На нашем факультете провёл мастер-класс Владимир Хотиненко, известный режиссёр, сценарист, актёр, педагог. Он снял такие фильмы, как «Зеркало для героя», «Мусульманин», «По ту сторону волков», «72 метра», «Бесы», минителесериал «Достоевский», телесериал «Демон революции».
Ксения Чижова, 1-й курс бакалавриата
"Демон революции", "Демон революции"… на протяжении нескольких недель этот мастер-класс анонсировался нам в непосредственной связке с названием фильма. И каждый раз, слыша это словосочетание, я мысленно молилась, чтобы эта встреча не переросла в сплошное обсуждение данного вопроса. Мне не хотелось политики, не хотелось истории. В преддверии Нового года, когда осенние месяцы с каждым днём все сильнее давят и давят взвывающую от тоски душу, от мастер-класса ожидалось другое: искусство, творчество, атмосферность. И как же хорошо, что все это произошло!
Своим неповторимым смехом Владимир Иванович постоянно подбадривал и веселил вверенную ему на эти полтора часа аудиторию. Порой казалось, что шутка совсем не вызывала реакции зала, но стоило гостю самому посмеяться над нею, как все моментально забывали про суть и совершенно искренне улыбались. Создалось ощущение доброго сказочного волшебника, такого, какие приходят под Новый год к самым разным на свете детишкам. Всё было как-то просто, единомоментно, легко. За все полтора часа я ни разу не достала часы, чтобы проверить время, и ни разу не записывала за гостем из побуждения извечного "надо". Всё, что я писала, писалось само, потому, что так просто хотелось!
Я думаю, вполне довольны были и те ребята, которые хотели коснуться темы революции, потому что, не переходя грань допустимого восприятия, Владимир Иванович всё же затронул и этот вопрос. Мне же понравилось то, что всего было в меру. Говорили и о любви, и о фильмах, о религиях, предчувствиях и судьбе. Мир кино открывался для нас другой стороной, а работа в нем – предназначением свыше, смыслом жизни, глобальной идеей.
То, как гость рассказывал о своих студентах и заданиях, которые он им даёт, вызывало во мне добрую зависть. Ведь где-то есть этот мир волшебников, воссоздающих ушедшее, моделирующих будущее и делающих это всё во имя какого-то высшего смысла, а не из стремления заработать деньги и славу! Даже то, как Владимир Иванович зашёл в нашу аудиторию, кардинально отличалось от прихода других гостей. "Я никогда раньше не был в университете!" – улыбнувшись, с порога заявил он и сразу же, избегая избитых приветствий, стал говорить о том, как всегда мечтал попробовать посидеть на лекции за такими партами. Дух университета, его история и сам флёр, окутывающий здания МГУ, всё это начинается с мелочей: с таких вот банальностей будних дней, как парты поточной аудитории, равномерно устремлённые куда-то вверх. Мир чуда не где-то там, за пределами сознания, он рядом, он с нами, и мы взаимодействуем с ним каждый миг. Просто стоит внимательнее смотреть вокруг, и тогда каждый сможет заметить, что нас окружают чьи-то мечты, ценность которых, увы, мы часто теряем!
Ксения Римбалюк, 2-й курса бакалавриата
На этой неделе к нам приходил невероятно талантливый кинорежиссер, актер и сценарист – Владимир Иванович Хотиненко.
Я считаю, что это один из самых интересных гостей, которые к нам приходили за весь этот семестр.
Владимир Иванович сказал, что надо, чтобы мы научились чувствовать судьбу, чтобы мы верили в неё! Как можно не верить в судьбу, учась в самом лучшем университете РФ? (Это я про себя).
Безусловно, я верю в судьбу. Всё, что ни делается, к лучшему. С таким девизом идёт по жизни Владимир Иванович, иду и я. Мне было очень интересно слушать его историю о встрече с Михалковым и о том, как он не поступил во ВГИК. Зато сейчас он заведующий кафедрой режиссуры игрового фильма во ВГИКе. Вот судьба, не так ли?
Мне, как молодой девушке, конечно, понравилось (да, я думаю, что и любой девушке понравилось бы), когда наш гость сказал, что без женщин не проживешь счастливо. "Женщина – это высшее существо, магическое, без них нам никак не прожить". Как это было приятно слышать!
А что касается великих идей, то наш гость сказал, что великие идеи стали исчезать. Чем сейчас готова жертвовать молодежь? Идея справедливости умерла. Раньше люди шли за великую идею на смерть, но сейчас другой век. Все изменилось. Возможно, это всё когда-то оживет, и появится великая идея, которая будет вести молодежь, и не только. Человек должен сам пытаться создавать некие идеи, чтобы жизнь имела какую-то перспективу в будущем.
Подводя итог, хотела бы сказать, что Владимир Иванович Хотиненко очень веселый, интересный человек. Спасибо большое за такой познавательный, а самое главное – интересный мастер-класс!
Александра Тихонова, 1-й курс бакалавриата
Диалог с Владимиром Ивановичем Хотиненко был для меня самым эмоциональным и запоминающимся. Мне хватило времени мастер-класса, чтобы узнать о профессии режиссера больше, чем нужно. И если все будут относиться к творчеству так же, как наш сегодняшний гость, отечественный кинематограф будет замечательным! Я в него верю!
С нами сегодня беседовал начитанный, развитый во всех сферах, интеллигентный человек. Режиссеры знают ничуть не меньше ученых, потому что им важны детали, чтобы создать портрет истории или живого человека. Об этом нам говорил Владимир Иванович, когда рассказывал о том, как создавался образ Ленина в «Демоне революции». Хотиненко искал такие факты, которые порой не интересуют историков, но могут, как ничто другое, раскрыть нам прошлое.
