Теория и практика - и только потом известность


Хочу представить студентам два моих новых учебника, ибо именно по ним я буду теперь читать курсы «Теории и практики журналистики» и «Теории телевидения».

Сподручнее всего это сделать, воспользовавшись моими предисловиями к обеим книгам.

***

«Как стать знаменитым на телевидении». М., 2016


Говорят, у телевидения есть какая-то тайна. Если так, то, прочитав мою книгу, вы узнаете эту тайну. И не одну, а все.
Я написал этот учебник для тех, кто хочет знать всё о современном телевидении или мечтает работать на нём и стать знаменитым телеведущим или тележурналистом.
Книга представляет собой сжатый вариант моей монографии «Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал» (М., 2015) с использованием материалов из моего учебника «Как стать знаменитым журналистом». Кроме того, в настоящей книге, которая писалась в первую очередь как учебник для студентов факультетов телевидения, мною существенно (по сравнению с монографией «Теория телевидения») расширен словарь телевизионных понятий и терминов.
Для студентов, овладевающих телевизионными профессиями, эта книга станет учебником, а для обычных телезрителей — путеводителем по закулисью современного телевидения.
Особенно рекомендую мою работу тем, кто либо до самозабвенья влюблён в телевидение, либо глубоко его ненавидит. Равнодушным она будет неинтересна.


Содержание

13 ПОСТУЛАТОВ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ. Курочка Ряба и золотое яйцо ТВ
ГЛАВА 1. Этот прозрачный черный ящик
ГЛАВА 2. Нет ничего практичнее хорошей теории
ГЛАВА 3. Застенчивый гигант и уклончивые ответы
ГЛАВА 4. Что скрывается в недреманном оке телевидения? Мой ответ
ГЛАВА 5. Телевидение — та сила, которая, даже творя добро, умножает зло
ГЛАВА 6. Не искусство, а зрелище. Не вечное, а сиюминутное
ГЛАВА 7. Творческая свобода в условиях «военной дисциплины», или Кто и где закричал: «Фашизм!»
ГЛАВА 8. Верую, потому что показывают
ГЛАВА 9. Смех без причины — признак дурачины
ГЛАВА 10. Потехе время — делу час, или Телевидение как карнавал
ГЛАВА 11. Воронка пошлости и невежества
ГЛАВА 12. Золотая цена эфира
ГЛАВА 13. Хорошее дело инфотейментом не назовут
ГЛАВА 14. Телеформаты. Когда б вы знали, из какого сора растет эфир, не ведая стыда
ГЛАВА 15. Доро́гой прогресса: от массовика-затейника до телеведущего
ГЛАВА 16. Почему Богу не нужен телевизор
ГЛАВА 17. Телекритика. Зачем нужно то, что никому не нужно
ГЛАВА 18. Сети и пауки
ГЛАВА 19. Если телезвезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно
ГЛАВА 20. Виртуальный коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям
ГЛАВА 21. О телевидении современном и о гипновидении — телевидении будущего
ГЛАВА 22. Клипо-тексты
Учебные задания по всему курсу
Приложение. Словарь некоторых терминов и понятий, введённых автором или трактуемых им иначе, чем принято
Список цитируемой и рекомендуемой литературы

