Образовательные программы


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕЛЕПРОИЗВОДСТВО И ТЕЛЕВЕЩАНИЕ», РЕАЛИЗУЕМОЙ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 42.04.04 ТЕЛЕВИДЕНИЕ

 

 

Определения и сокращения

Образовательный стандарт МГУ (ОС МГУ) – образовательный  стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ имени М.В.Ломоносова для реализуемых основных профессиональных образовательных программ высшего образования.

ОПОП ВО – основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа магистратуры.

Зачетная единица (з.е.) – унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при освоении ОПОП ВО (отдельных элементов ОПОП ВО), включающая в себя все виды учебной деятельности обучающегося, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Объем структурных элементов ОПОП ВО выражается целым числом зачетных единиц. При реализации совместных образовательных программ величина зачетной единицы может составлять не менее 25 и не более 30 астрономических часов (установленная величина зачетной единицы должна быть единой в рамках ОПОП ВО).

ФОС – система методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания уровня знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, компетенций обучающихся по программам бакалавриата, программам магистратуры, программы специалитета.

УК – универсальные компетенции выпускников ОПОП ВО.

ОПК – общепрофессиональные компетенции выпускников ОПОП ВО.

ПК – профессиональные компетенции выпускников ОПОП ВО.

СПК – специализированные компетенции выпускников ОПОП ВО.

ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. 

Сетевая форма – сетевая форма реализации ОПОП ВО.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные правовые документы

        Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

        Федеральный закон Российской Федерации «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ.

       Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ имени М.В.Ломоносова по направлению подготовки 42.04.04 Телевидение, утвержденный приказом МГУ от 30 августа 2019 года № 1037.

        Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 42.04.04 «Телевидение» и уровню высшего образования магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 8 июня 2017 года № 530 (далее – ФГОС ВО).

        Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05 апреля 2017 года № 301 (далее – Порядок организации образовательной деятельности).

        Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636.

       Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. № 1383.

        Устав МГУ имени М.В.Ломоносова.

1.Общие сведения об образовательной программе

1.1. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа магистратуры (далее – ОПОП), реализуемая на  факультете Высшей школы телевидения МГУ по направлению подготовки 42.04.04 «Телевидение», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную МГУ имени М.В.Ломоносова в соответствии с требованиями федеральных нормативных документов.

        ОПОП включает в себя: общую характеристику образовательной программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, в том числе научно-исследовательской работы, оценочные и методические материалы.

1.2. Квалификация, присваиваемая выпускнику ОПОП «магистр».

1.3. Объем образовательной программы: 120  зачетных единиц (далее – з.е.).

1.4. Форма (формы) обучения: очная.

1.5. Срок получения образования:

при очной форме обучения 2 года;

1.6. Язык (языки) образования

Образовательная деятельность по ОПОП ВО по направлению подготовки 42.04.04 Телевидение осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

1.7. Тип ОПОП ВО 

ОПОП является программой академического типа.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП ВО

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника ОПОП включает:

01 Образование и наука (в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования; в сфере научных исследований);

04 Культура, искусство (в сфере организации производства теле- и кинофильмов);

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере производства и продвижения продукции средств массовой информации, включая печатные издания, телевизионные и радиопрограммы, онлайн-ресурсы);

11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере мультимедийных, печатных, теле- и радиовещательных средств массовой информации и др.).

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника ОПОП

Основным объектом профессиональной деятельности выпускников программы по направлению 42.04.04 Телевидение являются:

различные типы телевизионных продуктов (телевизионных телепередач и телевизионных фильмов) как мультимедийных объектов, включающих текстовые, аудио- и видеокомпоненты, предназначенных для массового распространения с помощью технических средств телевизионного вещания;

телевидение как особый вид современной массовой коммуникации;

специфические телевизионные технологии и система художественных средств телевидения как вида искусства;

тексты публицистического и литературно-критического характера, предназначенные для издания или распространения средствами телевещания и массовой информации.

 

2.3. Вид (виды) профессиональной деятельности выпускника ОПОП

           Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры: 

авторский;

редакторский;

организационно-управленческий;

проектно-аналитический;

производственно-технологический;

научно-исследовательский;

педагогический.