Я поняла, что режиссеры – это люди, способные из одного предложения – даже не идеи, а просто фразы! – сделать конфетку, вкусную или невкусную, но конфетку. Сколько же размышлений, терпения, времени надо! Благодаря Владимиру Ивановичу я совершенно по-другому взглянула на кино. Вроде смотришь на экране «Демона революции» и думаешь: «Да ну элементарно же, может, тоже попробовать!?». Но гость рассказывал нам о том, какая это кропотливая работа, и начиналась она с архивов, бумаг, выискивания информации.
В кино должна быть правда. И правда важнее вымысла. Можно завершить что-то счастливым концом, но это будет неправдой. Эта мысль перевернуло моё представление о кино. Оно стало для меня интереснее.
Я полна эмоций от сегодняшней встречи. Наш гость – не только талантливый человек, но и добрый, интересный, и его смех разбавлял атмосферу. Создавалось ощущение, что мы не на мастер-классе, а где-то на творческом вечере, без камер, без микрофонов. Хотелось просто слушать Владимира Ивановича и вникать в каждое его слово. В каждом, на удивление, содержались важная мысль или интересный совет.
А еще я благодарна Владимиру Ивановичу за мысль, что без женщин в этом мире нельзя. Он не только обогатил меня в профессиональном, творческом плане, но и в социальном, психологическом. У меня прямо гордость проснулась от того, что я девушка. Мне хватило времени мастер-класса, но я бы хотела встретиться с Владимиром Ивановичем еще много раз. Было незабываемо, спасибо!
Анастасия Бестужева, 1-й курс магистратуры
Товарищ Сталин был большой любитель кино. И лично смотрел каждый новый фильм перед тем, как пустить его в прокат.
Однажды ему показывают новую картину про то, как на одной из советских строек орудует шпион-диверсант... Сталин посмотрел кино и говорит: «С точки зрения идеологии, фильм не выдерживает критики... Поэтому надо расстрелять режиссера, сценариста, всех актеров, занятых в съемке, всю массовку и весь киноперсонал...»
Главный режиссер с бледным как простыня лицом: «Товарищ Сталин, может быть, внести изменения в сценарий??? Переснять?»
Сталин подумал, затянулся трубкой и говорит: «Ну... или так...»
Мастер-класс с Владимиром Ивановичем Хотиненко прошел в веселой и доброжелательной атмосфере. Режиссер много шутил, рассказывал анекдоты и заразительно смеялся. Поведал о своей любви и восхищении талантливыми людьми, о духовной связи с актерами.
Немало Владимир Иванович говорил и о революции. Было заметно, что режиссера изрядно волнует эта тема: «Исчезли великие идеи… Молодежь была готова жертвовать ради справедливости, ради равенства… Идея была главной, и ради нее можно было выбирать любые средства...» Да, идея всеобщего равенства издавна будоражила умы. Но каков же общий итог? К сожалению, он не радует. Не дав сколько-нибудь заметного улучшения общего состояния человечества, эти идеи вызвали море крови, слёз и страданий, не прекращающихся до сих пор. Владимир Иванович и сам это понимает: «Пусть это неправильно, но здесь, на земле, можно построить справедливость…». Честь, свобода, совесть, семья, любовь – вот настоящие ценности и идеи, которые нужны человечеству, ради которых стоит жить и умирать.
Яна Коскина, 1-й курс бакалавриата
Мы долго с ребятами ждали этого мастер-класса, и вот наконец он случился. Много интересного и важного было сказано Владимиром Ивановичем сегодня. Вначале гость говорил про фатализм и значение этого явления в его жизни, подкрепляя это лозунгом: "Все, что ни делается, то к лучшему!"
Затем гость рассказал о некоторых интересных моментах в своей практике:
∙ актеров в свои картины он отбирает по двум принципам: талант и одинаковое с актёром мироощущение;
∙ нужно не бояться менять обстоятельства картины (которую ты снимаешь) под условия, в которых ты оказался, в 90% результат получается лучше того, что было придумано изначально;
∙ литературный язык и язык кино различаются, для кино надо искать свои приёмы, не все получается выразить, как в книге;
∙ подчинить себя на всю жизнь любви – это высшее, что может сделать человек в своей жизни (любви по Библии).
Благодарна факультету за замечательную встречу, жду следующей среды!
Эльсюяр Игалиева, 1-й курс бакалавриата
Наверняка вся страна в праздники смотрела сериал "Демон революции", а мы, студенты ВШТ МГУ, не только посмотрели этот фильм, но и смогли лично побеседовать с его режиссером – Владимиром Ивановичем Хотиненко. Он, кстати, в день встречи с нами впервые побывал в Московском университете! "В свои 65 я не растерял авантюризма и романтизма", – сказал сам Владимир Иванович, мечтавший в юности поступить в МГИМО.
Владимир Иванович верит в судьбу, ведь благодаря ей, а также своим собственным усилиям и обстоятельствам, он много лет назад нашел то, что приносит ему удовольствие по сей день. "Всё, что ни делается, – к лучшему!" – вот девиз талантливого режиссера.
В беседе были затронуты разные темы – и киноработы, и телевидение, и философские вопросы. Как любимую работу Владимир Иванович выделил фильм "Зеркало для героя", ведь для него это личная история о его родителях, об их поколении. И – снятая для них. Владимировна Иванович отметил, что в кино надо погружаться в определенную среду и атмосферу, учитывая все детали. Он также предупредил, что про нормальных людей вообще кино снимать тяжело.
Телевидение наш гость назвал жестоким миром, он имел опыт работы в телевизионной программе и знает всю кухню изнутри. Этой теме даже был посвящен его фильм "Наследники".
Владимир Иванович высказал опасение по поводу того, что исчезли великие идеи, молодежь интересуют только деньги, у человека пропало личное достоинство – очень важное качество… А ведь безыдейная жизнь деструктивна. После этого режиссер "Демона революции" снова обратился к великим революционным героям и поставил в пример их мощь и цели.
