АННОТАЦИИ

РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН


направление подготовки 42.04.04  «Телевидение»

Квалификация (степень) выпускника: магистр


 

Москва 2023

 



АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

 

1. Цели освоения дисциплины

    Целью освоения дисциплины «иностранный язык» является формирование  у студентов профессиональных компетенций, связанных со знанием делового английского языка.

Иностранный язык как учебную дисциплину отличают межпредметность  и многоаспектность – характеристики, которые позволяют и делают необходимой реальную интеграцию иностранного языка в общую программу подготовки специалиста. 

Обучение иностранному языку носит многоцелевой характер.

Основная, практическая цель: развитие общей, коммуникативной компетенции студентов; формирование умений и навыков опосредованного письменного (чтение и письмо) и непосредственного устного (говорение, аудирование) иноязычного общения.

Образовательная цель: гуманизация и гуманитаризация образования, т.е. расширение кругозора студентов, повышение уровня их культуры и образования, а также культуры мышления, общения и речи.

Развивающая цель: развитие психических функций (внимание, память, логическое мышление); формирование личностной активности студентов;  развитие способности к  самореализации и социальной адаптации. 

Воспитательная цель: формирование уважительного отношения к духовным ценностям других стран и народов, а также совершенствование нравственных качеств личности студента.  

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Иностранный язык (английский)»  входит в базовую часть общеобразовательного блока. Основной целью курса является повышение исходного уровня владения иностранным языком,  достигнутого на предыдущей ступени образования (полная средняя школа,  где обучающиеся сдавали экзамен по шкале Европейского стандарта до уровня А2 Bl - «pre-intermediate», «intermediate»). Дисциплина «Иностранный язык (английский)»  способствует более продуктивному изучению других дисциплин как общеобразовательных,  так и профессиональных. После успешного завершения обучения дисциплины «Иностранный язык (английский)»  студент имеет возможность изучить дисциплины как базового общенаучного,  так и профессионального блока за счет привлечения зарубежных источников.

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

- владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурных сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (ОПК-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 

ЗНАТЬ:

1. Культурно специфические особенности менталитета,  представлений, установок, ценностей представителей иноязычной культуры; 

2. Основные факты,  реалии,  имена,  достопримечательности,  традиции страны изучаемого языка. 

3. Достижения, открытия, события из области истории, культуры, политики,  социальной жизни страны изучаемого языка; 

4. Основные особенности зарубежной системы образования в области избранной профессии; 

5. Достоинства и недостатки развития мировой экономической производственной сферы; 

6. Основные фонетические,  лексико-грамматические,  стилистические особенности изучаемого языка; 

7. Особенности собственного стиля учения /  овладения предметными знаниями; 

8. Основные различия письменной и устной речи. 

УМЕТЬ:

1. Порождать адекватные в условиях конкретной ситуации общения устные и письменные тексты; 

2. Реализовать коммуникативное намерение с целью воздействия на партнера по общению; 

3. Адекватно понимать и интерпретировать смысл и намерение автора при восприятии устных и письменных текстов; 

4. Выявлять сходство и различие в системах родного и иностранного языка; 

5. Идентифицировать языковые региональные различия в изучаемом языке. 

ВЛАДЕТЬ

1. Межкультурной коммуникативной компетенцией в разных видах речевой деятельности; 

2. Различными коммуникативными стратегиями; 

3. Учебными стратегиями для организации своей учебной деятельности; 

4. Разными приемами запоминания и структурирования усваиваемого материала; 

5. Интернет-технологиями для выбора оптимального режима получения информации; 

6. Презентационными технологиями для предъявления информации; 

7. Исследовательскими технологиями для выполнения проектных заданий.

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины составляет  8 зачетных единиц  288  часов. 

Аудиторные занятия – 138 часов.

Самостоятельная работа – 150 часов.

Форма итогового контроля – экзамен.

 

5.Краткое содержание дисциплины

- Брэнды (Brands, Brand management)

- Грамматика:

- Настоящее простое время (Present Simple), настоящее длительное время (Present Continuous)

- Путешествия (Travel)

- Формы выражения будущего времени (Talking about the future)

- Структура организации (Organization)

- Словосочетания (Noun combination)

- Перемены (Change)

- Прошедшее простое время (Past Simple) и настоящее завершенное (Present Perfect)

- Деньги (Money)

- Прошедшее длительное время (Past Continuous)

- Реклама (Advertising)

- Артикли (articles)

- Культура (Cultures)

- Модальные глаголы (advice, obligation, necessity)

- Повторение (Revision:

- Brands, Travel, Organisation, Change, Money, Advertising, Cultures)

- Трудоустройство (Employment)

- Косвенные вопросы (Indirect questions and statements) 

- Торговля (Trade)

- Условные предложения (Conditionals)

- Качество (Quality)

- Герундии и инфинитивы (Gerunds and infinitives)

- Этика (Ethics)

- Нарративные грамматические времена (Narrative tenses)

- Лидерство (Leadership)

- Относительные придаточные  (Relative clauses) 

- Инновация (innovation)

- Пассивный залог (Passives)

- Конкуренция (Competition)

- Модальные глаголы вероятности

- Повторение (Revision: employment, trade, quality, ethics, leadership, innovation,competition)

 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

Цели дисциплины:

- сформировать у слушателей целостное представление об основных проблемах философии и антропологических конфигурациях русской философии и литературы;

Задачи дисциплины:

- определить специфику философско-антропологических воззрений русских философов и писателей;

- проанализировать основные концепты по данной теме.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Философия» включена в стандарт программы "ММ_ТЕЛЕВИДЕНИЕ" (направление подготовки 42.04.04 "Телевидение").

Дисциплина «Философия» входит в базовую часть общеобразовательного блока. Дисциплина читается на 1-м курсе магистратуры, 2 семестр. 

 

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

- способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-3).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 

 

Знает: основные философские понятия и категории; закономерности развития природы, общества и мышления.

Умеет: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы диалектики в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; применять философские методы и средства в познании современных психологических проблем.

Владеет: навыками целостного философского подхода к анализу актуальных социальных и гносеологических проблем; способностью использовать философские знания для формирования мировоззренческой позиции психолога.

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебному плану общая трудоемкость дисциплины «Философия» составляет 2 зачетных единиц (72 часа). 

Аудиторные занятия - 30 часов.

Самостоятельная работа - 42 часа.

