Образовательные программы

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

42.03.04 ТЕЛЕВИДЕНИЕ

 

Определения и сокращения

ОПОП ВО – основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа бакалавриата.

Зачетная единица (з.е.) – унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при освоении ОПОП ВО (отдельных элементов ОПОП ВО), включающая в себя все виды учебной деятельности обучающегося, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Объем структурных элементов ОПОП ВО выражается целым числом зачетных единиц. При реализации совместных образовательных программ величина зачетной единицы может составлять не менее 25 и не более 30 астрономических часов (установленная величина зачетной единицы должна быть единой в рамках ОПОП ВО).

ФОС – система методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания уровня знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, компетенций обучающихся по программам бакалавриата, программам магистратуры, программы специалитета.

ОК – общекультурные компетенции выпускников ОПОП ВО.

ОПК – общепрофессиональные компетенции выпускников ОПОП ВО.

ПК – профессиональные компетенции выпускников ОПОП ВО.

СПК – специализированные компетенции выпускников ОПОП ВО.

ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. 

Сетевая форма – сетевая форма реализации ОПОП ВО.

 

Нормативные правовые документы

      Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

      Федеральный закон Российской Федерации «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ.

         Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 42.03.04 «Телевидение» и уровню высшего образования бакалавриат, утвержденный приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 945.

        Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05 апреля 2017 года № 301 (далее – Порядок организации образовательной деятельности);

        Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636;

      Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. № 1383;

        Устав МГУ имени М.В.Ломоносова.

 

1. Общие сведения об образовательной программе

1.1. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа бакалавриата (далее – ОПОП), реализуемая на  факультете Высшей школы телевидения МГУ по направлению подготовки 42.03.04 «Телевидение», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную МГУ имени М.В.Ломоносова в соответствии с требованиями федеральных нормативных документов.

        ОПОП включает в себя: общую характеристику образовательной программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, оценочные и методические материалы.

1.2. Квалификация, присваиваемая выпускнику ОПОП «бакалавр».

1.3. Объем образовательной программы: 240  зачетных единиц (далее – з.е.).

1.4. Форма (формы) обучения: очная.

1.5. Срок получения образования:

при очной форме обучения 4 года;

1.6. Язык (языки) образования

Образовательная деятельность по ОПОП ВО по направлению подготовки 42.03.04. Телевидениеосуществляется на государственном языке Российской Федерации.

1.7. Тип ОПОП ВО 

ОПОП является программой академического типа.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП ВО

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника ОПОП включает:

- сферу массовой информации и коммуникации: в организациях и на предприятиях, обеспечивающих телевещание и производство телепередач (телевизионные каналы, производящие и вещательные телекомпании - эфирные, спутниковые, кабельные, интернет-компании); 

- средства массовой информации (газеты, журналы, информационные агентства, интернет-СМИ, организации и компании, производящие, распространяющие, архивирующие и изучающие информацию вообще и фото-, видео- и кинопродукцию в особенности); 

- смежные информационно-коммуникативные структуры (издательства, пресс-службы, рекламные и пиар-агентства, органы управления теле-, радио- и интернет-вещанием, телекоммуникационные предприятия и компании, научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения, государственные и коммерческие организации, работающие с производством и распространением информации вообще и видеопродукции в особенности).

 

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника ОПОП

- различные типы телевизионных продуктов (телевизионных передач и телевизионных фильмов) как мультимедийных объектов, включающих текстовые, аудио- и видеокомпоненты, предназначенных для массового распространения с помощью технических средств телевизионного вещания; 

- телевидение как особый вид современной массовой коммуникации; 

- специфические телевизионные технологии и система художественных средств телевидения как вида искусства; тексты публицистического характера, предназначенные для издания или распространения средствами телевещания и массовой информации.

 

2.3. Вид (виды) профессиональной деятельности выпускника ОПОП

           Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: 

- прикладная (например, репортерская, комментаторская, дикторская, модераторская, сценаристская, редакторская, режиссерская, исполнительская, операторская) в организациях и на предприятиях, осуществляющих телевещание и производство телевизионных продуктов, в средствах массовой информации и смежных информационно-коммуникационных структурах; 

- научно-исследовательская и педагогическая в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах. При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. 

       Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы: ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

         

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника ОПОП

              Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи: 

        - прикладная деятельность: создание в составе авторского коллектива (съемочной группы) телевизионных передач и телевизионных фильмов различных жанров с применением соответствующих художественных и технических средств; участие (в качестве диктора, ведущего, комментатора, оператора, режиссера) в публичном показе данных передач и фильмов по телевидению в записи или в прямом эфире; доработка и обработка (анализ, редактирование, трансформация, систематизирование, проверка достоверности) содержания и формы данных передач и фильмов; подготовка текстовых информационных и публицистических материалов (репортажей, интервью, комментариев на актуальные темы), предназначенных для издания или распространения средствами телевещания и массовой информации; создание и поддержка соответствующих баз данных; продюсирование телевизионных продуктов различного типа (обеспечение финансирования, создания и продвижения телевизионных передач и фильмов);

        - научно-исследовательская и педагогическая деятельность: локальные исследования в области истории телевидения как средства массовой коммуникации и как вида искусства с применением полученных теоретических и практических знаний; участие в дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований; преподавание профессиональных дисциплин по данному направлению подготовки, проведение лекционных и практических занятий в рамках утвержденного плана и программ; участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в учебно-методической работе, сбор и оформление учебных материалов; организационно-управленческая деятельность: подготовка необходимых для вышеперечисленных форм деятельности средств и материалов; организация самостоятельного трудового процесса; руководство процессом создания на основе стандартных методик различных продуктов телепроизводства, согласование деятельности участников процесса их подготовки и трансляции.

 

В результате освоения программы бакалавриата  у выпускника МГУ должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции.

3.1. Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); 

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3); 

- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); 

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); 

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); 

- способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

3.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- способностью применять знания специфики, истории и перспектив развития телевидения как одного из средств современной коммуникации и как особого вида искусства в широком гуманитарном и культурном контексте, особенностей и специфики тележурналистики (новостной, проблемно-аналитической, расследовательской, художественно-публицистической) (ОПК-1); 

- способностью понимать социальную роль телевидения, механизмов его влияния на общественное сознание, принципов функционирования средств массовой информации в современном мире, свободы и социальной ответственности телевидения и других средств массовой информации, содержания и современного состояния института свободы слова и печати и смежных свобод (ОПК-2);

- способностью применять знания о процессе создания и распространения различных продуктов телепроизводства как многоаспектной индивидуальной и коллективной деятельности (ОПК-3);

- готовностью к повседневному открытому многоуровневому коммуникативному взаимодействию, свободному владению различными видами информационно-коммуникативного воздействия, к неискажающему преобразованию исходной информации и владению навыками информационной борьбы (ОПК-4); 

- владением нормами и ресурсными возможностями русского литературного языка, различными формами речевого поведения и общения, нормами русского речевого этикета (ОПК-5); способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

 

3.3.  Профессиональные компетенции выпускника, освоившего программу бакалавриата 

            3.1.1. Профессиональные компетенции, соответствующие видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата:

Прикладная деятельность:

- способностью создавать, редактировать, трансформировать и оценивать текстовый, аудио-, видео или интернет-материал, предназначенный для телевещания и распространения в средствах массовой информации, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми на телевидении и в средствах массовой информации разных типов (ПК-1);

- владением специальными навыками трансляции и выведения информационного материала в эфир, в том числе работы в качестве диктора и ведущего эфира (ПК-2);

- владением основными формами, средствами и методами режиссерской работы, в том числе способностью определять общую концепцию телепередач и телефильмов, разрабатывать режиссерский сценарий и на его основе осуществлять создание, предэфирную подготовку и выход в эфир различных продуктов телепроизводства, умением руководить их монтажом, участвовать в создании их музыкального ряда (ПК-3); 

- владением операторским искусством как средством воплощения авторского и режиссерского замыслов, включая способность участвовать в работе операторской группы, ведущей телевизионную съемку, и при необходимости организовывать ее работу (ПК-4);