Рассуждая о незаурядной личности Ленина, Владимир Иванович отметил, что ни Владимир Ильич, ни любой другой мужчина не смог бы ничего достигнуть без женщины рядом. Потому как "женщина – существо высшее, магическое".
То, что я написала выше, конечно, не всё, что рассказал нам Владимир Иванович Хотиненко. Но даже по этому можно понять, что разговор был очень интересным и увлекательным. Спасибо нашему факультету и Владимиру Ивановичу за встречу! Хочется пожелать ему, талантливейшему человеку, опытному мастеру, и дальше создавать прекрасные картины и "изображать в них Россию".
Мария Перфильева, 1-й курс магистратуры
Какая-то абсолютно невероятная атмосфера царила сегодня на мастер-классе в 10-й поточной аудитории ВШТ! Всё потому, что студентов осчастливил своим визитом Владимир Иванович Хотиненко. Это человек просто заряжает положительной энергетикой, он очень эмоциональный, открытый, проникновенный. Хотелось, чтобы наша встреча не заканчивалась!
Владимир Иванович – кинорежиссер, сценарист и актёр. Столько талантов в одном человеке! Кроме того, Хотиненко ещё и педагог. С первых минут встречи было понятно, что человек имеет отношение к педагогике. Владимир Иванович так чутко, трепетно, с пониманием относился к студентам. С неподдельным интересом выслушивал вопросы и старался развёрнуто и честно на них отвечать.
Гость много говорил о своей трудовой деятельности. Кинорежиссёр очень ответственно подходит к своей работе – пока не разберётся досконально в теме, не приступает к реализации задуманного. Он считает, что вся соль в идее, что идея в любом проекте очень важна.
Не обошел Владимир Иванович вниманием и вопрос подбора кадров для своих картин, подчеркнув, что для него очень важен талант актёра (а талантливых актёров он очень любит) и одинаковое мироощущение. Если во втором актёры с ним не сходятся, то на работу он их не принимает.
Хочется отметить и отменное чувство юмора Хотиненко. Он моментально реагировал на шутки, отвечал и сам старался шутить. В конце встречи как и раз и произошёл забавный эпизод, из которого Владимир Иванович, благодаря своему профессионализму и актёрскому мастерству, вышел очень эффектно.
Огромное спасибо за бесценные минуты, проведённые в компании такого замечательного человека!
Диана Смирнова, 2-й курс бакалавриата
Владимир Хотиненко с задорной улыбкой вошёл в нашу аудиторию! Таких мелочей, как походка, жесты, улыбка, хватает для того, чтобы понять и человека, и характер. А из этого и появляется первое впечатление! И у меня оно сложилось максимально положительное. Мне кажется, что Владимир может быть лучшим другом почти каждому человеку на земле. А вот для него друг не каждый, а только тот, кто совпадает с его мироощущением.
Мастер-класс был как поучающая автобиография. Я слушала о жизни нашего гостя и в то же время узнавала такие вещи, которые могут помочь мне. Многое я понимала и до этой встречи, но Владимир мог рассказать любую историю интересно.
Мне понравилось, что он действительно был рад прийти к нам. Он не выглядел человеком, который спешит по своим делам. Не пытался восхвалять себя, вешать ценник. И от этого приятнее было его слушать, большему веришь. Не знаю, что можно ещё добавить… Мастер-класс был одним из самых приятных, о таких говорят: «душа отдыхает». Могу только посоветовать тем, кому интересно, посмотреть эту встречу на нашем сайте. Больше, чем спасибо за такой хороший день!
Николай Волков, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс Владимира Хотиненко был для меня долгожданным. Мне очень нравится слушать размышления и воспоминания режиссёров, особенно имеющих богатый профессиональный опыт, ведь они могут поделиться мудростью и той настоящей правдой жизни, которая служит материалом для творчества.
Владимир Иванович – человек, настолько заинтересованный своим делом, настолько любящий профессию, что, кажется, он режиссёр даже дома, в свободное от кинопроизводства и преподавания время. Он с юмором относится к жизни, благодарно принимает все подарки судьбы и получает удовольствие как от процесса, так и от результата работы.
Его фильм «Демон революции» понравился многим из присутствовавших, часть вопросов была об идейном содержании этой картины и об особенностях съёмок, часть – о других работах режиссёра и его взглядах на различные аспекты профессии. Но вопросы успели задать не так много, потому что Владимир Иванович отвечал на них очень полно и подробно, затрагивая те темы, которые казались важными для него в контексте этой встречи. Время мастер-класса пролетело незаметно, но с огромной пользой как для меня, так и, уверен, для остальных студентов.
Дарья Балобина, 1-й курс бакалавриата
Мастер-класс известного кинорежиссера, сценариста, народного артиста РФ Владимира Хотиненко прошел очень живо и позитивно. Гость с воодушевлением и чувством юмора рассказывал нам о своём творческом пути и кинофильмах. Войдя в аудиторию, он признался, что пребывает в «романтическом настроении». Вероятно, именно поэтому атмосфера нашей беседы завораживала каждого студента.
Несомненно, одной из ведущих тем мастер-класса стал телесериал «Демон революции», совсем недавно вышедший на телеканале «Россия 1». Хотиненко сказал, что этот телесериал является видением исторических событий продюсера. Своё же отношение к Великой Октябрьской социалистической революции режиссер показал в другом фильме, под названием «Меморандум Парвуса», который выйдет на канале «Культура» в следующем году. Любопытно посмотреть второй фильм и сравнить с предыдущим, поскольку, по словам Хотиненко, сюжет строится на событиях либо малоизвестных, либо тех, которых историки не касались вообще.
Нельзя не отметить великолепную роль Евгения Миронова, сыгравшего Владимира Ильича Ленина в «Демоне революции». Режиссер ставил перед собой задачу показать, а точнее – родить живого человека на экране. На мой взгляд, у него это получилось. Фильм вышел очень динамичным. Ленин в нём показан как игрок, как политик, чувствующий нутром и телом конкурентов и агентов охранки.