Предметно-тематический указатель
Именной указатель



***

«Как стать знаменитым журналистом. 2.0.» М., 2016


Уважаемые читатели этой книги, будущие и молодые журналисты!
Мой учебник «Как стать знаменитым журналистом» вышел первым изданием в 2004 году. Написал я его на основе лекций, которые в 2001—2003 годах читал на факультете международной журналистики МГИМО МИД России. Затем там же я по этому учебнику преподавал (до лета 2008 года). С 2008 года и по сей день этот учебник является основным, по которому я преподаю теорию и практику журналистики студентам Высшей школы телевидения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Всякий раз, когда я приезжаю читать лекции в какой-либо университетский центр России, студенты местных факультетов журналистики спрашивают меня, где можно купить этот учебник. Ничего утешительного я им до сих пор сказать не мог, так как первое издание, насколько мне известно, найти в магазинах давно невозможно, а второе издание (2010 года), если и встречается, то крайне редко.
Надо сказать, что текст учебника уже давно и, конечно, без моего разрешения выложен в Сеть. С одной стороны, я, видимо, должен быть благодарен тем, кто это сделал — за популяризацию моей книги. С другой же — это очевидное воровство или, по меньшей мере, нарушение моих авторских прав. Но сейчас — в эпоху сетевой свободы, то есть анархии и вседозволенности, — как этому противостоять? Долгими судебными тяжбами? Ну-ну...
Несколько лет назад я уже решил, что, во-первых, подготовлю существенно обновлённый вариант моего учебника (его вы и держите в руках), а во-вторых, сам выложу полный текст первого издания в Сеть. Последнее я уже сделал — осенью 2015 года — на сайте ВШТ МГУ (http://www.ftv.msu.ru/pers_pages/how_to.pdf).
А вот реализация первого намерения затянулась, но — по извинительной причине. С 2012 по 2015 год я работал над монографией-учебником «Теория телевидения. ТВ как неоязычество и карнавал» и его сокращённой версией «Как стать знаменитым на телевидении». Обе книги были закончены в начале 2015 года, и первая вышла в свет летом 2015 года, а вторая — осенью 2016-го. Это и позволило мне закончить, наконец, обновлённую редакцию моего учебника журналистики.
Теперь, после выхода этой обновлённой версии, две книги «Теория телевидения» (или её сокращённый вариант «Как стать знаменитым на телевидении») и «Как стать знаменитым журналистом. 2.0» в совокупности составляют единое целое — мою теорию журналистики и телевидения.
Концептуально в моём учебнике «Как стать знаменитым журналистом» в редакции 2004 года, как я считаю, ничего не устарело. Более того, многие явления, описанные в этой книге более десяти лет назад как только нарождающиеся тенденции, окрепли, проявили себя в полной мере и теперь определяют развитие отечественной журналистики на нынешнем этапе её развития.
Но несколько устарело фактологическое наполнение учебника. Например, в нём по понятным причинам отсутствуют примеры, связанные с развитием отечественных и мировых СМИ с 2004 года и по сегодняшний день. Вот почему я и решил написать новый, существенно переработанный (но на той же концептуальной основе) и расширенный вариант этой книги. Кроме того, новая редакция учебника несколько иначе структурирована. Во-первых, я изъял из неё главы (лекции), которые в обновлённом виде вошли в мою «Теорию телевидения» (2015) и в учебник «Как стать знаменитым на телевидении» (2016), делая соответствующие отсылки. Во-вторых, я лучше систематизировал материал, изложенный в первой редакции учебника. Например, свёл все разбросанные в разных местах первой редакции пассажи, касающиеся свободы СМИ, в лекцию с соответствующим названием. В-третьих, я написал для нового издания несколько новых лекций. Например, о моральных проблемах журналистики (тема была представлена и в первом издании, но тоже разбросана в разных местах книги); о редакционной политике, а также о роли и функциях главного редактора. В-четвёртых, в новой редакции учебника я сопроводил каждую лекцию проверочными вопросами и практическими заданиями. Этого не было в изданиях 2004 и 2010 годов.
Наконец, я изъял из книги (что сделало учебник более компактным) мои статьи разных лет, посвящённые различным российским СМИ и журналистике 1990-х – начала 2000-х годов. Зато 200 максим журналистики, которые были сформулированы мною в первой редакции учебника, а затем ещё и собраны в особом разделе, мною не только сохранены, но местами уточнены, обновлены и дополнены. И теперь их в полтора раза больше, то есть 300.
Словом, можно сказать, что настоящая книга — это обновлённый по фактуре и существенно расширенный содержательно (то есть модернизированный) уже достаточно хорошо известный учебник «Как стать знаменитым журналистом». Но по всем формальным признакам — это новая книга, так тщательно я постарался переработать, обновить и дополнить её текст.
Желающие более подробно познакомиться с историей создания этого учебника могут прочитать публикуемое мною ниже (в извлечениях) Введение к изданию 2004 года.
Итак, всем, кто намерен стать профессиональным журналистом, влиятельным журналистом и даже знаменитым журналистом, пора браться за дело – открывать текст первой лекции.
Удачи! Ни пуха, ни пера!

Содержание
Предисловие к новой редакции
Введение. О целях данного курса
Лекция 1. Общий обзор курса, или Два парадокса журналистики
Лекция 2. Что это за профессия — журналист?
Лекция 3. Функциональная теория журналистики. Главные и дополнительная функции журналистики
Лекция 4. Свобода печати и смежные свободы
Лекция 5. Краткий очерк новейшей истории современной русской журналистики
Лекция 6. Современная русская журналистика как конкурентная система. Добросовестная и недобросовестная конкуренция в СМИ
Лекция 7. Правда, ложь, обман и умолчание в журналистике
Лекция 8. Журналистика и реальное знание

Лекция 9. Журналистика в системе демократии, или Журналист
как объект и как субъект политики

Лекция 10. Соотношение личных, профессиональных, корпоративных интересов журналиста и национальных интересов

Лекция 11. Моральные проблемы в журналистике, или Мой Моральный кодекс журналиста

Лекция 12. Журналистские жанры: общие положения

Лекция 13. Сюжетные узлы в журналистских текстах

Лекция 14. Феномен времени в журналистике. Прогноз
как высшая форма журналистского мастерства


Лекция 15. Информация простая и сложная

Лекция 16. Репортаж: убей в себе писателя

Лекция 17. Интервью: небольшая пьеса для очень большой
аудитории

Лекция 18. Статья: если есть, что сказать

Лекция 19. Свой стиль в журналистике
Лекция 20. PR — агитация, пропаганда и реклама в одной упаковке. Тип упаковки: журналистика

Лекция 21. Типы журналистов. Журналистские специальности

Лекция 22. Главный редактор: просвещённый диктатор анархо-демократической корпорации. Редакционная политика


Лекция 23. И всё-таки: а как стать знаменитым журналистом?

Мастер-класс. Как проводить практические занятия по журналистике
Максимы журналистики
Список цитируемой и рекомендуемой литературы
Предметно-тематический указатель
Именной указатель
Указатель названий


Возврат к списку