- способностью обеспечивать в качестве продюсера необходимые финансово-экономические, административные, рекламные и культурно-конъюнктурные условия для создания и распространения различных продуктов телепроизводства (ПК-5); 

- способностью организовывать и проводить на должном художественном и техническом уровне различного вида монтаж с разной степенью трансформации исходного телематериала (ПК-6); 

- владением современной технической базой и новейшими цифровыми технологиями, применяемыми на телевидении, в радио- и интернет-вещании, в средствах массовой информации и мобильных медиа (ПК-7);

 

Научно-исследовательская и педагогическая деятельность:

- способностью применять полученные знания в области журналистики, теории коммуникации, истории телевидения, способов производства и распространения телепродукции в собственной исследовательской деятельности (ПК-8); 

- владением навыками участия в дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-9);

- способностью преподавания дисциплин, соответствующих направлению подготовки (ПК-10); 

- способностью к участию в учебно-методической работе в сфере образования (ПК-11); способностью применять навыки культурно-просветительского и организационного воздействия на аудиторию в процессе преподавания дисциплин, соответствующих направлению подготовки (ПК-12); 

- организационно-управленческая деятельность: готовностью организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, включающий: владение навыками работы в профессиональных коллективах, способностью осуществлять скоординированное творческое взаимодействие участников процесса создания и распространения различных продуктов телепроизводства (ПК-13);

- способностью применять базовые методы и приемы современного менеджмента, основные навыки финансово-проектного и административного обеспечения телевизионного процесса (ПК-14).

 

4. Структура ОПОП и формируемые компетенции

Структура программ магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).

В базовую часть ОПОП ВО входят:

дисциплины (модули), которые являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля);

государственная итоговая аттестация. 

В вариативную часть ОПОП ВО входят:

дисциплины (модули), определяющие направленность (профиль) ОПОП ВО;

практики, в том числе научно-исследовательская работа.

 

В Государственную итоговую аттестацию по результатам освоения ОПОП ВО входят:

государственный экзамен (включая подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена);

защита выпускной квалификационной работы (включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты).

 

Структура программы бакалавриата

 

Таблица

 

 

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата в з.е

Блок 1

Дисциплины (модули)

219 - 225

Базовая часть

105 - 114

Вариативная часть

111 - 114

Блок 2

Практики

6 - 15

Вариативная часть

6 - 15

Блок 3

Государственная итоговая аттестация

6 - 9

Базовая часть

6 - 9

Объем программы бакалавриата

 

 

       Базовая часть состоит из дисциплин, освоение которых направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций: общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных.

        Вариативная часть состоит из дисциплин, расширяющих и (или) углубляющих знания, умения, навыки выпускников МГУ для успешной профессиональной деятельности.  Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательных отношений) состоит из дисциплин, освоение которых направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций: профессиональных.

       Виды, содержание и трудоемкость практик установлены в соответствующих программах.

       Государственная итоговая аттестация является завершающим этапом ОПОП магистратуры и включает государственный экзамен  и защиту выпускной квалификационной работы. По результатам итоговой государственной аттестации Государственная аттестационная комиссия принимает решение о присвоении выпускнику квалификации (степени) и выдаче ему документа МГУ о соответствующем уровне высшего профессионального образования. 

        Программа бакалавриата «Телевидение» предусматривает обучение телережиссуре, сценарному делу, операторскому мастерству, ведению телевизионных программ, тележурналистике, телепродюсированию, звукорежиссуре, основам монтажа. Также в программу обучения включены занятия по актерскому мастерству, сценической речи, истории театра, истории и практике фотодела. 

        Отличительной чертой образовательной программы «Телевидение» является сочетание классических университетских традиций и передовых образовательных технологий в области телевидения и других экранных масс-медиа. 