Владимир Хотиненко – один из тех людей, которые испытывают удовольствие от того, чем занимаются. «Работа – это наркотик», – сказал он. Особое наше внимание режиссер заострил на таланте человека, талант вызывает у него глубочайший восторг. Нужно отметить, что, руководствуясь именно этим, он и выбирает актеров для фильмов.
На вопрос о его мнении о современном телевидении Хотиненко ответил, что испытывает ужас от телепрограмм, транслируемых на каналах. Это в очередной раз дало толчок – стараться сделать телевидение лучше. Спасибо администрации факультета за предоставленную возможность пообщаться с таким позитивным и интересным человеком!
Катарина Юровская, 1-й курс бакалавриата
Как хорошо, что к нам на факультет приходят люди самых разных профессий, люди, которых объединило телевидение! Журналисты, телеведущие, звукорежиссёры, сценаристы и многие другие телевизионщики. Сегодня нас посетил Владимир Иванович Хотиненко, выдающийся кинорежиссёр, заведующий кафедрой режиссуры во ВГИКе. Я ожидала встречи с серьезным, строгим и жестким человеком, а встретилась с озорным и веселым. Я предполагала холодное отношение Владимира Ивановича к студентам, его лаконичные ответы несколько свысока, а услышала честные и подробные ответы, со своеобразным юмором и смехом, в ответ на который невозможно не засмеяться самой. Его отношение к русской истории вообще и к событиям 1917 года в частности отличается от моего, но слушать его мне было безумно интересно.
Невероятная история о том, как заведующий ныне кафедрой режиссуры Хотиненко не поступил во ВГИК, получив на экзамене кол, поразила меня. Поистине, никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь, и не поймешь, почему иногда судьба так настойчиво отталкивает тебя от того места, куда ты так отчаянно рвешься.
В одном из своих ответов Владимир Иванович процитировал фельдмаршала Миниха, попавшего в Россию в XVIII веке: «Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует…» Спорная фраза, особенно если учитывать множество богов, в которых сейчас верят наши люди, если учитывать семьдесят атеистических советских лет, когда люди верили не в Бога, но в сверхидею, в величайшую мечту человечества, которую рискнул осуществить тот, про кого снял свой последний фильм наш сегодняшний гость. Но, несомненно, объяснить с точки зрения логики и известных нам законов мироздания наш менталитет, наш характер, нашу доверчивость и подозрительность, нашу потрясающую живучесть и выживаемость, нашу силу, наконец, нашу песню – невозможно. «Нашу» – не только русскую, но и бурятскую, и чеченскую, и мордовскую, и татарскую. Наш этнос сложный и многомерный. «Поскреби русского, найдешь татарина», – как напоминал нам сегодня, посмеиваясь, Владимир Иванович. И это можно объяснять и исследовать бесконечно. Исследовать, копать, подходить близко, еще ближе и… останавливаться, не решаясь толкнуть эту дверь. Не надо открывать тайны того, что делает нас людьми. Но надо говорить об этом, говорить прекрасным художественным языком, как наш гость: «Всю жизнь я рисую портрет русской души…»
Малика Турусбекова, 2-й курс бакалавриата
Мне нравится, когда человек говорит, что многое в его жизни определила судьба. Это честно и по-настоящему. Именно таким человеком показался мне Владимир Иванович Хотиненко – честным и настоящим. У таких людей всегда есть чему научиться, хотя бы их внутреннему состоянию.
Вся наша беседа с гостем была больше просветительской и духовной, и это не может не радовать. Рассуждения Владимира Ивановича о судьбе, о людях, об идеях – все это было пронизано его богатым опытом и редчайшей мудростью. Тема отсутствия идеи у молодежи оказалась как никогда актуальной, потому что иногда так важно, чтобы люди из старшего поколения указывали на наши упущения, тем самым позволив нам заполнить то, что мы упустили. А ведь действительно, идея должна быть всегда и у каждого, как говорит Владимир Иванович: "Безыдейная жизнь деструктивна и бесперспективна".
Александра Оборовская, 1-й курс бакалавриата
Готовясь к мастер-классу с Владимиром Ивановичем Хотиненко, я не знала, чего ожидать. Интервью, передачи, его фильмы производили противоречивое впечатление, поэтому эта встреча для меня была одной из самых ожидаемых. Владимир Иванович смог произвести приятное впечатление с первых минут в аудитории, он был в таком восторге от происходящего, будто сам не является преподавателем и впервые встречается со студентами. Умение удивляться, желание встречать что-то новое и некая романтичность оказались особенностями Владимира Хотиненко. Он и нам пожелал сохранить в себе нечто подобное до зрелых лет.
За 1,5 часа было задано не так много вопросов, но информации от этого меньше не стало. Владимир Иванович успел рассказать о многом в своей жизни, работе, в своих взглядах и убеждениях, но я бы хотела особое внимание уделить его подходу к своим детищам – кинокартинам. Меня искренне порадовало, а может, отчасти и удивило, насколько скрупулёзно и детально Владимир Хотиненко подходит к своей работе. Мне кажется, что это мы должны принять на вооружение. Качественный продукт – это тяжкий труд, полное погружение в материал, постоянное стремление к основательной проработке деталей и стремление к демонстрации чего-то более важного, чем видится на первый взгляд.
«Великие идеи!» – одна из затронутых тем, показавшихся мне очень интересными. Если в контексте мастер-класса мы говорили об идеях в обществе, особенно среди молодежи, то для меня это стало созвучным с искусством и телевидением. Исчезли идеи, не к чему стремиться, а это так важно и нужно людям, обществу, творчеству.
После беседы с Владимиром Ивановичем захотелось почувствовать запах своей судьбы; постоянно иметь шило в нужном месте и в нужное время; помнить, что всё к лучшему, и когда-нибудь обязательно пообщаться с Владимиром Хотиненко лично. Глядя на таких людей, хочется учиться, работать, идти к своим целям, сохраняя в себе любовь к профессии.