 

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника ОПОП

авторский тип задач профессиональной деятельности:

осуществление авторской деятельности любого характера и уровня сложности с учетом специфики телевидения и других экранных масс-медиа;

редакторский тип задач профессиональной деятельности:

использование основных форм, средств и методов редакторской работы любого уровня сложности в соответствии со стандартами и требованиям телевидения и других экранных масс-медиа и координация редакционного процесса;

проектно-аналитический тип задач профессиональной деятельности:

создание концепции и планирование реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере телевидения и других экранных масс-медиа на основе многофакторного анализа;

организационно-управленческий тип задач профессиональной деятельности:

организация работы и руководство предприятием (подразделением), осуществляющим создание телевизионного и мультимедийного продукта;

производственно-технологический тип задач профессиональной деятельности:

системное выстраивание производственного процесса выпуска телевизионного и мультимедийного продукта с применением современных технологий;

 

научно-исследовательский тип задач профессиональной деятельности:

проведение научного исследования в сфере телевидения и других экранных масс-медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики;

педагогический тип задач профессиональной деятельности:

участие в преподавании в разработке учебно-методических материалов по дисциплинам, соответствующим данному направлению подготовки, по программам бакалавриата и программам дополнительного профессионального образования.

В результате освоения программы магистратуры  у выпускника МГУ должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции.

3.1. Выпускник, освоивший программу магистратуры должен обладать следующими универсальными компетенциями:

Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий, формулировать научно обоснованные гипотезы, применять методологию научного познания в профессиональной деятельности (УК-1).

Способен использовать философские категории и концепции при решении социальных и профессиональных задач (УК-2).

Способен разрабатывать, реализовывать и управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла, предусматривать и учитывать проблемные ситуации и риски проекта (УК-3).

Способен организовывать и осуществлять руководство работой команды (группы), вырабатывая и реализуя командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-4).

Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке (иностранных языках), для академического и профессионального взаимодействия (УК-5).

Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия(УК-6).

Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки, формировать приоритеты личностного и профессионального развития (УК-7).

 

3.2. Выпускник, освоивший программу магистратуры должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

Способен планировать, организовывать и координировать процесс создания востребованных обществом и индустрией медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов; отслеживать и учитывать изменение норм русского (иностранного) языков и особенностей иных знаковых систем (ОПК-1).

Способен анализировать основные тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах, и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах (ОПК-2).

Способен анализировать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов (ОПК-3).

Способен анализировать потребности общества и интересы аудитории в целях прогнозирования и удовлетворения спроса на медиатексты, и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты (ОПК-4).

Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования (ОПК-5).

Способен анализировать динамику изменений правового регулирования отечественной медиакомммуникационной системы для принятия профессиональных решений (ОПК-6).

Способен анализировать тенденции изменений  профессиональных этических норм для принятия решений в своей деятельности (ОПК-7).

Способен отбирать и внедрять в процесс медиапроизводства современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии (ОПК-8).

Способен оценивать и прогнозировать возможные эффекты в медиасфере, следуя принципам социальной ответственности (ОПК-9).

 

3.3.  Профессиональные компетенции выпускника, освоившего программу магистратуры 

            3.1.1. Профессиональные компетенции, соответствующие видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры:

Авторский тип задач профессиональной деятельности:

Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики телевидения и других экранных масс-медиа (ПК-1).

Редакторский тип задач профессиональной деятельности:

Способен осуществлять редакторскую деятельность любого уровня сложности в соответствии со стандартами и требованиями телевидения и других экранных масс-медиа и координировать редакционный процесс (ПК-2).

Проектно-аналитический тип задач профессиональной деятельности:

Способен создавать концепцию и планировать реализацию индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере телевидения и других экранных масс-медиа (ПК-3).

Организационно-управленческий тип задач профессиональной деятельности:

Способен организовать работу и руководить предприятием (подразделением), осуществляющим создание телевизионного и мультимедийного продукта (ПК-4).

Производственно-технологический тип задач профессиональной деятельности:

Способен системно выстраивать производственный процесс выпуска телевизионного и мультимедийного продукта с применением современных технологий (ПК-5).

