Сегодня, 3 августа, исполняется 70 лет Николаю Бурляеву, актёру, режиссёру, народному артисту России, а также директору института культуры МЧС. Сейчас он работает над фильмами про МЧС – документальном и фильме-катастрофе. «МЧС и «Золотому витязю» — по 25 лет. Мы шли параллельно, одним курсом. Они спасают жизнь людям, а «Золотой витязь» через искусство пытается спасать человеческие души», - говорит он в интервью «Московскому комсомольцу».
Николай Петрович Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве. В 13 лет он дебютировал в короткометражном фильме "Мальчик и голубь" Андрея Кончаловского, который в то время учился во ВГИКе на режиссерском факультете. В 1962 году на конкурсе фильмов для детей Международного кинофестиваля в Венеции картина завоевала "Бронзового льва святого Марка".
В 1960 году в студии, где происходила запись "Мальчика и голубя", Бурляева увидел Андрей Тарковский. Юного актера пригласили на пробы, а затем утвердили на главную роль в картине Тарковского "Иваново детство" (1962). Фильм на кинофестивале в Венеции получил главный приз – "Золотой лев святого Марка".
На съемках "Мальчика и голубя" Бурляев познакомился с актером Владимиром Шуруповым, который привел подростка в Театр имени Моссовета. Главный режиссер театра народный артист СССР Юрий Завадский занял новичка в постановке "Ленинградский проспект" по пьесе Исидора Штока, главную роль в котором играл Николай Мордвинов. Юный артист сыграл с выдающимся мастером в 150 спектаклях. После смерти Мордвинова в 1966 году Бурляев ушел из театра.
В 1964 году Николай Бурляев поступил в Школу-студию имени Б.В. Щукина, сразу на 2-й курс актерского факультета. В дипломном спектакле "Волки и овцы", поставленном Евгением Симоновым, Бурляев играл Аполлона Мурзавецкого. Вторым дипломом стала постановка пьесы "12 разгневанных мужчин" Реджинальда Роуза (режиссер – Никита Михалков), в которой Бурляев сыграл роль старосты присяжных.
В 1960-е годы актер много снимался в кино: фильмы "Вступление" (1962), "Герой нашего времени" (1965), "Мальчик и девочка" (1966), "Служили два товарища" (1968), "Мама вышла замуж" (1969) и др. В 1966 году он сыграл роль Бориски в завершающей новелле "Колокол" кинофрески "Андрей Рублев" режиссера Андрея Тарковского.
В 1972 году Бурляев сыграл роль Алексея Ивановича в экранизации "Игрока" (режиссер Алексей Баталов), которую актер называет этапной для себя.
В 1975 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа, дипломная работа – новелла "Ванька-Каин" из киноальманаха "Пошехонская старина" по роману Михаила Салтыкова-Щедрина. На ХХIII Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене (1977) эта картина была удостоена премии за лучшую экранизацию литературного произведения.
В 1984 году сыграл роль киномеханика Саши Нетужилина фильме "Военно-полевой роман" Петра Тодоровского. Фильм был удостоен множества международных наград.
В 1987 году Николай Бурляев завершил авторский фильм "Лермонтов", в котором выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли. В 1989 году режиссер Юрий Кара пригласил актера на роль Иешуа в экранизации "Мастера и Маргариты".
Режиссерскую работу Бурляев продолжил на "Беларусьфильме", поставив в 1990 году картину "Все впереди" по одноименному роману Василия Белова. Позже он вместе с Владимиром Гостюхиным и Виктором Туровым создали киноцентр "Русский фильм" и организовали Международный кинофестиваль славянских и православных народов "Золотой витязь". Первый фестиваль в Москве собрал 20 30 участников — были представлены Россия, Белоруссия, Украина и по одной картине от Чехии и Словакии.
В 2001 году Николай Бурляев стал художественным руководителем киностудии "Отечество". В 2003 году он начал работу над 20-серийным документальным кинопроектом "Святая Русь в судьбах её подвижников ".
Вся статья здесь: http://ria.ru/spravka/20160803/1473329538.html#ixzz4GGG3LJPk