Екатерина Ефремова, 1-й курс бакалавриата
Российский кинематограф жив, жива и культура – главная мысль, которая остаётся в твоей голове и твоем сердце по итогу встречи с достойным представителем этой сферы общественной деятельности. Человек передовой мысли и «старой закалки» – пожалуй, одно из наиболее точных описаний гостя сегодняшнего мастер-класса, Владимира Ивановича Хотиненко.
«Все мои картины – это попытки создать колоритный портрет России», – признается мастер. Во многом эта позиция объясняет формат диалога: в каждой фразе Владимира Ивановича – трепетное отношение к искусству и соблюдение исторического пиетета.
Для всех неравнодушных к судьбе отечественного кинематографа мастер вывел формулу успешного и поистине ценного фильма: реальный интерес к персонажу, органичное погружение в предлагаемую среду, сохранение контакта исторического персонажа с его прототипом. Эти мысли известного режиссера заставили меня поверить, что только так можно создать настоящее кино, «кино о правде жизни».
В каждой мысли – идея, каждое предложение – цитата. В контекст диалога аудитории с мастером киноискусства живой нитью вплетались исторические примеры, что, несомненно, оживляло беседу. Владимир Иванович неустанно подчеркивал важность эффекта «нового ощущения» в своей профессиональной жизни, умение видеть перспективу во всех творческих начинаниях.
Абсолютным откровением стал для меня фатализм героя нашей встречи. Говоря о судьбоносности подавляющего большинства жизненных ситуаций, известный режиссер неоднократно апеллировал к фактам из личной биографии.
Чем был обеспечен интерес аудитории к ходу авторской мысли гостя мастер-класса? Как мне кажется, ответ кроется в характере мастера кинематографического искусства: поразительное сочетание чувства самоиронии и способности настроить аудиторию на серьезный лад, умение привести неожиданно точные афоризмы и употребить глубокомысленные аналогии.
Еще одна интересная, на мой взгляд, вещь: за все время диалога ни разу не создалось впечатления отстраненности и безучастности гостя в отношении молодого поколения. Парадоксальной эту особенность делает разница в возрасте оратора и его аудитории. Возможно, в этом и есть секрет успеха картин В.И. Хотиненко? Умение слышать и слушать разновозрастную аудиторию, тонко ощущать её потребности в контексте современных реалий, желание сблизить «век нынешний и век минувший» …
Никита Давыдовс, 1-й курс бакалавриата
Сегодня к нам пришел Владимир Хотиненко. Это был один из немногих гостей, который вел беседу, не касаясь работы телевизионщика. Я люблю слушать мнение людей, разбирающихся в телепрофессиях так, как я хотел бы когда-нибудь разбираться, но всегда необходим хотя бы маленький градус искусства и творения, для баланса. Режиссер – это как раз та работа, которая и является таковой, если тебе это нравится и, что немаловажно, у тебя получается! Это я усвоил, наблюдая (да, не только слушая можно получить информацию) за Владимиром Ивановичем.
Несмотря на то, что он изначально шел совершенно иным путем, он пришел туда, куда нужно было прийти! Это было заметно:
Во-первых, по его картинам.
Во-вторых, по тому, как он разговаривал с нами всеми, как ему нравится то, о чем он говорит.
Я понимаю, что такое можно сказать про любую профессию, но мне кажется, что этот человек прямо горит и дышит тем, что делает. Я ни в коем случае не сравниваю два похожих и одновременно совершенно разных ремесла – телевизионщик и кинорежиссер, но, думаю, если бы сравнивал, то был бы необъективен (по крайней мере – сегодня). После этого мастер-класса я весь день посвятил кино и статьям о режиссуре, не забывая, разумеется, про свой любимый предмет – телевидение.
Спасибо организаторам мастер-класса за потрясающую и полезную встречу и, разумеется, Владимиру Ивановичу за то, что нашел место в своем плотном графике и весело побеседовал с нами!
Вера Самохина, 2-й курс бакалавриата
Гостем на нашем мастер-классе был Владимир Хотиненко, и я даже не поняла, что мне понравилось больше – то, что он рассказывал, или его подача. Нельзя не отметить той искренности, с которой он делился с нами своим опытом. В этом даже была какая-то наивность, что мне очень понравилось.
Режиссёр рассказывал, что все его фильмы – «попытка нарисовать портрет России», и что было бы хорошо, если детей бы учили «чувствовать судьбу». Это очень интересная точка зрения, с которой я полностью солидарна.
Также Владимир Иванович поделился своей точкой зрения на современное телевидение. «Я, честное слово, испытываю ужас от того, что вижу на телеэкране», – сказал режиссёр. А фраза «Страсти по Джигарханяну» вызвала бурную реакцию у слушателей.
Я очень благодарна факультету и Владимиру Ивановичу Хотиненко за этот мастер-класс!
Елена Сафронова, 1-й курс бакалавриата
Кинорежиссер Владимир Хотиненко – это не только Профессионал своего дела, но и Человек с большой буквы. Свой мастер-класс Владимир Иванович начал с того, как «важно чувствовать судьбу, у судьбы есть запах». Затем подкрепил высказывание примером из собственной жизни, когда ныне именитый режиссер не просто не поступил во ВГИК, а с позором пропалил все вступительные испытания. На тот момент это событие казалось ему трагедией, однако теперь он благодарен судьбе, что все повернулось именно так.
Исходя из этого повествования, студенты, на мой взгляд, могли выявить важное рациональное звено – в жизни все складывается так, как должно. А еще – всему своё время, ведь у каждого свой профессиональный путь.
О своих кинокартинах режиссер говорит так: «О хороших людях сложно снимать кино… В жизни не бывает всё хорошо, и если бы в моих фильмах всегда был бы счастливый конец, это была бы неправда жизни».