Форма итогового контроля: зачет.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Тема 1. Антропология А.С. Пушкина

Тема 2. Н.В. Гоголь: грезы как самораскрывающаяся сущность человека

Тема 3. Л.Н. Толстой: одиночество как способ бытия человека

Тема 4. Ф.М. Достоевский: боль как очевидная подлинность человека

Тема 5. Антропология А.П. Чехова 

Тема 6. И.А. Бунин: иконостас русской жизни

Тема 7. Антропология А. Платонова

Тема 8. Н. Бердяев: концепт человека, обремененного свободой

Тема 9. С. Франк: концепт симфонического человека

Тема 10. П. Флоренский: концепт литургического человека

Тема 11. В. Розанов: человек как интимность

Тема 12. М. Бахтин: человек как нужда в Другом


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРИЯ ИСКУССТВА»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

Целью освоения дисциплины «Теория искусства» является освоение основных теоретических концепций и конструктов в сфере общих вопросов искусствознания как сферы человеческой деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Курс читается в 1-м семестре 1-го года магистратуры и относится к базовой части общеобразовательного блока. Данный курс нацелен на знание теоретических аспектов изучения и понимание художественной специфики различных видов искусства: литературы, кинематографии, живописи, театра и др., представления об их воздействии на развитие телевидения как самостоятельного вида искусства.

Логически и содержательно курс непосредственно связан со всеми дисциплинами общеобразовательного блока, а опосредованно – с дисциплинами профессионального блока, обеспечивая телевизионному работнику необходимый для его специальности уровень эрудиции.

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

- способность демонстрировать знание теоретических аспектов изучения и понимание художественной специфики различных видов искусства: литературы, кинематографии, живописи, театра и др.; представления об их воздействии на развитие телевидения как самостоятельного вида искусства (ОПК-2).

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, 4 зачетные единицы

Аудиторные занятия - 36 часов.

Самостоятельная работа - 108 часов

Форма итогового контроля: экзамен.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Тема 1. Введение в проблематику

Тема 2. Морфология искусства

Тема 3. Художественная форма и образ

Тема 4. Понятие «Идея» в теориях искусства античности 1и средневековья

Тема 5. Теория искусства эпохи Ренессанса

Тема 6. XVII век. Теоретическая мысль барокко и классицизма

Тема 7. Теория искусства эпохи Просвещения. Классическая немецкая эстетика.

Тема 8. Метафизический рационализм идеологов романтизма (Новалис, Шлегель, Гете)

Тема 9. Философия искусства в трудах представителей немецкого идеализма (Шеллинг, Гегель)

Тема 10. Кризис репрезентативной теории искусства в конце XIX века.

Тема 11. Новая идеология искусства и новые концепции (модернизм, авангард, постмодернизм)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

             Дисциплина «Психология и педагогика состоит из двух последовательных разделов:1 раздел – Педагогика, 2 раздел – Психология.

Цель освоения раздела «Педагогика», получение обучающимися представлений о педагогике как науке, педагогическом процессе, его составляющих и методах, о целях и задачах образования на современном этапе, а также формирование у обучающихся необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, в том числе реализуемых при решении профессиональных задач в области педагогической деятельности.

Цель освоения раздела «Психология», предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, проблемами и способами их решения. Целью изучения данной дисциплины является введение студента в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. 

Раздел ориентирован на освоение фундаментальных понятий психологической науки, ее направлений и концепций, закономерностей и механизмов функционирования познавательных процессов, особенностей потребностно-мотивационной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения и индивидуальных особенностей человека.

Раздел имеет общедисциплинарное и прикладное значение.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

                Раздел «Педагогика», читается в 1-м семестре 1-го года магистратуры и относится к базовой части общеобразовательного блока (Б-ОН). Данный раздел, нацелен на формирование базового кругозора, высокого уровня эрудиции, адекватного научного мировоззрения и ориентирован на расширение представлений о развитии личности человека, целях его воспитания и путях социализации. 

Логически и содержательно раздел непосредственно связан со всеми дисциплинами общеобразовательного блока (Б-ОН), а опосредованно – с дисциплинами профессионального блока (Б-ПРОФ), обеспечивая телевизионному работнику необходимый для его специальности уровень эрудиции.

«Входные» знания, необходимые для успешного освоения раздела – гуманитарные (философия, история); умение анализировать и логически осмысливать информацию и самостоятельно выстраивать познавательную стратегию, необходим также минимум навыков самостоятельного логического и системного мышления.

Раздел «Психология», читается во 2-м семестре 1-го года магистратуры и относится к базовой части общеобразовательного блока (Б-ОН). Данный раздел нацелен на формирование базового кругозора, высокого уровня эрудиции, адекватного научного мировоззрения и ориентирован на расширение представлений о развитии личности человека, целях его воспитания и путях социализации. 

 

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (УК-2);

- способность демонстрировать знание в области психологии и педагогики высшей школы (ОПК-4).

- способность к осуществлению на высоком научно-методическом и педагогическом уровне процесса обучения теоретическим и практическим дисциплинам в области телевидения и кинематографии в общеобразовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и дополнительного образования; разрабатывать соответствующие учебно-методические материалы и организовывать профориентационную работу; владение навыками осуществления функций тьютора (ПК-4).

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины «Психология и педагогика» составляет –144 часа, 4 зачетные единицы.

Аудиторные занятия – 66 часов.

Самостоятельная работа – 78 часов.

Форма итогового контроля: зачет в 1-м семестре, экзамен во 2-м семестре.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Цели и задачи курса. История педагогики.

Предмет, объект, функции и методы педагогики. Отрасли педагогической науки.

Основные понятия педагогики.

Содержание образования. Знания

Содержание образования. Навыки и умения.

Обучение, научение, учение

Методы обучения.

Словесные методы обучения.  Наглядные методы обучения.  Практические методы обучения

Урок как основная форма организации обучения в школе.

Понятия «методика преподавания» и «технология научения». Развитие взглядов на методику преподавания в российской школе.

Техническое оснащение школьного кабинета. Библиотечный фонд.  

Учебник. Учебный комплект

Класс как группа.

Критерии оценки знаний учащихся. Нормативные документы для ведения отчетности.

Образование как общественное явление и педагогический процесс.

Воспитательные цели образования.

Роль образования в социализации

Педагогическая этика. Поведение учителя в классе

Общая характеристика психологии как науки.

Методы психологического исследования

Ощущение и восприятие

Психология памяти.

Мышление

Психология эмоциональной и волевой регуляции.

Психология личности

Представление о развитии личности в различных направлениях психологии 

Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии.

Структура "Я" и ее исследование в различных направлениях психологии. 

Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

Положение о социальных функциях ролях и их месте в структуре личности.

Понятие стресса, фрустрации и конфликта. 

