это правда, тысячу раз правда.
Параджановы, дядя и племянник, как и их фильмы, — это про аутентичность, инаковость. Георгий Параджанов показывал нам свой фильм «Я умер в детстве», начинающийся со сцены похорон девушки Веры, невесты Бога, — эта сцена взята из неснятой «Исповеди» Сергея Параджанова. Поразительна образность мышления обоих режиссеров, поразительны сплетения идей и смыслов.
Восточные мотивы все в тех же образах и даже в речи Параджанова окутывают всю аудиторию, восхищают. Эта встреча как часть другого, почти совсем неизвестного мира — творческого, вдохновенно яркого мира художника.
Дарья Дукарт, 2-й курс бакалавриата
«Всё, что нас окружает — это уже образ».
Георгий Параджанов открывал наши мастер-классы в начале учебного года, и теперь, при повторной встрече, я по-прежнему нахожусь под впечатлением. Георгий Георгиевич поделился с нами самым главным в искусстве - пониманием образа и идеи, заставив взглянуть на кинематограф совершенно иначе.
Параджанов говорил о том, что современное поколение живет оторвано от окружающего мира, а ведь изображение сопровождает нас от первого до последнего дня жизни. «Наше тело - камера, она фиксирует всё, что нас окружает», - эти слова запали мне в душу. Действительно, мы постоянно воспринимаем мир образами, но редко осознаём их истинную значимость.
«Если у нас не будет идеи, у нас ничего не может быть», - этой фразой Георгий Параджанов раскрыл перед нами сущность кинематографа. Ведь когда мы раскрываем сущность вещей, мы приближаемся к идеалу.
Георгий Георгиевич показал нам свой документальный фильм «Я умер в детстве», который он посвятил своему дяде Сергею Параджанову. Фильм отражает сложную и трагическую судьбу великого мастера через призму воспоминаний племянника. Георгий рассказал, что вырос в том же доме, где родился его знаменитый дядя, и впитывал в себя «судьбы людей, запахи земли и кавказских ветров».
Благодаря мастер-классу Георгия Параджанова я открыла для себя как важно видеть невидимое на первый взгляд. Спасибо ему за этот бесценный опыт!
Анастасия Акчурина, 1-й курс бакалавриата
Мастер-класс, как мне показалось, прошел весьма необычно. После него я еще долго размышляла о словах, которые сказал Георгий Параджанов. Он показался мне весьма категоричным в отношении к современному обучению по сценарному делу: «Не знаю, о чем сейчас преподают, и не хочу этого знать». Не очень согласна с ним, ведь, как я считаю, сначала следует ознакомиться с информацией, а потом уже делать выводы и говорить о ней. По крайней мере, так нас учат на наших мастерских в Высшей школе телевидения.
В целом, мастер-класс был достаточно интересным, гость смог завлечь аудиторию своей харизмой, большим опытом работы в кино и историями из жизни. Для себя же я извлекла урок, что следует быть осторожным в словах, которые произносишь на публику, иначе можно задеть чьи-то чувства. Считаю, это важно знать всем, кто собирается работать на телевидении в кадре.
Анна Аносова, 2-й курс бакалавриата
«Человек — это камера. Его тело — штатив. Глаза — объективы. Мозг — пленка. Человек все фиксирует. Все остаётся на плёнке, хотя мало что из этого относится к искусству". С этого наблюдения начал мастер-класс Георгий Параджанов.
С чего всё начинается? Что самое главное в фильме? Что нужно для искусства? На эти темы рассуждал кинорежиссёр, сценарист и художник. Наверное, этими вопросами задаётся каждый человек. Поэтому выступление Георгия Параджанова заставило многих студентов задуматься. Он поделился некоторыми, парадоксальными тезисами. Самыми яркими были: «Сценарий - ложь!», «Опыт убивает искусство».
Действительно, сценарий, особенно в документальном фильме, можно назвать ложью. Потому что, всё меняется. Человек не может предугадать, как сложится жизнь. А документальные фильмы отображают жизнь через призму режиссёра. Хотя, некий сценарий или план фильма всё равно существует, хотя бы в голове.
Опытный человек может начать заниматься самоцитированием, что убивает искусство. С другой стороны, опыт помогает создавать произведения.