Научно-исследовательский тип задач профессиональной деятельности:

Способен проводить научное исследование в сфере телевидения и других экранных масс-медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики (ПК-8).

Педагогический тип задач профессиональной деятельности:

Способен принимать участие в преподавании и разработке учебно-методических материалов дисциплин, соответствующих данному направлению подготовки, по программам бакалавриата и программам дополнительного профессионального образования (ПК-9).

 

4. Структура ОПОП и формируемые компетенции

Структура программы магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).

В базовую часть ОПОП ВО входят:

дисциплины (модули) программы магистратуры, которые являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля);

государственная итоговая аттестация. 

В вариативную часть ОПОП ВО входят:

дисциплины (модули) программы магистратуры, определяющие направленность (профиль) ОПОП ВО;

           практики, в том числе научно-исследовательская работа.

 

В Государственную итоговую аттестацию по результатам освоения ОПОП ВО входят:

государственный экзамен (включая подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена);

защита выпускной квалификационной работы (включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты).

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

 

Таблица 4.1.

    Элементы ОПОП ВО

Объем элементов ОПОП ВО

в зачетных 

единицах

Коды компетенций

Дисциплины (модули), 

разделы, блоки (при необходимости)

69

Базовая часть

34

 

Общенаучный раздел

10

 

Философия

2

УК-2

Теория искусства

4

УК-7; ОПК-3  

Психология и педагогика

4

УК-1; УК-7

Общепрофессиональный раздел

24

 

Филологический блок

14

 

Иностранный язык

8

УК-5; ОПК-1

Антология мировой анимации

2

УК-6; ОПК-3

Современный медиатекст

4

ОПК-1; ОПК-2;ОПК-3; ОПК-4

Блок «Телевизионные и экранные масс-медиа»

10

 

Телекритика

3

УК-1; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-7; ОПК-9

Теория и практика современного телевидения

4

 УК-3; УК-4; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-4;ОПК-5; ОПК-6; ОПК-7; ОПК-8; ОПК-9

Современные теории медиакоммуникаций

3

УК-1; УК-6; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-4

Вариативная часть

35

 

Общенаучный раздел

6

 

Межфакультетские курсы по выбору

2

УК-1; УК-7; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-8; ПК-9

Общепрофессиональные курсы по выбору (дисциплина на английском языке)

4

УК-5; ПК-1

Профессиональный раздел

29

 

Телематургия (сценарное дело)

3

УК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-5 

Теория телережиссуры

3

УК-1; ПК-1; ПК-3; ПК-5

Организация и продюсирование телепроизводства и телевещания 

2

УК-3; УК-4; УК-7; ПК-1; ПК-2; ПК-3;ПК-4; ПК-5

Операторское дело

3

УК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-5

Документальное кино и телерепортаж

2

УК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5

Методология исследований современных массовых коммуникаций

2

УК-1; УК-2; ПК-8; ПК-9

Телепрограммирование

2

УК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-5

Профессиональные курсы по выбору

12

УК-1; УК-3; УК-4;  УК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5;

Практика, в том числе научно-исследовательская работа 

42

УК-1; УК-2; УК-3; УК-4; УК-5; УК-6; УК-7; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-8; ПК-9

Государственная итоговая аттестация

9

УК-1; УК-2; УК-3; УК-4;  УК-5; УК-6; УК-7; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-3;ОПК-4; ОПК-5; ОПК-6; ОПК-7; ОПК-8; ОПК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-8; ПК-9

Государственный экзамен 

3

УК-1; УК-2; УК-3; УК-4; УК-5; УК-6; УК-7; ОПК-1;ОПК-2; ОПК-3;ОПК-4; ОПК-5; ОПК-6; ОПК-7; ОПК-8; ОПК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-8; ПК-9

Выпускная квалификационная работа

6

УК-1; УК-2; УК-3; УК-4; УК-5; УК-6; УК-7; ОПК-1;ОПК-2; ОПК-3;ОПК-4; ОПК-5; ОПК-6; ОПК-7; ОПК-8; ОПК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-8; ПК-9

Объем программы магистратуры

120

 


 

 

 

 

Структура программы магистратуры включает:

- учебный план подготовки магистров;

- календарный учебный график;