Личностные расстройства 

Основные направления  современной психотерапии. Виды и формы  психотерапии.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МАССОВЫХ И ВИРТУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

Целями освоения дисциплины «Современные теории массовых и виртуальных коммуникаций» являются введение студентов в контекст коммуникационных исследований. Сегодня специалисту в области масс-медиа в своей практической деятельности невозможно обойтись без теоретической базы. Знание основных идей, концепций и теорий массовой коммуникации позволяет наиболее эффективно строить работу на телевидении, радио, в кино и т.д. Журналистика, образование, связь, научные исследования, индустрия развлечений претерпевают быстрые и глубокие перемены благодаря тому, что масс-медиа (в особенности спутниковые каналы и Интернет) сокращают рас­стояния, уплотняют время и расширяют доступ к обширным областям знания. 

 

           2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Современные теории массовых и виртуальных коммуникаций» относится к базовой части профессионального блока дисциплин и изучается на первом курсе, в первом и втором семестрах магистратуры.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающихся, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин включают:

знать: фактический материал по истории и теории телевидения, теории и практике журналистики, истории развития медиатехнологии;

уметь: анализировать данный фактический материал в контексте определенных теоретических концепций, логически и последовательно излагать факты, объяснять причинно-следственные связи, используя общие и специальные понятия и термины;

владеть: навыками работы с учебной литературой и электронными базами данных, подготовки устных сообщений и письменных работ в форме эссе.

Теоретические дисциплины и практики, на которые опирается освоение дисциплины «Современные теории массовых и виртуальных коммуникаций», включают, прежде всего, следующие специальные дисциплины: «История отечественного телевидения», «История зарубежного телевидения», «Информационное телевещание», «Теория телевидения», «Техника и технология СМИ», «Информационные технологии на телевидении и в СМИ», «Теория и практика современной телевизионной журналистики». 

Дисциплина «Современные теории массовых и виртуальных коммуникаций» создает теоретические рамки для изучения дисциплин профессионального блока и написания магистерского диссертационного исследования. 

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

- способность демонстрировать знание теоретических аспектов изучения и понимание художественной специфики различных видов искусства: литературы, кинематографии, живописи, театра и др.; представления об их воздействии на развитие телевидения как самостоятельного вида искусства (ОПК-2);

- способность к самостоятельному исследованию истории, теории и практики передового российского и зарубежного опыта работы в области телевидения, общих закономерностей и перспектив развития телевидения как СМИ и как вида искусства в широком гуманитарном и культурном контексте, а также к изучению средств и способов массовой коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-2).

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины составляет  3 зачетные единицы, 108 часов

Аудиторные занятия – 66 часов.

Самостоятельная работа – 42 часов, 

Форма итогового контроля: зачет в 1-м семестре, экзамен во 2-м семестре.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Раздел 1. 

Массовые коммуникации: 

Теоретический фундамент

Раздел 2. Становление академической 

дисциплины 

Раздел 3. Концептуализация медиа новейшего периода

Раздел 4.

Теории виртуальных коммуникаций

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОВРЕМЕННЫХ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

 

1. Цели освоения дисциплины

    Цель освоения дисциплины «Методология исследований современных массовых коммуникаций» – выработать у студентов системное представление о методологии исследований современных массовых коммуникаций и на этой основе сформировать способность к проведению эмпирических исследований и получению новых знаний в области массовой коммуникации

Задачи освоения дисциплины:

- дать знание междисциплинарных теоретических и методических подходов к проведению эмпирических исследований в области массовой коммуникации, 

- сформировать умения и навыки их использования при исследовании прикладных проблем в различных подсистемах массовой коммуникации.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Курс «Методология исследований современных массовых коммуникаций» относится к базовой части профессионального блока дисциплин 

(Б-ПРОФ) и изучается на первом курсе, во втором семестре магистратуры.

Программа курса рассчитана на то, что студенты уже получили базовые знания по теории коммуникации и специфике массовой коммуникации, владеют основной коммуникологической терминологией и имеют навыки самостоятельного пользования электронными средствами коммуникации, а также обладают готовностью к самостоятельному обучению, к повышению своей профессиональной квалификации, осознанием социальной значимости будущей профессии.

Дисциплина логически и содержательно-методически соотносится с дисциплиной Современные теории массовых и  виртуальных коммуникаций, дополняя и обогащая ее системой практических знаний. 

Курс «Методология исследований современных массовых коммуникаций» непосредствено связан и читается после усвоения студентами следующих дисциплин: «Теории искусства», «Телекритики», «Операторского дела», «Истории отечественного телевидения», «Истории мирового кино».

После прочтения курса «Методология исследований современных массовых коммуникаций» студенты осваивают такие дисциплины как «Современный медиатекст»,           «Организация  и       продюсирование телепроизводства и телевещания», «Документальное         кино   и телерепортаж», «Телепрограммирование», «Телережиссура развлекательных программ», «Телепутешествия», 

«Ведение телепрограмм».

 

 

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность формулировать научно обоснованные гипотезы, создавать теоретические модели явлений и процессов, применять методологию научного познания в профессиональной деятельности (УК-1);

- способность демонстрировать знание современной научной парадигмы в области тележурналистики, современных массовых коммуникациях и динамики ее развития, системы методологических принципов и методологических приемов научного исследования (ОПК-1);

- способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере массовых и виртуальных коммуникаций, гуманитарных и социально-экономических наук для собственных научных исследований (ПК-1);

- владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования, по широкой проблематике, связанной с областью профессиональной деятельности, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-3).

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет  72 часа, 2 зачетные единицы.

Аудиторных часов – 30 (15 лаб.занятий + 15 семинаров)

Самостоятельная работа - 42

Форма итогового контроля – зачет.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Раздел I. Введение

Тема 1. Основные представления о методологии исследований 

Тема 2. Основные сведения о социологических методах исследований 

Тема 3. Экспертный опрос 

Раздел II. Методология исследования структурных элементов массовой коммуникации

Тема 4. Исследование аудитории 

Тема 5. Исследования контента массовой коммуникации 

Тема 6. Интенциональный анализ 

Тема 7. Характеристики канала и коммуникатора 

Тема 8. Дискурс-анализ 

Тема 9. Эффекты массовой коммуникации 

Тема 10. Проективные методы исследования массовой коммуникации 

Тема 11. Фокус-группы 

Раздел III. Исследования конкретных коммуникативных систем

Тема 12. Разработка собственного исследования и защита проекта 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

Целями освоения дисциплины «Теория и практика современного телевидения» являются: формирование у студентов объективного представления о месте и значении телевизионной журналистики в системах современных СМИ и СМК, ее функциях в информационном обществе, о реалиях соблюдения принципов свободы слова и печати, о методах телевизионной журналистской деятельности и формах ее продукции, о профессиях телевизионного творчества и необходимых личностных качествах и компетенциях их обладателей. Важным также является и формирование у студентов умения соединять получаемые базовые знания теории журналистики с практической работой в многообразных реалиях современного телевидения

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Курс «Теория и практика современного телевидения» относится к базовой части профессионального блока дисциплин (Б-ПРОФ) и изучается на первом курсе во втором семестре магистратуры.