Но сколько бы вопросов не появлялось в голове, Георгий Параджанов призывает творить! Создавать фильмы и не обращать внимания на неконструктивную критику. Потому что: «Главный судья всему - время!»
Галина Элина, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс Георгия Параджанова стал неким погружением в философию искусства.
Что же главное в кино? Как оказалось, это не актёры, не музыка и даже не картинка, а образ. Только образами, по мнению Георгия Георгиевича, говорит кино. Научиться их замечать можно через живопись. Также мы узнали, что важно быть артистичным. Опыт из жизненных ситуаций можно обыграть в собственном кино. Самым интересным для меня утверждением Георгия Георгиевича стало то, что кинематограф не даёт ответ, а ставит вопрос. Как мне кажется, эта мысль переворачивает привычное представление о кино как о развлечении или готовой морали. Настоящее искусство заставляет зрителя искать ответы самому.
Спасибо Георгию Георгиевичу за столь тёплый, душевный и вдохновляющий мастер-класс!
Валерия Мерзликина, 2-й курс бакалавриата
Утверждение мастера о том, что «красота — это уже идея», заставило меня по-новому посмотреть на творческий процесс. Действительно, создание красоты начинается не с технических деталей, а с замысла, с той самой «идеи», о которой говорил Георгий Георгиевич: «фильм начинается с идеи, когда вы бросили зернышко и ждете, пока оно прорастет». Эта метафора идеально иллюстрирует терпение, вдумчивость и глубину творческого подхода.
Параджанов также затронул важность интуиции в творчестве, подчеркнув, что «мозговой штурм в искусстве неуместен, он убивает вас, как художника». Хотя я лично не полностью согласна с этим утверждением (систематический анализ не всегда вреден), его слова заставили задуматься о том, насколько важно доверять своему внутреннему голосу и интуиции в творческом поиске.
Александра Сурова, 2-й курс бакалавриата
Встреча с Георгием Параджановым стала мощным источником вдохновения. Его слова о разрыве поколений с реальностью, о человеке как камере, фиксирующей мир, и об искусстве, преображающем бытие, побуждают к глубоким размышлениям. Открытость, искренность и поиск идеи, это то, без чего творчество невозможно, поскольку искусство не терпит обмана, а время выступает главным судьей. Я искренне благодарна за эту встречу, открывшую новые горизонты в понимании искусства и его подлинности.
И наконец, завершающая фраза «самый главный судья — это время» подвела итог всему мастер-классу. Время — беспощадный, но и самый честный критик. Это заставляет задуматься о долговечности искусства, о его способности противостоять времени и оставаться актуальным для будущих поколений.
Мастер-класс Георгия Георгиевича Параджанова был не просто обучением, а вдохновляющим путешествием в мир искусства, заставившее меня задуматься о глубинном смысле творчества и роли художника в мире.
Мария Максимова, 2-й курс бакалавриата
Особенно ценным стало обращение к документальному кино через призму фильма «Я умер в детстве...». Параджанов не просто рассказал историю создания ленты, но раскрыл, как через кадр, композицию и работу со временем можно передать хрупкость памяти и травму утраты. Его подход к образам — не как к иллюстрациям, а как к «визуальным метафорам» — заставил переосмыслить роль каждого элемента в кадре: от света до паузы в монтаже.
Интерактивная часть мастер-класса, где режиссёр отвечал на вопросы студентов, стала ярким доказательством его открытости и педагогического таланта. Георгий Георгиевич не уходил от сложных тем: говорил об этике в документалистике, о балансе между правдой и художественным вымыслом, а также о том, как находить «невидимые нити» между зрителем и героем. Его советы, например, о том, как «слышать тишину» в кадре — звучали как готовые инструкции для практического применения.
Отдельно хочется отметить мотивационный аспект встречи. Параджанов не скрывал, что документальное кино для него — это способ диалога с миром, а не просто констатация фактов. Его искренность и готовность делиться профессиональными провалами («Иногда образ рождается только тогда, когда ты отказываешься от всех планов») вдохновили меня на эксперименты и поиск собственного визуального языка.
Мастер-класс стал событием, которое вышло за рамки образовательного формата. Это был разговор о том, как кино превращает личное — в универсальное, а тихое — в громкое. Для студентов и профессионалов встреча стала не только источником знаний, но и творческим импульсом, напоминанием, что даже в эпоху цифровых технологий главным инструментом режиссёра остаётся человеческое внимание — к деталям, к истории, к самому себе.