«Телевидение – жесткой мир», – подытожил итоги встречи удивительный и талантливый Владимир Хотиненко».
Анна Козлова, 2-й курс бакалавриата
Мастер-класс начался с громких аплодисментов. Гость поблагодарил студентов и начал: «Я в свои 65 не растерял авантюризма и романтизма». Путь Владимира Ивановича Хотиненко к самому себе тернист: от архитектуры до армии, от армии до режиссуры. Герой рассказывал об этом с юмором, а в конце подвёл итог: «Умейте чувствовать судьбу!».
Владимир Иванович дал множество советов, рассказал о своих проектах. Много разговоров было о «Демоне революции». Гость упомянул о том, что скоро выйдет полнометражный фильм. Очень хотелось бы увидеть!
Закончить хочется цитированием самого Владимира Ивановича Хотиненко: «Кино – это совсем другое ощущение».
Алиса Болтунова, 1-й курс магистратура
Встреча с В.И. Хотиненко оставила неизгладимое впечатление: режиссер не только поделился с нами секретами кинопроизводства, но и натолкнул на философские размышления. Лекция началась со слов: «Надо чувствовать свою судьбу!». Владимир Иванович призвал не огорчаться неудачам, а воспринимать поражение как начало чего-то нового, что, несомненно, будет лучше для тебя. Так, великий режиссер, сейчас заведующий кафедрой во ВГИКе, в далеком 1979 году на вступительном экзамене в этот институт получил неудовлетворительную оценку. Как он сам сказал, никто не знает, где бы он был сейчас, если бы тогда поступил в ту мастерскую. Тогда для него поражение воспринималось как конец света, сейчас режиссер понимает, что, например, поступив тогда, он мог бы никогда поработать с Н.С. Михалковым.
Владимир Иванович отметил, что сейчас, к сожалению, среди молодежи наблюдается отсутствие идеалов, четких идей, который бы позволили структурировать разобщенное общество. Он высказал важную, на мой взгляд, мысль о том, что идею, как минимум индивидуальную, необходимо иметь. Если у человека есть четкие установки, идеалы, он сможет вложить их в свое дело, передать другим людям правильные ценности. Это крайне важно для нашей профессии!
Спасибо факультету за предоставленную возможность увидеть и побеседовать с таким великим мастером, как В.И. Хотиненко! Получилась крайне доверительная, теплая встреча.
Анастасия Цыбаева, 2-й курс бакалавриата
Сегодня мастер-класс ВШТ МГУ посетил Владимир Иванович Хотиненко-Кинорежиссер, актер, сценарист, педагог. Народный артист РФ. Полтора часа мастер-класса были информативными, интересными, нескучными и полезными! Гость сначала кратко рассказал о своей биографии, затем ответил на наши вопросы. Также затрагивались различные исторические темы. Обсуждался фильм «Демон революции». Режиссёру был задан такой интересный вопрос: «Без женского пола состоялся бы этот фильм? И был бы он интересным?» На это Владимир Иванович ответил так: «Нет... Без женщин ничего нельзя! Женщина – это высшее существо, какое-то магическое».
У каждого художника есть такое творение, которое сыграло в его жизни ключевую роль. У Владимира Хотиненко есть такой шедевр: его сделал знаменитым фильм «Зеркало для героя». Этот фильм он снимал для родителей, для их поколения. Несомненно, это должен был быть его лучшим фильмом, потому что он создавался для самых близких людей.
Спасибо большое за мастер-класс!
Мария Маркова, 1-й курс бакалавриата
Встреча с Владимиром Ивановичем Хотиненко прошла продуктивно.
Хочется, отметить атмосферу, которую смог создать гость, а именно – легкую и непринуждённую. Я поразилась, с какой лёгкостью он смог увлечь, может, и не каждого, но меня точно!
Режиссёр вёл с нами не просто дискуссию по поводу недавно отснятого сериала «Демон революции», он завязал живую беседу, наполненную интересными фактами из жизни самого Владимира Ивановича, а так же из мира кино.
Будучи уже состоявшимся, успешным деятелем кино и телевидения, Владимир Иванович отметил крайне критическую ситуацию современного отечественного телевидения, что, несомненно, принуждает вновь задуматься над проблемами и над необходимостью немедленного реагирования, а также является отличной мотивацией в учебе.
Выражаю благодарность декану ВШТ В.Т. Третьякову и администрации факультета за возможность встречи со столь интересным человеком!
Эдуард Кругляк, 1-й курс бакалавриата
Человек, который шёл не по пути творчества, искусства, а оказался в этой сфере случайно и стал кинорежиссёром и народным артистом РФ – Владимир Хотиненко. После его рассказа о своём пути понимаешь, что жизнь, куда бы ты ни шёл, кинет тебя именно в ту сферу, которая тебе положена. Пойти в архитектурный институт, потом, окончив его с отличием, пойти в армию, и после всего этого случайно стать тем, кем он сейчас является… В это трудно поверить!
Он вспоминал все это с чувством самоиронии. Мне кажется, что он и сам не до конца в это все верит. История о том, как его не взяли во ВГИК, в его юмористической подаче и с деталями, дала понять, что всё, что ни делается, – к лучшему. Как он сам говорит, его это тоже немного потрясло. Когда понимаешь, что ты по сравнению с другими намного лучше, уже разбираешься в этом лучше, чем другие поступающие, а в результате получаешь не три и даже не два, а единицу, может произойти сдвиг в голове.
Владимиру Ивановичу дала ситуация дала определённый материал для размышления, которому он по сей день благодарен. Он благодарен той «единице», ибо если бы поступил, то жизнь могла бы вовсе не так повернуться. А он уже через полтора года поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, после чего его жизнь превратилась в ту, которая и сейчас есть у него, – творческая, энергичная, позитивная и разнообразная.