Для освоения данной дисциплины студентам необходимо усвоить следующие курсы: Телекритика, Операторское дело, Телепрограммирование, История отечественного телевидения, История мирового кино, История русской литературы, История зарубежной литературы, История русской журналистики, История зарубежной журналистики, Теория телевидения, Современные теории массовых и виртуальных коммуникаций.

Дисциплина  «Теория и практика современного телевидения» создает теоретические рамки для изучения дисциплин профессионального блока («Телережиссура развлекательных программ телевидения», «Телепутешествия», «Ведение программ», «Документальное кино и телерепортаж», «Телепрограммирование») и написания магистерского диссертационного исследования. 

 

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

- способность к самостоятельному исследованию истории, теории и практики передового российского и зарубежного опыта работы в области телевидения, общих закономерностей и перспектив развития телевидения как СМИ и как вида искусства в широком гуманитарном и культурном контексте, а также к изучению средств и способов массовой коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-2);

- владение навыками самостоятельной разработки программной политики телеканалов и проектов новых телепрограмм (ПК-5);

- способность реализовывать сложный новаторский художественный замысел в профессиональном творческом коллективе, владение теорией и технологией создания телевизионного произведения на основе синтеза традиционных и новейших методов и технических средств; учитывать возможности внедрения цифровых технологий (ПК-6);

- способность к осуществлению профессиональных функций специального корреспондента и обозревателя на телеканалах, в профильных изданиях по телевидению и кинематографии, СМИ, пресс-службах, к просветительской деятельности телевидения и кинематографии, подготовке телерепортажа (ПК-12);

- владение навыками экспертно-аналитической деятельности по проблемам телевидения, киноискусства и СМИ; навыками оказания консультационной помощи по разработке инновационных проектов и программ в области телевидения, кинематографии, культуры, образования, массовой коммуникации (ПК-13).

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины составляет  144 часа, зачетных единиц 4.

Аудиторная работа– 30 часов

Самостоятельная работа – 114 часов.

Форма итогового контроля – экзамен.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Основные признаки,  характер информационного общества и функции журналистики. Телевизионная журналистика в системе СМИ.

Журналистика, как «четвертая власть». Свобода слова, печати и свобода журналиста. 

Объективность журналиста. Почему журналист говорит неправду, не всю правду или осознанно лжет?

«Золотые сны», навеваемые СМИ. Журналистика как фольклор и карнавал.

Телевидение как массовая культура. Что такое «качественная журналистика»? 

Журналист – объект и субъект политики. Конфликт личных, профессиональных, корпоративных интересов журналиста и национальных интересов. 

Либеральная и социальная позиции по отношению к СМИ. Журналистика и идейная среда общества. Телевидение и информационные потребности  и запросы аудитории. 

Жанры телевизионной журналистики. Различные подходы к их классификации. Классическая классификация жанров. Диффузия жанров – творчество или непрофессионализм?

Информационные жанры телевидения. Их специфика и функции.

Жанры аналитической публицистики. Комментарий. Обозрение. Беседа. Ток-шоу.

Жанры художественной публицистики. Очерк, зарисовка, эссе, документальный фильм. 

Профессии, специальности телевизионной журналистики, их функции и особенности. Командная работа.

Нужны ли телевидению гении? Общечеловеческие и профессиональные качества журналиста. 

«Мы сделаем телевидение лучше!» - девиз ВШТ. Журналистика как конкурентная система. От каких факторов зависит будущее телевидения?


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

Целями освоения дисциплины «Современный медиатекст» являются: выработать представление о медиатексте как объекте многоаспектного характера, требующего осмысления в коммуникативном и лингвистическом аспекте; представить  теорию текста в целом как научную основу оптимального анализа и организации медиатекста, в том числе создаваемого в тележурналистике.

Задачи:

-                охарактеризовать специфику СМИ как сферы функционирования медиатекста; 

-                охарактеризовать сущность текста и медиатекста как его типа в сфере функционирования «массовая коммуникация», осветить современные аспекты его изучения;

-                ознакомить с базовыми понятиями теории текста;

-                охарактеризовать основные единицы, категории медиатекста и механизмы его образования (построения) в сравнении с текстом других сфер; представить медиатекст как особый фрагмент в синхронно-диахронном плане бытования СМИ;

-                дать оценку прецедентных феноменов как важных факторов в организации/понимании интертекстуальных/культурных связей текста телепередачи; 

-                осветить вопрос о роли автора  и средствах репрезентации в тексте авторской интенции, важности/опасности субъективного фактора в тележурналистике;

-                рассмотреть вопрос об информативности и информационной насыщенности  медиатекста;

-                указать связь информации и функционально-смысловых типов речи; 

-                представить типы и разновидности, жанры медиатекста; 

-                осветить вопрос о креолизации текста; роль видеоряда в тележурналистике;

-                представить место текста тележурналиста в рамках сверхтекста программы, канала, серии передач и т.д., гипертекста.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Профессиональный блок. Базовая часть.

Дисциплина «Современный медиатекст» взаимосвязана с такими дисциплинами общенаучного и профессионального блока магистратуры по направлению подготовки «Телевидение», как «Современные теории массовых и виртуальных коммуникаций», «Современные методы исследования массовых коммуникаций», опирается на знания, умения, навыки как компетенции, приобретенные в процессе обучения в бакалавриате по дисциплинам «Современный русский язык», «Стилистика и литературное редактирование», «Языковая норма и язык СМИ». 

Магистрант должен владеть знаниями и иметь представления о системе стилей современного русского литературного языка и месте языка  СМИ в них, о норме употребления единиц различных уровней в тексте, вычленяя их в массиве текста как целого. 

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

- владение знанием специфики современного медиатекста как синтеза различных функциональных стилей устной и письменной речи, как особого вида дискурса; владеть коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в сфере массовой коммуникации, навыками телекритики, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ОПК-6);

- готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-8);

- владение навыками создания и распространения критических аналитических материалов (статей, эссе, обзоров), содержащих художественно-эстетический анализ различных типов телевизионной продукции, произведений киноискусства, материалов СМИ (ПК-11);

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, 4 зачетные единицы.

Аудиторная работа – 36 часов.

Самостоятельная работа – 108 часов. 

Форма итогового контроля – экзамен.

 

5.Краткое содержание дисциплины

СМИ как сфера функционирования медиатекста. 

Медиатекст как особый тип текста. Условия его функционирования. Особенности отношений медиатекста с категорией «адресат»

Текст как объект изучения. Его особенности. 

Текст как законченное информационное и структурное целое. 

Прагматика текста (медиатекста)

Цельность и связность как главные качества текста. Особенности этих категорий в медиатекте.

 Единицы текста. Единицы медиатекста.