Алиса Большакова, 2-й курс бакалавриата
Ещё один мастер-класс с режиссёром, чьим главным наставником был тот, о ком Тарковский сказал: «Он делает искусство из всего...». Неожиданным открытием для меня стало то, что Георгий Георгиевич не считает, центральной фигурой фильма не только актёра, но даже режиссёра. Как и прежде режиссёр утверждает, что главная составляющая фильма - образ. Гость даже считает невозможным рождение фильма из сценария, не подкрепленного образом. Фильм Георгия Параджанова «Я умер в детстве...» произвел на меня впечатление, будто он создавался... Точнее слова чем «наощупь» я не могу подобрать. То есть в мире режиссёра не столь важна идея и умозрительная, логическая составляющая. Фильм не пытается нас чему-то научить, помочь найти ответы на какие-то вопросы, а напротив - зритель должен задавать себе вопросы чтобы понимать. Аллегории и символы здесь не логические, играющие на сюжет «чеховские ружья», а отдельные истории. Будто рассыпающиеся на глазах видения прошлого, о которых ведётся повествование в картине. Для меня выступление гостя - история о балансе между чувственным созерцанием мира и проникновении в суть вещей, в суть души. Однако режиссёр предостерёг присутствующих от самолюбования. Нужно познавать окружающий мир, а не изучать себя, толковать свои же заложенные смыслы. В этом и отличие символизма Параджанова от ремесленного символизма. Символ здесь не потому, что он нам что-то объяснит или продвинет по сюжету. Символ есть, потому что должен быть здесь, потому что он был замечен, придуман и прожит автором. Кроме ярких впечатлений, студенты получили много практических советов: не мучить себя мозговым штурмом, если то, что они создают - произведение искусства и уйти от иллюзии о том, что фильм может ответить на какие-то ваши вопросы. Цель искусства по мнению режиссёра - развивать и исцелять душу.
Мария Белова, 2-й курс бакалавриата
Каким должно быть настоящее искусство?
Именно об этом рассказал наш сегодняшний гость, кинорежиссер и сценарист Георгий Параджанов.
Истинное искусство всегда проверяется временем. Не людьми и не модными трендами. Время и только время способно открыть истинную ценность произведения.
Не раз бывало, что фильмы, популярные во всем мире, ставшие классикой кинематографа, изначально были восприняты публикой довольно холодно. Например, «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса имел очень большие проблемы в год своего выпуска, однако это не помешало ему стать одним из лучших за всю историю зарубежного кинематографа.
«Искусство приумножает бытие рода человеческого»— говорит наш гость и объясняет, что создавая свое произведение, мы должны подходить к нему совершенно по-особому. Душа должна быть распахнута чему-то новому, опыт прошлых картин нужно оставить в стороне, чтобы невольно не опуститься до «самоцитирования». Однако чтобы создать действительно что-то уникальное, не сиюминутное, необходимо копить свои впечатления и жизненный опыт. Только внутренне «созрев», доведя мысль до совершенства, надо браться за создание. Ведь если тебе нечего сказать людям, зачем снимать?
Меня удивил совет гостя не расписывать сценарий подробно и буквально. «Мозговой штурм убивает искусство. Оно, как хорошее вино, должно настояться» — говорит Георгий Параджанов. Это показывает кардинальное отличие кинематографии от «информации», где порой в репортаже приходится очень подробно объяснять зрителю произошедшее.
Этот мастер-класс произвел на меня большое впечатление и, как и настоящее искусство, не дал все ответы, а заставил их искать в себе.
Алина Кузнецова, 1-й бакалавриата
«Сценарий не нужен!», «Режиссер должен быть голым!»
Такие вызывающие фразы, с которых начался мастер-класс Георгия Параджанова, вызывают удивление, поражают своей резкостью, однако каждая из них правдива.