Успех его картин обусловлен огромным опытом жизни, колоссальной работой над материалом, умением донести мысль автора и, конечно, тщательным подбором актёров для своей работы.
Он снимал в местах, куда людей не пускают, в местах, где съёмка запрещена, – и это тоже искусство. Надо уметь добиваться любой цели ради творчества.
Вот что лично для себя я вывел, точней сказать, вот в чем убедился в сотый раз: всё, что мы ни делаем, уже предписано судьбой, судьба обязательно приведёт тебя к тому, к чему ты предрасположен в жизни!
Александра Юркова, 1-й курс бакалавриата
Оператор снимает, сценарист пишет, актёр играет… А режиссер? А вот режиссёр занимается практически всем, и в этом нас убедил очередной герой мастер-класса, кинорежиссёр, актёр, сценарист, педагог - Владимир Иванович Хотиненко.
В «кинокопилке» режиссёра такие фильмы, как «Один и без оружия», «В стреляющей глуши», «Зеркало для героя», «Рой», «Мусульманин», «Поп», «По ту сторону волков», «Демон революции» и другие. Владимир Иванович рассказал нам «о подводных камнях» многих вышеперечисленных картин, но больше всего мы рассуждали о его последней киноработе – о «Демоне революции», фильме, который был приурочен к 100-летнему юбилею Октябрьской революции. Над данным проектом режиссер работал последние полтора года (сам он отметил, что для такой картины это довольно короткий период), поднял много архивов, чтобы сделать фильм максимально приближённым к той эпохе, таким, чтобы зритель поверил! Это ещё раз доказывает, что работа режиссёра – адский труд, совмещающий в себе несколько профессий сразу.
Но главное, на мой взгляд, что отметил режиссёр – это безыдейная жизнь современного поколения. «Вот в двадцатом веке была идея! Идея совершенного, идеального общества. А безыдейная жизнь лишает людей перспективы. Идея должна быть индивидуальной. Она нужна», – убеждал гость. И с ним невозможно не согласиться, ради идеи люди готовы на всё: менять, создавать, совершенствовать... Да что угодно, только бы не «сидеть на месте» и двигаться вперед!
Я уверена, что для многих из нас Владимир Иванович послужил примером, ведь он «нашёл то, что ему доставляет удовольствие в жизни, то, что наполняет её смыслом», а именно это – цель каждого из нас!
Алиса Сементина, 1-й курс бакалавриата
Как определить судьбу по запаху? Этот вопрос заинтересовал меня после мастер-класса Владимира Хотиненко. Он начал с мысли о том, что судьбу можно почувствовать, так как она имеет свой собственный запах. Сам Владимир Хотиненко не раз менял интересы, но в конечном итоге нашёл себя и начал заниматься делом, которое приносит ему удовольствие. Разве не судьба?
Войдя в аудиторию, Владимир Хотиненко заразил своей улыбкой всех. «Я к 65 не растерял авантюризма и романтизма», – сообщил он. И действительно, Владимир Хотиненко поражает своей энергичностью и умением радоваться.
Помимо того, что он подарил нам массу положительных эмоций, режиссёр поделился своим опытом. В основном речь шла о сериале «Демон революции», который вышел в свет в этом году. Мы узнали, что на съёмки и сведение сериала ушло довольно мало времени, а именно – полтора года. Из первых уст нам удалось услышать о подборе персонажей для «Демона революции», о способах раскрытия их характеров. К примеру, у него была цель сделать Ленина прежде всего человеком, а уж потом лицом Революции. И это удалось сделать с помощью определенных приемов. Из всего сказанного Владимиром Хотиненко я сделала один очень важный вывод – в кино нужно искать свои средства выражения.
Помимо всего прочего, мы затронули с Владимиром Хотиненко очень важную проблему – проблему безыдейности современной молодежи. Я полностью поддерживаю эту мысль, ведь действительно исчезли великие идеи. И всё это лишает человека перспективности. Люди ни к чему не стремятся, даже сетка вещания телевидения переполнена одинаковыми программами, и почти все несут только развлечение.
Общение с Владимиром Хотиненко было приятным и полезным для меня. Спасибо руководителям нашего факультета за этот мастер-класс!
Катрин Русова, 1-й курс магистратуры
Кинорежиссёр, актёр, сценарист, педагог, народный артист Российской Федерации, художественный руководитель киношколы «Без границ» – Владимир Ивановича Хотиненко имеет славу создателя патриотических и социально-психологических фильмов, таких, как «Зеркало для героя», «Мусульманин» и «72 метра».
В целом, мастер-класс был весьма информативным и интересным, гость сразу расположил к себе аудиторию. Начал он с того, что «в плохом всегда надо искать хорошее». Полностью согласна, в любой ситуации нужно сохранять позитив, ведь когда одна дверь закрывается, обязательно открывается другая.
Владимир Иванович, рассказал о съёмках фильма «Мусульманин»: «... я читал весь Коран, даже носил с собой выдержки, все началось с этого ... там нигде не говорится, что иноверцев надо истреблять, на чем сейчас настаивают экстремисты, наоборот, чужеземцев надо принимать, как дорогих гостей».
Режиссер рассказал, что основные профессиональные навыки он получил во время работы ассистентом режиссера Никиты Сергеевича Михалкова: «Очень важно приходить на площадку и своими глазами видеть, из какого сора растут цветы, из каких трудностей получается кино».
Гость посоветовал всегда держать себя в руках – это очень важно, нужно приложить немалые усилия, но это того стоит «...вспыльчивый, я в себе это глушу, эта мышца тренируется, где-то терпимость уже появляется».
Что же касается выбора в свою команду, то в этом случае все просто:
«Я выбираю талантливых, умею беседовать с человеком, мне нужен просто талант, а так же одинаковое мировоззрение. Это два главных критерия... жутко люблю талант, талантливых людей ... я не завистливый человек». Режиссёр сделал следующий вывод: «смысл жизнь любовь – это высшее, что может достигнуть человек». Бесспорно!