Типы текстов. Виды информации и функционально-смысловые 

типы речи (изложения). Свойство креализованности в применении к медиатексту.

Жанровое расслоение медиатекстов.

Интертекстуальность. Медиатекст как сверхтекст. Сверхтект и его типы.

Гипертекст как тип медиатекста.

Информационная сторона медиатекста (текста)

Текст и его автор.

Тележурналист как автор СМИ

Стилевые (тональные) характеристики медиатекста

Самостоятельная работа по обобщению материала


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОДЮСИРОВАНИЕ ТЕЛЕПРОИЗВОДСТВА И ТЕЛЕВЕЩАНИЯ»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

Целями освоения дисциплины «Организация и продюсирование телепроизводства и телевещания» являются:

 ознакомление студентов с формированием рыночных механизмов  в отечественной и зарубежной медиаиндустрии; внутренними и внешними факторами управления телевизионным процессом. Научить студентов определять бюджет проекта, составлением проектных  смет особенностями творческого труда, подготовка их к руководству процессом создания и реализации аудиовизуального произведения, обучение методам экспертной оценки художественных достоинств и зрительского потенциала кино- и телепроекта.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина “Организация и продюсирование телепроизводства и телевещания” является базовой частью профессионального блока дисциплин (Б-ПД).

Курс читается на втором курсе в третьем семестре магистратуры.

Для освоения данного курса, студенту необходимо знать: Современные теории массовых и виртуальных коммуникаций, Методологию исследований современных массовых коммуникаций, Теорию и практику современного телевидения, Телекритику, Теорию телережиссуры, Телематургию (сценарное дело), Операторское дело, Историю отечественного телевидения, Историю мирового кино. Для освоения  курса “Организация и продюсирование телепроизводства и телевещания” важны знания «Основ продюсирования», полученные в бакалавриате.

Параллельно дисциплиной “Организация и продюсирование телепроизводства и телевещания” студенты осваивают дисциплину Современный медиатекст.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (УК-3);

- способность выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ОПК-5);

- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-9);

- способность реализовывать сложный новаторский художественный замысел в профессиональном творческом коллективе, владение теорией и технологией создания телевизионного произведения на основе синтеза традиционных и новейших методов и технических средств; учитывать возможности внедрения цифровых технологий (ПК-6);

- способность к участию в качестве автора проекта, сценариста, режиссера-постановщика, оператора-постановщика и ведущего в творческом и производственном процессе подготовки и трансляции постановочных телевизионных программ (ПК-7);

- владение навыками осуществления творческого процесса режиссерского монтажа телепрограммы или телефильма (ПК-8);

- владение навыками осуществления творческого процесса режиссерского монтажа телепрограммы или телефильма (ПК-9);

- владение навыками продюсирования процесса создания, предэфирной подготовки и трансляции как отдельных телепрограмм, так и масштабных и новаторских телепроектов (ПК-10);

- владение навыками осуществления организации и продюсирования телепроизводства и телевещания; способность к руководству творческо-производственным процессом создания продуктов телепроизводства, деятельностью одного из самостоятельных подразделений телевизионного канала; навыками осуществления взаимодействия с органами государственной власти и  управления, СМИ, творческими союзами, ассоциациями, общественными организациями (ПК-14). 

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Аудиторная работа – 36 часов.

Самостоятельная работа – 36 часов.

Форма итогового контроля – зачет.

 

 

5.Краткое содержание дисциплины

Продюсирование в масс-медиа

Возникновение профессии “продюсера”  кино и телевидения, их функции

Жанровые формы, форматы и проекты на современном телевидении. Типы и роль продюсеров в этих формах.

Информация

Аналитика

Художественные

Развлекательные

Концерты

Телефильмы

Составление смет на разные телевизионные проекты

Исключительные, неисключительные и смежные права. Составление документации

 Психология и продюсирование.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

Целями освоения дисциплины «Медийный дискурс» являются формирование у студентов теоретических представлений о медийном дискурсе, который рассматривается на примере британских и американских СМИ, а также практических умений анализа дискурса и функционально оправданного выбора языковых средств при создании собственных англоязычных текстов для СМИ.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Общеобразовательный блок. Вариативная часть.

Курс преподаётся в третьем семестре второго курса магистратуры и относится к вариативной части общенаучного блока. Дисциплина «Медийный дискурс» логически связана с такими дисциплинами как «Иностранный язык» (базовая часть общеобразовательного блока дисциплин) и «Современный медиатекст» (базовая часть профессионального блока дисциплин).

Так как предмет преподаётся на английском языке, его освоение требует определённого уровня владения английским языком (желательный уровень – не ниже B1 по Европейской системе уровней владения иностранным языком). Также дисциплина предполагает наличие у студентов базовых представлений о стилистике, а также развитых умений сравнения и анализа.

 

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

-  владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурных сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (ОПК-7).

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов, 4 зачетные единицы

Аудиторная работа – 36 часов.

Самостоятельная работа – 108 часов.

Форма отчетности – экзамен.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Понятие дискукрса. Дискурс и текст. Основные характеристики медийного дискурса.

Разнообразие стилей, используемых в речи масс-медиа. Публицистический и газетный стили, их особенности.

Лексические особенности языка СМИ. Выразительность лексических средств и эффекты их употребления. Понятие клише. Наиболее распространённые медийные клише английского языка.

Грамматические особенности языка СМИ. Выразительность грамматических средств и эффекты их употребления.

Жанровое деление медийной речи. Жанры печатных СМИ и жанры теле- и радиожурналистики: их сходства и различия.

Языковые средства, используемые в информационных жанрах тележурналистики, их особенности и функции.

Интервью как особый информационный жанр. Языковые средства в интервью, их особенности и функции.

Языковые средства, используемые в аналитических жанрах тележурналистики, их особенности и функции.

Языковые средства, используемые в жанрах телешоу, их особенности и функции.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕЛЕКРИТИКА»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

     Цель освоения дисциплины «Телекритика» - сформировать у студентов  базовые основы и навыки анализа и критической оценки телевизионных программ (в том числе и собственных) и телепроцесса в целом.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

       Курс читается на первом курсе в 1-м семестре магистратуры и относится к вариативной части профессионального блока дисциплин. Данный курс нацелен на формирование аналитических навыков, базового кругозора, высокого уровня эрудиции в области современного телевидения, системного владения методиками профессионального анализа и оценки телевизионной практики и служит связующим звеном между искусствоведческим знанием, с одной стороны, и прикладными дисциплинами в области телевидения, с другой, поскольку ориентирован на  формирование и развитие самостоятельного системного логического и творческого мышления применительно к повседневной практике функционирования электронных СМИ. 

Логически и содержательно курс непосредственно связан со всеми дисциплинами общеобразовательного блока, а опосредованно – с дисциплинами профессионального блока, обеспечивая телевизионному работнику необходимый для его специальности уровень эрудиции.

