Табаков на все времена

Табаков на все времена


«Олег Павлович Табаков по своему значению в жизни современного русского театра, современной российской культуры занимает такое же системообразующее место, какое некогда в ХIХ столетии занимали Михаил Семенович Щепкин, Пров Михайлович Садовский, отцы-основатели Московского Художественного театра. Табаков - это не просто создатель нескольких сотен ролей на сцене, в кинематографе, на телевидении и радио. Он не просто успешный педагог, открывший тайны ремесла множеству молодых людей, значительное число из которых стали настоящими мастерами», - пишет Михаил Швыдкой в «Российской газете».
И далее: «Табаков построил тот многоэтажный творческий дворец, о котором мечтал К. С. Станиславский и его ученики, создававшие собственные театральные системы. "Школа- студия-театр" - открытие подобной триединой институции стало важнейшим методологическим прорывом русского театрального творчества. Но никогда - ни К.С. Станиславский, ни Е. Б. Вахтангов, ни Вл. И. Немирович-Данченко не возглавляли все уровни подобной художественной постройки. …
Сам Олег Павлович - и как отдельная творческая личность, и как часть целостного художественного явления, театра "Современник", сформировался в твердой уверенности, что театр - искусство универсальное. Не случайно и его учителя, мхатовцы, прежде всего В. О. Топорков, М. Н. Кедров, О. Н. Ефремов водили дружбы, были творчески связаны с лучшими писателями, художниками, музыкантами своего времени. Всю свою жизнь он стремится не уступать им в этом. Поэтому на его первом в жизни актерском курсе, которым он руководил в ГИТИСе, начиная с 1976 года, с его студентами встречались и В. С. Высоцкий, и Б. Ш. Окуджава, и В. В. Шверубович, и В. П. Аксенов. Олег Табаков никогда не был бездумным фрондером, но он всегда знал, что катарсис в искусстве всегда связан с болью, с трагедией. Что настоящий художник непременно разрушает границы привычного…
Слова, некогда записанные в манифесте Студии молодых актеров, родившейся в недрах Школы-студии при МХАТ СССР в 1955 году, о верности идеалам создателей Художественного театра, о стремлении утвердить на сцене подлинную "жизнь человеческого духа" "здесь и сейчас" стали и его творческой программой.
Он был самым молодым среди шестерых основателей Студии молодых актеров, "Современника", которые объединились вокруг Олега Николаевича Ефремова, выдающегося реформатора советского театрального дела второй половины ХХ столетия. Они понимали свое служение искусству как гражданскую миссию, как постижение правды психологического, исторического, социального бытия своего народа и своей страны. И были в этом бескомпромиссны. "Мы - дети ХХ съезда", - эту мысль Олега Ефремова часто повторяли его сподвижники. Они мыслили в категориях советского мифа, противопоставляя кровожадному тоталитаризму Сталина лучезарный гуманизм Ленина. Мечта о "социализме с человеческим лицом" была идейной основой их художественных исканий. И, пожалуй, они не спешили с ней расставаться.
Поскольку правда для них была синонимом искусства, то исповедальность, обжигающая искренность первых ролей Олега Табакова на сцене "Современника" в спектаклях по пьесам Виктора Розова ошеломляла зрителей. Во многом благодаря ему на свет появилось само словосочетание "розовские мальчики". Мальчики, вступившие в жизнь в пору "оттепели", когда возвращение к революционным идеалам отцов и дедов казалось глотком свободы, истины и красоты. "Комиссары в пыльных шлемах..." для поколения Булата Окуджавы не просто фигура речи. Это и плач по загубленным идеалам и жизням….
Он знает, что гениальным клоунам прощают то, что может привести к катастрофе простых смертных. И поэтому вполне спокойно достает картонку с любимым морсом и кулечки со снедью на любом высоком собрании. Может даже поделиться с окружающими. И в этом его безмятежном гаерстве - не только расчет, но и настоящая свобода. Но как бы он ни любил житейскую клоунаду, как бы ни потрясал воображение окружающих своими телефонными разговорами во время репетиций, - он твердо знает, что "служенье муз не терпит суеты". Поэтому, когда из жизни ушел Олег Николаевич Ефремов, ни у кого не было сомнений в том, кто должен возглавить театр».
Вся статья здесь: http://www.rg.ru/2015/08/17/tabakov.html#/10112_b690acaf/4/

Возврат к списку