Спасибо Владимиру Ивановичу и любимой ВШТ за полезный и структурированный мастер-класс!
Виталия Филиппова, 1-й курс магистратуры
Владимир Хотиненко – один из моих самых любимых режиссеров, а всё потому, что он снимает во многих своих фильмах Евгения Миронова. «Демон революции», «Мусульманин», «Достоевский» и многие другие картины Владимира Ивановича оставили очень приятные впечатления.
На мастер-классе активно обсуждался фильм «Демон революции», который привёл меня в полный восторг. Как сказал наш гость, если бы Миронов не согласился играть Ленина, то фильма бы не была. А я мысленно хочу ответить Владимиру, что вряд ли бы стала смотреть еще раз про Ленина в исполнении других актёров, таких примеров масса…
Я с интересом слушала, как Хотиненко рассказывает про места съёмок фильма, как учили Миронова жестикулировать и говорить так, чтобы иметь сходство с Лениным. Кстати, Виталий Товиевич Третьяков задал вопрос: изменилось ли наше отношение к Ленину после просмотра фильма? Я отвечаю утвердительно, мне Ленин даже очень понравился. Я очень люблю историю нашей страны и много читала про Ленина, но именно в фильме Хотиненко он предстал для меня с новой, какой-то человеческой стороны.
Хочется ещё добавить: спасибо Владимиру за новость о том, что на канале «Культура» будет показана расширенная версия сериала, я жду с нетерпением января. Владимир Иванович, вы – чудо!!!!!!!
Анна Гребенщикова, 1-й курс магистратуры
"Всё, что ни делается, – всё к лучшему". С таким девизом идёт по жизни режиссёр Владимир Иванович Хотиненко. Всегда присматривается к знакам судьбы и в повседневной жизни, и в жизни творческой. На мастер-классе Владимир Иванович рассказал нам о своём творческом пути, о своих фильмах, с интересом выслушал вопросы и с радостью ответил на них.
К своему творчеству он относится с огромной любовью – "Все фильмы – это дети". Прежде чем приступить к съемкам, Владимир Хотиненко всегда тщательно и кропотливо разбирается в теме, изучает различные источники, общается с людьми, ищет полезную информацию. Ведь темы, которые он поднимает, всегда непростые, и чтобы сделать хорошее, достоверное кино, нужно проделать нелегкий путь.
Татьяна Кручинина, 1-й курс магистратуры
Почти подошел к концу первый семестр моего обучения в Высшей школе телевидения МГУ. Иногда кажется, что это уже не второе и даже не третье полугодие. Время летит очень быстро, так же, как и процесс обучения и познания чего-то нового в стенах уже такого любимого университета. Вчера, на мастер-классе с режиссером Владимиром Хотиненко, мне в очередной раз выпала уникальная возможность понаблюдать за всем, что находится по ту сторону экрана. Только в этот раз я следила за творческой встречей не через объектив камеры, а через наушники звукорежиссера. В течение всего мастер-класса мы вместе с сотрудником телестудии Эльдаром Абдуллаевым следили за качеством звукового сопровождения: настраивали микрофоны, обратную связь операторов и режиссера прямого эфира, наблюдали за тем, чтобы голоса всех спикеров во время встречи находились в нормальном звуковом балансе.
На телевидении принято считать, что именно «картинка» является главной составляющей успеха любого материала, Но я категорически с этим не согласна. Даже если сюжет снят блестяще и операторская работа достойна высших похвал, но мы слышим ужасное шипение и почти глухие голоса – впечатление о материале сразу портится. То есть телевидение – это сочетание «картинки» и звука, сочетание абсолютное равнозначное, и выделять одно на фоне другого – большая ошибка. И, конечно, я убедилась в этом лично на вчерашнем мастер-классе.
Когда оператор и звукорежиссер отлично и профессионально выполняют свою работу, мы получаем хороший, а главное, качественный материал. Хочется выразить огромную благодарность Эльдару, который не только показал и рассказал мне обо всех тонкостях и нюансах работы звукорежиссера в телестудии, но и всячески поддерживал и направлял меня уже в процессе самой съемки мастер-класса. В очередной раз я убедилась, что наш факультет даёт своим студентам шанс попробовать себя в разных профессиях, без которых невозможно представить себе сегодняшнее телевидение.
Гузель Хайруллина, 1-й курс бакалавриата
Мастер-класс с Владимиром Ивановичем Хотиненко мне очень понравился. Были высказаны интересные мысли. Запомнилась следующая: судьба решает все. Было бы лучше, если детей в школе учили чувствовать судьбу, сказал Владимир Иванович. На мой взгляд, необходимо верить в неё, только тогда эта мысль будет функционировать.
Была очень рада услышать ответы на заданные мною вопросы. Интересно было наблюдать за личностью такого режиссёра. Спасибо факультету за предоставленную возможность!
Ольга Позднякова, 1-й курс магистратуры
Добрым и честным людям мир каждый день открывается с новых сторон. "Всегда надо искать в плохом хорошее", – сказал нам гость прошедшего мастер-класса. Владимир Иванович Хотиненко – открытый и приятный человек. Несмотря на то, что за плечами у него годы опыта, глаза до сих пор сверкают, и в них чувствуется детский интерес к жизни. Он не любит говорить о себе, но любит дело, которым занимается большую часть жизни. Его работы – не просто телевизионный продукт. Все они пропитаны человечностью и жизненностью.
Как многие люди, рождённые в СССР, Владимир Иванович не в восторге от современного телевидения. Слишком много фальши и пластмассовости. И я с ним совершенно согласна! Такие люди, как Хотиненко, сделают наше телевидение лучше, искренне и честнее. И мы тоже постараемся не отставать и учиться всему у таких замечательных и искренних людей, которые любят всей душой свою работу.