Поскольку курс читается на 1-м году обучения, «входные» знания в данном случае – суть те, которые приобретены в средней школе (литература), а также в высших учебных заведениях; необходим также минимум навыков самостоятельного логического, системного и творческого мышления.

 

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность демонстрировать знание теоретических аспектов изучения и понимание художественной специфики различных видов искусства: литературы, кинематографии, живописи, театра и др.; представления об их воздействии на развитие телевидения как самостоятельного вида искусства (ОПК-2);

- владение знанием специфики современного медиатекста как синтеза различных функциональных стилей устной и письменной речи, как особого вида дискурса; владеть коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в сфере массовой коммуникации, навыками телекритики, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ОПК-6);

- способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере массовых и виртуальных коммуникаций, гуманитарных и социально-экономических наук для собственных научных исследований (ПК-1);

 

- владение навыками создания и распространения критических аналитических материалов (статей, эссе, обзоров), содержащих художественно-эстетический анализ различных типов телевизионной продукции, произведений киноискусства, материалов СМИ (ПК-11);

- владение навыками экспертно-аналитической деятельности по проблемам телевидения, киноискусства и СМИ; навыками оказания консультационной помощи по разработке инновационных проектов и программ в области телевидения, кинематографии, культуры, образования, массовой коммуникации

 (ПК-13).

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины составляет  3 зачетные единицы, 108 часов.

Аудиторная работа – 36 часов.

Самостоятельная работа – 72 часа.

Форма итогового контроля – экзамен.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Сущность телекритики. Отношения телевизионного творчества и телеаналитики

Происхождение телекритики, ее место в системе СМИ

Критика телевизионных жанров

Телевидение как система (эстетическая, знаковая, коммуникативная, социокультурная). Телевидение как корпоративная структура. Телевидение как технология.

Телекритик как профессиональный телезритель. Телезритель как потенциальный телекритик 

Методология телекритики. Объективное и субъективное в оценке телепрограмм и телепроцесса. Вкус и норма. 

Телерейтинги и телекритика 

Телекритика как часть художественной критики. Соотношение публицистики и искусствоведения.  

Жанры телекритики и жанры телевидения. Понятие формата 

Самоанализ как составная часть телевизионного творчества. Оценка собственных телевизионных произведений как обязательная составляющая телевизионного профессионала 

Гражданская и эстетическая позиция телекритика

Игра как одна из сущностей телевидения. Элементы игры в телевизионной критике


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРИЯ ТЕЛЕРЕЖИССУРЫ»

 

1. Цели освоения дисциплины

    Целями освоения дисциплины «Теория телережиссуры» являются: формирование у студентов представления о месте и роли режиссера в творческо-производственном процессе создания экранного произведения, а также подготовка телевизионного специалиста,  владеющего навыками режиссерского мастерства, а также всеми современными изобразительными средствами телевидения и кино, существующими как в России, так и зарубежом, понимание этических и эстетических норм и требований, которые формируют современное телевизионное произведение. Воспитать режиссера-руководителя, способного эффективно работать с коллективом телевизионных работников, воплощающих авторско-режиссерский замысел. 

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач обучения: 

- формирование  у студентов понимание места и роли телевизионного режиссера в съёмочном  процессе, представление об основных личностных качествах, присущих профессии телевизионного режиссера,  о взаимодействии режиссера с продюсерами, авторами, редакторами, операторами, декораторами, героями и актерами;

- научить методам режиссерского анализа драматургического материала, который дан в виде текста (в случае, когда литературный сценарий или пьеса предоставлены автором-драматургом), или в виде событий реальной жизни, которые соединяются в единое целое причинно-следственными и ассоциативными связями (в случае, когда режиссер выступает в качестве автора-драматурга);

- дать навыки поиска драматического материала и выстраивания из него интересного массовому телезрителю сюжета;

- дать навыки поиска и создания визуального и звукового материала для воплощения режиссерского замысла;

-  дать навыки создания художественно-выразительного визуально-звукового образа, который должен быть адекватен словесному образу, данному в сценарии или пьесе и, одновременно с этим, соответствовать режиссерскому замыслу;

-  научить работе в разнообразных жанрах телевизионной журналистики и телевизионной драматургии;

-  дать навыки работы с представителями творческих телевизионных профессий, которые образуют коллектив создателей телевизионного произведения (продюсер, сценарист, редактор, художник, оператор, звукорежиссер, музыкальный редактор, менеджер);

- научить современному образному телевизионному языку, который развивается на основе исторического опыта кинематографа;

-  научить творческому использованию новейших компьютерных средств создания телевизионного зрелища;

-  отработать  технические и творческие приёмы телевизионноого производства аудиовизуального продукта на практических   занятиях в телевизионной студии МГУ;

- научить системному планированию в организации съемочного процесса в разных условиях, составлению предварительных раскадровок, а также  умению быстро ориентироваться и находить наиболее выразительные изобразительные решения;

 - воспитать этически и эстетически требовательную личность режисера-художника.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Теория телережиссуры» является вариативной частью профессионального блока дисциплин, изучается на первом курсе во втором семестре магистратуры и тесно связана с рядом базовых вариативных дисциплин, дисциплин по выбору профессионального блока. Дисциплина  ««Теория телережиссуры»» основана на знаниях, полученных во время обучения «Основам телережиссуры» в бакалавриате. Изучение дисциплины логически связано с курсами  «Современные теории массовых и виртуальных коммуникаций» и  «История мирового кино»,  которые изучается на первом, и продолжаются на втором курсе магистратуры.  Дисциплина  «Теория телережиссуры» изучается параллельно также и с  дисциплинами «Теория и практика современного телевидения», «Телематургия (сценарное мастерство)». В свою очередь дисциплины «Организация и продюсирование телепроизводства и телевещания», «Документальное кино и телерепортаж», «Телепутешествия», «Ведение телепрограмм», «Телережиссура развлекательных программ телевидения» опираются на дисциплину «Теория телережиссуры».