     - рабочие программы учебных дисциплин;

     - программы практик;

- программа государственной итоговой аттестации;

- оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 

 

Учебный план подготовки магистров

Учебный план по направлению подготовки 42.04.04 Телевидение является частью основной образовательной программы и определяет: 

–перечень изучаемых учебных дисциплин, практик; государственных аттестационных испытаний, последовательность их реализации по семестрам обучения, основанную на их преемственности и обеспечивающую формирование компетенций; 

–продолжительность экзаменационных сессий; каникулярных отпусков; практик и государственной итоговой аттестации; 

–учебное время, отводимое на изучение каждой дисциплины, освоение практики, его распределение по семестрам, на контактную и самостоятельную работу, а также по видам учебных занятий; 

–распределение дисциплин по семестрам;

–формы промежуточной аттестации по каждой дисциплине, практике; 

–виды и продолжительность государственной итоговой аттестации в неделях, а также трудоемкость государственной итоговой аттестации в зачетных единицах и академических часах.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.

 Календарный учебный график 

Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая:

количество учебных недель,

количество учебных дней,

продолжительность каникул,

даты начала и окончания учебных периодов/этапов.

В графике учебного процесса представлена последовательность реализации ОПОП ВО по годам, включая периоды осуществления видов учебной деятельности (теоретического обучения, практик, промежуточной и итоговой аттестации) и каникулы.

 Рабочие программы учебных дисциплин 

Рабочая программа дисциплины включает в себя:

–             цели и задачи обучения по дисциплине;

–             перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

–             указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;

–             объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;

–             содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий;

–             оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине;

–             перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины;

–             перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины;

–             перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем;

–             описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине;

 

Программы практик 

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 42.04.04 Телевидение,    Блок 2 ОПОП магистратуры «Практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Программы практик: учебная, производственная,  преддипломная, включают в себя:

–             указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;

–             перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

–             указание места практики в структуре образовательной программы;

–             указание объёма практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;

–             содержание практики;

–             указание форм отчётности по практике;

–             фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

–             перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;

–             перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем;

–             описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

 

Программа государственной итоговой аттестации 

Программа государственной итоговой аттестации для обучающихся  включает в себя:

–             общие положения (нормативные правовые документы и локальные акты, цель и задачи государственной итоговой аттестации, место государственной итоговой аттестации в структуре освоения ОПОП);

–             компетенции, выносимые на государственную итоговую аттестацию;

–             требования к подготовке и сдаче государственного экзамена;

–             критерии оценки подготовки и сдачи государственного экзамена;

–             требования к выпускной квалификационной работе и порядку ее выполнения (этапы и сроки подготовки и защиты ВКР, оформление ВКР, защита ВКР);

–             критерии оценки защиты выпускной квалификационной работы по направлению подготовки;

–             порядок подачи и рассмотрения апелляции;

–             описание материально-технической базы, необходимой для проведения государственной итоговой аттестации;

–             средства адаптации образовательного процесса при проведении государственной итоговой аттестации к потребностям обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 

Оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 

Оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплинам разрабатываются в соответствии со следующими локальными нормативными актами Университета:

  1. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам, утвержденное ректором
  2. Порядок формирования оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям) и фондов оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практикам.

В соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301, а также приказа Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям соответствующей ОПОП ВО кафедрами создаются оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам, а также фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практикам. 

В соответствии с учебным планом промежуточная аттестация предусматривает проведение экзаменов, зачетов, защиту курсовых работ.

Оценочные материалы задания для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине, включены в рабочие программы дисциплин и практик. 

Оценочные материалы в полном объеме (содержащие полный комплект контрольных заданий) разработаны профессорско-преподавательским составом факультета, утверждены деканом факультета и являются составной частью ОПОП.

Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), а также фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике включает в себя:

–             перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

–             описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования;

–             контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Оценочные материалы в типовом  варианте  включены в рабочие программы дисциплин и практик, а в полном объеме разработаны профессорско-преподавательским составом факультета, утверждены деканом факультета и являются составной частью ОПОП.

Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике организация определяет показатели и критерии оценивания уровня сформированности компетенций.