 

Структура программы бакалавриата включает:

- учебный план подготовки бакалавров;

- календарный учебный график;

     - рабочие программы учебных дисциплин;

     - программы практик;

- программа государственной итоговой аттестации;

- оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 

Учебный план подготовки бакалавров 

Учебный план по направлению подготовки 42.03.04 Телевидение является частью основной образовательной программы и определяет: 

–     перечень изучаемых учебных дисциплин, практик; государственных аттестационных испытаний, последовательность их реализации по семестрам обучения, основанную на их преемственности и обеспечивающую формирование компетенций; 

–     продолжительность экзаменационных сессий; каникулярных отпусков; практик и государственной итоговой аттестации; 

–     учебное время, отводимое на изучение каждой дисциплины, освоение практики, его распределение по семестрам, на контактную и самостоятельную работу, а также по видам учебных занятий; 

–     распределение дисциплин по семестрам;

–     формы промежуточной аттестации по каждой дисциплине, практике; 

–     виды и продолжительность государственной итоговой аттестации в неделях, а также трудоемкость государственной итоговой аттестации в зачетных единицах и академических часах.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.

Календарный учебный график 

Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая:

количество учебных недель,

количество учебных дней,

продолжительность каникул,

даты начала и окончания учебных периодов/этапов.

В графике учебного процесса представлена последовательность реализации ОПОП ВО по годам, включая периоды осуществления видов учебной деятельности (теоретического обучения, практик, промежуточной и итоговой аттестации) и каникулы.

Рабочие программы учебных дисциплин 

Рабочая программа дисциплины включает в себя:

–     цели и задачи обучения по дисциплине;

–     перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

–     указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;

–     объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;

–     содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий;

–     оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине;

–     перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины;

–     перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины;

–     перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем;

–     описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине;

 

Программы практик 

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.04 Телевидение,    Блок 2 ОПОП бакалавриата «Практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Программы практик: учебная и производственная,  преддипломная, включают в себя:

–     указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;

–     перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

–     указание места практики в структуре образовательной программы;

–     указание объёма практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;

–     содержание практики;

–     указание форм отчётности по практике;

–     фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

–     перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;

–     перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем;

–     описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

 

Программа государственной итоговой аттестации 

Программа государственной итоговой аттестации для обучающихся  включает в себя:

–     общие положения (нормативные правовые документы и локальные акты, цель и задачи государственной итоговой аттестации, место государственной итоговой аттестации в структуре освоения ОПОП);

–     компетенции, выносимые на государственную итоговую аттестацию;

–     требования к подготовке и сдаче государственного экзамена;

–     критерии оценки подготовки и сдачи государственного экзамена;

–     требования к выпускной квалификационной работе и порядку ее выполнения (этапы и сроки подготовки и защиты ВКР, оформление ВКР, защита ВКР);

–     критерии оценки защиты выпускной квалификационной работы по направлению подготовки;

–     порядок подачи и рассмотрения апелляции;

–     описание материально-технической базы, необходимой для проведения государственной итоговой аттестации;

–     средства адаптации образовательного процесса при проведении государственной итоговой аттестации к потребностям обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 

Оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплинам разрабатываются в соответствии со следующими локальными нормативными актами Университета:

1.     Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам, утвержденное ректором

2.     Порядок формирования оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям) и фондов оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практикам.

В соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301, а также приказа Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям соответствующей ОПОП ВО кафедрами создаются оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам, а также фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практикам. 

В соответствии с учебным планом промежуточная аттестация предусматривает проведение экзаменов, зачетов, защиту курсовых работ.

Оценочные материалы задания для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине, включены в рабочие программы дисциплин и практик. 

Оценочные материалы в полном объеме (содержащие полный комплект контрольных заданий) разработаны профессорско-преподавательским составом факультета, утверждены деканом факультета и являются составной частью ОПОП.

Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), а также фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике включает в себя:

–     перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

–     описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования;

–     контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Оценочные материалы в типовом  варианте  включены в рабочие программы дисциплин и практик, а в полном объеме разработаны профессорско-преподавательским составом факультета, утверждены деканом факультета и являются составной частью ОПОП.

Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике организация определяет показатели и критерии оценивания уровня сформированности компетенций.