 

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (УК-3);

 

- способность выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ОПК-5);

 

- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-9);

 

- способность к осуществлению на высоком научно-методическом и педагогическом уровне процесса обучения теоретическим и практическим дисциплинам в области телевидения и кинематографии в общеобразовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и дополнительного образования; разрабатывать соответствующие учебно-методические материалы и организовывать профориентационную работу; владение навыками осуществления функций тьютора (ПК-4);

 

- способность реализовывать сложный новаторский художественный замысел в профессиональном творческом коллективе, владение теорией и технологией создания телевизионного произведения на основе синтеза традиционных и новейших методов и технических средств; учитывать возможности внедрения цифровых технологий (ПК-6);

 

- способность к участию в качестве автора проекта, сценариста, режиссера-постановщика, оператора-постановщика и ведущего в творческом и производственном процессе подготовки и трансляции постановочных телевизионных программ (ПК-7);

 

- владение навыками осуществления творческого процесса режиссерского монтажа телепрограммы или телефильма (ПК-9);

 

- владение навыками продюсирования процесса создания, предэфирной подготовки и трансляции как отдельных телепрограмм, так и масштабных и новаторских телепроектов (ПК-10);

- владение навыками осуществления организации и продюсирования телепроизводства и телевещания; способность к руководству творческо-производственным процессом создания продуктов телепроизводства, деятельностью одного из самостоятельных подразделений телевизионного канала; навыками осуществления взаимодействия с органами государственной власти и  управления, СМИ, творческими союзами, ассоциациями, общественными организациями (ПК-14).

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины составляет  3 зачетных единицы, 108 часов.

Аудиторная работа – 30 часов.

Самостоятельная работа – 78 часов.

Форма итогового контроля – зачет с оценкой.

 

 

5.Краткое содержание дисциплины

Режиссер и драматургия

Документальный метод в информационных и аналитических жанрах. Художественность документального метода

Игровое.  Игровое в документальном методе

Драматургическая конструкция

Работа режиссера со сложными драматическими конструкциями художественной публицистики – очерк (очерк-расследование) и фильм

Документальный метод и жанры художественной публицистики

Работа режиссера со сложными форматами телевизионных произведений – тележурнал, документальный телевизионный сериал


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 


 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕЛЕМАТУРГИЯ (СЦЕНАРНОЕ ДЕЛО)»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

Целями освоения дисциплины «Телематургия (сценарное дело)» являются 

1.     Изучение универсальных законов  теле - и –кино драматургии. 

2.     Исследование теоретической базы теле - и - кино драматургии. 

3.     Освоение практических навыков написания заявок, синопсисов, сценариев для различных видов телеконтента. 

4.     Изучение исторического аспекта развития и формирования драматургических принципов и законов. 

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

            Дисциплина  «Телематургия (сценарное дело)» относится к вариативной части профессионального блока дисциплин и изучается во втором семестре 1 курса магистратуры. 

Для наиболее эффективного обучения студенты должны обладать определенным багажом знаний и навыков, а именно:

Дисциплины, на которые опирается освоение дисциплины «Телематургия (сценарное дело)»: «Телекритика», «Теория искусства», «Операторское дело», «История отечественного телевидения».

 Дисциплина  «Телематургия (сценарное дело)» является важным предметом для изучения следующих дисциплин «Организация и продюсирование телепроизводства и телевидения», «Документальное кино и телерепортаж», «История мирового кино», «Телережиссура развлекательных программ», «Телепутешествия».

Курс «Телематургия (сценарное дело)» логически связан и читается параллельно с дисциплиной «Теория и практика современного телевидения», «Теория телережиссуры».

 

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ОПК-5);

- владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования, по широкой проблематике, связанной с областью профессиональной деятельности, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-3);

- способность к участию в качестве автора проекта, сценариста, режиссера-постановщика, оператора-постановщика и ведущего в творческом и производственном процессе подготовки и трансляции постановочных телевизионных программ (ПК-7);

- способность к самостоятельной разработке формирования телеконтента проектов художественно-креативного оформления телевизионных программ (ПК-9).

 

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины составляет  3 зачетные единицы 108 часов.

Аудиторная работа – 30 часов.

Самостоятельная работа – 78 часов.

Форма итогового контроля – зачет с оценкой.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Сюжетная композиция как основа драматургической структуры. 

Особенности и признаки жанров и поджанров в телевизионном контенте.

Драматургические особенности детали.

Виды сюжета. Характеристики. 

Этапы написания сценария

Способы трансформации фабулы в сюжете

Герой и антигерой

Драматургия неигрового фильма

Виды синхронов и интервью

Использование приема stand-up и блиц-опрос в неигровом фильме и передаче.

Возможности использования закадрового текста и написание диалога. 

Виды и особенности игровой реконструкции в неигровом кино. 

Драматургические особенности сценария многосерийного телевизионного фильма.

Освоение сценарной программы «Cophocles».

Виды экранизаций литературного произведения.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 


 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОПЕРАТОРСКОЕ ДЕЛО»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

Целями освоения дисциплины «Операторское дело» - являются: формирование у студентов представления о месте и роли оператора в творческо-производственном процессе создания экранного произведения, а также подготовка телевизионного специалиста,  владеющего методами операторского мастерства, а также всеми современными изобразительными средствами телевидения и кино, существующими как в России, так и зарубежом.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач обучения: 

- формирование  у студентов понимание места и роли телевизионного оператора в съёмочном  процессе, представление об основных личностных качествах, присущих профессии телевизионного оператора, стрингера,  о тандеме журналиста и оператора в разных условиях;

- ознакомление  студентов  с различной  телевизионной съемочной техникой, со способами  подачи видеоинформации в различных жанрах;

- обучение методам профессиональной творческой деятельности телеоператора,  терминологии съёмочного процесса;

- дать понимание драматургии изображения,  объяснить применение светового оборудования в студии  и вне ее;

-  отработать  технические и творческие приёмы телевизионной съемки на практических   занятиях в телевизионной студии МГУ;

- научить системному планированию в организации съемочного процесса в разных условиях, составлению предварительных раскадровок, а также  умению быстро ориентироваться и находить наиболее выразительные изобразительные решения. 

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Операторское дело» является вариативной частью профессионального блока дисциплин, изучается на первом курсе в первом семестре магистратуры и тесно связана с рядом базовых вариативных дисциплин, дисциплин по выбору профессионального блока. Дисциплина «Операторское дело» основана на знаниях, полученных во время обучения «Основам операторского дела» в бакалавриате. Изучение дисциплины логически связано с курсами  «Современные теории массовых и виртуальных коммуникаций» и  «История мирового кино»,  которые изучается на первом, и продолжаются на втором курсе магистратуры.  Дисциплина  «Операторское дело» изучается параллельно также и с  дисциплинами «Теория искусства», «Телекритика», «История отечественного телевидения». В свою очередь дисциплины «Организация и продюсирование телепроизводства и телевещания», «Документальное кино и телерепортаж», «Телепутешествия» опираются на дисциплину «Операторское дело».

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

- способность реализовывать сложный новаторский художественный замысел в профессиональном творческом коллективе, владение теорией и технологией создания телевизионного произведения на основе синтеза традиционных и новейших методов и технических средств; учитывать возможности внедрения цифровых технологий (ПК-6);

- способность к участию в качестве автора проекта, сценариста, режиссера-постановщика, оператора-постановщика и ведущего в творческом и производственном процессе подготовки и трансляции постановочных телевизионных программ (ПК-7);

- владение навыками осуществления творческого процесса режиссерского монтажа телепрограммы или телефильма (ПК-8);

- способность к самостоятельной разработке формирования телеконтента проектов художественно-креативного оформления телевизионных программ (ПК-9).