Шедевры зарождаются не благодаря написанным строчкам на бумаге, а из-за мысли, возведенной в образ; идеи, раскрывающей сущность вещей и приближающей нас к идеалу - высшей в искусстве грани. Чтобы постигнуть тайну мысли, режиссер должен быть голым. Конечно, не буквально. Причина в том, что опыт убивает искусство, а самоцитирование порождает фальшивку. Режиссер не должен развивать в себе умозрительное отношение к искусству: нужно быть как чистый лист бумаги, замечать мелочи и видеть в них образ. Фильм начинается не со сценария на бумаги, не со съемок картины, не с выбора актера, а с идеи - зерна, в котором мы взращиваем жизнь. Главное не загубить эту самую жизнь мозговым штурмом, не убивать оригинальность мысли прошлым опытом. Только такой подход является правильным для режиссера, только благодаря нему возможно создавать шедевры, быть художником. А время уже рассудит: шедевр ли твое творение или лишь отблеск былой моды.
Спасибо Георгию Георгиевичу за такой чудесный мастер-класс, открывший мне глаза на такие важные в профессии истины, которые в будущем помогут мне воплотить собственные идеи и образы, а также понять искусство других художников.
Вероника Дроздова, 1-й курс бакалавриата
Недавний мастер-класс с Георгием Георгиевичем Параджановым — режиссёром и сценаристом, стал для меня настоящим откровением. Гость показал свой фильм «Исповедь», который посвятил своему дяде — Сергею Параджанову — великому кинорежиссёру XX века, и я с замиранием сердца наблюдала за каждым кадром. Фильм оставил глубокий след в душе, его визуальная поэзия и эмоциональная насыщенность заставили задуматься о многих вещах.
Георгий Георгиевич поделился своими мыслями о кино как искусстве, акцентируя внимание на том, что в нём «самое главное — это образы». Помимо этого, он отметил, что монтаж должен быть невидимым. Действительно, важно не только то, что мы видим на экране, но и то, как это воспринимается.
Режиссёр также отметил, что «наше тело — это штатив, голова — камера, а глаза — объектив». Эта метафора помогла мне понять, насколько важно быть вовлечённым в процесс создания. Он призвал нас быть свободными и не бояться выражать свои мысли. Его слова о том, что фильм начинается с идеи, а не с написания сценария или поиска актёров, действительно важны. Это напоминание о том, что творчество — это прежде всего внутренний мир художника.
Мастер-класс оставил меня вдохновлённой и полной новых идей для собственных проектов. Я ощутила, как важно быть открытым к новым впечатлениям и позволять своему воображению вести за собой. Большое спасибо Георгию Георгиевичу за этот незабываемый опыт!
Юлия Казарина, 1-й курс магистратуры
Во время выступления Георгия Параджанова вспомнилась фраза Ингмара Бергмана о том, что важно «из невидимого сделать видимое…». Эту фразу дополняет Никита Михалков: «…оставаясь невидимым».
Эта «формула» блестяще раскрывается в документальных фильмах Георгия Георгиевича. Он мастерски превращает абстрактные идеи в яркие художественные образы.
Задача режиссёра – найти образ и верно передать его в художественной форме. Образ не может постоянно разрываться частой сменой кадров, но он может состоять из обилия деталей, и только при условии их грамотной композиции получается нужный результат.
Кристина Лебедева, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс с Георгием Параджановым заставил меня задуматься об истинном искусстве и его месте в мире. На что стоит обращать внимание? Нужно ли стремиться к успеху? Как и какой мерой можно оценить творчество? Ответить на эти вопросы предстоит каждому из нас только в личной беседе с собой.
На этой встрече Георгий также рассказал нам о работе режиссёра. Он отметил, что основа режиссуры – это жизнь. А цель режиссёра состоит в том, чтобы раскрывать сущность, доносить главную идею. Чтобы это получалось, режиссеру необходимо мыслить образами, брать их из жизни, искать или даже ждать вдохновения. Георгий отдельно отметил, что мозговой штурм не поможет творческому человеку. И с этим нельзя не согласиться! Стоит запомнить, что человек сам по себе в какой-то мере камера, а его глаза – это объективы. Так что любой человек каждый день на протяжении всей жизни «снимает» изображение вокруг. Это изображение остается в его памяти и обязательно будет использовано.
Георгий Параджанов также поделился с нами живыми историями со съемочной площадки, показал документальный фильм, а в конце сказал нам важные слова: «Летите, творите, отпустите!»
*сохранены авторская орфография и пунктуация