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины составляет  3 зачетных единиц 108 часов.

Аудиторная работа – 36 часов.

Самостоятельная работа – 72 часа.

Форма итогового контроля – зачет.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Изображение в истории человечества. Инструментальный способ создания изображения. 

Взаимодействие оператора с корреспондентом. 

Основы светотехники. Практическое освоение композиции

Цветоведение и экспонометрия. Тема практического освоения «Приемы освещения»

Операторская оптика и ее применение. 

Операторская техника и операторские приемы

Технические задания по репортажной внестудийной съемке

Операторская работа в любом из пройденных жанров


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО И ТЕЛЕРЕПОРТАЖ»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

            Цель освоения дисциплины «Документальное кино и телерепортаж» состоит в том, чтобы сформировать у студента базовое представление о развитии  документального кино, его связи с другими видами визуального искусства, и получить знания об  основных этапах развития документального кинематографа  в 20-21 веках в России и за рубежом, привить навыки анализа документального кино с профессиональной точки зрения; подготовить грамотного, высокопрофессионального журналиста владеющего жанром репортажа - одним и основных документальных жанров, бытующих на телевидении. 

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

        Курс читается студентам II курса магистратуры в 3 семестре и относится к вариативной части профессионально блока дисциплины. Данный курс нацелен на формирование базового кругозора, высокого уровня эрудиции, адекватного научного мировоззрения студентов. Курс состоит из лекций и семинаров. Большое внимание уделяется самостоятельной творческой работе студентов в свободное время. 

Программа служит связующим звеном между историческим знанием студентов, с одной стороны, и практическими дисциплинами, необходимыми будущим журналистам с другой, поскольку ориентирован на прояснение причинно-следственных связей исторических процессов, состояния общества и их отражения в сфере документального кинематографа. 

Логически и содержательно курс непосредственно связан со всеми дисциплинами общенаучного блока, а опосредованно – с дисциплинами профессионального блока (Операторское дело, Теория телережиссуры, Телематургии (сценарное дело), Телекритики), обеспечивая телевизионному работнику необходимый для его специальности уровень эрудиции профессиональных знаний.

Несмотря на то, что курс читается на 2-м году обучения (третий семестр), в ходе чтения курса возникает необходимость проверки и повторения знаний истории, которые были, которые были приобретены в средней школе (история, география, обществоведение) и во время их обучения в ВУЗе. От студентов требуется развитый    навык самостоятельного логического и системного мышления.

Знание истории документального кинематографа и репортажа необходимо для закрепления журналистами   курсов «Отечественная история» и «Всемирная история» и ряда узкопрофессиональных курсов.

 

 

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

- способность к самостоятельному исследованию истории, теории и практики передового российского и зарубежного опыта работы в области телевидения, общих закономерностей и перспектив развития телевидения как СМИ и как вида искусства в широком гуманитарном и культурном контексте, а также к изучению средств и способов массовой коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-2);

- способность к осуществлению профессиональных функций специального корреспондента и обозревателя на телеканалах, в профильных изданиях по телевидению и кинематографии, СМИ, пресс-службах, к просветительской деятельности телевидения и кинематографии, подготовке телерепортажа (ПК-12).

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины составляет  72 часа,  2 зачетные единицы.

Аудиторная работа – 36 часов.

Самостоятельная работа – 36 часов.

Форма итогового контроля – зачет.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Рождение документального кинематографа

Возникновение пролетарского кино

Репортаж – один из основных жанров журналистики. Репортаж в телевизионных форматах. Границы жанра. Репортажность в  документальном кино

Телевизионный информационный репортаж. Виды репортажа.

Создание образа из репортажной съемки. Советский кинематограф в довоенное время. Методы работы репортера над темой. Репортёр на съёмочной площадке. Репортёр и оператор: границы ответственности и способы взаимодействия. Репортёр в монтажной

Документальное кино в годы II-ой Мировой войны и до хрущевской «оттепели»

Золотая пора шестидесятников в Советской кинодокументалистике

«Новая волна» в документальном кино Запада

«Парижская весна», «Пражская весна» в 1968

Кино эпохи гласности и перестройки. Расцвет документального кино. Документальное кино вне телевидения.

Документальное кино 90-ых годов в России

Современное документальное кино в России. Роль документального кино в обществе


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕЛЕПРОГРАММИРОВАНИЕ»

 

1. Цели освоения дисциплины

    

«Телепрограммирование» является подготовка специалиста, способного к концептуальной разработке программной политики вещательного телевизионного канала, владеющего методами организации и управления телевизионным контентом.

В этой связи задачами курса являются:

-           углубленное изучение теории и практики управления и формирования вещательной политики теле- и радиоканала,

-           освоение приемов и методов формирования вещательной сетки,

-           освоение, с точки зрения управления контентом, современных и перспективных видов телевизионного «нишевого», сетевого, Интернет-вещания.

Особое внимание уделено также существованию программируемого телевидения в условиях внедрения цифровых технологий как в сфере передачи и доставки видеосигнала, так и при создании вещательного контента. 

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Вариативная часть. Профессиональный блок.

Настоящая дисциплина находится во взаимосвязи с такими дисциплинами, как Современные теории массовых и виртуальных коммуникаций, Современные методы исследования массовых коммуникаций, Организация производства и продюсирования телепроизводства и телевещания, Проблемы истории и теории отечественного телевидения, Телекритика.

Обучающиеся по данному курсу должны уметь и быть готовыми усваивать материал со слов лектора и со страниц книг, соотносить услышанное и прочитанное с предлагаемым видеоматериалом.

 

       3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

- владение навыками самостоятельной разработки программной политики телеканалов и проектов новых телепрограмм (ПК-5).

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Аудиторная работа – 36 часов.

Самостоятельная работа – 36 часов.

Форма итогового контроля – зачет.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Концептуальные основы вещательной политики телеканала. Типология вещательных каналов. Понятие формата вещания.

Вещательная концепция канала и программинг. Программинг как часть вещательной концепции. Содержательное наполнение программинга. Контент вещания. Типология программного продукта.

Анализ вещательных концепций федеральных телеканалов.

Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией. Методы программирования. Сетка вещания.

Телепрограммирование и методы изучения аудитории

Анализ программных вещательных конструкций федеральных телеканалов.

Современные способы телевещания. Сетевое телевещание.  Местное телевещание: специфика программирования

Телевидение в Интернете.

Цифровое телевизионное вещание.  

Конкретный опыт управления контентом в производящих и вещающих телеорганизациях.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)